Поучение к поселянам о соблюдении чистоты и опрятности в их домах (1-е)
Православные христиане! По долгу пастыря вашего, посещая при разных случаях ваши дома и семейства, я нередко замечал у вас крайнюю нечистоту и неопрятность. А потому, желая вам всякого добра, прошу вас выслушать мою речь о том, как благоразумно поступают те христиане, которые в своих домах и во всем наружном виде своем наблюдают чистоту и благоприличие, и как неблагоразумно поступают те, которые живут в нечистоте и неопрятности.
Соблюдать чистоту и опрятность как в жилищах наших, так и во всем наружном виде нашем, не Бог весть какое хитрое, или трудное дело. А между тем, польза от этого великая, а именно: чистота и опрятность благодетельно действуют на здоровье человека, на его тело и даже на самую душу. Люди благоразумные замечают, что человек, наблюдающий чистоту и опрятность, имеет мысли светлые, намерения добрые, сердце нежное, волю твердую, расположенную к трудам и добродетели. И это часто справедливо. Войдите, наприм., в дом благоразумной и трудолюбивой матери семейства. В доме у ней всегда чисто и светло, все в порядке и опрятности; дети ее в прекрасном виде, добрые и веселые; все лежит на своем месте; сама она ласкова и приветлива; все носит печать благонравия и богобоязненности. А там, где стоят св. иконы, – какая красота, какое благолепие! Это святое, преукрашенное место невольно пробуждает в душе христианина благоговение и высокое почтение к Богу. А когда придет Господень праздник, тогда здесь настоящий рай. У такой хозяйки вся храмина убрана и преукрашена, как будто для принятия дорогих гостей. И точно, у ней самые дорогие гости, Благодать Божия и св. Ангел-Хранитель – эти дорогие, небесные гости невидимо покрывают добрую мать, благоговейно молящуюся пред св. иконами с ее добрыми детьми. Дух радуется, когда смотришь на такую жизнь семейства. И от чего все это происходит? Именно от благоразумия, трудолюбия и благонравия отца и матери. Доброму их примеру следуют и дети их, и они научаются благоразумию, трудолюбию и благонравию. А это такие добродетели, которые приобретают нам любовь и милость Божию.
Загляните же теперь в дом неопрятной хозяйки, и вы увидите пред собою картину неопрятную и безобразную. Жилище ее мрачное; везде навалено всякого мусора и нечистоты; все разбросано и там и сям: самая посуда, из которой человек вкушает пищу, также в нечистоте и нередко валяется в грязи под ногами. А о детях и говорить нечего: они постоянно в нечистоте, часто в изорванных, грязных платьях, часто больные, с бледными лицами, с дикими взорами. Нет у них страха и почтения к родителям, нет уважения и покорности к старшим; они кричат, шумят, часто друг друга бьют, кто чем попал. Мать ругает их скверными словами, часто клянет без милосердия. Такая жизнь, братие, скорее похожа на скотскую, нежели на человеческую, разумную. А если посмотреть на саму-то хозяйку – неряху, на кого она сама похожа? Нечистая и безобразная, она мало чем похожа на существо, одаренное разумною душою. Но загляните еще на божницу, где стоят св. иконы, и вы увидите, в каком пренебрежении и нечистоте часто находится это св. место. Там, за св. иконами можно найти, напр., дратву, смолу, шилья, щетину и даже целую колоду карт. Да и самые-то иконы св., как они иногда стоят на божнице? Иная икона лежит боком, а иная совсем вниз ликом. Господи, Боже наш! Куда же девается человеческий разум? Где благоговение к такой святости? Кроме сего, рядом же со св. иконами можно иногда видеть еще картины разных медведей, Ерусланов Лазаревичей, пляшущих пьяных людей с полштофами и чарками в руках. Кому же, спрашивается теперь, молится христианин? Св. иконам, или этим безобразным картинам? И что этому причиною? Именно нерадение, грязная жизнь. От нерадения и грязной жизни, как скажем ниже, человек тупеет и забывает о божественном. В добавление ко всему этому нужно сказать еще и то, что в этом же мрачном жилье, в котором от нечистоты и без того спирается нечистый воздух, нередко помещаются и нечистые животные, а от этого жилье делается еще безобразнее, воздух становится еще тяжелее и убийственнее для здоровья.
Нe красна, поэтому, должна быть и будущая жизнь детей, воспитанных в нечистоте и неопрятности. Какая, напр., выходит дочь из такого семейства? Какая она будет жена, какая мать, какая хозяйка? Она сама вся нечистая, а от нечистоты нечистота и происходит. И кто здесь более виноват, как не мать семейства? Ее нечистота и неряшество, как наследство, с пагубными последствиями переходит и к детям. Последствия эти вот какие: нечистота, сама по себе неприятная для взора нашего, причиняет вред здоровью человека. От нее, как мы уже заметили, спирается в комнате нечистый воздух; а каков воздух, такова и кровь в человеке. Испорченный воздух проходит во все наши члены, проникает в жилы и кости, портит нашу кровь и соки. А отсюда происходят болезни, страдания тела. От сего-то самого люди часто преждевременно стареют, хилеют, лишаются сил и здоровья. Нет у них часто свежести в лице, крепости в руках и ногах. Кроме сего, кому нравится бедность? Но и она по большей части, прививается к нечистоплотным. Нерадивый к чистоте тела оказывается ленивым и нерадивым к труду и хозяйству; он скорее привыкает к праздности, нежели к полезному занятию. А какое может быть довольство и благополучие там, где нет благоразумия, трудолюбия, где постоянное нерадение и беспечность ко всему? По необходимости является бедность, а с бедностью и тяжелая жизнь; а при тяжелой жизни является тоска и скука, досада и томление сердца. Таким образом нечистота есть яд, погубляющий здоровье и благополучие человека.
Но это еще не все. Привившись к телу, нечистота как зараза прививается и к душе и причиняет вред. И это также справедливо. Какое там может быть благонравие и благоговение к Богу, где постоянно пребывает нечистота и безобразие, где губительная леность, праздность и нерадение? Если человеком обладает леность и нерадение к наружной чистоте и благоприличию, то какое может он иметь попечение о своей душе? Подумает ли омыть ее от грехов чистосердечным покаянием и украсить добрыми делами? Нет, как бурьян на поле заглушает пшеницу, так и леность, и нерадение заглушают в его душе все доброе и святое. От того многие и молиться и перекреститься с толком не умеют. Они не крестятся, не молятся, а так только махают рукою, и как-то кивают только головой. А при этом какое может быть внимание к молитве, какое усердие и благоговение к Богу? И при таком настроении, при такой грязной жизни, что хорошее может прийти человеку в голову? Напротив, в голове толпятся, большею частью мысли нечистые и порочные. Да и как иначе? К каким мыслям и понятиям привыкает человек, живущий в нечистоте и пред собою видящий беспрерывно нечистоту и безобразие? Люди благоразумные замечают, что человек, ведущий грязную жизнь, всегда и во всем видит черную сторону, и душа его грубеет, черствеет и способности притупляются. От того-то портится его поведение и благонравие; он забывает о Боге и о душе своей, и живя грязною жизнью, скорее привыкает к обманам, нечистоте сердца и мыслей, и другим порокам, нежели к добрым делам. А всякая греховная нечистота, всякий порок противны Богу, и душу нашу влекут во тьму кромешную, назначенную для диавола и нераскаянных грешников. И после сего становится понятным, как неблагоразумно поступают те христиане, которые живут в нечистоте и неопрятности.
Желал бы я, братие, продолжить мою с вами беседу; но, чтобы не утомить вашего внимания, я отлагаю это дело до следующего богослужения, а теперь призываю на вас Божие благословение, как на своих духовных детей: идите с миром в ваши дома, да и поразмыслите порядком еще сами, не лучше ли, в самом деле, наблюдать во всем чистоту и опрятность, прогнать от себя леность, праздность и нерадение, и во всем наблюдать благоразумие и труд, чтобы и здоровье сохранить, и довольство иметь, и души своей не погубить в невежестве и грязной жизни. Аминь.