Источник

Беседа 22. О необходимости терпения

Отцы и братия, сегодня мы поговорим о цели монашеской жизни, и основанием для нашей беседы послужат слова Господа: «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк.21:19) и: «Претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф, 10, 22). В чем необходимо самообладание и терпение? Оно нужно в изучении закона Божия день и ночь. Если мы научимся терпению, мы будем, по слову псалма, «яко древо насажденое при исходищих вод» (Пс.1:3).

Наша брань не является настолько чувственной, чтобы ее можно было заметить со стороны и проверить. Наша брань – духовная и мысленная; она идет непрерывно, без перемирий. Те, кто сражаются и противостоят неприятелю, насколько это возможно, говорят с откровенностью Начальнику нашей брани: «Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения» (Пс.43:23). Какие бы страшные раны нас ни уязвляли, Господь готовит нам, подвизающимся, равную награду. Апостол Павел, видевший уготованное нам, говорит, что «недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» (Рим.8:18). Сколько бы скорбей нас ни окружало и ни мучило, они не равны испытаниям мучеников или тем страданиям, которые испытывал на Кресте наш Господь. Я уже не говорю о трудах и поте, которые понесли Отцы в борьбе с темными силами, чтобы избавиться от насилия природы ветхого человека и всего связанного с этим зла. Нас часто угнетает малодушие, парализуя члены, так что можно подумать, что уже невозможно взять себя в руки и продолжить свое служение. Угнетает утомление от исполнения ежедневных обязанностей, а также еще и те временные условия, в которых оказываются братия, несущие послушание вне монастыря, и еще многое другое, что относится к жизни в Обители.

Но хотя наша борьба в сравнении с борьбой предшествовавших нам отцов и кажется более легкой, мы все равно не будем отвергнуты и получим не меньшую, чем они, награду, которую обещает наш Всеблагой Работодатель. В отличие от рабочих, у нас награждаются «последние», как «первые». Более того, в первую очередь награждаются те, кто взялись за работу последними.

Поэтому я напоминаю вам: будьте стойкими, не малодушествуйте и избегайте этого проклятого слова «почему», которое для нас, монахов, равняется богохульству. Неужели Бог Слово, Содержащий все в Своей власти, не управляет всем творением? Ведь без Его суда и решения ничто не может даже двигаться. Почему же мы допускаем предательство и отступничество, постоянно ропщем и осуждаем? Мы забываем, что «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф.11:12). Только в этом случае позволяется хищение. Рассудительные братия готовятся к этому достойному похвалы делу, которого другие достигли многим потом и кровью.

Наша война в духовной области – многосторонняя и запутанная, и поэтому я постоянно возвращаюсь к теме самопринуждения и внимания. Да не совершается с вашей стороны упущение в правилах и распорядке, потому что этого достаточно для того, чтобы Сатана вступил с вами в жестокую брань. Отцы говорят, что диавол добивается только одного: чтобы человек отступил, мысленно поддался, давая, таким образом, ему повод. «Не коснися, ниже осяжи» (Кол.2:21) – такова здравая позиция противостояния. И в другом месте написано: «Аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави» (Еккл.10:4). Что это за «дух», как не дурной помысел, как не страстное желание? «Местом» же пророк именует наше собственное согласие, посредством которого мы даем свободу помыслам беспокоить нас. Это происходит с нами чаще всего не от самолюбия, а от расслабления и беспорядка.

Мы, братия, мертвы для мира и, значит, ничто в нем не может нас привлекать или интересовать. Все необходимое нам предоставляется в монастыре. Наша обязанность – постоянное исповедничество, сколько бы раз та или иная причина ни вынуждала нас к уступкам. Кроме материальных вещей, вызывающих наше сочувствие, диавол также использует в качестве предлогов для искушения наши мысли и мнения, так как они более удобны для нанесения удара. Поэтому не оставляйте молитвы, которая является единственным прибежищем в этой борьбе. А поскольку мы являемся людьми слабыми и неопытными на духовном поприще, нам нужна поддержка, и мы ее найдем в постоянном изучении Священного Писания и творений Святых Отцов. Не ослабевайте в этом. В моисеевом законе Бог требовал готовности к непрестанному изучению Писаний: «И в законе Твоем поучится день и ночь» (Пс.1:2).

Никогда не расслабляйтесь, даже если вам кажется, что наступило спокойствие и тишина. Наши враги неутомимы и лукавы, их не затруднит ни время, ни расстояние. Как только с монахом случится повреждение или он получит рану, он, не колеблясь, должен тут же бежать в «больницу», то есть к духовнику, потому что безразличие усугубит болезнь. А кто знает, сколько у нас еще остается времени и что может произойти в будущем. Так как война постоянна, нет ничего удивительного, что на линии огня случаются ранения. Зачем же позволять стыду и беспечности создавать нам препятствия? Может ли человек никогда в жизни не ошибаться, тем более если он молодой? Готовность и незамедлительность в лечении одновременно являются нашим исповеданием Богу в том, что мы не согласны с грехом и не пойдем с ним на компромисс. К тому же, это показывает нашу веру в Господа.

Это не столько внешний труд, сколько труд внутренней стражи, направляющей нас к внешнему противоборству и внутренней гармонии. Как только мы начинаем прилагать усилия, появляется искушающий вопрос: «Почему?». Если поверить ему, наступит небрежение и расслабление. Сколько труда тогда необходимо употребить, чтобы вновь обрести равновесие!

Братия, мы не работаем за плату и за проценты. Мы воюем с ветхим человеком, который подвержен эгоизму, анархии, ищет собственной воли и прав. Наш ветхий человек исполнен страстей. А страсти, когда утверждаются в нас, приносят с собой средства разложения: самолюбие, сладострастие, бесчувственность, отречение. И храм Божий превращается в идольское капище или в стойло для скотины и диких животных.

Не утомляйтесь от того, что я постоянно концентрирую ваше внимание на одних и тех же предметах. Моя цель – вызвать в вас пробуждение, бодрствование и готовность к подвигу. Наша природа после падения стала тленной, и только через подвиг и усилие мы можем вернуть ей здравие, при содействии божественной Благодати. Противоядием тлению может быть только злострадание, в котором заключается Крест, добровольно подъятый Господом нашим, призывающим и нас подражать Ему. Утомление и пот, которые мы ощущаем от непрестанного поста и злострадания, есть лишь легкие следы того великого самоотречения, которое имели Отцы, всю жизнь воевавшие с врагом и умертвившие грех, чтобы принять, наконец, в награду свободу и просвещение ума Благодатью.

В этом качестве мы все идем по тому пути, которым прошли Отцы, потому что у нас те же цели, что были у них. Сам Работодатель Господь послал нас на брань, чтобы мы сподобились подобной им награды и такого же воздаяния. И, как говорил нам наш блаженнейший Старец, сегодня, по причине болезненности и слабости человеческой природы, Господь дает за меньшие труды ту же награду, что и древним монахам за их великие труды.

Божественные дарования, так же как и решения Божии, неизменны. Будем стойкими, не будем малодушествовать или обращаться вспять в своих намерениях. Соблюдем устав и распорядок, а превыше всего – покорность и послушание, потому что только «претерпевый до конца» награждается. Безропотное прохождение своего служения есть выполнение долга и исповедничество. Потому что мы делаем это не ради самосовершенствования и не по своей личной воле или разумению, но по заповеди. Именно это и является нашим послушанием Христу, Который никогда не творил Своей воли, но творил волю Пославшего Его. И тогда мы услышим: «Идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Ин.12:26). Да, братия мои, там, где Господь, там будем и мы.

Какой же вывод, однако, должен сделать я, несчастный, когда слышу, как наш Игумен со скорбью обличает ваши упущения, совершенные по привычке, называя их последствием безразличия? Когда в качестве «естественных» проявлений монашеского поведения с вашей стороны допускаются халатность, небрежность, самочиние, собственные пожелания, непослушание, прекословие и особенно нерадение в молитве, допускаемое по небольшим и неоправданным причинам, – разве все это не является поводом для огорчения и беспокойства? Тогда зачем мы живем здесь и содержим такой строгий распорядок? Подобное нерадение является кражей: это давний паразит невидимой брани, который искореняется пробуждением нашего духа и нашей воли. «Вспоминайте, – по апостолу Павлу, – первые дни» вашего подвига (см. Евр.10:32), когда вы имели много ревности и прилагали все силы в борьбе со страстями и похотями. Кто будет награжден, не работая, и кто сподобится просвещения и очищения от страстей, если не будет прилагать усилий? Разве мы с вами не утвердили пример и учение Святых Отцов своим жизненным принципом? Что значат наши ничтожные дела в сравнении с их сверхъестественными подвигами?

Нарушение нами своего правила и своих обязанностей происходит не потому, что нас часто переводят на другие места служения. Несмотря на то, что новые послушания часто связаны с изменением образа жизни, мы нарушаем устав из-за пренебрежения внутренним вниманием и трезвением, когда вместо молчания и молитвы мы предаемся празднословию и многословию, смехотворству и рассеянности. Затем следует осуждение, леность, отговорки, преслушание, ропот, внутренний бунт, связанный с тем безумным оправданием, будто нечто должно было случиться не так, как случилось. И как только монах предается этим мыслям, его охватывает подавленность и сильная печаль, потому что, хотя все это и кажется внешне незначительным, в действительности, оно является предательством и отступничеством, изгоняющим Благодать. Тогда в душе водворяются расслабление и нечувствие, влекущие за собою духовную смерть, которая равнодушно убивает все доброе в человеке.

Когда же это жалкое состояние утвердится в душе, оно становится привычкой, и мы можем привести много примеров жертв подобного рода – наших современников. Монахи, живущие без устава и безвольно, «прельщающе и прельщаемы» (2Тим.3:13), вызывают рыдание ангелов, которые плачут о том, что монахи эти отвергли и потеряли Благодать, став в результате своей добровольной беспечности потерянными для монашества!

Будем следить, братия мои, за тем, чтобы не впасть в беспечность и не предавать благословения и любви Господа нашего, Который предпочел нас «буих» (ср. 1Кор.1:27) десяткам тысяч таких же, как мы, людей с более совершенным характером и способностями. Станем достойными Его благословения и наследниками Его обетовании, соучастниками блаженства тех, кто угодил Ему и пребывает в лике святых. Станем достойными Его призыва: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф.11:28). Он назовет нас труждающимися и обремененными, если мы сохраним по совести обещание, данное при постриге, и уставы нашего братства.


Источник: Ватопедские оглашения. Беседы о монашеской жизни / Старец Иосиф Ватопедский. - Изд. Богородице-Сергиева Пустынь, Москва : Типография «Наука» РАН, 2004. - 147 с.: портр.

Комментарии для сайта Cackle