Источник

Псалом 97

Пс.97:1. Псалом Давиду. Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь: спасе его десница его и мышца святая его.

Пс.97:2. Сказа Господь спасение свое, пред языки откры правду свою.

СОДЕРЖАНИЕ

Сей псалом сходствен с псалмом 95 не токмо по содержанию, но и по самым словам. В нем предсказывает Пророк: 1) что по распространении Богопознания во всем мире слава Божия просияет более, нежели как прежде; 2) что обетования, данныя Авраамову роду, по пришествии Искупителя исполнятся наконец самым делом; 3) что спасение людей проповестся по всей вселенней. По сей причине повелевает народу Израильскому громко прославлять Божие имя.

ТОЛКОВАНИЕ

Сими словами означается не простое, ниже обыкновенное, но особенное благодарение Богу. Сие явствует из причины, вскоре потом присовокупляемой, которая показывает, что Бог чудным и непостижимым образом соделал спасение наше посреде земли: ибо сказав о чудесах вообще, относит их в особенности к одному существу дела, говоря, что Бог приобрел нам спасение силою Своею. Спасе его, то есть человека, десница Его, и мышца святая Его, которыми словами означает, что церковь, или весь человеческий род, не человеческими пособиями, ниже обыкновенным порядком, но неслыханным доселе образом избавлен бысть. Сие чудо подобными почти словами превозносит Исаия в главе Ис. 69:18: и виде, и не бяше мужа избавляющаго, и спасе их мышцею Своею, и правдою Своею утверди я. В сих обоих местах мышца Божия противополагается обыкновенным естественным средствам, которыя хотя ничего не отъемлют у Божией силы, но явление ея аки некоею завесою закрывают. Сего ради Бог не обыкновенныя средства употребил ко спасению мира, но Сам изшел на среду, да явится, что спасение наше есть чудное дело благости Его. Пророк убо прилично заключает, что сия чудная и человеческими умами непостижимая благость Божия достойна величайшия благодарности и таковаго же прославления. Во втором стихе то же самое яснее изображает, говоря: яви Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою. Ибо кто бы мог подумать, чтоб люди, седящие во тьме и сени смертней, вдруг увидели свет и в глубочайшей бездне греховной нашли место правды? Здесь заметить должно, что правда Божия, из которой проистекло спасение человеков, не воздаяние за грехи означает, как на других местах берется, но доказательство Божией благости, любви и истины, как ниже увидим.

Пс.97:3. Помяну милость свою Иакову и истину свою дому Израилеву: видеша вси концы земли спасение Бога нашего.

Сказав вообще о явлении спасения людям, здесь в особенности прославляет Божию милость, явленную избранному народу. Ибо хотя и язычникам сообщил Бог Свою отеческую милость, но начал оную от Иудеев, дабы были они аки первородные, якоже и Христос глаголет: спасение от Иудей есть (Ин. 4:22). И потому прилично говорит Пророк, что Бог во искуплении мира помянул истину, то есть, верное обетование, данное Иакову, сиречь народу Израильскому. А дабы лучше изобразить, что обетование сие основано было не на заслугах или на правде человеческой, сего ради в первом месте о милости упоминает, потом присовокупляет истину, от оныя зависящую. Кратко сказать, Пророк показывает, что Бог не вышел вне Себя, как говорят богословы, но причину спасения обрел в Своей благости, туне данной, и в едином благоволении, которое древле засвидетельствовал Аврааму и семени его. Глагол: помяну – относится к понятию людей: ибо как чрез несколько времени коснил Бог исполнением обетования, то казалось, аки бы забыл оное. В самом деле от дня обетования более двух тысящ лет протекло, прежде нежели пришел Христос, а между тем верные столько претерпели бедствий, сколько имели врагов и ненавистников: и потому не дивно, ежели непрестанно скорбели и воздыхали, так как лишенные надежды видеть событие обещаннаго спасения. Следующия за сим слова: видеша вси концы земли спасение Бога нашего – относятся не к похвале токмо благости Божией, аки бы сказал, что дело спасения толь будет достопамятно и громко, что слава Его пронесется до последних концев земли, но означают и то, что языки, бывшие прежде в изуверстве, отныне будут участниками спасения. Таким образом глагол: видеша – имеет здесь немалую силу. Он означает веру деятельную, с познанием соединенную, и такую, которая преклоняет волю к любви и желанию; ибо те, которые довольствуяся одною верою умозрительною, не помышляют о Спасителе, сказать о себе не могут, что они видели спасение Божие.

Пс.97:4. Воскликните Богови, вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте.

Пс.97:5. Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте,

Пс.97:6. в трубах кованых и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем.

Пс.97:7. Да подвижится море и исполнение его, вселенная и вси живущии на ней.

Пс.97:8. Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются

Пс.97:9. от лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию.

Здесь паки повторяет то увещание, которое употребил в начале псалма, и обращая оное к языкам, ясно показывает, что церковь едина будет во всем мире и что Бог по разрушении средостения соберет всех в едино согласие веры. Говоря о мусикийских орудиях, без сомнения приспособляется к обычаю своего времени, однако не привязывает язычников к ветхозаконным обрядам. Впрочем, повторяя многократно одни и те же глаголы, показывает, что люди колико бы ни усиливалися прославлять Искупителя мира, однако все похвалы их не могут сравниться с величеством милости Его. Сие и из оных слов ясно видно, в которых приписывает Пророк чувство вещам неодушевленным. Но как вся сия связь довольно протолкована инде, то мы не будем много распространяться здесь.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle