Жизнеописание
Родился в 1872 году в Мариуполе в семье шкипера дальнего плавания.
Окончил Екатеринославскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию (1898) со званием кандидата богословия (канд. соч.: «Законодательство по церковным делам в Царствование Императора Александра II»).
Женат (единственный ребенок скончался во младенчестве, супруга - в 1948 г.).
Служил епархиальным противосектантским миссионером: Тамбовским (10.1.1899) и Екатеринославским (24.1.1902).
Харьковский епархиальный миссионер (29.12.1903).
Причислен к канцелярии обер-прокурора Св. Синода с откомандированием к архиепископу Харьковскому (20.6.1906).
Московский епархиальный миссионер проповедник (16.2.1908). Открыл в Москве «Народно-миссионерское братство поборников Святой веры» (окт. 1910). В либеральных кругах стяжал славу «реакционера». Возглавлял кампанию за отмену магистерского звания и. о. доцента Московской духовной академии Д.Г. Коновалова (1876-1947) за работу «Религиозный экстаз в русском мистическом сетантстве» (1907), бросавшую тень на Церковь (в 1909 г. указом Св. Синода уволен из Академии за «неправославный образ мыслей»; степень магистра отменена). Магистрант Казанской Духовной академии (1.6.1912). И. д. доцента Московской Духовной академии по кафедре Истории и обличении русского сектантства, с оставлением в должности епархиального миссионера (18.10.1912).
Член Русского Собрания, где часто выступал с докладами, наиболее важные из них: «Освободительное движение наших дней» (7.12.1908); «Декларация Союза 17 октября» (3.05.1909); «Вероисповедная система русского государства последнего времени» (17.11.1911). Принимал активное участие в монархическом движении в Москве, один из ближайших сподвижников прот. И. И. Восторгова. Член правления Братства Воскресения Христова. Участник Четвертого Всероссийского Съезда Объединенного Русского Народа в Москве 26 апр.-1 мая 1907, выступал на 1-м Всероссийском съезде представителей Союза правой русской печати, который проходил в рамках Четвертого съезда 29 апр. 1907. Был членом Организационного Комитета по подготовке Съезда Русских Людей в Москве 27 сент.—4 окт. 1909 ( «Восторговский» Съезд), готовил целый ряд материалов к Съезду. Активный участник заседаний съезда, секретарь секции церковных вопросов, член исполнительно-редакционной комиссии, созданной съездом для завершения работ.
Сотрудник и соредактор ежемесячного церковно-общественного и миссионерского журнала «Голос Церкви», издававшегося Чудовым монастырем в Москве (1912-1916).
Указом Св. Синода переведен на аналогичную кафедру в С.-Петербургскую Духовную академию и назначен Петербургским епархиальным миссионером (9.7.1913).
Редактор журнала «Душеполезное чтение» (1915-1917).
Член Миссионерского совета при Св. Синоде (11.3.1915).
Участник Совещания Монархистов 21—23 нояб. 1915 в Петрограде (Петроградское Совещание), где выступал в прениях по вопросу борьбы с Прогрессивным блоком.
Участник Собора 1917-1918 гг.
Работал при 1-м Петроградском университете, сотрудник Наркомпроса (15.4.1919).
Арестован в Петрограде без предъявления обвинения (23.10.1919). Отправлен во внутреннюю тюрьму на Лубянке (16.11.1919). Находился в Новопесковском и Ивановском концлагерях в качестве заложника (дек. 1919). По ходатайству Политического Красного Креста освобожден, вернувшись в Петроград.
Начальник секретариата Московского комитета путей сообщения и Московской железной дороги (1920-1.6.1921). Старший ученый архивист при Петроградском отделении Центрального архива РСФСР и научный сотрудник при Едином Государственном Архивном Фонде (1921-27.6.1923). Научный сотрудник 1-го разряда в секции научных работ Петрограда по линии Цетральной комиссии улучшения быта ученых.
Арестован в Лениграде (26.3.1927). По ст. 58-10 УК РСФСР приговорен к трем годам ссылки в Севкрай. (13.1.1928). Отправлен в Краснококшайск (Йошкар-Олу).
Организатор, а затем сотрудник Павлоградского архива (1933-1937). На пенсии (1937).
17 декабря 1964 года скончался в Павлограде Днепропетровской области.
Труды автора
Опубликовал в «Журнале Московской Патриархии» несколько статей (1950-1954). Одна из этих последних статей (1953 г.) посвящена критике заблуждений митрополита Антония (Храповицкого) по поводу догмата искупления.
- Догмат искупления / Журнал Московской Патриархии. М., 1952. № 1. СС. 64-76
- О соединении церквей // Журнал Московской Патриархии. 1945. № 5. СС. 36-4
Перу Айвазова принадлежит более 250 трудов, в основном по сектоведению и противосектантской полемике. Среди статей многие посвящены также церковно-общественной жизни, защите Православной Церкви в России. Писал под псевдонимами Правдолюбов И., Азовский И., Мариупольский И.
- Орловский миссионерский съезд в связи с вопросом о свободе совести. Тамбов, 1901
- Внутренняя миссия в тамбовской епархии за 25 лет. Тамбов, 1903
- Областной миссионерский съезд в Одессе // Мирный труд. 1905. Кн. 10
- Всемирная задача христианства. Христианское самодержавие. СПб., 1905
- К вопросу о смертной казни. Изд. 3-е. Харьков, 1905
- Русское сектантство. Изд. 3-е. Харьков, 1906
- Миссионерская полемика. Изд. 3-е. Харьков, 1907
- Московские сектанты и московские братцы. Изд. 2-е. М., 1909
- Обновленцы и староцерковники. В недрах церковно-общественных настроений нашего времени. М., 1909
- Религиозное обновление наших дней («Новопутейцы», «Вехи»). 3-е изд., испр. и доп. М., 1910
- Религиозная правда русского самодержавия. 3-е изд. М., 1910
- Власть русского Царя. М., 1912
- Для клира и народа. Православный сборник церковных песнопений. С приложением миссионерского месяцеслова… Собрали И. Г. Айвазов и Н. И. Романцев. Под ред. И. Г. Айвазова. СПб., 1914
- Царь Иудейский. Драма в 4-х действиях и 5-ти картинах. М., 1914
- Новая вероисповедная система русского государства. — М., 1914
- Граф Лев Толстой. Пг., 1914
- Христовщина. Т. 1—3. Пг., 1915
- Русское сектантство. М., 1915
- Христианская Церковь и современный социализм. 5-е изд. Пг., 1915
- Баптизм — орудие германизации России. 3-е доп. изд. Пг., 1916
- Материалы для исследования секты скопцов. М. 1916.
- Владимир, Митрополит Киевский и Галицкий. Пг., б