Примечание 1885 года
В книге г. Филиппова, как уже сказано, два отдела: один посвящен Греко-Болгарской распре, другой – нашим староверческим делам. Во взглядах г. Филиппова на отношения господствующей Российской Церкви к Единоверчеству и Староверию люди, по этой части гораздо более меня знающие, находят много погрешностей и считают автора вообще к Старообрядцам слишком снисходительным. Об этом я судить решительно отказываюсь и не считаю себя в праве иметь свое мнение в деле мало мне знакомом и, даже признаюсь, мало и понятном. Замечу здесь только от себя (не для порицания г. Филиппова и не в защиту его и даже прямого отношения к его во всяком случае замечательной книге), что история раскола Болгарского и история раскола Старо-Русского, не сходные и даже противоположные в столь многом, весьма различны еще и потому, что Староверческое дело очень сложное, очень глубокое и очень искреннее, а дело Болгарское очень простое и очень ясное в эмансипационном лукавстве своем.