Изъяснение псалма 94-го.
«Хвала песни Давиду, не надписан у Еврей». Царь Иосия был весьма благочестив. Увидев, что большая часть народа возлюбили служение идолам, повелел он умертвить всех жрецов идольских, жертвенники же идольские разорить до основания; и даже раскопав гробы умерших жрецов, кости их сожег на самых демонских жертвенниках. Потом, собрав весь народ, увещавает прибегнуть к покаянию, умилостивить Бога и тем избежать угрожающей конечной гибели; потому что пророчица Олда предвозвещала всему народу страшныя и тяжкия бедствия. Посему-то блаженный Давид, издалека провидя сие пророческими очами, написал псалом сей на пользу Иудеям и в научение всем человекам. Псалом же предлагается как бы от лица Иосии и священников Божиих.
Пс.94:1. Приидите, воспоем Господу, воскликнем [Богу], твердыне спасения нашего.
«Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему». Начало приличное ликующим и радующимся об избавлении от нечестия. Вкупе, сказано, восшлем Богу победную песнь; потому что воскликновение есть кличь одерживающих победу. Сонм же благочестивых победил полчище злочестивых. Поэтому не без причины возносят Богу победную песнь.
Пс.94:2. Предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему.
«Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему». Принесем покаяние прежде, нежели наступило время наказания; и прежде, нежели произнесен на нас приговор, умилостивим Владыку; вознесем же Ему подобающее песнопение. Потом Пророк извещает о победе Божией и об одолении идолов.
Пс.94:3. Ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.
«Яко Бог велий Господь, и Царь велий по всей земли». Неизреченна сила нашего Владыки; Он – истинный Бог, Ему принадлежит держава над всеми, Он обличает ложное название так именуемых богов. Потом Пророк, сколько возможно сие для естества человеческаго, показывает признаки Божией силы.
Пс.94:4. В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же.
Пс.94:5. Его – море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.
«Яко в руце Его вси концы земли, и высоты гор Того суть». «Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте». Он – всех Творец, всех Владыка, всем управляет; в руке Своей содержит тварь, словом создал влажную сущность и сушу; Ему принадлежат верхи гор, хотя демоны тысячекратно убеждают людей неразумных, водружать там капища им.
Пс.94:6. Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего.
«Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем сотворшим нас». Посему все притечем к Нему усердно, и воздадим Ему подобающее чествование, сетуя и проливая слезы, испросим у Него милость; потому что Он – и Творец и Владыка наш. Показывает же и история, что Иосия и народ, по прочтении Второзакония, проливали слезы.
Пс.94:7. Ибо Он есть Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его.
Пс.94:8. «Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне.
Пс.94:9. Где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое.
Пс.94:10. Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих.
Пс.94:11. И потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой».
«Яко Той есть Бог наш, и мы людие пажити Его, и овцы руки Его». И по естеству Он – Владыка наш, и по преимуществу – наш Бог; потому что называет нас народом Своим, и как о Своих овцах прилагает о нас попечение. Потом непокаряюшимся Пророк угрожает уже наказанием, устрашая напоминанием об отцах, и их обвинением стараясь доставить пользу.
«Днесь аще глас Его услышите», «Не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании». Поскольку Владыка, по человеколюбию Своему, презрел прежнее ваше нечестие; то, по крайней мере, теперь послушайте Его увещаний и предлагаемаго Им спасительнаго учения, и не подражайте нерешительному и упорному нраву отцев. Ибо «прогневанием» Пророк назвал неоднократное их прекословие в пустыне. Так и в другом псалме сказал: «колькраты преогорчиша Его в пустыни, прогневаша Его в земли безводней» (Псал. 77, 40)? Но Пророк показал и самоволие их; ибо не просто сказал: не ожесточайтесь, но «не ожесточите сердец ваших», давая знать, что сами сделали таким сердце свое. Потом яснее напоминает о непокорности отцев.
«По дни искушения в пустыни»: «Идеже искусиша Мя отцы ваши, искусиша Мя, и видеша дела Моя», «Четыредесять лет». поскольку не захотели войти в обетованную землю, представляя в предлог неразумный страх, и с боязнию говоря, что сами будут убиты, а дети их соделаются пленниками; то Бог устроил, что сорок лет провели они в пустыне, пока не вымерли.
«Негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем». Вместо: «негодовах» Акила и Симмах перевели: недоволен Я был; то есть, за сие возгнушался Я родом этим, увидев их легкомыслие и непостоянство сердца.
«Тии же не познаша путей Моих»: «Яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой». Не захотели внять угрозам, произнесенным с клятвою, не разсудили отвратить угрозу покаянием; а потому не достигли земли, обетованной отцам. Ибо оную землю Пророк нарек «покоем". Поскольку, ходя по пустыне, часто переменяли места в предшествии скинии, в которой, по их мнению, обитал Бог, в земле же обетования и сами прекратили странствование, и скиния водружаема была на местах освященных; то Пророк землю обетования справедливо назвал покоем. А путями Божиими наименовал Божие домостроительство.