Источник

Современные церковные вопросы.

Т. И. Филиппова.

(Совр. Изв. 1882 г.)

Имя г. Филиппова достаточно известно всем тем Русским, которые принимают к сердцу высшие интересы Православной Церкви и следят внимательно за ее историческими судьбами у нас и на Востоке. Церковно-Православный публицист и мыслитель в высшей степени охранителъного духа, вот как, по-нашему, лучше всего можно бы характеризовать автора вышеназванного замечательного труда. Г. Филиппов собрал в первой половине этой книги все статьи свои по греко-болгарскому вопросу, напечатанные им лет девять-десять тому назад в разных периодических изданиях, а во второй – все чтения свои в Обществе любителей дyxoвного Просвещения по вопросу „Единоверия“ и Старообрядчества. В первой части он является ревностным приверженцем преданий Великой Церкви и прав Вселенского Патриарха, а во второй – защитником старого обряда, или, вернее сказать, ревнителем примирения нашей господствующей Православной Церкви с ее упорными, но верующими отщепенцами.

Не дарование гражданской равноправности обособленным и непримирившимся советует он, подобно другим, просто и грубо либеральным защитникам Староверов; но созвание нового Собора для разрешения клятв XVII века. Не воздвижение непроходимой стены между Нововерами и Староверами проповедует г. Филиппов (такую стену воздвигла бы простая равноправность, дарованная государством), напротив того, он руками Церковной власти ищет открыть широко врата примирения, ибо надеется, что новый Собор с участием Восточных Иерархов (греческих) разрешил бы клятвы старого Собора 1667 года, сохраняя за примиренными, право молиться и служить во Храме по древне-русскому уставу и обычаю. Московские Ведомости в своей библиографической заметке о книге г. Филиппова (19 марта, № 78), изложивши взгляды автора на русское Старообрядчество и на недостаточность той формы общения, которую принято называть „Единоверием“, справедливо прибавляют следующие строки:

„Таковы мнения г. Филиппова о русском расколе. К расколу Болгарского „филетизма“ автор, сказали мы, относится иначе. Он находит, что Греческое духовенство было несравненно правее Болгар. Г. Филиппов почти с самого начала разгара Греко-Болгарской распри явился энергическим защитником канонических прав Вселенского Патриарха. Можно не соглашаться с ним, можно ему не сочувствовать, но должно признать независимость и стойкость, с которыми он неуклонно защищал свою мысль“.

С нашей стороны, не входя здесь в разбирательство греко-болгарского вопроса, скажем только, что между Русским расколом и отделением Болгар есть, между прочим, одна существенная разница. Русский раскол есть заблуждение, но заблуждение искреннее, наивное, по существу своему религиозное, безо всяких тайных целей. В Болгарском отделении движение было только по имени „церковным“, цель же была политическая: как-нибудь отделиться от Греков в провинциях смешанного населения (во Фракии, Восточной Румелии, Македонии). Объяви Россия войну Турции в 1870 – 71 году (в самое время Галло-Прусской войны), церковной распри не было бы. Значительная часть Болгарии (если не вся), освобожденная от турецкой власти, законно отделилась бы и от Патриарха не на племенном, а на административно-политическом основании. Греки, по духу Канонов, не могли бы тому препятствовать.


Источник: Восток, Россия и славянство : Сборник статей К. Леонтьева. - Москва : Типо-лит. И.Н. Кушнерева и К°, 1885-1886. / Т. 1. - 1885. - [6], II, 312 с.; Т. 2. - 1886. - [2], 420 с.

Комментарии для сайта Cackle