Источник

Псалом 92

Пс.92:1. В день предсубботный, внегда населися земля, хвала песни Давиду, Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится.

НАДПИСАНИЕ

Сей надписи в Еврейских книгах нет, а токмо в Греческих и Римских, да и то не во всех и потому нет нужды толковать оную.

СОДЕРЖАНИЕ

Пророк в начале псалма сего проповедует безпредельную Божию славу, потом присовокупляет, что Бог есть верен, и никогда верных Своих не обманывает, кои обемля верою обетования Его, посреде самых мятежей и коловратностей мира спокойным духом ожидают спасения своего.

Пророк сими словами научает нас находить материю упования в Божией силе: ибо откуду родится в нас страх и трепет при малейшей опасности, ежели не оттуду, что мы отъемлем у Бога силу Его, да еще и самое владычество? Правда, мы не смеем делать сего явно: но ежели бы совершенно удостоверены были во всемогуществе Его, то против всех искушений и напастей мира имели бы в Нем твердую подпору. Хотя словами все признаются в том, что Бог царствует, как Пророк научает, но много ли есть таких, которые бы щит сей противопоставляли усилиям мира, как должно, и ничего не боялись, сколько бы страх велик ни был? Итак, слава царствия Божия в том состоит, что Он по воли Своей управляет человеческим родом. Облечение в лепоту приписывается Богу не потому, аки бы было в Нем нечто постороннее или отинуду прившедшее, чего отнюдь воображать нам не должно, но дабы самым делом и видимыми опытами доказать, что чудным промыслом и неизреченною премудростию хранит человеческий род и потому приемлет на Себя великолепие, прилично царям. Господь воцарися, в лепоту облечеся. А яко печется о сохранении мира, сие доказывает самое творение вселенныя: ибо и самое воззрение на мир может довольно засвидетельствовать нам промысл Божий. Воздух непрестанно движется, и нет толь сильнаго потрясения, которое бы могло привесть в замешательство всегда равномерное движение его. Солнце в кругообращении своем всегда известным путем течет и повсегодно возвращается к средоточию своему. Планеты в своих непостоянных движениях имеют постоянные законы. Земля каким бы образом могла на воздухе висеть, ежели бы Божиею рукою не была поддерживаема? каким бы образом могла при толь стремительном движении небес пребыть непоколебима, ежели бы не имела твердости от своего Творца? Итак, весьма выразительно сказаны оныя слова: ибо утверди вселенную, яже не подвижится.

Пс.92:2. Готов престол твой оттоле: от века ты еси.

Некоторые слова сии разумеют просто о вечности Бога, но сие мнение неосновательно: ибо Пророк под сими словами не одну токмо вечность разумеет, но и владычество, и величество, и правосудие Бога, а наипаче правление мира. Сие доказывает имя престола, которое хотя не свойственно приписывается Богу, но Писание, снисходя слабости ума нашего, на многих местах в сем разуме оное употребляет. Почему слова сии таким порядком читать должно: Господи, от века Ты еси: убо и престол Твой оттоле, то есть, от вечности, без начала. Сим изречением Пророк отражает все те лжи, которыя или бытие Божие отвергают, или силу Его унижают; аки бы сказал, что Бог не был бы Богом, ежели бы на престоле Своем не сидел и купно не управлял миром.

Пс.92:3. Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя:

Пс.92:4. возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих. Дивны высоты морския: дивен в высоких Господь.

Место сие разные разно толкуют. Некоторые в преносном смысле относят к насилию врагов, востававших на церковь, и к милости Бога, усмирившаго их. Другие просто разумеют и толкуют так: что хотя и страшен шум великих вод, но страх сей еще более превосходят волны морския; Бог же и паче сих в высочайшей степени страшнее. Но сии толкования не так основательны. Мы оставя их, поищем другаго разума слов. Пророк аки на картине живо изображает нам здесь Божию силу, как бы так говоря: что нет нужды искать нам другаго яснейшаго доказательства Божией силы и страшнаго величества Его, как в стремительном течении рек и в волнении моря. Сему подобно и во псалме Пс. 28:3, сказал: глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Итак, вся сущность слов состоит в том, что Бог и в шуме рек, и в бурном волнении моря являет силу Свою, дабы возбудить в нас благоговение к Себе, но и сие есть ничто, когда представим величество Бога, каково оно есть на небеси. Впрочем можно еще из слов сих извлечь и следующий разум: что хотя мир сей многоразличным образом мятется и волнуется, но сила Божия при всем том не уменьшается: понеже Бог единым словом Своим и властию все сии замешательства приводит в порядок и самое страшное волнение мира единым повелением Своим укрощает.

Пс.92:5. Свидения твоя уверишася зело. Дому твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

Доселе описывал Пророк, коль дивен Бог и в творении мира, и во управлении человеческаго рода, а здесь упоминает о особенном благодеянии к избранному народу, которому благоволил Он открыть спасительное учение Свое. И потому в первом месте прославляет свидения Божии, то есть, Божий закон, восхваляя верность и истину его. Но понеже сокровище сие не всем народам совокупно открыто было, сего ради вскоре присовокупляет дом Господень, в котором святыня сия хранилась чрез многие веки и служила ему большим украшением, нежели стены, коими гордился храм. Таким образом благость Божия, хотя на весь распространилася мир, но Пророк сие неоцененное благодеяние к народу Израильскому особенно прославляет, яко священный залог вечныя жизни, который предал Бог церкви Своей с тем, чтоб Его небесная слава в полном блеске своем сияла в ней. Чрез долготу дней означается вечное преемство родов, в которых имело храниться Божие слово, о чем и Исаия весьма ясно предсказал, глаголя: се Аз дах глаголы Моя во уста твоя, и не оскудеют от уст твоих, и от уст семени твоего: рече бо Господь от ныне и во век (Ис. 59:21).


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle