Псалом 99
Пс.99:1. Псалом Давиду во исповедание. Воскликните Богови вся земля:
Пс.99:2. работайте Господеви в веселии, внидите пред ним в радости.
НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
Из сего надписания явствует содержание псалма. Существо материи не требует пространнаго толкования: ибо Пророк призывает верных к прославлению Бога за то, что избрал их в достояние Свое и под Своим покровительством хранит.
Пророк упоминает здесь об одной токмо части Богопочитания, которая состоит в прославлении благодеяний Божиих. Но понеже обращает слово вообще ко всей земле, то, без сомнения, взирает на оное время, в которое церковь имела составиться из различных языков. Повелевает убо в веселии чтить Бога, напоминая, что Бог толико милостив к людем Своим, что не может довольно прославлен быть. Воскликните Богови вся земля: работайте Господеви в веселии. Восклицать, знать высоким и громким гласом хвалить кого, а работать в веселии, есть служить от любви, а не от страха. Аки бы сказал: о вы, которые населяете землю! почитайте и хвалите Бога, Творца вашего и Творца земли! Служите Ему не принужденно, но добровольно; не с огорчением, яко рабы, но с веселием, яко свободные. Впрочем, хотя хвалить Бога повсюду обязаны мы, но наипаче, когда входим в дом Его, то есть во храм, иже есть дом молитвы, где как мы зрим Бога, в священных тайнах присутствующаго, так и Он зрит нас и слушает молитвы наши, по оному: будут очи Мои отверсты, и уши Мои послушни к молению места сего (2Пар. 7:15). Сего ради Пророк увещавает, глаголя: внидите пред Ним в веселии. То есть, приходите в дом Божий, где вы особенным образом зрите Бога и где Бог зрит вас: но приходите в радости сердца, с духом восперенным и воспламененным, чтоб Бог видел вас от любви к Нему радующихся.
Пс.99:3. Уведите, яко Господь той есть Бог наш: той сотвори нас, а не мы: мы же людие его и овцы пажити его.
Здесь прикровенно укоряет людей за их неблагодарность, кои безразсудно оставя истиннаго Бога, выдумали для себя многих ложных богов и предалися многоразличным служениям.
Понеже убо толпа богов подавила истинное Боговедение, и славу Бога затмила, сего ради Пророк прилично увещавает всех смертных, дабы обратяся к здравому разсудку, престали отъимать у Бога честь Его. Ибо хотя все устами исповедуют, что есть некий Бог, Творец неба и земли, но не все чтут Его, а потому и самое Божество, елико возможно им, в ничто обращают. Пророк убо, отвлекая мир от обычной суеты, повелевает познать Бога. Уведите, яко Господь, Той есть Бог наш. Потом проповедует особенное Его благодеяние, в прославлении котораго наипаче верным упражняться повелевает, глаголя: Той сотвори нас, а не мы. Здесь заметить должно, что Пророк не о первобытном творении в сем месте глаголет, но о духовном отрождении, посредством котораго Бог возобновляет в верных образ Свой. Следовательно, нарицает здесь одних токмо верных творением Божиим, в таком разуме, в каком Павел нарицает их в послании к Ефесеем, глаголя: Того бо есмы творение, создани во Христе Иисусе на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим (Еф. 2:10). Сие яснее видеть можно из самой связи пророческих слов: ибо нарицая нас людьми Божиими и овцами пажити Его, особенную благодать замечает, по силе которыя Бог яко отец сынов восприял нас в достояние Свое, или яко пастырь собрал овец на паству Свою, дабы питать и хранить нас под покровительством Своим. А сие несравненно лучше для людей, нежели плотское рождение. Таким образом Пророк, нарицая нас Божиими людьми, научает, что мы благодатию Его духовно отрождены. А под именем пажити овец означает, что та же благодать, единожды данная нам, пребывает при нас неотлучна до конца.
Пс.99:4. Внидите во врата его во исповедании, во дворы его в пениих: исповедайтеся ему, хвалите имя его.
Пс.99:5. Яко благ Господь, в век милость его, и даже до рода и рода истина его.
Сие заключение сходствует с начальными словами псалма, кроме того, что здесь упоминает о обрядовом законе, говоря, что верные не иначе должны благодарить Бога за Его благодеяния, как разве чрез торжественное исповедание благочестия и веры. Между тем, упоминая о вратах и преддвериях храма, означает, что Бог не иначе хощет почитаем быть от верных, как токмо по предписанию закона. Наконец, дабы ведали мы, что имеем непрестанный долг хвалить и прославлять Бога, говорит, что и милость Божия есть к нам непрестанна, и истина Его пребывает даже до рода и рода. Понеже убо так всегда расположен к нам Бог, то было бы для нас и гнусно и постыдно не быть к Нему благодарным и не воздавать надлежащаго долга хвалы и прославления. Впрочем, Пророк представляет нам здесь три главныя Божия свойства, яко три причины, для которых достоин Он от всех прославляем быть: ибо и благ есть, и милостив, и истинен. Сии три свойства так между собою соединены, что одно раждается из другаго. Благ есть Бог, и понеже благ, то и милостив: а понеже милостив, то и истинен, то есть, верен во исполнении обещаний. Но как можно согласить сии три кроткия свойства с страшным оным величеством Бога, живущаго во свете неприступном, страшнаго над всеми боги, отъемлющаго духи князей, Бога такого, о Котором Апостол глаголет: страшно есть, еже впасти в руце Бога живаго (Евр. 10:31)? Сия видимая противоположность удобно соглашается так: Бог есть благ, но токмо правым сердцем и боящимся Его; страшен – имеющим развращенное сердце и презирающим Его. Коль благ Бог Израилев правым сердцем! глаголет Давид во Пс. 72:1, ибо развращенному и имеющему неправое сердце кажется и гладкое стропотно и превратно. А развращенные и злые сердцем суть те, кои не хотят сообразоваться правоте Божией воли, каковы наипаче суть хульники и презрители Бога. И потому о первых сказано: якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его (Пс. 102:13); и: милость Господня от века и до века на боящихся Его (Пс. 102:17); а о последних: ярость и гнев, скорбь и теснота на всяку душу человека, творящаго злое (Рим. 2:8, 9). Итак, ежели кто по примеру первых начнет сердце свое сообразовать Божией воли и ничего так не бояться, как прогневать Бога, тот скоро вкусит, колико благ Господь и познает истину сих слов: яко в век милость Его, и даже до рода и рода истина Его.