Источник

Псалом 96

Пс.96:1. Псалом Давиду, егда земля его устрояшеся, не надписан у еврей. Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози.

Пс.96:2. Облак и мрак окрест его: правда и судьба исправление престола его.

Пс.96:3. Огнь пред ним предыдет и попалит окрест враги его.

Пс.96:4. Осветиша молния его вселенную: виде и подвижеся земля.

Пс.96:5. Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли.

НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

В сем псалме, подобно как и в предыдущем, Пророк описывает величество Божие: пророчествует о царстве Христовом, предвозвещает, что проповедию Евангельскою упразднится почитание идолов, и что Церковь, озаренная светом Евангелия, восторжествует. И потому псалом сей не так должно разуметь, как гласит надпись, которой в Еврейском тексте нет, – но как требует материя. Может быть, Давид сочинил его по случаю возстановления престола своего, потрясеннаго Авессаломом.

В первом стихе Пророк, призывая людей к веселию ясно показывает, что Бог никогда не царствует без того, чтоб купно не озарял их светом спасения и благодати. А сообщая радость всему миру, и островам, сущим на море далече, означает, что царство Бога, доселе в тесных пределах Иудеи заключавшееся, гораздо далее распространится и пронесется к языкам. В четырех следующих стихах, описывая небесную славу Бога величественными словами, тщится понудить смертных к глубочайшему почтению, и сим образом низложить гордость, и усмирить суетное мудрование плоти. Ибо известно, что мрачныя облака больше вселяют страха, нежели светлое небо, и тьма сильнее действует на наши чувства. Таким образом Пророк сими словами, без сомнения, влагает страх в сердца людей, дабы с большим благоговением чтили Бога и трепетали пред величеством Его. То же самое подтверждает и в следующей связи слов, где говорит, что огнь пред Ним предходит, и попаляет окрест враги Его; что молнии Его освещают вселенную, и растопляют яко воск горы, и что самая земля, как бы чувство имеющая, видя ужасное действие небесных стрел, вся трепещет и от трепета движется. Ежели кто скажет, что таковый страх не согласует с тою радостию, о которой выше упомянул Пророк, на сие ответствует: первое, что Бог, поставляя на земле престол Свой, готов с своей стороны всех блаженными делать, но не все вмещают благодеяние сие. Второе, что сие напоминание, как сказано выше, весьма полезно верным, дабы, отринув суетное мудрование плоти, с благоговением покланялися Богу. Впрочем Пророк, поставляя престол Бога на основании правды и суда, одобряет нам царство Его от плодов их: ибо как нет ничего для людей бедственнее, как жить в мире без правосудия и законов, то сию хвалу особенно Пророк присвояет Богу, который царствуя на небеси, един устрояет правоту в мире. А как большая часть людей дерзновенно отвергает владычество Бога: сего ради Пророк по нужде изображает лице Его страшным, дабы показать, что ожесточенная злоба нечестивых без наказания не останется.

Пс.96:6. Возвестиша небеса правду его, и видеша вси людие славу его.

Колико праведен был Бог все времена, тому свидетели суть небеса и народы, видевшие славу Его. Сему подобно сказано и во Пс. 18:2: небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь, – с тем только различием, что там сказал Пророк о премудрости и силе Божией, видимой в творении небес, так как бы Бог изустным свидетельством доказывал оную; а здесь говорит о той правде, которую имел Бог явить в пришествие Христово и которая славою своею имела наполнить небо и землю. Ибо в Еврейском тексте глаголы положены в будущем времени: возвестят небеса правду Его, и увидят вси людие славу Его. Сие лиценаведение, изображающее небеса, вещающия о правде Бога, много имеет силы, ибо представляет, аки бы они чувствовали славу ея, хотя и не имеют чувств. Но можно разуметь слова сии и об Ангелах, которым весьма прилично приписывается здесь должность проповедания Божия славы.

Пс.96:7. Да постыдятся вси кланяющиися истуканным, хвалящиися о идолех своих: поклонитеся ему, вси ангели его.

Здесь, как и в предыдущем псалме, Пророк отличает истиннаго Бога от ложных богов, дабы вышереченныя свидетельства никто к суетным чтилищам относить не дерзал.

Ибо хотя врожденно есть людям некоторое понятие Божества, но понеже слабость и слепота ума человеческаго сие врожденное чувствование часто превозмогает, отсюду происходит, что вера бывает началом суеверий, не по естеству своему, но потому, что умы человеческие, будучи омрачены, не различают истиннаго Бога от идолов. Но где истина Божия сияет, там и слепота ума, и мрак суеверий исчезает. Ибо ежели солнце действием лучей своих поглощает мглу, омрачающую воздух, то чего не соделает Бог светом лица Своего? Почему не дивно, ежели Пророк, рекши первее о царстве Бога, обращает слово к язычникам, хвалящимся о идолех своих, якоже и Исаиа, беседуя о возсиянии Евангельскаго света, глаголет: тогда потрясутся (и падут) рукотворенная Египетская от лица Его (Ис. 19:1). А как истинное Богопознание сокрыто было от людей, то мы не должны удивляться, ежели идолопоклонство с самаго начала мира обладало светом: а у Турков, у Аравлян и Персов, как всем известно, и доселе еще не видно света истиннаго учения, почему и остаются они погруженны во мраке своих заблуждений. Ибо без познания истиннаго Бога невозможно обратиться ни к здравому разсудку, ни к покаянию. Таким образом Пророк чрез глагол да постыдятся означает, что будет время, в которое язычники, оставя суеверие свое, покаются и обратятся к истинному Богослужению. Следующия за сим слова: поклонитеся Ему вси Ангели Его, хотя собственно относятся к Ангелам, но можно распространить их и на все твари, аки бы сказал: все, что ни почитается у людей за божество, да покорится единому истинному Богу, и да ни едина тварь помрачает славу Божества Его.

Пс.96:8. Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери Иудейския, судеб ради твоих, Господи:

В первом стихе псалма возвестил Пророк радость всему миру, а здесь особенно приветствует избранный народ, во-первых потому, что он первый вкусил начатки радости; потом, дабы отнять всякое ревнование и зависть. Почему хотя выше сказал, что язычники равны будут с сынами Авраама, но здесь присовокупляет, что Иудеи от сего уравнения ничего не теряют, но еще и справедливую имеют причину веселиться и радоваться, потому что Бог из источников Израилевых весь мир орошает. Таким образом Пророк приветствует здесь сынов Авраамлих для того наипаче, что они сугубую имели причину радоваться, первое, потому, что Бог их распространил владычество Свое от восток солнца до запад, которое тогда стеснено было в одной токмо Иудеи; второе, потому, что чрез сие крепче утвердил обетование Свое, данное верным о Искупителе человеческаго рода, Который имел произойти от племени их. Не меньшая причина к радости была и та, что языки по предсказанию самого Бога имели благословитися о семени Авраама; и что вера Иудейская, бывшая доселе в презрении у всех, стала быть в почтении везде. Но здесь встречается вопрос: чего ради глаголет: слыша Сион, а не: виде? Сей вопрос решится тем, что Пророк употребил глагол слышания для двух причин: во-первых, для того, что верные, прежде нежели радость их исполнилась, уже чувствовали оную верою; во-вторых, для того, дабы показать, что проповедь Евангельская распространится по всем концам земли, и что Иудеи познают оную слухом паче, нежели видением.

Пс.96:9. яко ты Господь вышний над всею землею, зело превознеслся еси над всеми боги.

Понеже слова сии протолкованы на других местах, то мы не будем более останавливаться на них. Заметить должно одно токмо сравнение между Богом и богами, хотя бы то были Ангели, хотя бы языческие боги, хотя бы другая некая превосходнейшая тварь; ибо Пророк всякое превосходство совершенно унижает здесь, дабы истинное величество оставалось при одном токмо Боге.

Пс.96:10. Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных своих, из руки грешничи избавит я.

Здесь напоминает истинным богопочитателям о добродетельной и непорочной жизни, якоже и Павел глаголет: да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне (2Тим. 2:19).

Таким образом доказывает от самаго свойства Божия, что Он не приемлет в число рабов Своих, как разве тех, кои удаляются порока и прилепляются к правде. Ибо как Бог есть источник правды, то ненавидит всякую неправду, и Сам Себя отрещися не может; и потому с тем намерением и нас обязывает, дабы имели отвращение от всякия неправды. Но понеже злоба врагов часто нас из терпения выводит, и мы иногда прибегаем к хитростям, дабы избавиться от них, сего ради Пророк, предупреждая искушение сие, глаголет: хранит Господь души преподобных Своих. Ибо те, кои удостоверены, что живут под сению Бога, не воздают зла за зло, и не отмщают нанесенных им обид взаимными обидами, но препоручают себя промыслу Его. Таким образом Пророк, как бы некую узду налагает на нас дабы удерживалися от зла, и руки чисты хранили, ведая, что и Бог хранит души наши под покровительством Своим.

Пс.96:11. Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие.

Пс.96:12. Веселитеся, праведнии, о Господе, и исповедайте память святыни его.

Сими словами подтверждает предыдущее изречение и купно решит вопрос, могущий всякому придти на мысль: чего ради праведнии часто злостраждут и преданы бывают насилию врагов? На сие ответствует Пророк, что хотя Бог не вдруг рабов Своих избавляет, однако сокровенною силою Своею всегда и во всем споспешествует им: ибо под именем света означает веселие и благопоспешество, так как под именем тьмы часто в Писании означаются противныя обстоятельства. И хотя праведные едва обретают место в мире, а иногда не смеют и выдти на свет, будучи сокрыты во мраке, но Бог изводит добродетель их яко полудне. Под именем света (Пс. 36:6) можно еще разуметь здесь свет Божия благоволения к праведнику, или (что кажется приличнее месту сему), свет здраваго разума, который сияет в нас тогда, когда познаем не токмо умозрительно, но и деятельно, что есть праведно и что неправедно, что добро и что зло: и когда разумеем и избираем то, что есть прямо праведно и добро, а не то, что по-видимому есть таково и что таковым представляется уму, от возмущения страстей поврежденному. Сей-то свет сияет в праведнике, без котораго не был бы он праведником; и как веселие праведника состоит в том, чтоб делать правду, сего ради прилично присовокупляется: и правым сердцем веселие. Ибо как правда управляет сердце, а правому сердцу приходит веселие от того, что оно сообразно воле Бога, и все, что угодно Богу, бывает угодно и ему: то посему нет ничего такого, что бы могло опечалить праведника; но он и посреде самых тяжчайших скорбей радуется, и радости его никто не может отнять у него. Во втором члене то же самое объясняет другими словами: ибо веселие полагает вместо света, а правых сердцем вместо праведников. Сие определение правды заметить должно, дабы знать, что она не есть некая внешняя личина, но состоит во внутренней непорочности сердца; так что ежели хотим быть праведными пред Богом, то не довольно того, чтоб удерживать язык, руки и ноги от злодеяния, но и самое пожелание зла. Наконец, в последнем стихе напоминает верным о благодарности, дабы находя в Боге благодетеля своего, признавали милости Его, радовалися о Нем токмо, а не о суетных удовольствиях века сего, и препровождали жизнь непорочно и свято, памятуя, яко и Он свят есть, по оному: святи будите, яко Аз свят есмь (Лев. 11:44). И паки: сия есть воля Божия, святость ваша (1Фес. 4:3).


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle