Источник

Псалом 98

Пс.98:1. Псалом Давиду. Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на херувимех, да подвижится земля.

СОДЕРЖАНИЕ

Сей псалом различествует от предыдущих тем только, что царство Божие и происходящее оттуду блаженство не распространяет далее пределов Иудеи, но токмо отличая сынов Авраамовых от прочих языков по причине усыновления, особенно возбуждает их к прославлению Бога.

ТОЛКОВАНИЕ

Понеже Иудеи отвсюду окружены были врагами, то надлежало превозносить пред ними силу Бога, дабы ведали, что они, находяся под покровительством Его, всегда будут безопасны от нападения врагов. Сего ради повелевает всем народам трепетать пред Богом, дабы показать, что Бог в защищении Своего народа явит такую силу, которая смятет все языки и что они возчувствуют наконец, коль безумно ярятся к собственной погибели своей. Впрочем Писание приписывает царство Богу относительно к понятию людей, дабы ведали, колико величествен, колико высок и силен Он; ибо ежели бы всегда скрывал величество Свое, то неверные большую возимели бы дерзость, так как бы совсем Его не было.

Пс.98:2. Господь в Сионе велик, и высок есть над всеми людьми.

Пс.98:3. Да исповедятся имени твоему великому, яко страшно и свято есть.

Подтверждает вышереченныя слова, показывая, что Бог, царствуя в Сионе, всегда может погубить и в ничто обратить врагов церкви Своея. Следующия вскоре за сим слова, высок есть над всеми людьми, не так должно разуметь, аки бы Бог сидел на престоле для спасения врагов, но для разрушения советов и намерений их. Оныя же слова, да исповедятся имени Твоему, не к языкам относятся, но к верным людям, от которых требует Пророк благодарности. Ибо хотя и исторгает Бог исповедание или признание от врагов побежденных, но поскольку они не престают противоборствовать славе Его и хулы на имя Его изрыгать, сего ради не приличествуют им оныя слова. К верным убо собственно глаголет, возбуждая их к прославлению пресвятаго имени Божия.

Пс.98:4. И честь царева суд любит: ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове ты сотворил еси.

Пророк, посаждая Бога на царском престоле, приписывает Ему свойства, приличныя царю, и разсуждает о образе царствования: ибо упоминает о правоте, о суде и о правде, которыя слова или в том разуме брать можно, что Бог в законе Своем повелел народу Израильскому хранить правоту, или разуметь так, что Сам всегда хранил законы справедливости, защищая и покровительствуя народ. Впрочем, хотя весьма справедливо, что правда и суд всегда и во всех делах Божиих равномерно сияли, при всем том приличнее кажется разуметь место сие о законах правосудия, которые Бог, любя правду, установил в народе Израильском и которые служили ему наилучшим правилом жительства.

Пс.98:5. Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу его, яко свято есть.

Сие увещание, собственно, относится к одной токмо Иудейской церкви, которая, будучи толико облагодетельствована Богом, обязана была с большею охотою упражняться в делах благочестия. Сего ради Пророк повелевает Иудеям превозносить толико милостиваго Бога и воздавать Ему честь, повеленную законом. Подножие, о котором упоминает здесь, означает ковчег завета, который инде нарицается седалищем Бога, инде жилищем, инде покоем, инде домом или селением, но здесь подножием ног Господних. Сие преносное слово весьма прилично как храму, так и ковчегу: ибо Бог так хотел жить посреде народа Своего, чтоб он не привязывал мыслей своих ко внешнему храму и к видимому ковчегу завета, но возносил их выше. Следовательно, имя ковчега относилось токмо к свободе, с каковою все благочестивые долженствовали приступать к Богу, видя Его недалеко от них суща. Но поскольку Иудеи весьма склонны были к суеверию, сего ради Давид исправляя сей порок и желая, чтоб они ничего телеснаго или земнаго не воображали о Боге и не останавливалися на внешних знаках, нарицает ковчег и самый храм подножием ног Божиих, возводя умы благочестивых к Богу, везде сущему и вся исполняющему. Впрочем, возвышая таким образом умы верных, ничего не отъемлет у святости храма, поскольку Бог избрал оное место на земли единственно с тем, чтоб имя Его тамо призываемо было.

Пс.98:6. Моисей и Аарон во иереех его, и Самуил в призывающих имя его: призываху Господа, и той послушаше их.

Пс.98:7. В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения его и повеления его, яже даде им.

Сими словами прославляет особенную милость, которую явил Бог семени Авраамову, избрав оттуду Пророков и священников, кои при составлении благодатнаго завета были аки некие споручники или посредственники. И хотя о трех токмо упоминает начальнейших мужах; однако под сими тремя лицами без сомнения объемлет весь Израильский народ, с которым Бог утвердил Свой завет, но должность священнослужения возложил на трех токмо оных особ. Ибо призывание, о котором упоминает здесь, не простое разуметь должно, но священническое. Итак Моисей и Аарон и Самуил были аки посредники или истолкователи, избранные свыше, которые от имени всего народа являлися пред лице Бога и за всех ходатайствовали. Призываху Господа, глаголет, и Той послушаше их. В столпе облачне глаголаше к ним. О столпе облачном с намерением упоминает, яко о таком видимом знаке, посредством котораго хотел Бог на все веки засвидетельствовать присутствие Свое в народе. А как в последствующия времена не всегда являл Бог присутствие Свое в столпе облачном, сего ради Пророк прилично припоминает Иудеям о достопамятном оном времени, в которое Бог отцам их в пустыни являлся очевидно, дабы потомки были удостоверены, что и к ним также всегда близок будет. С намерением присовокупляет и оныя слова: яко храняху свидения Его, и повеления Его, яже даде им, дабы и будущих веков людей в том же повиновении удержать.

Пс.98:8. Господи Боже наш, ты послушал еси их: Боже, ты милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их.

Пс.98:9. Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей его: яко свят Господь Бог наш.

Сими словами показывает, что древние Израильтяне потому послушествуемы были, понеже между Богом и ими взаимное согласие было. И потому надлежало бы и потомкам следовать примеру их; но как потомки по большей части не последуют вере и благочестию отцов своих, то и не дивно, что Бог не внемлет молитвам их, и такой милости не оказывает, какую оказывал предкам. Боже, Ты милостив бывал еси им. Из сих слов яснее видно, что вышереченныя слова о Моисее, Аароне и Самуиле относилися ко всему народу: ибо не для себя лично священниками поставлены были, но для общия пользы всех. Сего ради Пророк не неприлично от трех оных мужей переходит ко всему телу народа. Таким образом возносительныя оныя местоимения – их и им, не должно относить к Моисею, Аарону и Самуилу, но ко всей Иудейской церкви, и разуметь так, что Бог ради молитв священников Своих был милостив к Иудеям, но притом и строго наказывал грехи их. Итак, с одной стороны прославляет Божию милость, а с другой упоминает о ужасных примерах казней, коими карал Бог неблагодарность предков, дабы потомки приобыкли покоряться Ему. Ибо всегда памятовать должно, что чем милостивее с нами поступает Бог, тем меньше терпит, когда во зло употребляем щедроты Его. В заключении псалма повторяет те же слова, которыя видели мы Пс. 98:5 стихе; но вместо подножия ног полагает гору святую, то есть, Сион, где была скиния и где после построен был храм. Говоря о Боге: яко свят Господь Бог наш, означает, что Израильтяне не безразсудно чтут Бога, ниже подобно язычникам, коих богопочитание от одного предразсудка зависело, но что Богопочтение их основано на святости и истине.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle