Источник

Глинская пустынь во второй половине XVIII – начале XIX века (1764–1817)

Глава III

Во второй половине XVIII века огромное влияние на жизнь всех русских монастырей оказала проводимая Екатериной II политика секуляризации279 монастырских земель, то есть передача их из духовного ведомства в ведение государственного светского учреждения – Коллегии экономии. По узаконению от 20 февраля и «Духовным штатам» от 26 февраля 1764 года у монастырей были отобраны их вотчины, а на содержание обителей назначены штатные оклады по трем классам. Безвотчинные монастыри либо упразднялись, либо были оставлены «на своем содержании» (за штатом). В результате секуляризации произошло огромное сокращение числа монастырей и монашествующих. По итогам 1764 года из 954 монастырей более половины (569) были упразднены, за штатом оставались 161280. Попытки выступлений против секуляризации отдельных представителей духовенства, например Арсения Мацеевича, были обречены на провал281. В 1786 году узаконение 1764 года распространилось на Малороссию, а в 1788 году – на Харьковскую, Воронежскую, Екатеринославскую губернии и Курское наместничество. (Курское наместничество было учреждено в 1779 году, и Глинская пустынь вошла в состав его Путивльского уезда282.)

До сих пор исследователи истории Глинской пустыни считали всю вторую половину XVIII и начало XIX века временем упадка материального благосостояния обители283, когда положение ее было плачевным284.

Однако обнаруженные нами документы285 с полным основанием позволяют разделить этот период еще на два: предсекуляризационный (1764–1788) – период не только достатка, но даже некоторого улучшения благосостояния обители, и послесекуляризационный (1789–1817) – период действительно резкого ухудшения материального положения Глинской пустыни и сокращения числа ее насельников. Однако упадок коснулся лишь хозяйственной, но никак не духовной жизни обители, которая никогда не ослабевала, а, напротив, непрерывно возрастала. Как для первого, так и для второго периода характерна частая смена настоятелей (сведения обо всех настоятелях Глинской пустыни сохранились, начиная с 1764 года).

Архимандрит Амвросий (Орнатский) в «Истории Российской иерархии» писал, что настоятельство в Глинской пустыни «…с 1764 года и доныне (то есть до 1811 года. – А. И.) продолжается строительское»286.

В описываемый период почти все строители Глинской пустыни не имели возможности всецело заботиться об обители, поскольку, как правило, больше находились при домах епархиальных архиереев, исполняя должности экономов и судей консисторских287.

С 1764 по 1767 год настоятелем Глинской пустыни оставался строитель Арсений288, который в 1766 году был уже иеромонахом и одновременно исполнял должность эконома Севского архиерейского дома при епископе Тихоне (Якубовском)289.

Уделяя основное внимание духовно-нравственной жизни, иноки Глинской пустыни стремились избрать настоятеля из среды братии обители. Их выбор пал на смиренного подвижника благочестия иеромонаха Севастиана. Лишь ради послушания в 1767 году он принял настоятельскую должность, но все-таки не смог соединять свою духовно-созерцательную жизнь с внешним попечением о жизни монастыря и через год удалился на безмолвие в Площанскую пустынь290.

Более продолжительное время, с 1768 по 1773 год, строителем Глинской пустыни был иеромонах Гаий291. Во время его настоятельства слух о многочисленных исцелениях от Чудотворной иконы Пустынно-Глинской и цельбоносного источника дошел до Преосвященного Кирилла (Флоринского), епископа Севского и Брянского (1768–1779)292, в ведении которого находились тогда Путивльский Молченский монастырь и Глинская пустынь. Он пожелал иметь эту святыню в своем городе Севске, для чего и послал в пустынь своих близких людей, которые бы доставили ему Чудотворную икону, что по его повелению и было сделано. Большая скорбь охватила тогда братию Глинской пустыни. Архиерей же, приняв икону, велел поставить ее в своем кафедральном соборе. Но не угодно было это новое место Матери Божией. И каково же было удивление архиерея, когда утром не оказалось в соборе Чудотворной иконы Пустынно-Глинской. Он снова послал в пустынь, чтобы привезли икону. И когда посланные вторично приехали на то место, они увидели образ Рождества Пресвятой Богородицы на той же сосне, где явился он прежде. И на сей раз икону привезли епископу. Но, вопреки человеческому разуму, Чудотворный образ снова возвратился на ту же сосну в Глинскую пустынь. Так было до трех раз. Тогда, видя чудесное действие Божией Матери, Преосвященный Кирилл не осмелился более брать икону с места явления и приказал оставить ее на прежнем месте293. Сам же, благоговея перед святыней, начал посещать Глинскую пустынь. Впервые он приехал в обитель в 1769 году, через четыре месяца после пожара: в пустыни полностью сгорел теплый храм во имя Святителя Николая Чудотворца, когда из обители была увезена Чудотворная икона. Вместе с храмом сгорели колокольня, 5 колоколов и весь архив обители294. Удалось спасти лишь церковную утварь и иконостас295. В обители тогда оставалась только первоначальная деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в которой и совершалось богослужение. В 1770 году была заложена каменная двухэтажная церковь Рождества Пресвятой Богородицы296. Преосвященный Кирилл активно содействовал построению первого каменного храма на месте сгоревшего297, а также созиданию монастыря. Он полюбил это уединенное святое жительство и часто приезжал сюда для душевного назидания298.

Все заботы, связанные с началом строительства этого соборного храма, взял на себя строитель Гаий, который имел неусыпное попечение об успехе этого святого дела, его трудами начавшегося. Однако по Промыслу Божию ему не суждено было увидеть окончание этого строительства. В 1773 году строитель Гаий мирно скончался в Глинской пустыни299. До последних дней жизни он ревностно заботился о благоустройстве обители, о сооружении храма. Об этом свидетельствует и завещение о. Гаия, по которому он оставил все свое небольшое имущество на построение каменной церкви в Глинской пустыни300.

Его преемником в 1774 году был назначен иеромонах Софроний (Хижняков)301. По указу епископа Севского и Брянского Кирилла 29 октября того же года он освящал зимний придел Святителя Николая в строящемся храме Рождества Пресвятой Богородицы302. До перевода в Глинскую пустынь о. Софроний с 1770 года исполнял должность настоятеля в Софрониевой Молченской пустыни, братия которой любила и почитала его303.

В 1776 и в начале 1777 года, будучи строителем Глинской пустыни,

он одновременно исполнял должность строителя Софрониевой обители304. Поэтому некоторые авторы считают, что о. Софроний уже с 1776 года не управлял Глинской пустынью305. Однако в найденном нами рапорте епископа Севского и Брянского Кирилла в Св. Синод от 21 сентября 1777 года сказано, что строитель Глинской пустыни иеромонах Софроний лишь 20 сентября 1777 года снова переведен из Глинской в Софрониеву пустынь и утвержден ее строителем306.

После его перемещения должность настоятеля Глинской пустыни совсем короткое время исполнял иеромонах Пантелеимон, а затем иеромонах Арсений, строитель Мценского Петропавловского монастыря307. Из этого монастыря он в течение двух лет и управлял пустынью. Но уже в 1779 году о. Софроний (Хижняков) снова был возвращен в Глинскую обитель на должность строителя308.

Опытный духовный наставник, о. Софроний прежде всего заботился о возрастании духовно-нравственной жизни в обители. Он никому не дозволял уклоняться в своеволие и всеми средствами поддерживал установившийся в обители порядок – ничего не делать без благословения старцев.

Отец настоятель вверял их спасительному руководству всех новопостриженных и новопоступивших. Внимательно относился он к присылаемым в обитель епитимийцам309, поручал в повиновение опытным подвижникам и следил за их исправлением.

Исцеления от Чудотворной иконы во время его настоятельства увеличивали приток богомольцев в обитель и были записаны впоследствии игуменом Филаретом (Данилевским). Одно из таких чудес, происшедшее с путивльской помещицей, описано в I главе.

Духовная мудрость позволила о. Софронию и внешне благоустроить обитель. Особенно много сил уделял он строительству первого каменного храма в обители. Глинская пустынь год от года духовно возрастала и привлекала множество богомольцев. Видя подъем духа братии этой обители, они стремились помочь ей в строительстве храма.

В мае 1781 года двухэтажная каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы (с приделом Святителя Николая) была освящена310. Однако из документов обители следует, что строительство храма в то время еще не было завершено311, как утверждают некоторые исследователи312.

В составленном во время генерального размежевания земель 1784–1785 гг. «Камеральном экономическом примечании к Генеральному плану Курского наместничества Путивльского уезда» сказано, что в те годы не было закончено313 строительство верхнего этажа каменной церкви Глинской пустыни, не была построена также и каменная колокольня соборного храма.

Второй этаж церкви и колокольня впервые упоминаются в описи церковной утвари и ризницы Глинской пустыни 1789 года, где сказано, что каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы имеет два придела: «Внизу Николая Чудотворца, а наверху Преображения Господня, при оной же церкви и колокольня каменного здания, на ней пять колоколов»314.

В этой же описи сказано, что антиминс церкви Рождества Пресвятой Богородицы был освящен в 1786 году315. Возможно, в том же году окончательно закончилось строительство всего храма и колокольни.

В храме Глинской пустыни и его приделах иконостасы были деревянные, резные, позолоченные, иконы украшены серебряными ризами и венцами, половина церковных сосудов также были серебряными. Посреди храма Рождества Пресвятой Богородицы и Николаевского придела помещались паникадила. В конце XVIII и начале XIX века соборный храм с приделами и колокольня были покрыты черным сибирским железом316. Эти сведения полностью опровергают мнение тех авторов, которые писали, что «в конце XVIII века на втором этаже каменной церкви Глинской пустыни был храм Вознесения»317, а храм Рождества Пресвятой Богородицы «не имел надлежащего благолепия и в течение полустолетия до 1823 года был крыт тесом»318. Утверждение о бедности храма основано на предположении о том, что обитель находилась в тяжелом экономическом положении уже в 70-х – 80-х гг. XVIII века.

Однако материалы, содержащие сведения о владениях и хозяйстве Глинской пустыни в период генерального размежевания земель319, свидетельствуют о том, что до 1789 года обитель была достаточно обеспечена. Межевание земель Глинской пустыни проводил в июле 1784 года путивльский землемер прапорщик Антон Касков. Особый интерес представляют составленные им полевая записка о ходе межевания320, экономические примечания321 и специальный геометрический план322 Глинской пустыни, содержащие подробные сведения об обители и ее владениях; на этих документах сохранилась подпись настоятеля Глинской пустыни иеромонаха Софрония (Хижнякова).

В 1784 г. в имении монастыря состояло:


пашенной земли 580 десятин323 300 саж. (632,3 га),
сенных покосов 500 десятин 2200 саж. (546 га),
леса строевого и дровяного 1154 десятин 577 саж. (1258,1 га),
неудобной земли 55 десятин 590 саж. (60,2 га),
в том числе:  
под болотом 19 десятин 1080 саж.,
под проселочными дорогами 5 десятин 200 саж.,
под поселением 24 десятины 861 саж. (26,6 га)
Всего земли 2314 десятин 2128 саж. (2523,2 га)324.

Во владении пустыни состояла тогда земля, пожалованная как князем А. Д. Меншиковым, так и другими благотворителями325.

Сокращение землевладения Глинской обители по сравнению с 1764 годом было вызвано, по-видимому, началом секуляризационной правительственной политики в Курском наместничестве. Уменьшились (более чем в три раза) площади, занимаемые лесом, пахотные же земли сократились незначительно.

Однако по сравнению с другими монастырями землевладение Глинской пустыни по-прежнему оставалось достаточно обширным. Например, оно было почти в три раза больше землевладения Софрониевой пустыни, которая владела тогда лишь немногим более 800 десятин земли326. Путивльский Молченский монастырь по штатам 1764 года был отнесен к 3-му классу и к 1784 году был вовсе лишен всех своих вотчин327, так же как и Коренная Рождество-Богородицкая пустынь, расположенная недалеко от Курска328.

Во владении Глинской пустыни лес рос строевой и дровяной. Строевой лес: дубовый, березовый, кленовый, сосновый (высотой «от 7 до 10 сажен») был пригоден «для строевого и корабельного поделия»329. Вдоль сенных покосов – лес ореховый, ольховый, лозовый и ракитовый. В лесах водились медведи, волки, лисы, горностаи, лоси, дикие козы, белки, зайцы; из птиц больше всего было ласточек330. На пахотных землях сеяли, как правило, рожь, овес, гречиху331. Землями Глинской пустыни пользовались иноки и черкасы332 – вольные крестьяне, жившие в принадлежавшей обители слободке Шутовке. Крестьяне занимались хлебопашеством, женщины, кроме полевой работы, пряли лен, шерсть, поскань, ткали холсты и сукно «для своего обихода и на продажу»333. Эти люди пользовались всем необходимым в своей духовной жизни и хозяйственной деятельности от монастыря. Об улучшении их благосостояния свидетельствует то, что по сравнению с 1764 годом число дворов в слободке удвоилось и теперь в 60 дворах числилось «душ мужских – 202, женских – 204»334.

За 20 лет иноки усовершенствовали и хозяйство монастыря. Рядом с пустынью был устроен пруд; на нем поставили «мучную мельницу о двух поставах»335. За помол здесь собиралось разного хлеба до ста четвертей в год336. Вторая мельница была устроена при слободке Шутовке. На ней было 4 постава, толчея и сукновальня. Доход от этой мельницы составлял 200 четвертей разного хлеба и 5 четвертей пшена в год, кроме того 5 рублей с сукновальни337. Обитель по-прежнему владела рыбными ловлями. В реке и заливах иноки и крестьяне ловили судаков, лещей, голавлей, а в озере – щук, окуней, плотву, ершей338.

Близ пустыни была устроена пасека. Кроме меда, здесь собирали воск для изготовления свечей339. Таким образом, в 1764–1785 гг. Глинская пустынь, оставаясь за штатом, на своем содержании, была вполне обеспечена всем необходимым и оказывала не только духовную, но и материальную помощь жителям ближайших селений и богомольцам.

Более того, в этот период иноки во главе с настоятелем имели средства и возможность благоустроить обитель: они не только возвели первый каменный двухэтажный храм, крытый железом (а не гонтом, как ранее), но и обнесли пустынь с северной и восточной стороны каменной оградой, на углу которой была построена каменная башня, а в ней кладовая для хранения церковных денежных сборов340. Кроме того, построили еще 4 новых здания (если в 1764 г. в Глинской пустыни было 17 строений, то в плане 1783 года значится уже 21)341, устроили, как уже было сказано, пруд и 2 мельницы.

Труды настоятеля о. Софрония (Хижнякова) не ограничивались заботой о внешнем благоустройстве обители, обеспечении братства одеждой и трапезой. Главное внимание старца было обращено на духовное воспитание монашествующих и нравственную их поддержку. О возрастании духовной жизни братства Глинской пустыни свидетельствует стремление других подвижников попасть в эту обитель.

По сравнению с 1764 годом число монашествующих Глинской пустыни удвоилось, а число послушников возросло до 20. В 1784–1785 годах в монастыре было уже 35 насельников342. (Среди них – священник Глинской пустыни Василий Ефимов, подпись которого находим в полевой записке землемера Антона Каскова. Отец Василий приводил к присяге понятых во время генерального межевания земель343.)

Отец Софроний тщательно заботился о благочинии богослужения. Теперь, когда в обители было 5 иеромонахов и 2 иеродиакона, церковные службы стали отличаться большей торжественностью и стройностью, что увеличивало приток богомольцев в монастырь.

Ревностно потрудившись на благо Глинской пустыни почти десять лет, иеромонах Софроний (Хижняков) мирно скончался в обители в 1786 году344.

4 сентября 1786 года настоятелем Глинской пустыни был определен иеромонах Вениамин – эконом при архиерейском доме епископа Севского и Брянского Феоктиста (Мочульского)345. Во время его настоятельства Глинская пустынь в 1787 году была переведена из Севской епархии в Белоградскую346, при нем же обитель лишилась всех своих владений. 25 апреля 1788 года последовал указ о распространении узаконения 1764 года, об отобрании монастырских вотчин на Курское наместничество347. Земли и имущество Глинской пустыни были описаны «со стороны гражданского правительства»348, а в 1789 году у обители была «отобрана вся земля в Казенное ведомство»349. Теперь Глинская пустынь действительно находилась в крайне стесненном материальном положении, которое усугублялось еще более частой сменой настоятелей.

Иеромонах Вениамин оставался строителем Глинской пустыни около трех лет350. В 1789 году его преемником стал иеромонах Поликарп, но он управлял обителью только 4 месяца и был уволен от этой должности351.

В 1790 г. Преосвященный Феоктист повелел обратиться к живущим в Старо-Харьковском Преображенском монастыре двум безместным игуменам Исаии и Гавриилу с предложением управлять кому-либо из них Глинской пустынью. Игумен Гавриил, находившийся на покое, изъявил на это желание и 11 февраля 1790 г. был утвержден в должности настоятеля Глинской обители. Но через два с половиной года в ночь с 12 на 13 октября 1792 г. в келлию его ворвались разбойники, «опустошили ее», а сам о. Гавриил едва «успел бегством спастись от их лютости»352, после чего он отказался от управления пустынью и удалился в Рыльский Николаевский монастырь353.

В 1793 г. епископ Феоктист определил настоятелем Глинской пустыни строителя бывшего Волновского Троицкого монастыря иеромонаха Александра (Проворова)354. В течение одиннадцати лет (с 1793 по 1804 год) его назначали настоятелем Глинской пустыни четыре раза. Первое пребывание о. Александра в обители было недолгим. Уже 11 октября 1794 года вместо него настоятелем Глинской пустыни стал игумен Путивльского Молченского монастыря Паисий 355 , управлявший обителью до 17 февраля 1796 года.

Затем в Глинскую пустынь был возвращен строитель иеромонах Александр (Проворов). На этот раз он управлял обителью почти три года. Материальное положение пустыни в те годы было очень тяжелым. Земли не было, обитель пользовалась только лесом при монастыре356, монашествующих, в соответствии со штатами 1764 года, было всего лишь семь357. Обитель существовала тогда в основном на пожертвования благотворителей. Но не только Глинская пустынь, многие русские монастыри в то время бедствовали в результате секуляризации, большая же их часть была упразднена.

Улучшение наступило лишь после указа императора Павла I от 18 декабря 1797 года о наделении монастырей 30 десятинами земли, мельницей из казенных оброчных статей и рыбными ловлями358.

Исполнение этого указа в отношении Глинской пустыни задерживалось. Поэтому строитель Александр направил в 1798 году прошение Преосвященному Феоктисту об «определении Глинской пустыни земли, мельницы и рыбной ловли»359. Казенная палата выделила обители «в трех местах весьма невыгодной чресполосности»360 36 десятин 494 сажен земли, в том числе удобной 22 десятины 1398 сажен, а остальная под поселением и неудобная361. Земля эта к хлебопашеству была непригодна, так как часть ее состояла под лесом, а остальную занимало обширное болото, заросшее кустарником362.

Император Павел I даровал Глинской пустыни в Путивльском уезде в 30 верстах от обители при селе Новая Слобода водяную мельницу с 14 десятинами земли под нею и рыбную ловлю в пруде у мельницы363. По указу Курского губернского правления 20 мая 1798 года Путивльский земский суд передал мельницу во владение Глинской пустыни364.

Из 14 десятин земли, находящейся у мельницы, только полдесятины, состоящей под усадьбой, не было покрыто водой, так что даже не было места для выемки земли, необходимой для удержания гати365, часто повреждавшейся от прогона крестьянского скота и от проезда богомольцев в Софрониеву пустынь.

Из-за отдаленности мельницы от обители потребность в дровах для отапливания келлий, в хворосте и соломе для гати удовлетворялась лишь за счет покупки всего необходимого у крестьян366. По императорскому указу от 18 декабря 1797 года обитель стала получать на свои нужды из казны 300 руб. милостынного подаяния в год367.

Положение монастыря несколько улучшилось, но в ноябре 1798 года опять последовала смена настоятелей. Иеромонаха Александра перевели строителем в Обоянский Знаменский монастырь, а в Глинскую пустынь был определен иеромонах Тихон, которого уже в 1800 году направили в Оренбургскую епархию368. При о. Тихоне в Глинской пустыни не было и семи братий369. После него настоятелем обители стал строитель Евпсихий. Ни Н. Самойлов, ни П. Строев, ни другие исследователи истории Глинской пустыни ничего о нем не сообщают, однако сохранился рапорт о. Евпсихия Преосвященному Феоктисту за 1800 год. В начале XIX века в Курской епархии по императорскому указу собирались сведения о монастырях, церквах и духовенстве. Заботясь о том, чтобы эти статистические сведения были представлены в Св. Синод своевременно, Преосвященный Феоктист повелел строителю Глинской пустыни Евпсихию на пути из Глинской пустыни в Белгород заехать в Рыльский монастырь, и если ведомости о монастырях Рыльским правлением еще не будут отправлены, то остаться в монастыре до отправки ведомостей и ускорять их составление. В своем рапорте строитель Евпсихий сообщает Преосвященному Феоктисту о выполнении этого поручения: «Прибыв в Рыльск, я узнал, что требуемые ведомости не только не отосланы, но и в порядок не приведены… Я же в монастыре нахожусь и когда от правления будут отправлены ведомости, то отправляюсь и я в Белгород»370.

Отец Евпсихий был настоятелем Глинской пустыни совсем короткое время (очевидно, поэтому о нем и не упоминают другие авторы). Уже 29 мая 1800 года вместо него архиерей опять определил строителем иеромонаха Александра (Проворова), бывшего одновременно экономом при архиерейском доме371. На этот раз он управлял обителью почти четыре года. При нем в 1802 году по указу Курской Духовной Консистории была составлена описная церковная книга Глинской пустыни372. Этот документ изложен далее достаточно подробно, поскольку он содержит редкие сведения о храмах, иконах, церковной утвари, ризнице обители в самом начале XIX в., тогда как в литературных источниках сведений о Глинской пустыни этого периода, по существу, нет. В 1802 году в Глинской пустыни был один каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы с двумя приделами.

В церкви Рождества Пресвятой Богородицы иконостас был деревянный, резной, позлащенный. Справа от царских врат находилась икона Спасителя, слева – Иверской Божией Матери. На этих иконах были серебряные позлащенные венцы, а перед ними – медные лампады. Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы находилась справа от иконы Спасителя, была украшена серебряной позолоченной ризой, «с одним красным камушком вверху, а по сторонам 8 хрусталиков разного цвета»373. Лампада перед ней была серебряная.

Перед образом Спасителя стоял резной аналой с иконой Воскресения Христова и двунадесятыми праздниками.

В храме находились большой выносной крест с изображением Распятия с одной стороны и Рождества Богородицы – с другой; хоругвь на зеленой материи с образами Богоматери и Святителя Николая Чудотворца. Клиросы и амвоны были столярной работы, покрашены краской. Посреди церкви висело паникадило из желтой меди374.

В алтаре храма Рождества Пресвятой Богородицы на горнем месте в киоте были иконы: Спаситель на престоле с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Предтечей375; справа – образ св. Иоанна Богослова, слева – св. Геннадия, Патриарха Цареградского; вверху – Распятие.

На престоле – антиминс из желтого атласа, 1786 года, два Евангелия (одно из них – Московской печати 1758 года, оправлено серебром, «на верхней его доске – 5 финифтов: посредине Воскресение Господне, по углам – четыре евангелиста; другое – Киевской печати 1773 года, покрыто красным плисом»376, на верхней доске изображение Распятия и евангелистов из серебра)377, гробница серебряная чеканной работы, два напрестольных креста (серебряный, позлащенный, чеканной работы и кипарисный, резной, в медной посребренной оправе)378. Из церковной утвари в храме были: 4 серебряных потира с дискосами, звездицами и лжицами; 2 чаши серебряные и один корец оловянный для теплоты, 4 копия стальных; 2 кадила серебряных, чеканных, 2 кадила из желтой меди; 3 оловянных подсвечника (2 – на престоле, 1 – на жертвеннике), 2 выносных больших подсвечника (2 – на престоле, 1 – на жертвеннике), 2 выносных больших подсвечника из желтой меди; блюдо оловянное для благословения хлебов; чаша для освящения воды из красной меди379.

До 1801 года в ризнице обители на 7 монашествующих было 23 ризы (среди них 3 парчовых, 3 бархатных, 6 подризников, 1 набедренник, 2 пояса, 7 пар поручей, 9 диаконских стихарей, 11 воздухов, 9 покровцов380). Достаточно богатая ризница сохранилась еще с 80-х годов XVIII века, когда у пустыни были свои земли.

В начале XIX века храм Рождества Пресвятой Богородицы, его приделы и колокольня были покрыты черным сибирским железом381.

В приделе Святителя Николая Чудотворца иконостас был деревянный, покрыт зеленой краской. Справа от царских врат находились икона Спасителя (круглая) и образ Рождества Пресвятой Богородицы в серебряной позолоченной ризе; слева – икона Богоматери (также круглая) и образ Святителя Николая Чудотворца с прочими святителями в серебряной позолоченной ризе. Лампады у этих икон были из желтой меди. Перед образом Спасителя на аналое находился образ Святителя Николая Чудотворца, с серебряными, но ветхими, венцом и окладом.

Паникадило в Николаевском приделе было из желтой меди382.

В алтаре этого придела находились: антиминс из желтого атласа (год не указан), Евангелие Московской печати 1711 года, три напрестольных креста (серебряный, медный и деревянный), оловянная гробница (дарохранительница), треугольный жертвенник столярной работы.

В верхней церкви Преображения Господня иконостас был покрыт лазоревой краской, перед иконами висело 6 медных лампад. В алтаре находились: над жертвенником – Распятие и икона Воскресения Христова (на холсте); на горнем месте – Распятие; с правой стороны – образ Святителя Николая Чудотворца. На престоле была деревянная гробница (дарохранительница).

В описи перечислены также некоторые иконы из храма Рождества Пресвятой Богородицы и его приделов: икона Богоматери Пустынно-Молченская Софрониева, в серебряной ризе; Рождество Христово; Преображение Господне; Крещение Господне; Вход Господень в Иерусалим; Вознесение Господне; Рождество Богородицы; Благовещение в медном окладе; Воскресение Христово; Святителя Николая Чудотворца; святого Иоанна Предтечи; преподобных Антония и Феодосия Печерских; образ Святителя Димитрия Ростовского; Распятие.

О бедности обители в те годы свидетельствует тот факт, что в трех ее храмах была лишь одна маленькая серебряная лампада перед Чудотворным образом; серебряная гробница (дарохранительница) была только в храме Рождества Пресвятой Богородицы, а в приделах – оловянная и деревянная; серебряных риз на иконах было всего четыре.

Однако строитель иеромонах Александр и старшая братия стремились, как могли, украсить иконы святой обители. В июле 1802 года они испросили у Преосвященного разрешения использовать серебро с ветхих церковных облачений и утвари для венцов на месточтимые иконы383. Из этого серебра были отлиты венцы для икон: Спасителя в храме Рождества Пресвятой Богородицы (весом 1 фунт 14 золотников), Богоматери в том же храме (весом 1 фунт 21 золотник) и Святителя Николая Чудотворца в Николаевском приделе (весом 1 фунт 24 золотника).

Чудотворная икона была украшена четырьмя серебряными венчиками (весом 23 золотника), 22 жемчужинами и «четырьмя красными круглыми камушками»384.

Кроме того, из купленного серебра была сделана серебряная позолоченная риза (весом 84 золотника) для иконы Воскресения Христова с двунадесятыми праздниками385.

При строителе Александре пополнилась и ризница обители: в 1801 году в нее поступили: парчовая риза, набедренник, три пояса, три пары поручей и два покровца; а в 1802 году – еще три ризы, подризник, поручи и покровец386.

За период 1764–1800 гг. обогатилась и монастырская библиотека: число книг в ней возросло почти втрое (с 30 до 81). Вновь поступили различные сборники житий святых, поучения св. Кирилла Иерусалимского, св. Иоанна Дамаскина, проповеди митрополита Платона, Акафистники, службы Святителю Николаю Чудотворцу, св. Иоанну Воину; св. праведным Захарии и Елисавете.

Об увеличении количества книг в библиотеке заботился и строитель Александр. В 1801 году в нее поступило 17 церковных книг (среди них Служебники, Акафистники, Требник, Триодь цветная, Чин священнослужения и обрядов, слова поучительные блаженного Макария, беседы св. Иоанна Златоуста о покаянии, книги св. Амвросия Медиоланского о должностях, «Алфавит духовный», беседы св. Иоанна Златоуста на 14 посланий, Молебное пение во время губительной и заразительной немощи)387, а в 1802 году – еще 19 книг (различные слова и беседы св. Иоанна Златоуста, Служебники, Псалтири, каноны Богородице)388. К концу 1802 года число книг в библиотеке Глинской пустыни возросло до 117389.

В описной церковной книге Глинской пустыни содержатся также сведения о некоторых членах старшей братии обители. Так, в 1802 году духовником пустыни был иеромонах Иаков, а казначеем – иеромонах Досифей390.

22 февраля 1804 года о. Александр был отозван в архиерейский дом, а на его место определен строитель иеромонах Евфимий, бывший духовником Софрониевой пустыни391. Это был муж высокой добродетели, истинный подвижник. Братия Глинской пустыни благоговела перед ним и почитала его. Но по старости лет он не смог долго управлять обителью и возвратился в Софрониеву пустынь. Строителем же в Глинскую обитель, согласно прошению, уже в четвертый раз был назначен иеромонах Александр392. Ревностное стремление этого строителя пребывать в Глинской пустыни свидетельствует о том, что и во время бедности этой обители духовная жизнь в ней была на самом высоком уровне.

Глинский иеромонах Иассон писал, что, несмотря на частую смену настоятелей, «Глинская пустынь таила в себе крепость духовных сил; прочный духовный фундамент… глубоко коренился в ее духовных подвижниках»393. По свидетельству великого Глинского старца монаха Феодота, в схиме Феодосия (Левченко; ✝1859), поступившего в обитель еще при строителе Вениамине, в Глинской пустыни в конце XVIII – начале XIX века были старцы святой жизни – чистые посредники даров небесной благодати394. Путем целожизненного подвига они стяжали духовную мудрость и опытность, силу духа, глубокое понимание закономерностей духовной жизни. Старцы наставляли новоначальных на правильный спасительный путь, учили науке о духовной жизни, обращали главное внимание иноков на нравственную чистоту сердца и трезвенность душевную.

Благодаря их молитвам и трудам, в пустыни водворялось истинное душеводительство. Отец Феодот говорил, что он имел полную возможность получить душеспасительные ответы на все вопросы, связанные с внешними тяжкими трудами и внутренними духовными подвигами395. Глинские старцы так устрояли дело нравственного усовершенствования своих пасомых, что, по словам о. Феодота, «таковые проводили жизнь в духовных подвигах и несомненно благоугодили Богу»396. О некоторых из них о. Феодот говорил прямо: «Жил свято»397. Впоследствии в середине XIX века на старом кладбище Глинской пустыни были обретены нетленные мощи старцев-схимников и их ученика, подвизавшихся в обители вместе с о. Феодотом в конце XVIII – начале XIX века398.

Подвиги Глинских старцев, сиявших различными добродетелями, влекли к подражанию и других. Потому понятно стремление о. Александра подвизаться в святой обители Глинской, издавна богатой духовными традициями. Но на этот раз он не успел вступить в управление обителью, так как уже 3 сентября 1804 года был переведен строителем в Обоянский Знаменский монастырь399, а настоятелем Глинской пустыни был определен строитель того же Обоянского монастыря иеромонах Евтихий400.

Преосвященный Феоктист с большим доверием относился к о. Евтихию и давал ему сложные в духовном и административном отношении поручения. Так, 12 декабря 1802 года, узнав о кончине глубокопочитаемого настоятеля Софрониевой пустыни архимандрита Феодосия (Маслова), именно о. Евтихия он послал в эту пустынь для поддержания духа скорбящей братии, написав: «Белоградского архиерейского дома эконом иеромонах Евтихий отправляется с тем, чтобы и после погребения покойного оставаться в вашей пустыни, до указа… При том он все возможное старание приложить должен о скорейшем освидетельствовании церковных, ризничных и монастырских вещей по описям»401.

После назначения о. Евтихия строителем Глинской пустыни Преосвященный Феоктист не хотел с ним расставаться и 18 сентября 1804 года одновременно назначил его экономом в архиерейский дом и присутствующим в Курской Духовной Консистории402. Кроме того, 16 ноября того же года о. Евтихий был определен благочинным в Белоградский Николаевский и Хотмыжский Знаменский монастыри403. Все это, безусловно, не позволяло о. Евтихию полностью предаться заботам о Глинской обители, внешнее благосостояние которой все ухудшалось. В «Географическом словаре Российского государства», составленном А. Щекетовым в начале XIX века, сказано, что в Глинской пустыни «каменного строения только 2 церкви, прочее деревянное и ветхое»404.

Иеромонах Евтихий управлял Глинской пустынью почти четыре с половиной года, однако никаких сведений об этом периоде истории монастыря не сохранилось. Архимандрит Анатолий (Ключаров) писал: «Строитель иеромонах Евтихий известен более как строгий эконом Белоградского архиерейского дома, чем как настоятель. Он номинально числился «строителем Глинской пустыни»405.

Указом Св. Синода от 27 марта 1809 года иеромонах Евтихий был переведен в Екатеринославскую епархию на должность настоятеля Балаклавского Георгиевского монастыря406.

В описываемый период в Глинскую пустынь как в духовную лечебницу по-прежнему присылались для утверждения в иноческой жизни многие епитимийцы. По свидетельству А. С. Лебедева, изучавшего в начале ХХ века архив Глинской пустыни (утраченный ныне), в нем тогда хранились две большие книги об епитимийцах: за 1768–1851 гг. (720 листов) и за 1769–1830 гг. (838 листов). А. С. Лебедев подчеркивает, что благодаря строгому духовно-аскетическому укладу жизни епархиальное начальство считало Глинскую пустынь «особенно удобной» для исправления виновных и «в нее нередко посылались таковые, после того как оказывались неисправимыми в других монастырях»407. Приведем лишь несколько примеров.

В 1776 году епископ Севский и Брянский Кирилл послал на исправление в Глинскую пустынь священника церкви Живоначальной Троицы села Жуковка о. Карпа Кириллова за нарушение богослужебных правил408. Поступивший в Путивльский Молченский монастырь «вдовый священник Иаков Анатовский за исхождение из монастыря в город для удовлетворения пьянственного пристрастия был определен указом Консистории от 17 января 1795 года в число братства Глинской пустыни, для удержания его от пьянства весьма удобную»409.

Священник Смоленской церкви Рыльского уезда Петр Курдюмов послан был в Рыльский монастырь на епитимию. На донесение настоятеля этого монастыря в 1807 году о том, что он «по возможности удерживал священника Курдюмова от пьянства, но безуспешно», Преосвященный наложил резолюцию: «Священника Курдюмова отправить в Глинскую пустынь»410, что и было исполнено.

Однако частая смена настоятелей (за 45 лет – с 1764 по 1809 г. – здесь сменилось 15 строителей) безусловно не способствовала благоустройству обители.

Старцы Глинской пустыни, подвизаясь в жизни добродетельной, желали лучшего в ней порядка. Общение с иноками соседней, Софрониевой пустыни, где о. Феодосий (Маслов) ввел Афонский общежительный устав и насадил «кротость в нравах, послушание и братолюбие»411, способствовало тому, что Глинская братия смиренно просила архиепископа Феоктиста – для введения общежития и в их обители – утвердить в должности ее настоятеля духовника Коренной пустыни Курской епархии иеромонаха Парфения. Их прошение совпадало с желанием Преосвященного, который стремился ввести общежитие во всех монастырях своей епархии.

Еще 5 октября 1792 г. на основании его резолюции Духовная Консистория выпустила указ, предписывавший «настоятелям иметь трапезу общую с братиями, и даже для отвлекаемых от оной должностями судебными и учебными, поставить непременной обязанность, полагая за себя в общину известное количество столовых денег, по крайней мере, по дни воскресные, тож и других великих праздников трапезовать вкупе с братиями»412.

На основании этого указа велено было монахам приходить в трапезу в мантиях, совершать трапезное чтение «и вообще сохранять в соборном яствии и питии, как и в других случаях, благочиние»413. Как учат святые отцы, «пришедши в трапезу, не осматривай братния части, ниже разделяй душу твою недобрыми подзираниями, но предлежащих пред тобою прикасайся, телу давай пишу, слуху слышание чтения, душе же молитву; да телом и духом питайся, всесовершенно восхвалиши Исполняющего во благих желание твое»414.

Затем Преосвященный Феоктист потребовал от настоятелей монастырей подробные отчеты о жизни братии. Ознакомившись по полученным сведениям с состоянием всех монастырей и пустыней, архиепископ 22 декабря 1802 года предписал, чтобы «во всех монастырях Курской епархии введено было общежитие»415.

В Глинской пустыни осуществление этого предписания было затруднено, поскольку Глинские настоятели, как правило, находились не в своей обители, а при архиерейском доме. Поэтому в 1809 г. братия Глинской пустыни и просила утвердить в должности строителя иеромонаха Парфения, с тем чтобы тот жил в монастыре постоянно.

Их желание было удовлетворено, и 1 мая 1809 года на основании резолюции Его Преосвященства было вынесено следующее решение Курской Духовной Консистории: «Братия Глинской пустыни просили определить начальником в оной Коренного Монастыря Духовника Иеромонаха Парфения, для заведения общежития между ними; послать указ в сию пустыню с предписанием определенному начальнику в оной Иеромонаху Парфению о заведении, по прошению братии, общежития между ними, дабы он учинил сие непременно по получении на то указа, и велеть, чтобы в сей пустыни, кроме общей молитвы, было общее одеяние, общая пища и питие, общие труды и старание о пользе святой обители, общий счет как приходов, так и расходов, общая любовь, подчиненность и послушание, общее удаление от всякого невоздержания и соблазнительного порока, общее исправление всего того, что правилам жития монашеского и монашества общежительного соответственно; особливо наблюдать все сие начальник обязан, как учрежитель общежительных правил, который если не будет исполнять оных, подвергнет себя суду и взысканию»416.

Иеромонах Парфений (русский, из мещан) был пострижен в Саровской пустыни, в которой проходил различные послушания с 1786 по 1792 год, затем он был переведен в Коренной монастырь, где в 1793 г. рукоположен во иеродиакона и в том же году – во иеромонаха. С 1798 года в течение десяти лет он проходил в этом монастыре «со всяким усердием» должность казначея и духовника и много помог настоятелю в поддержании общежития417.

При определении строителем в Глинскую пустынь «за достохвальные труды в Коренном монастыре» Преосвященный Феоктист 2 мая 1809 года наградил его набедренником418.

Деятельность о. Парфения в Глинской Богородицкой пустыни в должности настоятеля началась с введения общежительных правил. Ранее в этой обители доходы распределялись следующим образом: «Третью часть получали строители, а остальные деньги делились по чинам»419, что, разумеется, не соответствовало требованиям общежительного монастыря, где все у братии должно было быть общим. Отец Парфений, желая понудить братию к общежительным правилам, первым отказался обратить в личную собственность ту третью часть доли, которая должна была принадлежать ему как строителю. Вслед за ним и братия одни не хотели, а другие убоялись взять свою часть.

Так было положено первое основание устройству общежития в монастыре, где все доходы и расходы стали общими и употреблялись в зависимости от нужд обители. Иноки пустыни, освободившись каждый от забот о своем материальном обеспечении, почувствовали значительное облегчение, и теперь с еще большим горением занимались духовным деланием. Настоятель уделял особое внимание поддержанию благолепия храмов.

Особо почитая Чудотворную икону Рождества Пресвятой Богородицы, настоятель Парфений с братией устроили в 1814 году для этой иконы серебряный позолоченный круг чеканной работы (весом 3 фунта 55 золотников).

В круге было шесть финифтей с иконными изображениями на пяти из них. В середину круга вставлялся медный позолоченный киот для Чудотворной иконы420.

В 1809 году тщанием строителя иеромонаха Парфения из двух старых потиров с добавлением серебра был сделан большой величины позолоченный серебряный потир. На нем было изображение страданий Спасителя. Были изготовлены также дискос, звездица, лжица и тарелочка, позолоченные, резной работы (весом всего 4 фунта 44 золотника)421. Кроме того, при о. Парфении, заботившемся о благолепии богослужений в Глинской пустыни, было сшито несколько парчовых риз422.

Настоятель Парфений заботился о должном благочинии церковного богослужения, чтения и пения. Устраивающееся общежитие в Глинской пустыни привлекало как подвижников, искавших духовно опытных наставников, так и богомольцев. Но увеличение числа братии было невозможно из-за ограничения, установленного штатами. В то же время отсутствие достаточного количества пахотной земли и леса не позволяло благоустроить обитель.

Во время Отечественной войны 1812 года положение обители еще более ухудшилось. К сожалению, в литературных и архивных источниках содержится совсем мало сведений о жизни обители в тот период. Известно лишь, что в 1812 году Глинская пустынь пожертвовала 125 рублей на вещи для войск423. Но, безусловно, иноки обители вместе со всем русским народом принимали самое деятельное участие в патриотическом движении. Ведь в годы тяжелых испытаний с особой силой возгорается дух веры в сердце православного человека. Вера влечет его на жертвенный подвиг во имя Христовой заповеди: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15, 13).

Если в сердце христианина горит огонь истинной любви, завещанной Христом, это сердце не требует указаний, в чем проявить свою любовь: оно само и голодного накормит, и плачущего утешит. То же можно сказать и о священном чувстве любви к Родине: если в душе и сердце христианина ярко горит пламень патриотизма, он сам найдет пути для проявления своей любви к Отечеству.

Так и Глинские иноки своими трудами на оборону Родины, денежными пожертвованиями, неусыпными молитвами к Богу о скорейшем даровании победы, духовной поддержкой тем, кому война уже принесла скорби и испытания, служили своей Отчизне. Глинские пастыри непрестанно воодушевляли своих прихожан, ободряли и утверждали их в великую пору 1812 года.

После окончания войны в Глинской пустыни было всего около десяти насельников; келлии, которых оставалось мало, совсем обветшали424. Но несмотря на это, при о. Парфении Глинская пустынь выделяла средства на помощь Казани, опустошенной пожаром, и помогала воспитанию бедных сирот духовного звания425.

Усердно заботясь о пользе монастыря и точном исполнении братией правил иноческого общежития, о. Парфений управлял обителью почти восемь лет. В 1817 году, когда о. Парфению было уже около 60 лет, он подал прошение об увольнении от многотрудной должности настоятеля. Исполненный духовных дарований, о. Парфений удалился на безмолвие в Коренную пустынь, где и скончался.

После о. Парфения настоятелем Глинской пустыни в том же 1817 году был назначен строитель Обоянского Знаменского монастыря иеромонах Леонтий, который имел мало опыта руководить братией в иноческом общежитии, поэтому пробыл в должности настоятеля только шесть недель426.

В то время среди Глинских иноков сияли добродетелями великий подвижник и молитвенник старец Феодот (Левченко) и иеромонах Василий (Кишкин), ученик преп. старца Паисия (Величковского). Заботясь о том, чтобы добрые начинания в устроении общежития, положенные стараниями о. Парфения, не пресеклись, они единодушно со всей братией начали просить Матерь Божию, чтобы послала им «в настоятели того, кого Сама благоволит избрать… и в настоятели был указан иеромонах Филарет»427. Братия Глинской пустыни обратились к Преосвященному Феоктисту, прося назначить строителем их обители иеромонаха Софрониевой пустыни Филарета, широко известного своей подвижнической жизнью. Прошение их было удовлетворено. Назначение иеромонаха Филарета настоятелем Глинской пустыни явилось началом особого подъема и расцвета духовной жизни в этой святой обители.

* * *

279

Секуляризация (от лат. saecularis – мирской, светский) – обращение государством церковной собственности в светскую (Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 1201).

280

Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Т. XI. СПб., 1893. С. 259.

281

Иоанн (Маслов), архим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Ч. 1. Жизнеописание святителя Тихона и его литературное наследие: Магистер. дисс. Загорск, 1981. С. 39.

282

Материалы для статистики Российской империи. Т. 1. СПб., 1839. С. 76.

283

Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 26; Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 10.

284

Софрониева и Глинская пустыни. С. 2.

285

РГАДА, ф. 1355, оп. 1, д. 633, 634; Там же, ф. 1354, оп. 219, Ч. 1, Б20; Там же. Ч. II. О-18; Там же. О-144; Там же. С-111; Там же. С-114. Там же, ф. 1317, оп. 1, д. 939.

286

Амвросий, архим. История Российской иерархии. М., 1811. Ч. III. С. 696.

287

Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 10.

288

РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 154, л. 10 об.

289

Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 87.

290

Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 10.

291

Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 87.

292

Описание Курского наместничества… М., 1786. С. 77. В книге «Глинская пустынь» в ч. I на с. 11 сказано, что епископ Кирилл занимал Севскую кафедру до 1778 г., но в документах архива Канцелярии Святейшего Синода указывается, что Преосвященный Кирилл был епископом Севским и Брянским до августа 1779 г. (РГИА, ф. 796, оп. 60).

293

Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 46.

294

Указ Севской Духовной Консистории строителю Глинской пустыни Гаию. Цит. по кн.: Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 26.

295

Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 11.

296

ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 174, л. 2 об.

297

Там же.

298

Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 46.

299

Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 11. Софрониева и Глинская пустынь. С. 2.

300

Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 12.

301

Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 87. Чудотворная икона… С. 30.

302

Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 87.

303

Историко-статистическое описание Молченской… пустыни… С. 118.

304

ГАБО, ф. 494, оп. 1, д. 2, л. 12. РГИА, ф. 796, оп. 58, д. 384, л. 1.

305

Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 87. Чудотворная икона… С. 30. Историко-статистическое описание Молченской… пустыни… С. 118. Списки иерархов и настоятелей… С. 649.

306

РГИА, ф. 796, оп. 58, д. 384, л. 1–2.

307

Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 87. Н. Самойлов и П. Строев называют этого настоятеля «Арсакий» (Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 12. Списки иерархов и настоятелей… С. 649), однако автор книги «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь» ссылается в своем труде на архив обители («Дела о настоятелях Глинской пустыни»), поэтому мы придерживаемся в данном случае его точки зрения.

308

Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 87. Списки иерархов и настоятелей… С. 649.

309

Об епитимийцах см., например, «Ведомость о посланных в Путивльский Молченский монастырь и в Богородицкую Глинскую пустынь на указные епитимии за 1776 год» (ГАБО, ф. 494, оп. 1, д. 2, л. 12).

310

РГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 43.

311

РГАДА, ф. 1355, оп. 1, д. 633; д. 634.

312

Софрониева и Глинская пустыни. С. 2. Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 27. Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 12.

313

РГАДА, ф. 1355, оп. 1, д. 633, л. 36 об.; д. 634, л. 295 об.

314

ГАКО, ф. 20, оп. 2, д. 39, л. 1. Ссылка здесь дана на «Описную церковную книгу Глинской пустыни за 1802 год». Однако в этой книге сведения приводятся сначала по описям 1789 и 1795 гг., а затем описаны вновь поступившие к 1802 г. церковная утварь, книги и облачения.

315

Там же, л. 1 об.

316

ГАКО, ф. 20, оп. 2, д. 39, л. 1.

317

Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 27. В известных нам документах храм Вознесения на втором этаже церкви Рождества Пресвятой Богородицы впервые упоминается в «Описи церковного имущества Глинской пустыни за 1817 год» (РГАДА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 207. Жизнеописание игумена Филарета… С. 57).

318

Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 27.

319

Генеральное размежевание земель проводилось в России в последней трети XVIII – начале XIX в. (в Курской губернии – с 1782 по 1797 г.) в соответствии с манифестом Екатерины II от 19 сентября 1765 г. Целью генерального размежевания было определение и укрепление границ земельных владений. Вместе с манифестом были обнародованы генеральные правила, положенные в основу новых инструкций землемерам и межевым губернским канцеляриям. Землемеры записывали в межевые книги и наносили на планах, за кем при размежевании какие владения окажутся и сколько в них земель (Иванов П. Опыт исторического исследования о межевании земель в России. М., 1846). При межевании составлялись полевые журналы и записки, содержащие сведения о межах. Кроме того, на землемеров было возложено составление особых экономических примечаний: сюда заносились сведения о растительном и животном мире, качестве земель и лесов, судоходстве, промыслах, о числе душ и даже о курганах и пещерах. Эти экономические примечания, содержащие множество разнообразных данных, до сих пор почти не исследованы. Они хранятся в Межевом архиве РГАДА и представляют собой важный источник сведений по истории хозяйства России второй половины XVIII века.

320

РГАДА, ф. 1317, оп. 1, д. 939.

321

Там же, ф. 1355, оп. 1, д. 634, л. 295–297.

322

Там же, ф. 1354, оп. 219. Ч. 1. Б. 20.

323

Десятина – основная дометрическая русская мера площади. Десятина казенная ­­ 1,08 га (Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 383).

324

РГАДА, ф. 1355, оп. 1, д. 633, л. 36 об; ф. 1354, оп. 219. Ч. 1. Б. 20. Пересчет площади в гектары сделан автором.

325

РГИА, ф. 797, оп. 2, д. 7829, л. 74 об.

326

Рассчитано автором по материалам Межевого архива (РГАДА, ф. 1355, оп. 1, д. 634, л. 3, 4, 11 об., 20 об., 21, 22 об., 24). Следует отметить, что благодаря ходатайству настоятеля Софрониевой пустыни о. Феодосия (Маслова) этой обители в конце XVIII в. были выделены пустующие земли в Херсонском (Кизикирменском) уезде, где устроили монастырское подворье. Однако после кончины о. Феодосия подворье отделилось от Софрониевой пустыни и было преобразовано в самостоятельную пустынь. (Историко-статистическое описание Молченской… пустыни… С. 43–50).

327

РГАДА, ф. 1355, оп. 1, д. 633, л. 1. Там же, д. 634, л. 2, 32 об.

328

Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. Курск. 1885. С. 47–48.

329

РГАДА, ф. 1355, оп. 1, д. 634, л. 296 об.

330

Там же.

331

Там же.

332

Черкасы – казаки-малороссы.

333

РГАДА, ф. 1355, оп. 1, д. 634, л. 297.

334

Там же, л. 295.

335

Постав – машина для обработки зерен с помощью жерновов (Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 1057).

336

РГАДА, ф. 1355, оп. 1, д. 634, л. 295.

337

Там же, л. 296.

338

Там же, ф. 1355, оп. 1, д. 634, л. 296.

339

Там же, л. 295 об.

340

Там же.

341

Там же, ф. 1354, оп. 219. Ч. 1. Б. 20.

342

В то же время в Путивльском Молченском монастыре число иноков резко сократилось. Теперь здесь было лишь 12 монашествующих и 8 послушников (РГАДА, ф. 1355, оп. 1, д. 634, л. 2, 32 об.). В Софрониевой пустыни было тогда 39 монашествующих, число послушников не указано (Там же, л. 180).

343

РГАДА, ф. 1317, оп. 1, д. 939, л. 1 об.

344

Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 87. П. Строев (Списки иерархов и настоятелей… С. 649) и Н. Самойлов (Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 12) пишут, что кончина о. Софрония (Хижнякова) последовала в 1781 г., но в «Камеральном экономическом примечании…» за 1784–1785 гг. именно о. Софроний указан настоятелем Глинской пустыни (РГАДА, ф. 1355, оп. 1, д. 633, л. 36 об.).

345

Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 88.

346

РГАДА, ф. 1629, оп. 1, д. 127, л. 3.

347

Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Т. XIXа. СПб., 1886. С. 706.

348

РГИА, ф. 797, оп. 2, д. 7829, л. 63 об.

349

Там же, л. 60 об. Там же, ф. 796, оп. 118, д. 1202, л. 4.

350

Во время его настоятельства в 1788 г. был отлит колокол весом 71 пуд на соборную колокольню. Этот колокол оставался самым большим в обители и в середине XIX в. (РГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 43 об).

351

Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 88.

352

Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 15–16.

353

Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 88.

354

Послужной список иеромонаха Александра приведен в «Ведомости о монастырях по епархиям за 1807 год»: Иеромонах Александр – русский, родился в 1747 г. «духовного звания, учился российской грамоте. Пострижен в монашество в Путивльском Молченском Печерском монастыре 13 ноября 1782 г.; 1782 г. дек. 24 посвящен во иеродиакона; 1783 г. авг. 3 – во иеромонаха Преосвященным Дамаскином, епископом Севским; 1787 г. февр. 22 – определен в Хотмыжский Богородицкий Знаменский монастырь строителем, 1789 г. сент. 5 – в бывший Волновский Троицкий монастырь, 1793 г. – в Глинскую Богородицкую пустынь; 1798 г. ноября 22 – в Обоянский Знаменский монастырь строителем и в Обоянское духовное правление присутствующим, из … Обоянского монастыря 1799 г. ноября 25 определен в Белоградский Архиерейский дом Экономом, и в Консисторию присутствующим. 1800 г. мая 29 – в Глинскую Богородицкую пустынь строителем. 1804 г. февр. 22 паки в Архиерейский дом Экономом же, а 3 сент. 1804 г. в Обоянский Знаменский монастырь строителем и присутствующим в тамошней духовной Консистории, дел до него не касалось, к послушению способен» (РГИА, ф. 796, оп. 89, д. 956, л. 158). Историко-статистическое описание Обоянского Богородицкого Знаменского монастыря / Архим. Анатолий (Ключаров). Курские епархиальные ведомости. 1882. № 11. С. 558–559, 561.

355

Краткий послужной список игумена Паисия также приведен в «Ведомости о монастырях по епархиям за 1807 год»: «Путивльского Молченского Печерского монастыря Архимандрит Паисий сербской нации, из купцов, обучался российской грамоте, говорит по-гречески, по-итальянски и по-турецки, а сам никого ничему не учил. Пострижен в монашество в 1754 г. в Крушедоле. По пострижении в монашество 1754 г. февр. 2-го дня посвящен во иеродиакона Преосвященным епископом Парфением в Карловце, с 1758 г. был при Сербском Патриархе Василии в должности протодиаконской, и в 1763 г. авг. 15 им же посвящен во иеромонаха и находился крестовым по 1770 г., а с того года взят в Российский фрегат, где был до 1775 г., во исправлении иеромонашеской должности, а по окончании войны сент. 12 дня определен Св. Правительствующим Синодом Преосвященным Кириллом, епископом бывшим Севским, произведен в Брянский Петропавловский монастырь во игумена, 1778 г. определен был Севской Консистории присутствующим, и в тамошнем Архиерейском доме Экономом; 1784 г., марта 30 дня по резолюции Преосвященного Феоктиста, епископа бывшего Севского, определен игуменом в Путивльский Молченский Печерский монастырь по произведении же в оный Строителя иеромонаха Андрея во игумена; 1794 г., 11 октября определен он по его желанию в Глинскую Богородицкую пустынь на строительское место; 1796 г., февр. 17 по указу Св. Синода определен и паки в оный Путивльский монастырь настоятелем, а 1799 г., июня 10 по указу Св. Синода произведен Преосвященным Феоктистом, Архиепископом Курским и Белоградским и ордена Св. Анны Кавалером, в оный же Путивльский монастырь во Архимандрита с оставлением на прежнем игуменском окладе; 1804 г., окт. 27 в Софрониеву и Глинскую пустынь определен Благочинным и присутствующим в Путивльском духовном правлении» (РГИА, ф. 796, оп. 89, д. 956, л. 153).

356

РГИА, ф. 1341, оп. 1, д. 197, л. 22.

357

Там же, л. 21 об; ф. 797, оп. 2, д. 7829, л. 63.

358

Там же, ф. 796, оп. 118, д. 1202, л. 4.

359

Там же, ф. 1341, оп. 1, д. 197, л. 22.

360

Там же, ф. 797, оп. 2, д. 7829, л. 60 об; ф. 383, оп. 30, д. 573, л. 6 об.

361

Там же, ф. 797, оп. 2, д. 7829, л. 62; ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 204.

362

Там же, ф. 796, оп. 118, д. 1202, л. 24 об.

363

Там же, ф. 383, оп. 30, д. 573, л. 36 об., 25. Мельница имела 2 постава, 5 сукновальных гнезд и 2 просяные ступы. (Там же, ф. 383, оп. 30, д. 573, л. 5–5 об.; Там же, ф. 1341, оп. 1, д. 197, л. 22).

364

Там же, ф. 383, оп. 30, д. 573, л. 5.

365

Гать – настил из бревен для проезда, перехода через топкое место.

366

РГИА, ф. 796, оп. 118, д. 1202, л. 24 об.–25. Там же, ф. 383, оп. 30, д. 573, л. 24–24 об.

367

Там же, ф. 797, оп. 2, д. 7829, л. 20. Там же, ф. 796, оп. 118, д. 1202, л. 25 об.

368

Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 16–17.

369

Там же. С. 16.

370

Танков А. Несколько данных из прошлого Курской епархии // Курские епархиальные ведомости. 1900. № 10. С. 159–160.

371

РГИА, ф. 796, оп. 89, д. 956, л. 158.

372

ГАКО, ф. 20, оп. 2, л. 39.

373

Там же, л. 1.

374

Там же, л. 1 об.

375

Там же.

376

Плис – хлопчатобумажная ткань с ворсом («бумажный» бархат).

377

ГАКО, ф. 20, оп. 2, д. 39, л. 2.

378

Там же.

379

ГАКО, л. 2–2 об.

380

Там же, л. 3–9. Тафта – плотная хлопчатобумажная или шелковая ткань с мелкими поперечными рубчиками или узорами на матовом фоне. Штоф – декоративная гладкокрашеная ткань со сложным крупным тканым рисунком.

381

ГАКО, ф. 20, оп. 2, д. 39, л. 1.

382

Там же, л. 11.

383

ГАКО, ф. 20, оп. 2, д. 39, л. 14 об.

384

Там же, л. 14 об.–15.

385

Там же, л. 15.

386

Там же, л. 13–14.

387

Там же, л. 13.

388

Там же, л. 13 об.–14.

389

Там же, л. 12 об.–13 об.

390

Там же, л. 15.

391

Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 88.

392

Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 17.

393

Жизнь и подвиги старца Феодота / Сост. иеромон. Иассон. Курск, 1894. С. 4.

394

Там же. С. 4–5.

395

Там же. С. 5.

396

Там же. С. 5.

397

Там же.

398

Там же.

399

РГИА, ф. 796, оп. 89, д. 956, л. 158.

400

В «Ведомости о монастырях Курской епархии за 1807 год» сказано, что строитель Глинской Богородицкой пустыни иеромонах Евтихий – русский, из священников, учился российской грамоте, 46-ти лет, к послушанию способен. «До пострижения в монашество продолжал священническое служение с 1787 по 1794 г. при Преображенской пехотного полка церкви, а с 1794 по 1798 год в Курской епархии при Корочанском Рождество-Богородицком соборе. В монашество пострижен в 1798 г., августа 14 дня в домовой Белоградской архиерейской церкви Строителем иеромонахом Андреем. По пострижении же в монашество по резолюции Его Преосвященства Феоктиста, Архиепископа Курского и Белоградского и ордена Св. Анны 1-го класса Кавалера, определен был 1799 г., октября 3-го в Белоградский Николаевский монастырь казначеем, 1802 г., апреля 10-го в дом Его Преосвященства Экономом и присутствующим в Курскую Консисторию; 1804-го года, февраля 3-го произведен Строителем в Обоянский Богородицкий Знаменский монастырь и послан был в Глинскую Богородицкую пустынь, сентября 3-го дня определен настоящим в ту пустынь строителем…» (РГИА, ф. 796, оп. 89, д. 956, л. 160).

401

Историко-статистическое описание Молченской… пустыни… С. 51.

402

РГИА, ф. 796, оп. 89, д. 956, л. 160.

403

Там же.

404

Щекетов А. Географический словарь Российского государства. Ч. II. М., 1804. С. 45.

405

Историко-статистическое описание Обоянского Богородицкого Знаменского монастыря / Архим. Анатолий (Ключаров) // Курские епархиальные ведомости. 1882. № 11. С. 561.

406

РГИА, ф. 796, оп. 89, д. 576, л. 27.

407

Лебедев А.С. Сведения о некоторых архивах духовного ведомства в губерниях Курской и Харьковской. Харьков, 1902. С. 80.

408

ГАБО, ф. 494, оп. 1, д. 2, л. 12.

409

Лебедев А.С. Сведения о некоторых архивах духовного ведомства в губерниях Курской и Харьковской. Харьков, 1902. С. 80–81.

410

Там же. С. 81.

411

Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 19.

412

Там же. Ч. I. С. 20.

413

Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 28–29.

414

Добротолюбие. Ч. II. С. 42.

415

Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 20–21.

416

Там же. С. 22–23. РГИА, ф. 796, оп. 91, д. 1016, л. 23 об.

417

Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 24; Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. М., 1898. С. 92, 103–104.

418

Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 89.

419

Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 25.

420

РГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 10 об.

421

Там же, л. 68.

422

Жизнеописание игумена Филарета… С. 24.

423

Танков А.А. Патриотическая деятельность Курского духовенства во время Отечественной войны 1812–1814 гг. (К 100-летию празднования великих событий борьбы против нашествия на Россию Наполеона I) // Курские епархиальные ведомости. 1912. № 28. С. 718. Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 28.

424

Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Одесса, 1904. С. 54.

425

Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 28.

426

Жизнеописание игумена Филарета… С. 20.

427

Там же.


Источник: Глинская пустынь : История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX вв. / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : Изд. отдел Московского патриархата, 1994. - 605, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle