Псалом 94
Пс.94:1. Хвала песни Давиду, не надписан у еврей. Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу спасителю нашему:
Пс.94:2. предварим лице его во исповедании, и во псалмех воскликнем ему:
СОДЕРЖАНИЕ
Пророк, желая убедить Иудеев к прославлению Бога, предлагает им сугубую к тому материю, первее от творения мира, потом от усыновления их. Но понеже во устах многих слышимы были притворныя хвалы Богу, сего ради увещавает, дабы народ искренно и чистосердечно чтил Бога и своею жизнию свидетельствовал, что он не всуе был избран. А дабы всякое лицемерие удалить, приводит пример предков, за неблагодарствие и жестокосердие в пустыни погибших.
ТОЛКОВАНИЕ
Глагол: приидите – относится к торжественным собраниям, какия наипаче бывали у Иудеев во дни субботние и праздничные: ибо не всякаго во особенности и частно призывает к хвалению Бога, но всем вообще повелевает сие творить в общенародном собрании. А таким образом показывает, что не в одних токмо внешних обрядах состоит Богопочитание, но и наипаче во внутреннем жертвоприношении хвалы. За сим присовокупляет: возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему. Сими словами первее призывает к радости духовной, потом к воскликновению телесному: ибо не прилично восклицать гласом, прежде нежели душа возрадуется о Боге чрез внутреннее движение. Почему и о Господе сказано: возрадовася духом Иисус, и рече: исповедаютися Отче (Лк. 10:21) и проч. И матерь Господня о себе рекла: величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем (Лк. 1:46, 47). Потом требует поспешности, дабы верные засвидетельствовали, что они долг сей охотно на себя приемлют; предварим лице Его во хвалении, аки бы сказал: прежде нежели другие от сна востанут, мы первые да предстанем пред лице Господне. Таким образом, призывая народ к прославлению Бога, прикровенно укоряет Иудеев в лености, а чрез то и нам дает знать, что и мы имеем нужду в подобном поощрении: ибо не меньшая и в нас находится леность. Не мало способствовало к возбуждению усердия в народе и воспоминание лица Господня: ибо нет ничего желательнее, как в присутствии Бога приносить жертву хвалы, на которую Он благоприятно взирает, и то присутствием Своим свидетельствует, дабы люди не думали, что они вотще теряют труд, принося Ему жертвы.
Пс.94:3. яко Бог велий Господь, и Царь велий по всей земли:
Пс.94:4. яко в руце его вси концы земли, и высоты гор того суть.
Пс.94:5. Яко того есть море, и той сотвори е, и сушу руце его создасте.
Сими словами напоминает Пророк, что есть много праведных причин к прославлению Бога и что он не требует ложных похвал, каковыя обыкновенно приписывают льстецы великим людям. И во-первых, превозносит величие Бога, противополагая Его прикровенно всем ложным богам, которых безумные люди наделали себе; ибо всем известно, коликое было множество богов в мире, по оному изречению Павла: суть глаголемии бози мнози (1Кор. 8:5). Итак должно заметить здесь различие между Богом Израилевым и между всеми иными богами, которых выдумало безумие людей. Потом в доказательство величия Божия представляет великолепное зрелище, видимое в творении мира, о котором говорит, что оно есть дело рук Божиих, подлежащее власти Его. К сей общей похвале присовокупляет особенную, показывая, что Бог проявил славу Свою не токмо в творении мира, но и в ежедневном управлении онаго; ибо когда говорит, что в руце Его вси концы земли, чрез сие разумеет, что мир промыслом Его управляется, и весь зависит от воли Его. В Еврейском тексте вместо концы земли, положено, преисподняя земли, которыя слова противополагаются высотам гор, о которых Пророк глаголет: и высоты гор Того суть. Далее следует: яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте. Сими словами изображает, что Бог не только есть Господь земли, но и Господь моря, которое сотворил Он и окружил сушею, то есть, песком, в котором оно яко в сосуде содержится. Почему справедливость требует, чтоб люди, приемля от моря превеликия пользы, благодарили Бога, и хвалами превозносили благость Его.
Пс.94:6. Приидите, поклонимся и припадем ему, и восплачемся пред Господем сотворшим нас:
Здесь возбуждает Пророк Израильский народ к благодарности за то, что он по милости Божией предпочтен всем прочим народам. Таким образом одну вещь изображает тремя словами, дабы сынове Авраамли всем сердцем были привержены к Богу и всеми силами своими прилежали к истинному богослужению, поскольку Бог одних токмо их, пред всеми прочими возлюбя, Себе усыновил и избрал в наследие вечныя жизни. Но мы, Христиане, имеем несравненно большую причину хвалить и прославлять Бога, что удостоил нас лучшия чести и без всяких заслуг предпочел Иудеям. Впрочем заметить должно, что Пророк говорит здесь не об одной токмо внутренней благодарности, но купно требует и внешняго исповедания благочестия. Ибо вышереченными тремя глаголами изображает, что верные несовершенно исправят долг свой, ежели и коленопреклонением и другими наружными знаками не засвидетельствуют достодолжныя благодарности Богу.
Пс.94:7. яко той есть Бог наш, и мы людие пажити его и овцы руки его. днесь аще глас его услышите,
Хотя весь человеческий род на тот конец создан, дабы прославлять Бога, но Церковь особенно насаждена для прославления имени Его, и потому не без причины нарицается пажитию. Сего ради Пророк по справедливости требует должности сея от избраннаго народа, напоминая сынам Авраамлим о том безпримерном благоволении Бога, с каковым удостоил Он принять их под покровительство Свое. Сие хотя бы можно было распространить на весь человеческий род, но как Бог нарицается здесь Пастырем, а люди пажитию и овцами Его, то сие преимущество свойственно единой токмо Церкви, которую питает Он, хранит и управляет не так, как прочия твари, но отличает ю от всего мира и греет в Своем отеческом недре, ущедряя всякаго рода благодеяниями. Следовательно, люди Божии нарицаются здесь овцами руки Его не столько потому, что Бог сотворил их, как толкует Августин, сколько потому, что пасет и управляет их Своею рукою. А хотя народ Божий имел и других пастырей, яко-то Пророков, священников, учителей, судей и наконец царей, коими управляем был, но Бог особенное имел о нем попечение, и не общий токмо промысл употреблял, но и лице пастыря на себя воспринимал, дабы словесное стадо какого-либо вреда от волков не претерпело, как Сам чрез Пророка Иезекииля сказал: Аз упасу овцы Моя, и Аз упокою я, и уразумеют, яко Аз есмь Господь (Иез. 34:15).
Пс.94:8. не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании, по дни искушения в пустыни:
Пс.94:9. в оньже искусиша мя отцы ваши, искусиша мя, и видеша дела моя.
Здесь начинается вторая часть псалма, в которой напоминает Пророк народу Божию, дабы не одним токмо гласом, но и делом прославлял Бога: аки бы сказал, что Израильский народ не иначе сохранит свое достоинство и данное ему от Бога преимущество, как разве пребудет в послушании; и что сынове Авраамли для того нарицаются овцами руки Божия, поскольку Бог закон Свой, аки пастырский жезл посреде их оставил, дабы знали Пастыря своего и хранили закон Его. Днесь убо аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших. Аки бы сказал: сие есть знамение различия между язычниками и вами, о Израильтяне! аще послушаете гласа Божия и не ожесточите сердец своих, якоже и Моисей рече: сия есть премудрость ваша, и смышление пред всеми языками, аще оправдания Господня послушаете (Втор. 4:6). А как ведал Пророк, что Израильтяне от природы были жестокосерды и неудобь преклонны к послушанию, сего ради показав им Божию милость в лице пастыря, здесь паки увещавает, дабы взаимообразно кротостию и повиновением засвидетельствовали, что они суть овцы пажити Его. А дабы лучше возчувствовали увещание Его, припоминает им недостойный поступок отцев их, коих ожесточение пространнейшими описывает словами, и дабы оныя больше возимели силы, вводит Самого Бога, глаголющаго: не ожесточите сердец ваших яко в прогневании, яко во дни искушения в пустыни, идеже искусиша Мя отцы ваши. Под именем ожесточения сердечнаго наипаче разумеет презрение Божия слова, хотя впрочем были и другие многие виды жестокосердия и непокорности, как видеть можно из книги Чис. 14. Впрочем не безполезно приводит на память сынам грех отцов их, для двух следующих причин. Известно всем, коль склонны дети подражать отцам, ибо домашние примеры так ослепляют людей, что потомки без всякаго различия и самые пороки предков приемлют за добродетель: обычай и древность такую имеют силу, что и непозволенное кажется быть позволенным, они всегда приобретают себе некоторое почтение и уважение от людей. Но Иудеи, кои обыкновенно хвалилися отцами своими, более других по сей части обманывались. Сего ради Пророк не без причины отводит их от отцов своих, показывая, что неблагодарность их ненавистна была Богу. Сия есть первая причина. Вторая та, о которой упомянули мы выше, то есть, что Иудеи издревле были люди развращеннаго и весьма необузданнаго нрава; и потому, ежели бы Пророк не упомянул о жестокосердии отцов их, то они сказали бы ему: почто ты повелеваешь нам, не ожесточите сердец ваших, когда род наш всегда был кроток, покорен и послушлив? Но как отцы их изначала были жестокосерды и упрямы, сего ради Пророк не напрасно исправляет в них порок сей. Следующия за сим слова, яко в прогневании, яко во дни искушения в пустыни, идеже искусиша Мя отцы ваши, и видеша дела Моя, означают, что древние Израильтяне по изведении из Египта Моисеем, проходя пустыню, неоднократно прогневали Бога, не хотя веровать обетованиям Его. Они еще сумневались и о всемогуществе Бога: ибо видя повседневно чудныя дела Его, еще желали испытать, подлинно ли Бог всемогущ и может ли дать им хлеб, воду, мясо и все то, чего в пустыни оной не доставало.
Пс.94:10. Четыредесять лет негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путий моих:
Сими словами Пророк увеличивает грех ожесточеннаго народа, показывая, что Бог чрез долгое время раздражаем был народом оным неблагодарным: ибо жалуется, что чрез целыя четыредесять лет, в которыя водил их по пустыни, желая ввести в обетованную землю, имел подвиг без всякаго успеха. Откуду ясно открывается необузданный нрав их. Потом произносит о них суд Свой, глаголя: присно заблуждают сердцем. Заблуждение сердца не для уменьшения вины полагает, но для показания безумия и непокорности; аки бы сказал, что Он имеет дело не с людьми, одаренными разумом, но паче со скотами. К сему присовокупляет причину, глаголя: тии же не познаша путей Моих. Ибо, имея пред очами толикое множество чудес, не обращали внимания к ним, а наипаче к учению, ибо под именем путей объемлет как закон, так и чудеса, коими напоминал им Бог о Себе. Сия есть причина, чего ради осуждает безумие их: ибо и при толиком свете заблуждали аки слепые, и не смотря на то, что Бог, яко отец с детьми жил посреде их, и как словами, так и делами проявлял славу Свою, были нечувствительны как камни.
Пс.94:11. яко кляхся во гневе моем, аще внидут в покой мой.
Пророк, описав жестокосердие Израильтян в лице Бога, заключает, что они не напрасно лишены обетованнаго наследия: ибо непрестанно продолжая грешить, ясно доказали, что никоим образом исправиться не могли и потому не взошли в покой Божий, то есть, в обетованную землю, которая по завету Божию обещана была Иудеям вместо покойнаго жилища. Клятва, которую Пророк влагает здесь во уста Бога, означает непременную истину Божия слова, и читается в книге Чис. 14:28–29 тако: живу Аз, глаголет Господь, истинно, якоже глаголасте во уши Мои, тако сотворю вам; в пустыни сей падут телеса ваша. Впрочем, когда клянется Бог, то чрез сие показывает, что Он по нужде казни сей подвергл Израильтян; аки бы сказал, что грех их не маловажный был, но такой, который привлек на них весь Мой гнев и купно исторг клятву. Какую имеют силу оныя неполныя слова, аще внидут в покой Мой, сие протолковано в псалме Пс. 88:36.