Источник

Псалом 93

Пс.93:1. Псалом Давиду, в четвертый субботы. Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть.

Пс.93:2. Вознесися, судяй земли, воздаждь воздаяние гордым.

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском тексте никакой надписи здесь нет, а токмо в Греческих и Римских книгах находят оную Иероним, Августин, Феодорит и другие отцы. Почему нет сомнения, что приложена она от седмидесяти толковников. Оныя слова, в четвертый (день) субботы означают, что Евреи псалом сей обыкновенно певали в четвертый день после субботы, то есть, в среду.

СОДЕРЖАНИЕ

Пророк просит Божией помощи против насилия врагов и нечестивых людей, кои безчеловечно угнетали святых. И без сомнения глаголет о домашних или внутренних врагах, коих неправедное усилие не меньше вредно было святым, как и нападение внешних народов.

Известно, что Иудеи отвсюду окружены были многими иноплеменными народами и потому столько имели жесточайших врагов, сколько соседей, которые непрестанно озлобляли и утесняли их. Но как внутреннее зло, причиняемое со стороны господствовавших тогда людей, сильнее угнетало их, сего ради Пророк достойно и праведно вопиет к Богу, дабы отвратил толь пагубное зло. Боже отмщений, явися во славе: вознесися судяй земли! Выражение весьма обыкновенное Пророкам. Они приписывают явление и вознесение Богу во время, когда Он видимым образом оказывает правосудие Свое и когда восходит на судилищный престол, дабы наказать беззакония, и явить силу Свою миру. Сие же глаголется относительно к нам, дабы мы были удостоверены, что Бог печется о нас, когда очевидно простирает руку Свою, и помогает нам. Следующее повторение, Боже отмщений, Боже отмщений и прилагательныя имена, судяй земли, собственно, относятся к настоящей материи: ибо хотя и всем судиям предлежит должность отмщать за беззакония, но она свойственнее приличествует Богу, яко верховному над всеми Судии, мстящему беззакония не токмо простых людей, но и самых судей, и вельмож, и царей. И потому слово: отмщений – полагается здесь или вместо превосходительнаго степени, в каком разуме сказано: Бог милости и щедрот, то есть, премилостивый и прещедрый, или означает то же, что виновник мщений, в каком разуме у Апостола сказано: Бог мира, Бог упования, Бог спасения (Рим. 15:13). В самом деле Бог есть виновник мщений: ибо не токмо Сам чрез Себя отмщает грехи, но и чрез твари Свои безчисленными и весьма сокровенными способами бывает причиною отмщений; понеже часто и грех по правосудию Божию делается наказанием греха, и самыя вожделенныя вещи, которых люди с великим жаром желают и ищут иногда, обращает им в наказание. Сего ради Пророк как бы напоминает Богу о должности Его такими словами: Господи, Твое есть дело отмщать беззакония людей и судить землю! Но Ты видишь, коль они бывают дерзки, когда нечестие их остается без наказания. Убо смири врагов и отмсти беззакония их, и тако наказав, загради уста тех, кои отвергают промысл Твой. Наипаче же произнеси праведный приговор на людей гордых, и сим образом отмсти главное беззаконие их и загради источник другим порокам. Ибо как гордыня есть царица пороков, по низложении которой и прочие пороки исчезают, сего ради Пророк особенно упоминает о гордых, дабы показать, что на суде одни токмо те наказываются, кои по гордости своей не хотят смириться. Ибо хотя все мы согрешили, и лишени есмы славы Божией (Рим. 3:23), как говорит Апостол Павел, но те, которые смиряются под крепкою рукою Бога и сердце сокрушенно и смиренно имеют, приемлют прощение, а которые гордятся и грехи свои защищают, те праведно наказуются.

Пс.93:3. Доколе грешницы, Господи, доколе грешницы восхвалятся?

Пророк сими словами извиняет жар свой пред Богом, прося благовременныя и скорыя помощи против нечестивых, которые не полагают пределов гордости своей. Таким образом изъясняется, что жалоба его не от легкомыслия, ниже от маловажной причины происходит, но что несносныя обиды исторгают оную. К увеличению зла присовокупляет обстоятельство времени, показывая, что грешники, о которых говорит, употребляя во зло Божие долготерпение, не токмо ожесточились и от ожесточения простерлись к дерзости, но и дошли до такого безстыдства, что стали думать, аки бы Бог беззакониям их благоприятствует. Ибо чрез наречие доколе, дважды повторенное, означает долговременную ненаказанность, аки бы сказал, что нечестивые не ныне только начали грешить, но давно уже, во зло употребляя Божие долготерпение, не знают меры во грехах. А когда нечестивые издревле толикое употребляли мучительство в церкви и не вдруг были караемы от Бога, то мы не должны удивляться, ежели она и ныне долговременным подвержена бывает угнетениям, но притом и думать не должны, чтоб была она вовсе оставлена от Бога, хоть и не скоро простирает руку Свою ко исцелению зол ея. Глагол восхвалятся означает дерзкую похвальбу нечестивых, соединенную с гордостию, когда они при долговременном благополучии мечтают, аки бы им все делать позволено.

Пс.93:4. Провещают и возглаголют неправду, возглаголют вси делающии беззаконие?

Сими словами яснее изображает то же, что и выше, показывая, что нечестивые толикою надмеваются гордостию, что не стыдятся даже хвалиться своими беззакониями: ибо глагол провещают, без сомнения, относится к дерзким и безразсудным похвальбам. Отсюду видим, до чего доводит гордость нечестивых людей. Она так ослепляет их, что они, забыв и стыд и благопристойность, безумно превозносят силу свою. Следующия слова: возглаголют неправду, возглаголют (жестокая), означают угрозы, склонность к убийству, к насилию и к жестокости. Сия-то есть та неправда, о которой глаголет здесь Пророк и которая из сердца плотянаго и мягкаго делает каменное. А как таковое расположение нечестивых было тяжким искушением для верных (ибо видеть таких извергов господствующими членами в церкви не токмо для всякаго соблазнительно, но и несносно), то мы не должны почитать за нечто новое, ежели церковь и ныне от подобных извергов страждет; но имеем долг молиться Богу, дабы, по долговременном терпении, наконец или исправил их, или правосудно наказал.

Пс.93:5. Люди твоя, Господи, смириша, и достояние твое озлобиша:

Пс.93:6. вдовицу и сира умориша, и пришельца убиша,

Описав необузданный язык и злобный нрав нечестивых, здесь описывает и самыя дела их, показывая, коль жестоко озлобляют церковь. Ежели несносно видеть простых людей, угнетаемых неправедно от сильных, то гораздо несноснее видеть Божиих сынов, иже суть единственное достояние Бога, безчеловечно от мучителей попираемых. За сим следует другое обстоятельство, увеличивающее злобу нечестивых: ибо и вдов не щадят, и пришельцев и сирот убивают. Бог, повелев нам вообще хранить взаимную друг к другу любовь, особенно заповедал пещися о вдовах и сиротах и пришельцах, кои тем больше достойны нашего человеколюбия и милосердия, чем больше подвержены обидам. Отсюду яснее открывается нечестие тех беззаконников, кои, нападая на людей бедных, не токмо нарушают общее человечества право, но и то повеление, которое дал им Бог о хранении благосостояния бедных. Итак, гораздо более привлекают на себя гнев Божий те, которые на бедных безчеловечно нападают. Когда самый возраст сирых детей, не могущих защитить себя по слабости сил, служит им защитою от псов и диких зверей, то коль постыдно и безчестно большим людям испытывать силы свои на безоружных и всякаго сожаления достойных тварях! Здесь аки в зерцале видим, коль несчастно было состояние церкви в тогдашния времена. Она имела законы, имела судилищныя места и расправы, учрежденныя Богом, при всем том мы видим, коль обезображено было состояние ея всякаго рода пороками.

Пс.93:7. и реша: не узрит Господь, ниже уразумеет Бог Иаковль.

Сие место не так должно разуметь, аки бы нечестивые точно такия слова говорили, но поскольку не иначе думали о Боге, как бы Он никакого попечения о человеческом роде не имел, сего ради Пророк по справедливости укоряет их, яко таких, которые мнят, что мир сей промыслом Божиим не управляется, и что нет никакого судии, которому бы они обязаны были дать отчет в делах своих. Ибо ежели бы удостоверены были о промысле Бога, как должно, то возымели бы почтение к Нему, которое произвело бы в них благоговение и страх к величеству Его. Итак, намерение Пророка клонится к тому, чтоб изобразить внутреннюю злость нечестивых, и показать, что грешник, отринув и забыв страх Божий, все себе позволяет. Ежели бы кто и из мирских людей, не вкусивших никогда небеснаго учения, так начал ругаться Богу, то и в таком безумие сие было бы несносно, но когда люди, от юности воспитанные в учении закона, толь презрительно мнят о Боге, аки бы Он ничего не видит и не слышит, то сие по истине не токмо странно и чудно, но и зело ужасно.

Пс.93:8. Разумейте же, безумнии в людех, и буии некогда, умудритеся:

Пс.93:9. насаждей ухо, не слышит ли? или создавый око, не сматряет ли?

Понеже отнимать у Бога право судии есть хула, достойная проклятия, сего ради Пророк сильнее вооружается против безумия тех, кои избегая правосудия Его, мнят хитростьми своими укрыться от очей Божиих. Нарицая нечестивых безумными в людях, сильнее выражает, нежели когда бы просто безумными нарекл: ибо безумие весьма неизвинительно было в сынах Авраамовых, о которых говорит Моисей: кий язык тако велий, емуже есть Бог приближаяйся ему (Втор. 4:7)? Аки бы сказал: преимущество ваше пред всеми прочими народами в том состоит, что вы имеете законоположника Бога. Сей есть разум ваш, сия есть мудрость ваша; но вы ни того, ни другаго ни имеете, убо разумейте, безумнии в людех! Впрочем нет сомнения, что безумными в людех нарицает наипаче начальнейших людей между народом, поставленных на степени честей и достоинств, и укоряет их яко невежд. Ибо гордых людей, коих ослепляет достоинство, так должно приводить в порядок, чтоб они чувствовали, что у Бога все равны. Таким образом доставляет их на ряду с простым народом, дабы высокостию своею перестали гордиться. Следующими словами: буии некогда умудритеся – язвительно смеется гордости их, так как бы сказал, что они разве тем только отличаются от других, что всех безумием превосходят. Сие увеличивает другим обстоятельством, показывая, что они от давних времен закоснели в безумии своем, ибо с сим намерением положил оныя слова: некогда умудритеся. За сим следует вопрос: насаждей ухо не слышит ли? или создавый око не видит ли? Ежели бы нечестивые, как сказано выше, прямо удостоверены были, что Бог видит и замечает дела их, то по крайней мере столько почтения имели бы к Нему, сколько к людям, пред коими они грешить стыдятся; но поскольку безумная гордость так ослепила их, что они Бога за некоего бездушнаго истукана почитают, сего ради Пророк, отражая богохульное мнение сие, не без причины умословствует от естественнаго порядка, заключая, что ежели люди имеют зрение и слух (понеже сия способность дана им от Бога), то нельзя статься, чтоб могло нечто утаиться от Того, Который и слух, и очи создал.

Пс.93:10. наказуяй языки, не обличит ли, учай человека разуму?

Сими словами Пророк изображает, что безбожники тщетно ласкают себя ненаказанностию, когда сами видят, что все нечестивые народы не избегают Божиих казней. Таким образом умословствует от большаго к меньшему, заключая, что ежели Бог не щадит целых народов, но за грехи их правосудно наказывает, то нельзя статься, чтоб оставил без наказания немногое число безбожников. Некоторые слова сии относят к тем достопамятным казням, о которых читаем в Священном Писании, каковы, например, были те, коими покарал Бог Содом и Гоморр, и весь человеческий род (Быт. 19), первых истребив небесным огнем, а последних всемирным потопом (Быт. 7). Но другие основательнее относят к тем ожесточенным людям, которые, видя погибель целых народов, не исправляются.

Следующия за сим слова: учай человека разуму (не разумеет ли?) – клонятся к обличению дерзкаго нрава тех, кои из презрения Бога приобретают себе похвалу и имя людей остроумных, якоже и Исаиа, изрекая проклятие на сих мнимых мудрецов, подкапывающих основания благочестия и веры, вопиет: горе глаголющим: кто ны виде? и кто ны уразумеет, яже мы творим? (Ис. 29:15). Аки бы сказал: вы, надеяся на разум свой думаете обмануть Бога, как бы в вашей состояло власти лишить Его разума. Но, о безумные! Бог разумеет ваши намерения, ибо не токмо Сам имеет разум, но и сообщает его человекам, дабы разумели. Он вразумляет и научает их, когда при самом еще творении влиял в них свет разумения. Убо учай человека разуму (не разумеет ли?).

Пс.93:11. Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна.

Здесь паки ругается суетным мечтам тех людей, кои, противоборствуя Богу, надеются укрыться от очей Его. Итак, дабы перестали ласкать себя сим тщетным предлогом, напоминает, что сии мечты вдруг исчезнут, когда предстанут они пред лице Бога. Откуду следует, что они в хитрых замыслах своих нимало не успеют: понеже Бог ведает и самыя сокровеннейшия мысли человеческия и купно смеется суетности их. Таким образом, привлекая их пред судилище Божие, увещавает войти во испытание собственныя совести, которую подавляют они своею безпечностию, не делая различия между добром и злом и не чувствуя гласа ея.

Пс.93:12. Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона твоего научиши его:

Пс.93:13. укротити его от дний лютых, Дóндеже изрыется грешному яма.

Изобличив злобу и коварство нечестивых, здесь обращается к утешению как себя, так и всех благочестивых, дабы показать, что Бог о спасении их печется, хотя на время и попускает бедствовать. Учение весьма полезное на все течение жизни, которое должны мы препровождать в непрестанной брани: ибо хотя Бог, щадя немощь нашу, дает нам некоторое отдохновение, однако хощет, чтоб и с бедствиями сражались. Сего ради Пророк блаженными нарицает тех, коих Бог правилами закона Своего к ношению креста приобучил, да еще и сокровенным утешением Духа Своего подкрепил, дабы под бременем бедствий не падали. Ибо Пророк признается, что люди не так от природы любомудрствуют, чтоб бедствия спокойным духом сносить и непрестанно к своей цели стремиться, но что сия премудрость от Бога сообщается. И потому, рекши в первом месте: блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, тотчас присовокупляет: и от закона Твоего научиши его, дабы показать, что премудрость оная, которую Бог вдыхает в нас, купно и в законе открывается. А сим свидетельством одобряет нам и внешняго учения пользу, якоже и Павел глаголет: елика преднаписана Быша, в наше наказание преднаписашася, да терпением и утешением писаний упование имамы (Рим. 15:4). Отсюду видим, из какого источника должно почерпать премудрость. Сей источник есть закон Божий, Который, умягчая болезни и страдания наши, питает в нас благую надежду и покаряет произволению Бога. Итак, благоразумно Пророк от сего основания учение свое начал, дабы познали верные, что они злостраждут на краткое время, и то для того, дабы, скорее окончив подвиг свой, улучили блаженный покой. Сего ради присовокупил: во еже бы препокоити их от дней лютых. За сим следует: дондеже изрыется грешному яма. Сию вторую часть утешения по нужде должен был присовокупить: ибо когда нечестивые торжествуют, а Бог между тем терпит и не смиряет их, то нельзя статься, чтоб в сердцах и самых равнодушных людей сильный жар ревнования не воскипел. Сего ради Пророк благовременно предваряет верных, напоминая им, что нечестивые остаются на земле подобно мертвому трупу, лежащему в комнате, пока выроется яма. А сими словами научает, что верные не могут иначе стоять непоколебимы, Дóндеже не станут на страже, яко же глаголет Аввакум, и не посмотрят издалече на судьбы Бога (Авв. 2:1). Они узрят нечестивых веселящихся и торжествующих, и ежели далее взора своего не прострут, то от негодования падут: то ежели помыслят, что светлые домы, в которых ныне живут они, даны им на краткое время, дабы умереть в них после, то сие утешение к успокоению духа и к прогнанию печали довольно будет.

Пс.93:14. Яко не отринет Господь людий своих, и достояния своего не оставит:

Здесь дает причину, чего ради сказал: дондеже изрыется грешному яма; ибо промысл Божий готовит грешникам погибель того ради, понеже любит людей Своих, то есть праведников, и никогда не оставляет достояния Своего, хотя, по-видимому, и гневается, а иногда и наказывает. Сие изречение должны мы почитать за священное в злостраданиях наших прибежище: ибо Пророк, нарицая нас Божиими людьми, показывает, что Бог усыновил нас туне и что спасение наше Ему драгоценно. Чего ради? Понеже не всуе обещал так хранить Свою церковь, как собственное достояние. Отсюду заключаем, что терпение наше не будет иметь своея цены пред Богом, ежели мы не будем покорять мудрования плоти премудрым законам Божия промысла.

Пс.93:15. дондеже правда обратится на суд, и держащиися ея вси правии сердцем.

Пророк объясняет вышереченныя слова, – то есть, что праведные люди не будут отринуты, ниже оставлены Богом даже до того последняго дня, когда правда Божия, которая ныне, по-видимому, состоит в одной токмо возможности или во умозрении, обратится в действие суда и из умозрительной соделается деятельною, воздавая всем свое по заслугам, то есть, или венец славы, или оброки вечныя смерти. Тогда вси держащиися ея, то есть, любящии ю и имеющии правое сердце, по ней оправдятся. Таким образом, Пророк обещает здесь праведным гораздо лучшее состояние, нежели в каком здесь находятся они.

Пс.93:16. Кто востанет ми на лукавнующыя? или кто спредстанет ми на делающыя беззаконие?

Пс.93:17. Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя.

Здесь аки на картине живо изображает Пророк, колико потерпел он бедствий от злых и коварных людей; ибо вопиет не иначе, как человек, находящийся в очевидной опасности потеряния жизни, аки бы сказал: кто защитит меня от толикаго числа людей злонамеренных, или кто станет со страны моея против делающих беззаконие? В следующем стихе подтверждает то же, и дабы лучше прославить Божию благость и силу, упоминает, что он не от маловажной некоей опасности избавлен был, но от самыя смерти. Сего ради глаголет: аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя. Аки бы сказал: ежели бы Бог не простер руки Своея свыше и не исхитил жизни моея из челюстей смерти, то я совершенно пропал бы. Кратко сказать, сущность слов состоит в том, что смерть так близка была к Пророку, что он по собственному признанию отчаявался в жизни, так, как и Павел негде сказал: сами в себе осуждение имехом, да не надеющеся будем на ся, но на Бога, возставляющаго мертвыя (2Кор. 1:9).

Пс.93:18. Аще глаголах: подвижеся нога моя, милость твоя, Господи, помогаше ми:

Пс.93:19. по множеству болезней моих в сердцы моем, утешения твоя возвеселиша душу мою.

Сими словами Пророк показывает, что он при всех вышереченных бедствиях никогда не преставал призывать Бога на помощь, но всегда имел в виду благую надежду, аки бы сказал: ежели когда чувствовал я слабость мою, – а чувствовал всегда, – и понимал, что я не в силах сам собою преодолеть всех искушений, сопряженных с жизнию человека, тогда прибегал к милости Твоей, которая помогала мне то просвещая разум, то очищая сердце, то телу подавая силы, довлеющия подкрепить колеблющияся ноги. Сие яснее видно из следующаго стиха, где говорит, что болезни его всегда были врачуемы некоторым утешением: по множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою. Болезньми нарицает свои безпокойства, труды, печали и заботы, которыми непременно был бы подавлен, ежели бы не имел некотораго утешения от Бога. Итак, место сие научает, что Бог, по мере скорбей и печалей, равномерную и помощь рабам Своим подает, распространяя стесненное сердце их, как сказано инде (Пс. 4:2). Почему и мы, чем больше тяготеют бедствия наши, тем благонадежнее быть должны, что Божия милость сильнее всех бедствий наших.

Пс.93:20. Да не пребудет тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление.

Пророк подкрепляет свою надежду от Божия свойства: ибо нельзя статься, чтоб Бог когда-нибудь нечестивым людям благоприятствовал или бы соглашался на их нечестивые замыслы.

А при таковом неблаговолении Бога, как могут избежать погибели? Вопрос имеет здесь больше силы, нежели простыя слова. Он показывает, что всякая неправда Божию свойству зело противна. О престоле беззакония с намерением упоминает: ибо не простых обвиняет беззаконников, каковы, например, были разбойники и воры, коих наказывают виселицами, но вооружается против мучителей, кои под ложным предлогом справедливости угнетали церковь. Сего ради глаголет, что хотя и сидят на месте, приличном Богу, но ничего общаго с Ним не имеют: понеже престол оный оскверняют и безчестят своими беззакониями. Во втором члене яснее мысль сию изображает, где говорит, что те совсем чужды Бога, кои неправду созидают вместо правоты, и нарушают благоучрежденный порядок. Сими словами укоряет неправедных судей, кои, употребляя всякаго рода насилие, притворялись, аки бы то делают, наблюдая свою должность. Ибо вероломные судьи, дабы удержать при себе благовидное имя честных людей, разные находят способы к прикрытию злодейств своих. Отсюду видим, куда клонится намерение Пророка. Он показывает, что хотя имя престола есть имя достопочтенное, но когда безчестится беззакониями людей, то лишается своей чести пред Богом, Который беззакония терпеть не может.

Пс.93:21. Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят.

Сими словами Пророк означает, что он имел дело не с простыми людьми, но с предводителями народа, имевшими власть в государстве. Притом изображает и то, что он и другие верные не от одного или от двух частных человек претерпевали напасти, но от целаго полчища злых людей, которые в лице судей на подобие ловцов или разбойников проливали кровь неповинную. Таковое позорище подлинно было печальное и купно гнусное: ибо приятно ли видеть судилищныя места превращаемы в вертеп разбойников, где кровь неповинных лиется ручьями?

Пс.93:22. И бысть мне Господь в прибежище, и Бог мой в помощь упования моего:

Пс.93:23. и воздаст им Господь беззаконие их, и по лукавствию их погубит я Господь Бог.

Сими словами Пророк заключает, что он во всех вышереченных бедствиях в едином токмо Боге находил помощника и покровителя: ибо от всего мира оставлен был, якоже и Павел жалуется на друзей своих, что они во время подвига его пред Нероном, все оставили его (2Тим. 4:16). Но купно сими же словами паки прославляет Божию силу, которая едина могла превозмощи толь сильныя напасти и отвратить толикое неистовство врагов, со всем полчищем споборников их. Притом не о том токмо говорит, что Бог был ему вместо каменныя крепости, откуду презирал он все усилия врагов и где безопасно скрывался, но и благодаря за покровительство Его, возвещает врагам погибель. Воздаст им Господь беззаконие их. То есть, Бог сделает то, что беззаконныя предприятия нечестивых обратятся на главу их самих; ибо не праведнику вредят, который за терпение свое венец приемлет, но себе самим вред причиняют, приемля казнь за злобу. Здесь заметить должно, что ежели бы намерения нечестивых только что безуспешны были, то и тогда было бы ощутительно действие правосудия Божия, но когда и сами еще падают в яму, которую другим копают, и приседя в ловительстве в тайных, еже убити неповиннаго (Пс. 9:29), сами в коварном ловительстве погибают, закалая себя своими собственными мечами, тогда правосудие Божие чуднее и лучше открывается. Сие яснее изображается в следующих словах: и по лукавствию их погубит я Господь Бог. Где прилично замечает Августин, что Бог не столько наказывает их за то, что сделали, сколько за злобу, с каковою что сделали. Например, предал Христа на смерть Иуда, предал и Бог Отец: но Отцу мы благодарим, зане тако возлюби мир, яко и Сына Своего за нас всех предал есть (Рим. 8:32), как говорил Апостол, а Иуду проклинаем, понеже из сребролюбия, а не из любви, и ради корысти, а не ради спасения нашего предал Христа.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle