Источник

Изъяснение псалма 93-го.

«Псалом Давиду в четвертый субботы». Не надписан у Евреев. Очевидно, что надпись сия сделана кем-либо другим, а не Пророком и не переводившими псалом в начале. Содержание же псалма следующее. Многие из Иудеев, и князья, и цари, возлюбили беззаконие, и в суде произносили приговор неправедно, отваживаясь на убийства, и за подарки продавая кровь неповинных. Их осуждал блаженный Исаия, говоря, «услышите.., князи Содомстии» (Ис. 1, 10); и еще: «князи твои не покаряются, ...любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии, и суду вдовиц не внимающии» (Ис. 1, 23); и не только осуждал, но и предлагал им увещания: «судите сиру, и оправдите вдовицу» (Ис. 1, 17). Тоже обвинение делал и блаженный Аввакум, и принося молитву Богу, сказал: «сотвориши человеки яко рыбы морския, и яко гады не имущия старейшины. Пожирает нечестивый праведнаго» (Авв. 1, 13–14). Так и чудный Иеремия, а равно и другие Пророки продолжали осуждать их неправду. Сие-то издали провидя пророческими очами, божественный Давид написал псалом сей, чтобы от сладкопения, совершаемаго в божественном храме, получали пользу современники. Учит также о промысле Божием, а в следствие онаго и о наказании живущих порочно. Представляет же псалом произнесенным от лица воспитанных в благочестии, которые терпят неправду от сих властителей.

Пс.93:1.   Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!

«Бог отмщенiй Господь, Бог отмщений не обинулся есть». Вместо: «не обинулся есть», Акила, а подобно и другие толковники перевели: явись. Умоляю Тебя, Бога всяческих, Владыку, Правителя тварей, налагающаго достойное наказание на делающих неправду, услыши и приими прошение мое, говорит Пророк.

Пс.93:2.   Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.

«Вознесися Судяй земли, воздаждь воздаяние гордым». Всем яви высоту Твоего владычества, низложи надмение кичливых, уча самым опытом, что Ты – Судия вселенной.

Пс.93:3.   Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?

Пс.93:4.   Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие.

«Доколе грешницы Господи, доколе грешницы восхвалятся?» «Провещают и возглаголют неправду, возглаголют вси делающие беззаконие?» Умоляет не о том, чтобы беззаконные подверглись погибели, но чтобы не владычествовали, и не имели власти, дающей им средства делать неправду.

Пс.93:5.   Попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое.

Пс.93:6.   Вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют.

«Люди Твоя Господи смириша, и достояние Твое озлобиша». «Вдовицу и сира умориша, и пришельца убиша». Отважились они, Владыка, на всякий род неправды; величаются владычеством, произносят неправдивыя речи, а дела у них хуже слов. Лишившияся супругов и оплакивающие утрату отцев – готовая для них добыча; пришедшие из язычников и пожелавшие жительствовать по Твоим законам терпят от них неправедное заклание: ибо сих Пророк означил именем «пришельца».

Пс.93:7.   и говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев».

«И реша: не узрит Господь: ниже уразумеет Бог Иаковль». Вот высшая степень нечестия! Отваживаются на сие, говорит Пророк, не думая, что Ты назираешь и промышляешь о делах человеческих. Не просто же прибавлено: «Бог Иаковль», но к увеличению обвинения. Ибо дознав, как велик промысл Божий о народе, и в послании Пророков, и в поставлении священников, и во время войны, и во время мира, не боятся Бога всяческих, как назирающаго над нами. После сего Пророк подает им совет и увещание.

Пс.93:8.   Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?

«Разумейте же безумнии в людех, и буии некогда умудритеся». Поздно со временем пожелаете, неразумные, уразуметь и дознать свойство вещей.

Пс.93:9.   Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?

«Насаждей ухо, не слышит ли? или создавый око, не сматряет ли?» В самых строгих умозаключениях изложил учение Пророк. Ибо говорит: образовавший из персти око и даровавший ему силу зрения, а также создавший уши и одаривший их чувством слуха, ужели Сам не видит, не слышит, и Создатель сего Сам лишен той силы, какую дал другим?

Пс.93:10.   Вразумляющий народы неужели не обличит, – Тот, Кто учит человека разумению?

«Наказуяй языки, не обличит ли?» Язычников, которые не прияли закона, не пользуются учением пророческим, подвергает Он наказаниям; ужели же не обличит ваше беззаконие?

«Учай человека разуму». Он создал человеческую разумную природу, и тем, что видимо в твари, и что каждый день бывает, сообщает ей еще большее ведение.

Пс.93:11.   Господь знает мысли человеческие, что они суетны.

«Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна». Напротив того, не только видит и слышит, но и знает помышления наши, ложно заключающия о промысле Его. Так, преподав приличное врачевание делающим неправду, Пророк и обиженным предлагает достаточное утешение; а чтобы придать сему более убедительности, разсуждает так:

Пс.93:12.   Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим.

«Блажен человек, его же аще накажеши Господи, и от закона Твоего научиши его». Ибо многие обыкли называть несчастными возлюбивших благочестие и приобретающих пользу от закона Божия.

Пс.93:13.   Чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!

«Укротити его от дней лютых». Кто и малое вразумление принял в настоящей жизни, тот будущий суд найдет для себя более кротким. Ибо «днями лютыми» Пророк назвал вечное мучение.

«Дондеже изрыется грешному яма»; потому-то возлюбившие беззаконие преданы будут непрестанно продолжающемуся наказанию. Как для упавшего в глубокую яму не возможно выйти из нея, если никто не поможет: так нет возможности избежать вечнаго мучения, если не восхощет сего Божие человеколюбие.

Пс.93:14.   Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего.

«Яко не отринет Господь людей Своих, и достояния Своего не оставит». Народ Божий и в настоящей жизни будет пользоваться надлежащим о нем промышлением, как именующийся достоянием Божиим и людьми Божиими.

Пс.93:15.   Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем.

«Дондеже правда обратится на суд». Будет же пользоваться сим промышлением, пока не явится правда Божия, сотворить суд всем человекам. Сим пророческое слово дает разуметь воплощение Бога и Спасителя нашего и отречение Иудеев. Ибо правдою наименовало Самаго Владыку Христа, так как Он именуется и солнцем правды и о Нем сказал блаженный Павел: «иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление» (1Кор. 1, 30). Посему Пророк, упомянув о Божественном промысле, и сказав: «яко не отринет Господь людей Своих, и достояния Своего не оставит», и провидев будущее их отречение, кстати присовокупил: «дондеже правда обратится на суд». Ибо, пока не станут отрицать пришествия правды, будут они пользоваться промышлением о них свыше.

«И держащиися ея вси правии сердцем». Акила же и Феодотион перевели: и в след ея все правые сердцем; то есть, за сим Источником спасения, Который у Пророка назван правдою, последуют имеющие разум, не омраченный неверием, и водящиеся правыми помыслами. Согласны с сказанным и слова Господа. Ибо, увидев Петра и Андрея, вметающих «мрежи в море» сказал им: «грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком» (Матф. 4, 19); и сказавшему: «повели ми прежде ити и погребсти отца моего», отвечал Господь, «остави мертвых погребсти своя мертвецы»; а ты «гряди по Мне» (Матф. 8, 21–22). Посему Пророк говорит, что Бог будет промышлять об Иудеях до отречения их, а правые сердцем соделаются Его последователями, держащимися Его, преданными Ему и вовсе не желающими оставить Его.

Пс.93:16.   Кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие?

«Кто востанет ми на лукавнующия? или кто спредстанет ми на делающия беззаконие?» Яснее перевел Симмах; кто возстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих неправды? Лишен я всякой человеческой помощи, но имею великаго Помощника, Который легко может разсыпать полчища сопротивных. Сие дал видеть Пророк в присовокупляемых словах.

Пс.93:17.   Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.

«Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя». Если бы не пользовался я промышлением Его о мне; то, без сомнения, предали бы меня смерти.

Пс.93:18.   Когда я говорил: «колеблется нога моя», – милость Твоя, Господи, поддерживала меня.

«Аще глаголах, подвижеся нога моя, милость Твоя Господи помогаше ми». Ибо немедленно призывая на помощь Твой промысл и открывая немощь свою, пользовался я Твоим человеколюбием.

Пс.93:19.   При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою.

«По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою». От Твоей благости получал я утешение, соответственное болезням. Так сказал и блаженный Павел: «якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше» (2Кор. 1, 5); и еще: «во всем скорбяще, но не стужающе си: нечаеми, по не отчаяваеми: гоними, но не оставляеми: низлагаеми, но не погибающе» (2Кор. 4, 8–9).

Пс.93:20.   Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?

«Да не прибудет Тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление». Яснее перевел Симмах: да не присоединяется к Тебе престол оскорбления, вопреки повелению устрояющий бедствие; то есть, не соглашайся быть сообщником неправды с судящими беззаконно; произносящие приговор вопреки тому, что повелено Тобою, навлекают происходящее от сего бедствие. Ибо престолом оскорбления и беззакония Пророк назвал неправдивых судей, которые плодом неправды пожинают труд и бедствие.

Пс.93:21.   Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную.

«Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят». В том и дело сих беззаконных судей, чтобы употреблять всякое ухищрение против праведных, и неповинных, ни в чем не погрешивших, осуждать на смерть.

Пс.93:22.   Но Господь – защита моя, и Бог мой – твердыня убежища моего.

«И бысть мне Господь в прибежище, и Бог мой в помощь упования моего». А я пользовался промышлением о мне Владыки, и Его имел крепким оплотом.

Пс.93:23.   и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.

«И воздаст им Господь беззаконие их, и по лукавствию их погубит я Господь Бог». Они соберут плоды своих трудов, и получат достойное их лукавства воздаяние. Написано сие не для них только, но и для всех людей; потому что Бог всяческих, промышляя о всех людях, всем предлагает полезное врачевание.


Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7

Комментарии для сайта Cackle