Источник

Поучение о христианском поминовении усопших

Прошу вас, братие, послушать о христианском поминовении усопших братий наших, скончавшихся в вере и надежде воскресения и жизни вечной. Благочестивое поминовение умерших есть установление святое, для поминаемых и поминающих спасительное, и есть священный долг для всякого православного христианина. Поминовение умерших началось в церкви Божией с глубокой древности (2Мак. 12:42–42), соблюдалось оно во времена апостольские, соблюдается доселе, и будет соблюдаться до второго пришествия Христова.

Что побуждает нас совершать поминовение умерших? Наша христианская любовь. Сия любовь николиже отпадает (1Кор. 13:8); она указывает милость людям живым, не забывает она и умерших; она желает им от Бога прощения грехов и блаженства вечного.

Поминовению умерших научает нас и наша христианская вера: она учит, что душа наша никогда не умирает. Душа наша произошла от Бога и должна жить вечно, как и Бог вечный; умирает только наше тело и возвращается в землю, от которой взято. Но и тело, в день общего воскресения мертвых, всемогущею силою Божиею воскреснет и соединится со своею душою, с которою предстанет и на страшный Божий суд, и тогда решится участь человеков на всю вечность: одни наследуют блаженство вечное, а другие – вечные муки. Душа наша, говорю, никогда не умирает, и она, после разлучения с телом своим, переходит в загробный мир и, смотря по тому, какими делами она богата, добрыми и худыми, предвкушает или блаженство небесное, или терпит мучения за свои грехи. Однако, умершие хотя и во грехах, но отшедшие отсюда с верою в Иисуса Христа, до всеобщего страшного Божия суда, полного наказания не получают и не лишаются надежды на облегчение своей горькой загробной жизни от Искупителя мира – Иисуса Христа. Иисус Христос, по любви к грешному роду человеческому, пострадал и умер на кресте за людей живых и за умерших, и Он, почивая плотью Своею во гробе, душою Своею, как Бог, сходил во ад и вывел из ада души всех умерших, с верою ожидавших Его пришествия. И мы, поэтому, веруем, что Господь, по своему милосердию, и теперь может освободить от адских мук души умерших во грехах, но верующих в Него.

Но как и чем души умерших могут заслужить себе избавление от своих мучений? Сами по себе, они уже ничего не могут сделать для своего спасения. После смерти тела не помогут им никакие молитвы их и никакое покаяние. Кто же может и должен подать им нужную помощь? Мы, живущие на земле, можем умилостивить за них Бoгa, исходатайствовать им прощение грехов и блаженство вечное. И само Божие слово наставляет нас. Благодать даяния пред всяким живым да будет, и над мертвецом не возбрани благодати (Сирах. 7:36), т. е. и умершего не лишай милости. Какой милости? Благочестивого поминовения.

В чем должно состоять наше поминовение? Чем именно можем и должны мы помогать умершим во грехах избавиться от их мучений? Своими усердными молитвами, милостынями, за них подаваемыми, особливо же совершением за них заупокойной литургии; ибо все это установлено святыми людьми, по внушению Божия Духа, для нашей пользы. И все это ясно и вразумительно подтверждается примерами из жизни святых. Вот пример на то, как благодетельна молитва живых за умерших. Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Один из богоносных отцов имел ученика, жившего в беспечности. Когда сей ученик в таком состоянии умер, то Господь, после молитв, принесенных старцем со слезами, показал ему ученика его, объятого огнем до шеи. Когда же старец еще много подвизался и молился, то Господь показал ему юношу, стоящего в огне по пояс. Потом, когда святый старец к трудам своим приложил новые труды, то Господь в видении явил ему юношу совершенно избавленным от огня“ (О пом. усопш. Моск. 1845 г. стр. 57).

Молясь за умерших, мы должны еще творить за упокой их милостыню. В Божием писании написано: милостыня от смерти избавляет, и тая очищает всяк грех (Тов. 12:9). А как милостыня спасительна для умерших, мы укажем пример. У блаженного Кир-Луки был родной брат, который, и по вступлении в монашеский сан, мало заботился о душе своей. В такой беспечности постигла его смерть. Блаженный Лука, скорбя особенно о том, что брат его не приготовился, как должно, к смерти, молил Бога открытъ ему участь. Однажды видит старец душу брата во власти злых духов, и после сего видения послал осмотреть келию его. Посланные нашли там деньги и вещи, из чего старец уразумел, что брат его страдает, между прочим, за нарушение обета нестяжания. Все найденное старец отдал нищим. После сего, во время молитвы, старцу открылось в видении судилище, на котором ангелы света спорят с духами злобы о душе усопшего брата. Старец слышит вопль злых духов: «душа наша, – она творила дела наши». Но ангелы говорят им, что она избавляется от их власти милостынею, розданною за нее. На сие духи злобы возразили: «разве усопший роздал милостыню? – Не этот ли старец?“ – указывая на Кир-Луку. Блаженный подвижник отвечал: «Да, – я сотворил милостыню, но не за себя, а за сию душу». Поруганные духи рассеялись, старец перестал скорбеть об участи брата (Пролог. 14 авгус.). Вот какая милость, по благодати Господней, подается душам, умершим во грехах, ради молитв и милостыни живых! Наши молитвы и милостыни изводят их из огня геенского, отгоняют от них демонов.

Но самую великую пользу умершим приносит совершение за них заупокойной литургии. Здесь Сам Иисус Христос в пречистых Тайнах Тела и Крови Своей приносит Себя в жертву Богу Отцу за грехи всего мира, и Своею кровью очищает грехи живущих на земле и отшедших в мир загробный. А как сия жертва Христова спасительна для умерших, мы подтвердим примером. Св. Григорий Двоеслов рассказывает в своих беседах (из книг. о пом. усопш. Москва, 1845 г. стр. 72), как известному в его время благочестивому священнику явился один преставившийся христианин и просил совершить за упокой души его бескровную жертву. К этой просьбе явившийся присовокупил, что если священная жертва облегчит его участь, то он уже в знамение сего не явится более священнику. Священник Христов исполнил просьбу и нового явления не последовало. Св. Григорий говорит: «сие обстоятельство показывает, как полезно для души приношение священной жертвы, когда и сами души умерших ожидают оного от живых, уверяют знамениями, что жертва сия разрешает их от грехов“. Не напрасно поэтому и теперь добрые христиане просят священнослужителей совершать заупокойные литургии по своим умершим сродникам, вспоминать имена их на проскомидии и пред Животворящею жертвою Христовою.

Зная все это, братие, будем всегда усердно молиться за умерших братий наших; подавать за них милостыню, особливо же совершать о них усердно моление при совершении Божественной литургии, пред животворящею жертвою Христовою, да простит им Господь грехи их, вольные и невольные, и да упокоит их в Своем небесном царстве. Совершая поминовение о душах умерших, мы и своим душам делаем пользу, ибо упражняемся в св. добродетели, укрепляемся в св. вере Христовой и приближаемся к Богу. Молись за умерших, будем помнить всегда, что и все мы в свое время перейдем в загробный мир. И как горько будет нашей душе, если она окажется в огне геенском, во власти демонов. Тогда-то мы убедимся, сколь необходимы и дороги для нас молитвы и милостыни наших ближних, живущих на земле, сколь необходимо и дорого для нас совершение святейшей жертвы Христовой. И как жалко будет нам, если никто из живых не помолится за нас! А потому, молясь за умерших, будем и сами готовиться к своей смерти, молиться и каяться в своих грехах и душам своим уготовлять добрые дела, дабы Господь, после нашей смерти, помиловал нас и не лишил Своего небесного царства. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle