Источник

АД

Ад есть вечные мучения

За грех уготована геенна, огнь неугасающий, червь неусыпающий, мука никогда непрестающая (1:97).

Нисходи умом твоим в ад, рассуди, как-то осужденники мучатся и во веки будут мучиться, которые, ежели бы можно было, желали бы зде хотя до скончания мира во огне гореть, только бы от вечного свободиться мучения, но не дается им (2:299) (также 3:194, см. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ, 344).

И святые страшились геенны огненной

Ад зияющ, грешников хотящий пожрети, – и тотчас пожерл бы, аще бы милосердие Божие, Божия благость, покаяния грешника ожидающая, не удерживала его. Страшна сия пропасть и мужам святым... Но святые Божии, которые все житие в таком покаянии провождали, так Богу работали, что и малейшей заповеди Его преступать боялись, пропасти той трепетали: а нам ли грешникам бесстрашными быть? Изрядно Златоуст святый таковых сравнивает малым детям, которые личин или маскарадов боятся, а не боятся огня, за который, когда емлются руками, обжигаются: тако и люди, младенческий ум имеющии, боятся временного несчастья, временных бед, уз, темницы, нищеты, которые все от Бога посылаются, по большей части для исправления, а не трепещут геенны, которой и сами бесы ужасаются, как святое Евангелие научает (1:75).

Грех, даже самый малый, погружает на дно адово (3:53, см. ГРЕХ, 231) (4:87, см. ГРЕХ, 261, 262).

Жизнь греховная приводит к геенне (3:55, см. ЖИЗНЬ ГРЕХОВНАЯ, 363) (2:27, см. НЕРАДЕНИЕ, 611).

Тяжкого бремени греха не только воздух, но и земля не может держать, но во дно адово погружает (3:45, см. ХРИСТОС, 1135).

Плотскому человеку, т.е. идущему по широкому пути, предстоит сойти в ад (1:47, см. СМЕРТЬ, 932) (2:57, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 47) (2:57, см. НЕРАДЕНИЕ, 611).

Память геенны не дает упасть в нее

Снисходи ныне умом во ад, да не потом душею и телом снидеши. Память геенны не допустит впасть в геенну (4:416) (см. также 5:48, РАЗМЫШЛЕНИЕ, 790).

Вечные мучения подвигают человека к покаянию

Вечная смерть или адское мучение сильно есть подвигнуть человека к обращению. Тогда престанет все милосердие, но правда Божия вступит в свое дело; тогда раскаяние бесполезно; плач и слезы суетны тогда. Тамо услышится ответ: «Чадо! помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем» (Лк. 16, 25). Ныне несносен тебе жар, в движении крови учинившийся: како стерпишь тот пламень, которого и демоны трепещут, который мучит, а не снедает (2:221).

Бог, ожидающий покаяния, не попускает сатане низвести душу грешника в ад (3:117, см. БОГ, 79).

Откладывающий покаяние может попасть в ад (2:34, см. ПОКАЯНИЕ, 730).

Никто не может избавиться от ада без Христа (3:13, см. СПАСЕНИЕ, 972).

Вера освобождает верующего от ада (3:17, см. СВОБОДА, 828).

Христос Своими страданиями отнял от нас ужас вечного осуждения (3:40, см. ХРИСТОС, 1131).

Враг искушает человека, смущая его адом (4:205, см. ПОКОЙ, 733).

Страх ада самое тяжкое искушение для веры (3:21, см. ВЕРА, 149).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle