Источник

Псалом 91

Пс.91:1. Псалом песни, в день субботный.

НАДПИСАНИЕ и СОДЕРЖАНИЕ

Сия надпись означает содержание псалма, который пет был в день субботный и сложен для наставления народа, дабы в день субботный упражнялся в хвалении Бога. Материю хвалы предлагает наипаче в делах Божиих, в которых особливо прославляет милость Божию к верным и праведный суд в наказании нечестивых, чрез что воодушевляет верных любить добродетель и терпеливно нести крест, обещая им благополучный успех во всех делах и счастливое окончание бедствий. А дабы отвлечь от грехов, возвещает, что все нечестивые скоро погибнут, хотя на время и кажутся быть благополучны.

Пс.91:2. Благо есть исповедатися Господеви и пети имени твоему, вышний:

Пс.91:3. возвещати заутра милость твою и истину твою на всяку нощь,

Пс.91:4. в десятоструннем псалтири с песнию в гуслех.

Пророк напоминает здесь Израильскому народу, что день субботний не в праздности препровождать должно, а кольми паче не в пиршествах или в гулянье, но в прославлении Божия имени; притом присовокупляет и плод, происходящий от прославления Бога. Ибо ничто так не поощряет нас к должности, как то, когда ведаем, что не всуе трудимся, делая, что угодно Богу. Благо есть, глаголет, исповедатися Господеви: то есть, праведно, полезно, приятно и достопочтенно приносить Господу Богу жертву хвалы: праведно, понеже достодолжно; полезно, понеже вменяется в заслугу; приятно, понеже сладко любящему хвалить Возлюбленнаго; достопочтенно, понеже хваление есть должность, свойственная небесным силам. В следующем стихе сообщает материю к хвалению Бога, аки бы сказал, что Бог не хощет, чтоб имя Его прославляемо было от нас туне, или ради единаго величества Его и силы, но ради милости и истины, коих чувствование само собою должно возбуждать в сердцах наших таковое усердие к Богу. Которыми словами не тому токмо научает, что Бог достоин нашея хвалы, но и тому, что мы будем злы и неблагодарны, ежели пренебрежем сию должность. Ибо когда благость и истина собственно к нам относятся, то небрежение наше неизвинительно будет, ежели сердца и мысли наши не будут заниматься хвалами их день и нощь. Но здесь встречается вопрос, прилично ли Пророк сказал сии слова: возвещати заутра милость Твою, и истину Твою на всяку нощь? Ибо ежели Бог благотворит нам безпрестанно, а не по выбору дней и нощей, то чего ради к пению милости Его назначается малая только часть дня? То же самое сказать следует и об истине Его; ибо она не нощию токмо является. На сие ответствовать не трудно: ибо когда повелевает начинать хвалить Бога с самаго утра, тем самым заставляет продолжать хвалы до глубокой нощи.

Ежели начнем от благости, то за нею непосредственно последует и истина. Таким образом, и той и другой приноситься будет хвала безпрерывная, так как и согласие их безпрерывно есть.

Пророк убо не токмо не хотел одну от другой разлучить, ведая, что они между собою тесным сопряжены союзом, но еще дал нам знать, что ежели не воспрепятствует нам леность наша, то мы всегда будем иметь случай и время к хвалению Бога. В четвертом стихе обращает слово единственно к Левитам, коих должность состояла в том, чтоб петь и играть на мусикийских орудиях, не потому, аки бы сие само по себе нужно было, но понеже служило полезным наставлением древнему народу. Ибо не для того повелел Бог играть на гуслях, аки бы Сам подобно человеку чувствовал от гласа гуслей некоторое удовольствие; но поскольку не пришло еще время зрелаго возраста, сего ради содержал Иудеев под оными детскими стихиями. Намерение же или конец таковаго пения был тот, дабы народ, отвергши леность, охотнее приступал к хвалению Бога. Впрочем заметить должно, что Богослужение никогда во внешних оных вещах не состояло, но люди грубые и слабые имели в них нужду, яко в пособиях, руководствующих к внутреннему Богопочитанию. При сем и то различие заметить должно, которое находится между древним и новым народом. Когда церковь по пришествии Христа пришла уже в меру совершеннаго возраста и глас Евангелия повсюду распространился, то те, которые вводят в церковь древния сени, погашают свет благодати.

Пс.91:5. Яко возвеселил мя еси, Господи, в творении твоем, и в делех руку твоею возрадуюся.

Здесь начинает проповедывать дело творения Божия, которое относит к милости Бога, аки бы сказал: созерцая красоту, различие, превосходство, силы и пользы творения Твоего, – неба, земли, вод, звезд, животных, произрастений, – чудное возчувствовал я в душе моей удовольствие; но во всех сих вещах не самое творение усладило меня, ибо я не остановился на нем, но Ты, о Боже, возвеселил мя еси в творении Твоем. Ибо оно возбудило дух мой к созерцанию безконечныя красоты Твоея; оно пленило меня любовию толикия красоты, которая заставила удивляться и услаждаться делами рук Твоих: убо и ныне и всегда в делех руку Твоею возрадуюся. Таким образом Пророк паки увещавает народ примером своим, показывая, что день субботный не для того уставлен, чтоб люди сидели праздны, но чтоб чувства свои обращали к размышлению дел Божиих. Купно же показывает и то, что те суть достойные и наилучшие проповедники дел Божиих, кои, разсуждая и чувствуя Божия милости к себе, с усердием и с радостными душами исправляют сию благочестивую должность. Сверх сего напоминает, что ежели мы надлежащим образом будем разсуждать о делах Божиих, то в них ясно увидим и милость и истину Его, о которых Пророк выше говорил. Ибо веселие и радость происходят от того, когда Бог является к нам милостив яко Отец, и когда милость Свою доказывает истиною, то есть, опытом и самыми делами Своими. А как все строение мира горé и долу вопиет нам, что Бог есть милостив и истинен, то мы благоразумно сделаем, ежели сим свидетельствам вонмем, и с радостию себя расположим к прославлению святаго имени Божия.

Пс.91:6. Яко возвеличишася дела твоя, Господи: зело углубишася помышления твоя.

Понеже сказал Пророк, что он по премногу увеселялся делами Божиими, то дабы кто не подумал, что он совершенно постиг и в тонкость разсмотрел все величие дел Божиих, сего ради присовокупляет, что дела Божии суть превыше всякаго понятия человеческаго, а премудрость, с каковою они соделаны, несравненно глубже, нежели чтоб могли мы в жизни сей совершенно постигнуть оную, аки бы сказал: удивляюся величию и превосходству дел Твоих, не понимаю ни умом, ни мыслию толикаго величия. Ибо справедливо сказал сын Сирахов: песка морскаго, и капли дождевныя, и дни века кто изочтет? высоту небесе, и широту земли, и бездну кто измерит (Сир. 1:2)? Все сие хотя подлинно велико, но премудрость Зиждителя несравненно больше сих. Сего ради тот же сын Сирахов прилично сказал: премудрость Божию, вся преимущую кто изследует (Сир. 1:3)? Сему подобно и Давид восклицает здесь: зело углубишася помышления Твоя, то есть: те премудрые замыслы, которые употребил Ты в творении вещей толь чудных и толь совершенных, к коим ничего ни прибавить, ни убавить не можно, толь сокровены суть, что превосходят все понятие человека. Ибо кто понять может, каким образом в малом семени скрывается толикая высота древа, толикое различие ветвий, толикая зеленость листьев, толикая красота цветов, толикая польза плодов? да и самое семя каким образом служит к проращению других семян по роду и по виду своему? Кто постигнуть может, какою хитростию вложил Господь и в самыя малейшия животныя чувства, жизнь, движение? каким образом влиял в муравья мудрость, в паука искусство соплетать сети, в комара силу высасывать кровь толь слабым орудием?

Пс.91:7. Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих.

Сими словами заключает первую часть псалма, относящуюся к творению вещей, показывая, что познавать величие дел Божиих не есть дело людей безумных, но мудрых. Ибо безумные ничего не находят в тварях, кроме удовольствия или пользы, которую от них получают: а сие им общее с скотами безсловесными, которые и разума не имеют, и безумия своего не знают. Но люди мудрые хотя и несовершенно постигают величие дел Божиих, но знают то, что постигнуть их невозможно, притом и слабость свою разумеют; а чем совершеннее слабость свою разумеют, тем больше удивляются Божиим делам, и приближаются к истинной мудрости. Итак, муж безумный не познает, коль велики суть дела Господни, и неразумен не уразумеет, коль глубоки помышления Божия. Ибо сие благоразумное неразумие свойственно одним токмо мудрым.

Пс.91:8. Внегда прозябóша грешницы яко трава, и проникоша вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века:

Пс.91:9. ты же вышний во век, Господи.

Здесь приступает Пророк к делу правления и Божественнаго промысла, в котором проявляется истина, или правосудие. Сущность слов состоит в том, что нечестивые, хотя на время по Божию попущению и процветают, но только для того, чтоб на веки увянуть: напротив того, праведные хотя на время увядают, но для того, дабы на веки процвести. Сим прекрасным подобием опровергает безумие тех, которые мнят, что нечестивые не токмо над праведными, но и над Самим Богом торжествуют. В словах хотя приметно уступление: ибо Пророк признается, что грешники прозябают и цветут, но вскоре присовокупляет исправление, говоря, что цветут на подобие травы, то есть, на краткое время, поскольку благополучие их скоро увядает.

Таким образом отъемлет камень соблазна, о который весь почти мир претыкается, безумно почитая блаженными тех, которым предлежит близкая погибель и которые ныне процветают, а заутра посекаются, увядают и исчезают. Мы увидим инде, что Пророк сравнивает их с травою, растущею на вершинах зданий, которая, не имея довольнаго соку, сама собою пропадает. Но здесь удовольствовался простым подобием, сказав, что благополучие нечестивых скорее погибает, нежели созревшая трава, посекаемая косою (Пс. 128:6). Притом заметить должно и ту противоположность, которая полагается здесь между кратким продолжением благополучия и между вечною погибелию. Ибо Пророк говорит, что нечестивые не так посекаются, как трава, которая по посечении весною новыя собирает силы, и паки от корня прорастает, но на вечную осуждается погибель. За сим следует: Ты же Вышний во век, Господи. Сими словами противополагает непоколебимость престола Божия превратному мира сего кругообращению, аки бы сказал, что не должно судить о Боге по состоянию мира, в котором нет ничего твердаго и постояннаго, и что существо Бога, Который свыше спокойно зрит на здешния перемены, совсем различно от мира. Таким образом не токмо разделяет Бога от тварей, дабы величество Его поставить на высочайшей степени чести, но и нас научает, дабы восходили умом превыше себя и всего мира, когда предлагается нам слово о чудном и сокровенном промысле Его. Почему дабы открыть нам Божии судьбы, которыя невидимы бывают в мире, Пророк чрез слово, Вышний, напоминает нам, что Бог не по нашему действует разсуждению, но так, как прилично непременяемому и вечному существу Его. Мы поскольку препровождаем краткую жизнь, сего ради все предприемлем и делаем скоропоспешно, но Пророк представляя пред очи наши Бога, седящаго на непоколебимом и вечном престоле, научает, что Он судьбы Свои располагает по Своим предвечным уставам. Следовательно, учение сие не токмо относится к чести Божия существа, но и к подкреплению нашея веры, так как бы сказано было, что праведные хотя на земли и страждут: но Бог, Который хранит жизнь их, седит на высоком престоле, и оттуду покровительствует их Своею благодатию.

Пс.91:10. Яко се, врази твои, Господи, яко се, врази твои погибнут, и разыдутся вси делающии беззаконие.

Сими словами доказывает, что беззаконники процветают только на время, и притом на самое краткое. Ибо оное указательное слово, се, означает внезапную перемену, аки бы сказал Пророк, что те, которые недавно прозябли яко трава, и процвели яко лилии, вдруг погибли, так как бы погибель их была пред очами Его. А оное повторение слов, яко се, врази Твои, Господи, яко се, врази Твои погибнут, увеличивает ненависть к врагам Божиим, так как напротив оное изречение: О Господи, аз раб Твой, аз раб Твой, и сын рабыни Твоея (Пс. 115:7), – увеличивает искреннюю любовь к Богу. В самом деле достоин ненависти всяк тот, кто, желая угодить миру, не боится быть врагом Богу, по оному святаго Иакова изречению: иже восхощет друг быти миру, враг Божий бывает (Иак. 4:4). Отсюду помыслим, коликое есть зло ради угождения твари презирать Творца, как делают лицемеры! Во второй части стиха определяет, кто суть те врази Божии, о которых в первом члене говорил: ибо Бог не напрасно кого-либо ненавидит, паче же, поскольку все люди суть творение Его, сего ради всех и каждаго отечески любит. Но как нет ничего противнее пресвятому существу Его, как беззаконие и неправда, сего ради возвещает непримиримую брань всем творящим беззаконие: расточени будут вси делающии беззаконие. Сии слова приспособляет к вышереченному подобию травы, ибо как изсохшая трава или сено так разносится и разсыпается ветром, что более и следов ея не является, тако и беззаконники, возрастши и процветши на краткое время, вдруг посекаются и восхищаются от земли, так что и самая память их совсем погибает. Отсюду верные великое приемлют утешение, когда слышат, что причиною погибели нечестивых бывает беззаконие, которое делает их ненавистными Богу, а потому и нетерпимыми. Да и Пророк немного ниже изъясняет, что он имел в виду тот единственно конец, дабы сею надеждою облегчить как свои, так и всех верных бедствия, болезни, печали и скорби.

Пс.91:11. И вознесется яко единорога рог мой, и старость моя в елеи мастите:

Сими словами противополагает праведных людей нечестивым, показывая, что промысл и правосудие Божие первых вознесет, а последних смирит. Впрочем говорит в собственном лице своем будучи благонадежен, что и он находится в числе праведных, аки бы сказал: слава моя и благополучие мое по милости Божией возрастет и взыдет на высоту не яко слабая трава, но яко крепкий рог единорога: ибо единорог есть животное, носящее на челе рог высокий и зело крепкий. И не токмо возрастет и возвеличится благополучие мое, но и долговременно будет: ибо достигнет глубокой старости, которая подобна будет тучному и благовонному елею. Здесь заметить должно, что Пророк общую всем благочестивым Божию благодать в свою собственную обращает пользу, а сим образом назнаменует, что общее учение хладеет, ежели мы, полагая себя в числе Божиих сынов, нерадим участвовать в нем.

Пс.91:12. и воззре око мое на враги моя, и востающыя на мя лукавнующыя услышит ухо мое.

Сии слова присовокупляет ко умножению благополучия своего, показывая, что он при помощи Божией не будет бояться врагов ни отсутствующих, ни присутствующих, то есть, ни явных, ни тайных, коль бы они злы и коварны ни были. В первом члене стиха глаголет о врагах явных, а во втором о тайных, аки бы сказал: я видел множество злых и явных врагов, и не убоялся их, ибо промысл Божий сделал то, что они вредить мне не могли. Что же касается до врагов тайных и скрытных, которые, будучи злы и лукавы, помышляют востать на меня, то и о сих погибели приятную весть услышит ухо мое. Глагол воззре сказан здесь выразительно. Он означает, что праведник свободно и без страха взирает на врагов своих. Ибо кто боится насилия врагов, тот не смеет воззреть на них, но очи свои потупляет и бегает, а кто презирает их, тот свободно зрит. В том же разуме протолковать можно и следующия за сим слова, то есть, что праведник без страха услышит возстание лукавых или коварных людей: понеже не сомневается о победе.

Пс.91:13. Праведник яко финикс процветет: яко кедр, иже в Ливане, умножится.

Пс.91:14. Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут:

Пс.91:15. еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут.

Здесь паки приступает к общему учению, проповедуя, что Бог хотя на время и посещает верных Своих то скорбьми и печалями, то бедствиями и всякаго рода злостраданиями, однако не вовсе забывает их. И не дивно, что с толиким прилежанием в сей части учения упражняется: ибо нет ничего труднее, как внедрить благую надежду возстановления в людей падших и почти уже умерших. Что касается до кедров и финиковых древес, о которых Пророк упоминает здесь, то некоторые примечают в них благовоние и сладость плодов: но сие примечание месту сему неприлично. Простее разуметь можно, что праведные хотя на время и увядают, или еще и посекаемы бывают, однако паки новыя собирают силы, и паки возстают, так что не с меньшею красотою в Божией церкви процветают, как и прекрасныя древа, растущия на горе Ливане. Откуду же в них сила растения, изображает далее, когда говорит: насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут; не потому токмо, что место там занимают (ибо сие и лицемерам общее есть), но поскольку пустив глубоко живые корни, крепко прилепляются к дому Господню, дабы соединиться с Богом. Говоря о дворах дому Божия, применяется к образу храма, где одним токмо священникам позволено было входить внутрь святилища, а простой народ молился в преддвериях. Итак, под именем насажденных в дому Господни разумеет тех, кои по внутреннему расположению сердца бывают соединены с Богом, а потому и благополучие их нарицает твердым яко не от мира зависящее. Ибо нет сомнения, что глагол: процветут – относит к духовной и вечной жизни. В каком разуме полагает и оныя слова: еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут. Старость обыкновенно изсушает жизненные соки, но Пророк обещает праведникам старость маститую, так как бы исключал их из общаго других людей жребия и жизнь их распространял далее общих законов природы. Подобным образом Исаия, беседуя о возобновлении Церкви, глаголет, что во оное блаженное время старец ста лет будет подобен юноше (Ис. 65:20), означая чрез сие, что старость хотя естественно близка к смерти, так что человек, достигший ста лет, почти полумертвым быть кажется, но в блаженной оной вечности восприимет лета юношеския и новое начало жизни. А сие потому, что и по смерти жив будет на небеси.

Пс.91:16. Да возвестят, яко прав Господь Бог наш, и несть неправды в нем.

Сие заключение весьма ясно доказывает, что пророк для того распространился в материи сей, дабы верные, будучи в несчастных обстоятельствах, не теряли бодрости духа, но пребывали спокойны: и не смотря на то, что сами находятся в бедствиях, а нечестивые изобилуют богатством, наслаждаются здравием, утопают в роскошах, и дмятся честьми и достоинствами, терпеливно ожидали того времени, когда Господь, прогнав тьму скорбей и печалей, откроет им ясный и светлый день, и все приведет в порядок: да возвестят, и да засвидетельствуют всем и словом и примером своим, яко Господь Бог наш праведен есть, и несть неправды в Нем. Ибо хотя на время и попускает благоденствовать нечестивым, но всегда хранит законы правосудия Своего, праведных награждая, а нечестивых наказывая.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle