Псалом 95
Пс.95:1. Хвала песни Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у еврей. Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля:
Пс.95:2. воспойте Господеви, благословите имя его: благовестите день от дне спасение его.
НАДПИСАНИЕ
Сей надписи в Еврейском тексте нет, но оную приложили или седмьдесят толковников, или Ездра, который, расположа псалмы по порядку, приказал Левитам сей псалом петь во время возобновления храма, по возвращении Израильтян из плена.
СОДЕРЖАНИЕ
В нем содержится наставление о прославлении Бога, которое относится не к одним токмо Иудеям, но и ко всем языкам, которые призываются здесь в Церковь. Ибо хотя Давид сложил псалом сей на случай пренесения кивота Господня, а Иудеи возвратившиеся из плена пели его при возобновлении храма; но главное намерение Давида было то, чтоб предвозвестить пришествие Иисуса Христа в мир. Итак святый царь убеждает народ Иудейский прославлять Бога, а язычников призывает в новое святилище, которое прообразовало новую церковь.
Сие предисловие показывает, что Пророк не одних токмо Израильтян, но и купно весь свет призывает к прославлению Бога, как сказано выше. Но свет сего сделать не мог, доколе Бог не учинился известен ему чрез проповедь Евангельскую, по оному Апостола Павла изречению: како призовут, в Негоже не вероваша? (Рим. 10:14). Отсюду следует, что вера в прославлении Бога первое занимает место. Впрочем требует Пророк не простой, ниже обыкновенной песни, но новой. Откуду заключаем, что предлежит здесь слово о необыкновенной и чрезвычайной Божией милости, якоже и Исаия, беседуя о возстановлении церкви яко о некоем невероятном суде, глаголет: воспойте Господеви песнь нову (Ис. 42:10). Таким образом Пророк назнаменует, что приидет время, в которое Бог чудным образом прославит царство Свое на земли. Сие яснее изображает в следующем стихе, где говорит, что все народы будут участвовать в славе Божией: и потому повелевает повсюду прославлять спасение Его, присовокупляя, что оно не есть тленное и скоро исчезающее, но присно пребывающее: ибо хощет, чтоб оно день от дне благовествуемо было. Якоже бо день за днем безпрестанно следует, тако подобает, дабы хвала за хвалою безпрестанно последовала.
Пс.95:3. Возвестите во языцех славу его, во всех людех чудеса его.
Здесь другими именами превозносит вышереченное спасение: ибо нарицает Его славою и чудесами, то есть, делом преславным и пречудным. А сими прилагательными именами отличает оное от всех древних дел, как и в самом деле несравненно преславнее ныне, нежели тогда, проявил Бог чудеса как милости, так и силы Своея, когда явил Спасителя миру. Но сие спасение, о котором упоминает Пророк, не могло проповедано быть во языцех, ежели бы они не участвовали в нем. Отсюду научаемся, что мы не иначе можем возблагодарить Христу за спасение нам приобретенное, как обращая чувства и мысли наши к тому преславному чудеси, которое в деле спасения нашего просиявает.
Пс.95:4. Яко велий Господь и хвален зело, страшен есть над всеми боги.
Пс.95:5. Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори.
Сими словами изображает, кто есть Бог оный, котораго прославлять повелевает, – дабы язычники не остались в своем заблуждении и, отринув суеверие, прилепились к истинной вере. Таким образом показывает, что един есть Бог, который достоин прославления: и купно научает, что те весьма обманываются, кои или идолам, или бесам, отводящим их от единаго истиннаго Бога, приписывают славу. Потом смеется безумию язычников, кои почитают за Божество одну токмо суету и ничтожество: ибо в Еврейском тексте, вместо бесове, положено слово, означающее суету и ничтожество, которое из презрения переносится к идолам. Итак, вся сущность слов состоит в том, что истинное и прямое Божество находится в одном токмо Творце мира, а языческия чтилища, искажающия истинное Богопочтение, не что иное суть, как пустыя и безумныя мечты. Но прежде нежели Пророк опроверг богов языческих, благоразумно нарекл Бога велиим и хвальным, то есть таким, котораго безпредельная слава превосходит все то, что люди ни мечтают о идолах своих. Здесь заметить должно способность пророческаго духа, который пренебрегши общее согласие всех языков, един мужественно защищает славу истиннаго Бога. Великий подлинно и трудный подлежал тогда подвиг истинным Богопочитателям, противоборствующим толикому множеству суеверий, коими исполнен был весь почти мир: ибо истинный Бог в одной токмо Иудеи, аки в некоем сокровенном углу скрывался. Повсюду прославляем был Юпитер; целая Азия, Европа и Африка оглашаемы были именем его: и хотя каждая область имела своих особенных богов, но слава их гремела и в других странах света; един токмо истинный Бог лишался Своей чести. Почему хотя весь мир согласен был во лжи, но Пророк презирает здесь единодушное согласие всех смертных: ибо суета их не могла отнять славы у истиннаго Бога. Таким образом, доказав величие Бога от свойства Его, далее утверждает оное от творения мира, в котором проявляется образ Его: ибо как истинному Богу свойственно иметь бытие от Себя Самого, то следует, что ложные боги, кои не могли сотворить мира, суть одна токмо мечта и призрак. Небеса полагает чрез фигуру синекдоху, понеже в них более проявляется Божия сила по причине великолепия и красоты их.
Пс.95:6. Исповедание и красота пред ним, святыня и великолепие во святиле его.
Сими словами изображает, что Бога нельзя представить, не представив купно величества и силы, яко знамений славы Его. Но понеже Бог Сам по себе невидим есть, а слабость ума нашего не досязает высоты небес, сего ради Пророк препровождает верных к святилищу, яко к видимому изображению присутствия Божия, где как слава Его, так и величие ясно зримы были в жертвоприношениях и в ковчеге завета. Впрочем, Писание облекает Бога в великолепие и красоту по той причине, что Он отвсюду зрится великолепен, а великолепен потому, что весь прекрасен, существо ли Его возьмет кто в разсуждение, свойства ли, судьбы ли, дела ли, помышлении ли, как в кратких словах сказал святый Иоанн: Бог есть свет, и тьмы в Нем несть ни единыя (1Ин. 1:5), подобно солнцу, которое ежели бы имело чувство зрения, то отвсюду видело бы лучи света своего, так как отвсюду зрится нами светло и лучезарно.
Пс.95:7. Принесите Господеви, отечествия язык, принесите Господеви славу и честь.
Пс.95:8. Принесите Господеви славу имени его: возмите жертвы и входите во дворы его.
Понеже хвала Богу воздаваема была в Сионе, и место оное посвящено было для прославления имени Его, то нет сомнения, что Пророк означает здесь новую некую Церковь, которая открылась наконец во время пришествия Христова. Следовательно, видим здесь прекрасное сравнение между древним народом и между новыми отечествиями язык, которыя имели некогда участвовать во усыновлении. Ибо Пророк ясно призывает здесь язычников вместе со Иудеями к тому же Богослужению: не потому однакоже, аки бы мы (бывшие некогда язычники) долженствовали чтить Бога по тем же внешним обрядам, каковые древле предписаны были законом, но дабы показать, что будем иметь един и тот же благочествия образ, какой имели верные Иудеи. Таким образом Пророк, или паче Дух Святый, требует от язычников не вещественных жертвоприношений, но духовных, то есть, дабы все, пришедши в церковь, принесли Богу славу и честь за все те чудеса, которыя соделал Он во искупление человеческаго рода. Ибо не нашим тщанием или заслугами вошли мы в жребий сынов Божиих, но по единому милосердию Бога приняты во усыновление, и потому обязаны Ему воздавать всякую честь и славу.
Пс.95:9. Поклонитеся Господеви во дворе святем его: да подвижится от лица его вся земля.
Здесь ту же продолжает мысль, говоря о жертвоприношении духовном: ибо древле требовал Бог жертв от народа Своего не потому, аки бы имел нужду в них, но дабы люди исповедовали чрез них веру Свою. Таким образом Пророк научает, куда клонится оное жертвоприношение, о котором упоминает здесь: он требует, дабы верные повергалися пред Богом и с благодарностию признавали, что вся, еликая имеют, суть Его; и паки о Святом храме упоминает, желая показать, что язычники приняты будут в новую церковь, дабы составили едино тело с избранным народом. Но как в то время, когда писал Пророк псалом сей, не позволялося язычникам вместе с сынами Божиими входить во святилище, донележе Христос, пришед, не разорил средостения сего (Еф. 2:14); следовательно, звание наше, которое тогда за невероятное дело почиталось, отсюду гораздо яснее открывается: ибо мы совершенно удостоверены стали, что дверь спасения свыше отверста нам. Упоминая о святости храма. Пророк требует иметь почтение к нему, дабы люди не безразсудно приходили пред лице Бога, но со страхом и кротостию. К тому же относится и оное заключение стиха: да подвижится, от лица Его вся земля, дабы смертные, размышляя о величестве Бога, со благоговением покланялися Ему. Впрочем не для того сказал слова сии, дабы устрашить истинных Богопочитателей (коим нет ничего приятнее и вожделеннее, как искать Бога), или удалить их от лица Его, но токмо напомянул о смирении, дабы все с кротостию и благоговением чтили Бога.
Пс.95:10. Рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится: судит людем правостию.
Сими словами изображает, что где не царствует Бог, там нет и Богослужения. Доколе убо престол Божий водружен был в земле Иудейской, дотоле язычники не могли назваться истинными Богопочитателями, яко неповинующиеся владычеству Бога. Сего ради Пророк распространяет царство Его до последних концев земли, дабы все те, кои доселе были разсеяны, под Его владычеством срослися во едино тело. Итак, употребляя глагол рцыте во языцех, означает, что Бог хощет, дабы пределы царства Его распространяемы были словом и учением. Здесь заметить должно оныя слова: исправи вселенную, яже не подвижится. Мы ведаем, что чин природы от начала творения мира даже доселе пребывает благоустроен: ибо и солнце, и луна, и звезды всегда те же сияют на небеси; неверные тою же питаются пищею и тем же дышут воздухом, каким и верные; животныя родятся те же какия родилися доселе. Почто убо глаголет исправи вселенную? Сей вопрос решится тем, что доколе нечестие обладает сердцами людей, дотоле все находится в замешательстве и в ужасном безпорядке, который, на подобие потопа, содержит мир во мраке: ибо без Бога может ли что быть постоянно? Почему не неприлично место сие научает, что вселенная исправляется, утверждается и не движится, когда люди приводятся в порядок рукою Бога. Откуду следует, что хотя все твари должность свою исполнят, но безпорядок к мире дотоле пребудет, доколе Бог не водрузит престола Своего между людьми. А посему как бы ни льстили себе неверные, но всегда будут колебаться: понеже состояние их не основано на Боге, а потому и жизнь их висит на нитке. За сим предвозвещает, что царство Божие исполнено есть правоты, ибо присовокупляет: судит людем правостию, как и во псалме Пс. 44:7, сказал: жезл правоты, жезл царствия Твоего. Глагол: судить – у Евреев означает всякаго рода правительство. Здесь, понеже относится к Богу, являет, что Господь управляет миром зело праведно: ибо как тем, кои хранят закон Его, воздает достойныя почести, так и тех, кои из презрения нарушают его, карает праведными казньми. А сия правота не к внешним токмо относится действиям жизни, но и к внутреннему расположению сердца, во глубину котораго очи Господни проникают.
Пс.95:11. Да возвеселятся небеса, и радуется земля: да подвижится море и исполнение его:
Пс.95:12. возрадуются поля, и вся яже на них: тогда возрадуются вся древа дубравная
Пс.95:13. от лица Господня, яко грядет, яко грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людем истиною своею.
Дабы лучше прославить и превознести великость милости Божией, собравшия всех людей в благодатное царство, призывает к общему веселию самыя неодушевленныя твари, яко‐то: древа, землю, море и небо, не упоминая уже об Ангелах и человеках. Следовательно, слова сии суть иперболическия, которыми изображает, что нет ничего блаженнее и вожделеннее, как быть под державою Бога. Притом означает, что Господь царствует не тиранским образом, но власть Его исполнена кротости и веселия. А что нечестивые ужасаются и трепещут престола Божия, сие должны приписывать самим себе, яко нечто случайное. Впрочем в словах содержится такая ипербола, которая имеет свою причину. Ибо как все стихии ныне совоздыхают и соболезнуют вместе с нами, будучи нас ради подвержены тлению, как свидетельствует Павел (Рим. 8:22), то не дивно, что возобновление мира увеселяет их, чего они нетерпеливо желают. Из последняго стиха научаемся, что доколе сокрыто от нас лице Божие, дотоле ни малейшия искры истинныя радости видеть не можем. Возрадуются (глаголет) от лица Господня, яко грядет. Ежели море и земля радуются пред лицем грядущаго Бога, то кольми паче верным должно быть пришествие Его вожделенно. Но как многим кажется оно невероятно, сего ради Пророк повторяет дважды: яко грядет, яко грядет судити земли; и купно присовокупляет причину, чего ради грядет, глаголя: судити вселенней в правду, и людем истиною своею. Откуду следует, что неправда и порок исчезают пред светом правоты и истины Божией.