Источник

Псалом 90

Пс.90:1. Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей. Живый в помощи вышняго, в крове Бога небеснаго водворится,

Пс.90:2. речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на него.

Пс.90:3. Яко той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна:

СОДЕРЖАНИЕ

Сей псалом содержит увещание, чтоб люди твердое полагали упование на Божие покровительство. Сложен образом разговора: ибо инде Пророк глаголет, инде человек праведный, инде Сам Бог. Он исполнен высоких мыслей, и потому не меньше труден, как и красив.

ТОЛКОВАНИЕ

Понеже большая часть мирских людей ищут себе различных покровителей и в случае несчастных обстоятельств то к тому, то к другому прибегают, сего ради Пророк в первом стихе научает, что нет нигде лучшаго и безопаснейшаго в бедствиях прибежища, как во едином покровительстве Бога. Таким образом все надежды, коими по большей части обманываются люди, противополагает безопасности тех, кои полагаются на Бога. То же самое учение и во втором стихе подтверждает и купно показывает, что он говорит по собственному чувствованию и по опыту веры. Таковое удостоверение со стороны учителя весьма нужно: ибо тогда имеем прямое понятие о истине учения, когда учитель не устнами токмо, но и самым сердцем произносит то, что Бог ему открыл. Следовательно, Пророк свидетельствует здесь, что учение его происходит от внутренняго расположения сердца. Оныя слова, речет Господеви, некоторые переводят: «речет о Господе», но перевод седмидесяти толковников имеет здесь больше силы.

Ибо верные не просто полагают в Боге прибежище свое, но будучи обнадежены обетованиями Его, яко друзи беседуют к Нему. Таким образом Пророк от самаго собеседования верных с Богом заключает, коль безопасно жительство под сению Бога.

Речет Господеви: заступник мой еси, и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Сия святая похвальба есть величайшее торжество веры, когда нетрепетно прибегаем к Богу, и несомненно бываем удостоверены, что Он не токмо молитвы наши слышит, но и всегда готов помогать. В третьем стихе говорит, что упование, о котором выше сказал, не будет обманчиво или тщетно: ибо Бог всегда и во всех случаях рабов Своих будет защищать и от всех зол избавлять.

Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна. Сии слова без сомнения обращает к самому себе, и сим образом воодушевляет себя к благой надежде. Сеть ловчая и слово мятежно, или, как в Еврейском тексте изображено, губительство пагубное – означают всякаго рода несчастныя приключения, дабы ведали мы, что нет такого бедствия, в котором бы Бог не помогал нам. Другие между сетью ловчею, и между словом мятежным, такое делают разделение, какое находится между злом сокровенным и явным, аки бы сказал Пророк, что сатана хотя бы явным, хотя бы скрытными ухищрениями вооружился на нас, но Божия помощь всегда будет готова.

Пс.90:4. плещма своима осенит тя, и под криле его надеешися: оружием обыдет тя истина его.

Сие подобие и на других местах употребляет Священное Писание. Оно прекрасно изображает чудный Божий промысл, пекущийся о сохранении нашея жизни. Ежели возьмем в разсуждение величество Божие, каково оно есть в самом себе, то сравнение сие, предполагающее или орла, или кокошь, или другую некую птицу, покрывающую птенцов своих крыльями, будет низко и весьма несвойственно Богу. Но Он, снисходя немощи нашей, оставляет некоторым образом небесную славу Свою, дабы призвать нас на подобие кокоши под криле Свои. Следовательно, ничто не возбраняет нам благонадежно приходить к Нему, когда толь милостиво и кротко снисходит нам. Впрочем, хотя истина Божия, которую здесь под именем щита и ограждения полагает, берется за верность, поскольку Бог никогда не лжет и рабов Своих в нуждах не оставляет: однако нет сомнения, что Пророк взирает здесь и на те обетования, без которых никто бы не дерзнул приближиться к Богу, кольми паче вкусить ту благость Божию, о которой беседует здесь. По сей причине приводит Самого Бога в свидетели истины сея. И как выше сравнил Бога с крепостию, или с твердынею, в которой все прибегающие безопасны пребывают, так здесь, употребляя преносное имя оружия или щита, представляет Бога защитником, отражающим всенападения врагов.

Пс.90:5. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,

Пс.90:6. от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.

Пророк пространнейшими словами изъясняет то, о чем немного выше вкратце упомянул, показывая, что с какой бы стороны ни напал на нас диавол, и каким бы родом стрел ни покусился уязвить, ничем нас не повредит, ежели только пребудем под покровительством Бога. Ибо кого Он под покровительство Свое принял, тот стал быть огражден отвсюду. Но как часто случается, что жизнь наша подвержена бывает не токмо бедствиям, но и опасностям смерти, то купно вкрадывается в мысли и некоторое сомнение, раждающее страх и безпокойство. Сего ради Пророк не без причины исчисляет различные виды зол, дабы верные не одного токмо спасения ожидали от Бога, но и мужественно сопротивлялися безчисленным искушениям. О нощном страхе для того упоминает, понеже тьма делает людей боязливыми, и нощь подвержена многим опасностям, так что и малейший стук, бывающий ночью, причиняет нам много страха. Стрелу летящую во дни, а не другое какое-либо вредоносное оружие, положил, может быть, потому, что стрела издалече пускается, и по причине скораго полета не удобь предусматривается. Во втором члене то же самое другими повторяет словами, показывая, что нет ни одного такого зла, котораго бы Бог щитом помощи Своея не отразил от нас. Впрочем, стих сей разные разно толкуют: иные под именем беса полуденнаго разумеют солнечной зной, сильно жгущий в Палестине, который наипаче идущим в пути смертоносен; иные разумеют вредительную заразу, или моровое поветрие, и проч.

Пс.90:7. Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится:

Пс.90:8. обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.

Продолжает ту же мысль, показывая, что хотя состояние всех людей, по-видимому, есть равное, однако верные имеют особенное пред прочими преимущество, и потому скорее и преславнее избавляются от належащих зол так, что хотя бы весь разрушился мир, но Бог рабов Своих сохранит, дабы замешавшись в многолюдстве, не погибли. Нечестивые падут тысящами и тьмами, но верные и в самых опасностях пребудут безопасны. В следующем стихе доказывает из опыта, что верные самым делом восчувствуют, и очами своими узрят,что спасение их в руце Божией хранится. Сие учение подтверждает другим доводом, говоря, что Бог, яко праведный Судия, нечестивых и отверженных людей по их заслугам накажет, а рабов Своих сохранит. Следовательно, хотя вещи в мире сем часто находятся слиянны, но Пророк показывает, что верные и при сем слиянии вещей ясно узрят Божии судьбы, откуду познают, что не всуе надеялися на Бога. Однако говорит к одним только зрящим, то есть, к таким людям, которые озарены истинным светом веры, которые в разсматривание Божиих судеб прилежно вникают и которые с терпением и в молчании ожидают последствия их.

Ибо большая часть людей, предупреждая Божий суд, скоропоспешностию своею все теряют, поскольку мудрование плоти и при явных чудесах промысла Божия всегда слепотствует. Для нас довольно и того, ежели будем знать, что Бог судьбы Свои по большей части отлагает до дня полнаго откровения, а между тем дает нам здесь некоторое предвкушение оных.

Пс.90:9. Яко ты, Господи, упование мое: вышняго положил еси прибежище твое.

Пс.90:10. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему:

Пророк распространяет слово о промысле Божием, дабы люди, оставя подпоры мира, на которых они утверждаются, прибегали к единому Богу. А понеже во всем псалме часто переменяет лица, то и в сем стихе первее беседует к Богу, нарицая Его упованием своим, дабы сим образом и прочих верных сильнее привлещи к Нему. Потом паки обращает слово к себе самому, дабы лучше удостоверить о внутреннем расположении своем. Ибо истинное доказательство веры наипаче в том состоит, когда человек, входя в самого себя, без свидетелей испытывает сердце свое, расположено ли оно к Богу, и Бог пребывает ли в нем. За сим нарицает Бога прибежищем своим, поскольку со всех сторон защищает нас от всякаго зла, как и во псалме 89 сказано: Господи, прибежище был еси нам в род и род (Пс. 89:2). По сих следует: не приидет к тебе зло. Чего ради? Понеже под покровительством Бога спокойны и безопасны пребываем. А хотя и верным не редко многия приключаются безпокойства, но Пророк под именем зла разумеет здесь насильственныя нападения злых людей, которым Бог противополагает руку Свою, дабы совсем не подавили верных. Сие покровительство Божие распространяет и на самые домы людей благочестивых. Ибо Бог, удостоивая отеческаго благоволения рабов Своих, хранит и детей их.

Пс.90:11. яко ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.

Сии слова с намерением присовокупил Пророк, дабы пособить немощи нашей. Откуду видим, коль милостиво снисходит нам Бог, когда не токмо прощает слабой вере нашей, но и пособие подает. Ежели величество Его устрашает нас, Он уподобляет Себя кокоши; ежели сила врагов приводит нас в трепет, Он непобедимую силу Свою противопоставляет им и низлагает все противныя силы; ежели множество бедствий окружает нас, Он приходит с Своею помощию, с Своим утешением. А когда и по употреблении толиких способов не привлекает нас к Себе, но видит еще медлящих и не скоро к Нему притекающих, так как бы мы не довольны были Им, присовокупляет Ангелов хранителей жизни и повелевает им пещися не токмо о всех нас вообще, но и особенно о каждом, как и во псалме 33, в стихе 8 сказано: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его (Пс. 33:8). Но каким образом Ангели действуют в хранении жизни нашея, о том не должно пещися нам и любопытно испытывать; удовлетворимся точию учением Павла, глаголющаго: не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение (Евр. 1:14)? За сим следует: сохранити тя во всех путех твоих. Полагает пути в множественном числе с намерением, дабы яснее изобразить, что куда бы мы ни пошли, везде будут нам предшествовать Ангели. И как пути настоящия жизни многоразличны суть, ибо разделены то на части возраста, то на части лет и разных состояний: сего ради ясно упоминает о хранении Ангелов, дабы мы ведали, что во всех сих путях они предшествуют нам, когда нужда потребует идти или на десно или на шуее.

Пс.90:12. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою:

Сей стих хотя исполнен преносных выражений, но впрочем весьма ясен. Остается одно токмо протолковать: что суть руки Ангельския, что камни на пути, что ноги человеческия. Рука Ангелов суть разум и воля, или мудрость и сила: ибо разумом и волею вся творят. Камни на пути суть препятствия, встречающияся в жизни сей, яко-то: соблазны, искушения, гонения и проч. Ноги, коими обыкновенно претыкаемся о камни, суть страсти человеческия. Таким образом Пророк, распространяя учение свое о хранении Ангелов, показывает, что они не о том токмо бдят, дабы ничего зловреднаго не приключилось нам, но и руками своими поддерживают ноги наши, дабы без преткновения совершали мы течение наше. Впрочем, хотя не видно, чтоб верные носимы были руками Ангелов, а напротив того, они часто, ходя пеши, утруждаются, часто претыкаются и падают, а иногда едва и ноги влачат, но поскольку Бог, и при толикой слабости, чудным образом чрез содействие Ангелов подкрепляет их: сего ради Пророк не без причины превозносит здесь таковое служение сих благотворительных духов. К сему присовокупить должно и то, что ежели бы Бог не поставлял нас превыше тех сильных искушений, каковыя сатана противополагает нам, то мы совсем были бы неравносильны сопротивляться им. Кто сии два обстоятельства между собою снесет, а притом разсмотрит и немощь естества своего, и стропотные пути жития, и тесные пределы ума, и хитрость сатаны во устроении наветов, тот найдет, что сие свидетельство Пророка не есть иперболическое, и притом скажет, что мы и трех шагов ступить не могли бы, ежели бы Ангелы чрезестественным некоторым образом не носили нас на руках своих. А что мы часто претыкаемся и падаем, сие должны приписывать грехам нашим. При всем том, поскольку Бог не попускает нам сокрушаться, сие то же есть, как бы Он подлагал под нас руку Свою.

Пс.90:13. на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.

Ту же мысль подтверждает другими словами, и как выше, под именем камней, означил всякаго рода препятствия, коими сатана тщится пресечь течение жизни нашея, так здесь, под именем аспида и василиска, льва и змия, разумеет смертоносные случаи, коим подвержены бываем в мире сем. Ибо доколе странствуем здесь, дотоле должно нам ходить между лютых зверей и ядовитых животных. Итак, что бы было с нами, ежели бы Бог не обещал нам победы над толь лютыми зверями, непрестанно на нас зияющими? Почему, ежели кто разсудит о всех опасностях, случающихся в жизни, тот не подивится, что Пророк употребил таковыя иперболическия выражения, дабы свободить верных от страха и трепета; паче же скажет, что нет здесь никакой иперболы, когда самый опыт словам сим соответствует. Мы, будучи удалены от поражения стрел, кажемся быть храбры: но часто и при самых малейших опасностях воображаем себе львов и драконов, готовых растерзать нас. Сего ради Пророк приспособил слово свое к чувствам нашея плоти.

Пс.90:14. Яко на мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя мое.

Дабы не обременить чтущих пространным словом, здесь вкратце заметить должно, что Пророк сими словами подкрепляет немощь нашу, поскольку не всегда твердо полагаемся на промысл Божий. С сим намерением и ныне вводит Бога глаголющаго, дабы в лице Его подтвердить вышереченное учение. Бог же, провещавая с небеси, свидетельствует, что мы под кровом крил Его пребудем безопасны и что Он ничего, кроме упования, от нас не требует. А как жизнь наша на земле всегда подвержена бывает многоразличным опасностям: сего ради обещает, что Он всегда будет готов подавать нам помощь, ежели только мы от всего сердца призывать Его будем. Прилично к упованию присовокупляется и познание имени Божия. Ибо как многим неизвестна Божия сила, паче же и Сам Бог неизвестен, сего ради озираются сюду и сюду, и страх влечет их в разныя стороны. Понеже убо истинное познание Божия имени раждает упование и призывание, и те токмо приобретают Бога, кои, от всего сердца объемля обетования Божия, должную честь воздают имени Его: сего ради Пророк благоразумно и свойственно познание сие вместо источника упования положил. Глагол: покрыю – не что иное означает, как безопасность и непрестанное покровительство, сообщаемое тем, которые прямо познали Бога.

Пс.90:15. Воззовет ко мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его:

Пс.90:16. долготою дний исполню его и явлю ему спасение мое.

Сими словами, во-первых, научает, что познание имени Божия не есть праздное некое созерцание ума, но живое упование, соединенное с призыванием Бога, к Которому прямо прибегают те, кои спасения ожидают от Него. Во-вторых, показывает, что верные никогда от бед и скорбей совершенно свободны не бывают. Ибо не нежную и прохладную жизнь обещает им Бог, но токмо в скорбех скорым помощником Себя представляет. Глагол: прославлю – означает, что помощь Божия, о которой доселе говорил Пророк, не временная будет, но продолжится до конца жизни верных, Дóндеже достигнут вечныя славы. А хотя прославляет их и в мире, но полную и совершенную славу сообщает по совершении течения жизни. Следующее в последнем стихе обещание о долгоденственной жизни хотя не всегда исполняется (ибо верные по большей части отходят от мира прежде, нежели исполнят дни свои), однако не меньше истинно есть. Мы ведаем, что Божие благословение, относящееся к тленной жизни сей, не есть вечно, и не на всех изливается равномерно. Ибо иных наделяет богатством, или другими выгодами житейскими, а иных содержит в нищете: но из сего не следует, чтоб нищие были Богу неприятны. Здравие тела и крепкое сложение темперамента есть благодеяние Бога, но из сего не следует, чтоб больные и слабые люди были Ему ненавистны.

Такого рода есть и оное долгоденствие, о котором Пророк упоминает здесь, Бог мог бы продолжить жизнь рабов Своих свыше обыкновенных пределов, ежели бы собственная польза их не требовала скорее преселиться от мира. Между тем верные и малым числом дней лучше пользуются, нежели неверные десятью веками. Что касается до спасения, которое обещает Бог верным во второй части стиха, то, поскольку оно не ограничивается тесными пределами жизни, сего ради благочестивыя души к сему наипаче предмету должны напрягать все свои силы как в течении жизни, так и при самой смерти. Ибо Пророк не без намерения присовокупил сие заключение к прочим благодеяниям Божиим, но ведая, что Господь, продолжив отеческое благоволение к верным чрез всю их жизнь, напоследок являет им спасение Свое по смерти. Сие спасение, обещаемое верным, не что иное есть, как зрение Бога, которое составлять будет совершенное и вечное блаженство человека. Ибо тогда и ум свободен будет от заблуждения, и мрак неведения исчезнет, и все способности явятся в своем совершенстве. Оне достигнут той высочайшей мудрости, которая свойственна одним токмо блаженным духам. От оной премудрости возродится в воле горячайшая и постоянная любовь к Высочайшему Благу, откуду совершенно исцелится она от всякаго вожделения злаго. Сие исцеление распространится и на нисшую часть души, которая безо всякаго сопротивления и мятежа покорится высшей, и на самое тело, которое воскреснет безсмертно, безстрастно, прекрасно и просияет светлее солнца. Здесь должно подивиться слепоте человеческаго рода, как все, единодушно желая достигнуть вечнаго блаженства, небрегут о нем? – Для приобретения временнаго некоего и малаго благополучия чего не делают? Повсюду бегают, скитаются, бдят, трудятся, потеют, изощряют разум, вычищают язык, напрягают все душевныя и телесныя силы, а о стяжании истиннаго, твердаго и вечнаго блаженства и неизреченных радостей оных, уготованных любящим Бога, так нерадят, что и перста двигнуть не хотят. Страшно и помыслить, что человек, одаренный разумом и мудростию, во все время жизни своея занимается такими вещами, которыми часто преграждает сам себе путь к стяжанию вечных и величайших благ! Помолимся, дабы Тот, Который благоволил обещать нам толикая благая, излиял на нас Духа Своего и просветил наши сердечныя очи, дабы познали мы, кое есть упование звания Его, и кое богатство славы достояния Его во Святых (Еф. 1:18).


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle