Источник

Глинская пустынь и Путивльский Молченский монастырь (1648–1764)

Глава II

В XVII – первой половине XVIII века история Глинской пустыни была тесно связана с Путивльским Молченским Рождества Пречистой Богородицы Печерским монастырем, основанным иноками Молченской Рождество-Богородицкой Печерской (впоследствии Софрониевой) пустыни, от которой он и получил свое название.

В отчетах о состоянии Курской епархии начала ХХ века Путивльский Молченский монастырь назван одним из древнейших, однако точных сведений о времени его основания не сохранилось146.

По преданию, в Путивле «на посаде в остроге»147 с незапамятных времен (еще в XV-XVI вв.)148 находилось подворье Молченской Печерской пустыни с собором во имя Рождества Пречистой Богородицы и храмом во имя Софии Премудрости Божией149. Это и был Путивльский монастырь в начале своего существования150.

В конце XVI века, когда Молченская пустынь пострадала от набегов татар, началось активное строительство Путивльского Молченского монастыря151. В 1605 году, после разорения Молченской пустыни поляками, монахи этой обители оставили ее и переселились в Путивльский Молченский монастырь152.

С историей Путивльского монастыря связан самый древний документ, в котором впервые упоминается Глинская пустынь. Архимандрит Анатолий (Ключаров) – единственный до нашего времени исследователь древних актов и грамот Глинской пустыни – считал таким документом выпись153 1693 года, которая была дана игумену Путивльского Молченского монастыря Гавриилу с братией по указу великих государей царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича154. Однако автору данной работы удалось обнаружить еще более древний документ.

Это «Межевая книга на земли в Крупецкой волости Севского уезда 1685 года»155 из архива князей Барятинских, которые в XVIII веке стали владельцами Крупецкой волости156. «Межевая книга» содержит сведения о том, как в 1685 году по царскому указу писец Лев Кобяков и подьячий Иван Коробов межевали земли в Крупецкой волости. Казначей Путивльского Молченского монастыря иеродиакон Макарий, подтверждая право Путивльского монастыря на владение землями в этой волости, представил им выпись 156 (т. е. 1648) года, данную боярином князем Юрием Алексеевичем Долгоруким, бывшим тогда воеводой157 и стольником158 в Путивле. В выписи 1648 года сказано: «дано Путивльского Молченского монастыря Рождества Пречистыя Богородицы Печерския игумену Афанасью с братиею вместо их вотчины села Есмани159 в Крупецкой волости бортной160 ухожей161 укольной162 Пресвятыя Богородицы Глинские на оброк… а оброку им велено платить с того бортного ухожья во 15 кривенок меду на год»163.

По всей вероятности, о замене села Есмани на Глинское ухожье в Крупецкой волости164 просили сами иноки Путивльского Молченского монастыря. Можно указать несколько причин, побудивших их к такой просьбе. Прежде всего, великая святыня – Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинская влекла их к этой местности. Второй причиной был тот факт, что уже к 1633 году «крестьяне сельца Есмани разошлись по городам»165. Земли этой вотчины, находящейся вдали от Путивльского монастыря, некому было обрабатывать; они не могли приносить дохода. Наконец, в те годы в самом Путивльском монастыре было внутреннее нестроение, и получение новой вотчины могло в определенной степени улучшить положение в этой обители166.

В «Межевой книге» сказано также, что в 1685 году солдаты Крупецкой волости подали писцу и подьячему, проводившим межевание, челобитную. Они писали, что Путивльскому Молченскому монастырю дано на их солдатской земле бортной ухожье Глинское и «по тому бортному ухожью владеют того монастыря игумен с братиею всякими их (солдатскими. – А. И.) угодьями насильством»167. По прошению солдат игумену Молченского монастыря с братиею велено было овладеть бортным ухожьем Глинским, а землей, кроме этого бортного ухожья, «велено владеть Крупецкой волости всем солдатам обще»168. Выпись об этом дана игумену Путивльского монастыря Сергию в 1685 году169.

В 201 (1693) году по указу великих государей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича окончательно было отмежевано в Крупецкой волости Путивльскому монастырю от солдатской земли их «бортное ухожье Пресвятыя Богородицы Глинские»170 и даны грамота171 и выпись из разряда172, подтверждавшие право монастыря на владение этим ухожьем.

Так Глинская пустынь оказалась приписанной к Путивльскому Молченскому монастырю. Для того, чтобы правильно понять взаимоотношения этих двух монастырей, следует иметь в виду, что Глинская пустынь с начала XVI в и до 1648 г. Накопила немалый духовный опыт пустынножительства, богатые духовные традиции, которые она стремилась сохранять и приумножать. Всякая же официальная приписка к другому монастырю лишала самостоятельности и приводила к подчинению, исполнению правил жительства другого монастыря. Вот почему Глинская пустынь во все века отстаивала свои права на независимое существование и развитие духовной жизни.

Путивльские иноки владели угодьями Глинской пустыни с 1648 г., но более 40 лет (до 1689 г.) они не совершали в этой обители богослужений. Духовная жизнь Глинского монастыря оставалась независимой. Об этом свидетельствует грамота патриарха Иоакима 197 (1689) г. Сама грамота не сохранилась, но о том, что она была послана, сказано в «Записной печатным пошлинам и грамотам книге» 197 г. Следующее: «…марта 3 дня запечатана грамота… в Путивль Борисоглебского монастыря строителю иеромонаху Макарию, по челобитью из Путивля Молченского монастыря игумена Феодосия с братиею. Велено им (игумену Феодосию с братией. – А. И.) в Крупецкой волости бортным ухожьем владеть по-прежнему неотъемлемо, а в церкви Рождества Богородицы Глинской служить из Молченского монастыря иеромонахам, а белому попу Петру Дмитриеву и детям его отказать»173.

В перечисленных документах Путивльского Молченского монастыря содержатся самые древние сведения об административно-территориальной принадлежности Глинской пустыни.

В XVII веке Глинская пустынь относилась к Севскому уезду Крупецкой волости174 (губерний тогда еще не существовало). В грамоте 1693 года сказано, что Крупецкая волость была «Дворцовой»175, то есть относилась к системе царского дворцового хозяйства. По-видимому, она стала именоваться «Дворцовой» после 1500 года, когда великий князь Иван III Васильевич присоединил Путивль и его окрестности к Московскому государству.

Что касается епархиальной принадлежности, то в XVI веке Глинская пустынь относилась к Московской митропольичей области176. В 1589 г. Была учреждена Патриаршая область, но города Путивль и Севск с уездами отошли к ней по грамоте царя Михаила Феодоровича, данной патриарху Филарету лишь в 1625 г177. В конце XVII века в Патриаршей области было две епископии и одна архиепископия – в Севске; к ней относились Севск и Путивль со всеми уездами178, а следовательно, и Путивльский Молченский монастырь с Глинской пустынью.

Об истории Глинской пустыни в первой половине XVIII века (точнее, до разделения монастырей по штатам в 1764 году) в литературных источниках содержится совсем мало сведений.

Н. Самойлов уделяет этому богатому событиями времени лишь одну страницу179, автор книги «Софрониева и Глинская пустыни» – еще меньше180. Более подробно описывает указанный период архимандрит Анатолий (Ключаров). Но в своем исследовании он использовал лишь один документ – «Прошение Путивльского Молченского монастыря игумена Моисея с братиею об отдаче по-прежнему Молченскому монастырю Глинскую пустынь со всеми угодьями, которою завладел Киевский архиерей собою» (1729 г.). Поэтому его анализ отличается неполнотой, а иногда и неточностями. Автор книги «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь» (М., 1891) лишь кратко повторяет (на с. 23–25) анализ архимандрита Анатолия.

Более подробные сведения об истории Глинской пустыни в XVIII веке содержатся в архивных документах того периода, которые нам удалось обнаружить в ЦГИА СССР и ЦГАДА СССР.

В начале XVIII века Глинская пустынь по-прежнему была приписана к Путивльскому Молченскому монастырю. Но затем получила относительную самостоятельность благодаря тому, что 13 декабря 1703 г. император Петр I пожаловал Крупецкую волость со всеми землями, лесами, селами и деревнями украинскому гетману И. С. Мазепе181. Преследуя свои политические цели (гетман стремился отделить Украину от России), Мазепа в том же 1703 г. передал Крупецкую волость, а вместе с ней и Глинскую пустынь со всеми угодьями в ведение Киевской епархии182, хотя Глинская пустынь и не была отделена указом от Путивльского монастыря. В донесении Киевского архиепископа Варлаама Ванатовича, направленном в Св. Синод в 1730 году, сказано: «Мазепа, видя церковь пусту с давних лет стоящу… испросил у Преосвященнейшего митрополита Киевского Варлаама Ясинского благословение собраться на том пустом месте»183 монахам, и с того времени обитель Глинская была «поручена в досмотр и правление Петропавловского Глуховского монастыря игумену Мелетию Трофимовичу184 ближайшего ради расстоянья»185.

Сказанное в донесении о будто бы пустой Глинской церкви, стоящей на пустом месте, совершенно неверно. Архимандрит Анатолий пишет об этом: «Тут, что ни слово, все ложь чистая»186. Всего 14 лет прошло с тех пор, как в 1689 году Путивльский Молченский монастырь получил подтверждение на право владения Глинской пустынью и разрешение от Святейшего Патриарха Иоакима на совершение богослужений в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В 1693 году по прошению путивльского игумена это право было еще раз подтверждено. Добиваясь с такой настойчивостью присоединения Глинской пустыни, иноки Молченского монастыря не могли оставить церковь Рождества Пресвятой Богородицы без богослужений. Но главное, не могла остаться «на пустом месте» Чудотворная икона, собравшая Глинских иноков и привлекавшая обильно изливавшейся от нее благодатной помощью множество богомольцев. Приведенные слова из донесения архиепископа Варлаама Ванатовича были использованы лишь для того, чтобы попытаться обосновать отделение Глинской пустыни от Путивльского монастыря и перевод ее в ведение Киевской епархии.

В то время, несмотря на внешние нестроения, иноки Глинской пустыни возрастали и совершенствовались в духовной жизни под покровом Чудотворного образа Матери Божией. К сожалению, неизвестны имена старцев обители XVI и XVII веков. Но автору данной работы удалось установить имена двух Глинских насельников начала XVIII века. Это монахи Иона Суздалец, принявший монашество в Глинской пустыни в день престольного праздника обители, 21 сентября (8-го по ст. стилю) 1704 года, и Моисей Москвитин, постриженный в Глинской пустыни 20 (7) марта 1705 года187. Свет духовного назидания и просвещения оба они понесли в другую святую обитель. В 1731 году их имена находим уже в числе монахов Троице-Сергиевой Лавры188.

В 1708 году, после измены во время Полтавской битвы гетмана Мазепы, все его имущество было конфисковано, а Крупецкая волость189 указом императора Петра I пожалована князю Александру Даниловичу Меншикову190.

Во вновь полученной волости князь посещал древнюю Глинскую обитель. Благодатная помощь Чудотворной иконы, целебный источник, благоговейно совершаемые богослужения, высота духа насельников пустыни, сила их старческих советов, глубокая внешняя и внутренняя тишина, царившая в обители, оказали сильное воздействие на его душу. Он стал щедрым благотворителем монастыря и был назван Глинскими иноками первым ктитором пустыни191.

Известный святостью жизни Глинский настоятель Филарет (Данилевский) в 1837 году в «Высочайше подносимой записке о наделении Глинской пустыни землею из казенных участков» писал: «Генералиссимус Князь Александр Данилович Меншиков, получив в… 1708 году… Крупецкую волость, снабдил сию пустынь землею (по описи 1764 года обитель имела почти 5000 гектаров земли, полученной от Меншикова в вечное владение. – А. И.)192. Пустынь, владея оною землею, дозволяла селиться на ней пришельцам из разных мест на условии, дабы сии поселенцы услуживали ей за то послушанием в направлении различных работ, от чего впоследствии времени основалась и самая деревня под названием Шутовки, – Сучкино тож, – не принадлежа, впрочем, пустыни ни по какому вотчинному праву»193. Таким образом, особенностью Глинской пустыни было то, что, обладая обширным землевладением, она не имела в отличие от других монастырей подданных монастырских крестьян. Кроме того, князь А. Д. Меншиков на свои средства обновил ветхие здания обители194 и построил в ней храм Вознесения Господня.

Так, в начале XVIII века по милости Божией Матери укрепилось материальное благосостояние обители. Глинская пустынь владела многими землями, имела богатое монастырское хозяйство, в ней подвизалось множество иноков. В донесении 1730 года Киевского архиепископа Варлаама Ванатовича в Св. Синод сказано, что Глинская пустынь, благодаря дару «князя Меншикова, стала обширнейшая, тогда Преосвященный митрополит Киевский и Галицкий Иоасаф Кроковский повелел ей не до игумена Петропавловского, но до кафедры Киевской належать»195.

Сам митрополит Иоасаф Кроковский в своем донесении 1715 года в Св. Синод сообщает, что после кончины Киевского митрополита Варлаама Ясинского, последовавшей в 1707 году196, и до 1715 года Глинская пустынь «под властию Киевской Митрополии не была»197, а состояла «в досмотре Комендантов Ивановских»198. Вероятно, здесь имеются в виду коменданты Ивановской Протопопии199, находившейся в то время в центре Рыльского уезда и до измены гетмана Мазепы принадлежавшей к его владениям200.

Далее в донесении Высокопреосвященного Иоасафа Кроковского сказано, что 14 июля 1715 года иноки Глинской пустыни поднесли ему челобитную, в которой просили принять их обитель «под власть Киевского митрополита»201 и поставить им строителя202, которого они сами выберут. При этом братия обители представила свидетельство правителя Ивановского и Ямпольского о том, что он с ведома князя А. Д. Меншикова «желает Глинской пустыни в Киевскую епархию належати и под досмотром Киевского митрополита быти во всех делах духовных»203.

Приняв челобитную иноков Глинской пустыни, митрополит Иоасаф рукоположил во пресвитера «единомысленно ими избранного иеродиакона обители Даниила Хрисанфиевича и поставил его Строителем Глинской пустыни Храма Рождества Пресвятыя Богородицы»204. Для подтверждения «власти строительской» митрополит Иоасаф дал о. Даниилу «благословительное писание»205.

С того времени Глинская пустынь опять находилась в ведении Киевской митрополии.

Донесение митрополита Иоасафа содержит ценные сведения о Глинской пустыни, однако ранее оно не было известно исследователям истории монастыря. Этот документ свидетельствует о том, что к XVIII веку в монастыре уже сложилась прочная духовная традиция, которая в XIX веке была закреплена императорским указом, – выбирать настоятеля из числа братии Глинской пустыни.

Наконец, в донесении митрополита Иоасафа названо имя настоятеля Глинской пустыни начала XVIII века. Это самое древнее из известных нам имен строителей монастыря. До сих пор первым настоятелем, имя которого было известно, считали либо иеромонаха Пахомия206 (бывшего настоятелем в 1730 г.), либо даже о. Арсения (в 1766 г.)207. Достоверность сведений о строителе Данииле подтверждает игумен Путивльского Молченского монастыря Моисей, который в своем прошении в Св. Синод в 1729 году написал, что митрополит Киевский Иоасаф определил строителем Глинской пустыни иеромонаха Даниила208. По свидетельству Глинских насельников, «Киевские архиереи положили на них свое милосердие… ни в чем обитель не притесняли»209, строителей назначали по выбору самих иноков Глинской пустыни, доходов же никаких ни с самой пустыни, ни с ее угодий в Киевскую епархию не поступало210. В декабре 1724 года архиепископ Киевский и Галицкий Варлаам освятил антиминс для храма Вознесения Господня в Глинской пустыни. На антиминсе вверху была надпись: «Божественный Антиминс, си есть, трапеза священная Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, освятися благодатию Пресвятаго и Животворящаго Духа, благословением же Святейшаго Правительствующаго Синода, рукодействуяся и благословися Православным милостию

Божиею Архиепископом Киевским и Галицким Варлаамом». Внизу находилась другая надпись: «Содержащу благополучно скиптр Всероссийския Держави Благочестивейшему Государю нашему Петру Великому, Императору и Самодержцу Всероссийскому в лето от создания мира 0çñ4ã от Рождества Христова месяца декабря 0àψKä дня, воеже на нем священнодействовати Божественные литургии, в храме Вознесения Господня в Глинской пустыни»211.

Никаких других сведений об этом храме не сохранилось. По всей вероятности, он был построен на пожертвования князя Александра Даниловича Меншикова. Однако через 40 лет в описи церквей Глинской пустыни 1764 года212 этот храм уже не упоминается (возможно, он сгорел), но антиминс хранился в обители до ее первого закрытия в 1922 году.

Через три года, после освящения храма Вознесения, обитель лишилась своего высокого покровителя. 8 сентября 1727 года князь А. Д. Меншиков был арестован, а его громадные богатства конфискованы (Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф.А. и Эфрон И.А. Т. XIX. СПб., 1896. С. 104). Крупецкая волость перешла в дворцовое ведомство, и Путивльский Молченский монастырь, видя процветание Глинской пустыни, снова попытался присоединить ее.

28 ноября 1729 года в Св. Синод поступило прошение игумена Путивльского Молченского монастыря Моисея с братией о возвращении их монастырю Глинской пустыни213. Стремясь присоединить эту обитель, игумен Моисей писал, что иноки Путивльского монастыря, получив в 1648 году вместо села Есмань Глинское бортное ухожье, «построили монастырь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, который называется… Глинская пустынь»214.

Исходя из этого, архимандрит Анатолий (Ключаров), который весьма подробно излагает указанное прошение, относит основание Глинской пустыни к XVII веку. Он считает, что до водворения в 1648 году Путивльского монастыря в Глинском ухожье здесь не могло существовать ни церкви, ни пустыни215. Однако сам же он далее пишет: «…название «ухожье Пресвятыя Богородицы Глинские» существовало уже и прежде водворения здесь Путивльского Молченского монастыря… Местность эта была прославлена особенным явлением Пресвятой Богородицы и с тех пор стала именоваться Глинскою Пресвятой Богородицы… Не существовало ли здесь… монастыря в честь Пресвятой Богородицы?»216. Но из-за отсутствия в названии Глинского ухожья слова «пустынь» или «монастырь» он дает на этот вопрос отрицательный ответ. Более того, анализируя выпись 1692 года217, архимандрит Анатолий по той же причине пишет, что Глинская пустынь не существовала даже в 1692 году218. Но это явная ошибка.

В выписи 1692 года название «ухожье Пресвятыя Богородицы Глинские»219 использовано наравне с названием «Глинская пустынь»220. Точно так же и в выписи 1693 года употреблены оба эти названия221, что снимает возражение архимандрита Анатолия о существовании Глинской пустыни в 1648–1692 годах.

Согласиться с мнением архимандрита Анатолия значило бы признать, что Чудотворная Глинская икона почти полтора столетия со времени своего явления в начале XVI века оставалась в лесу без учрежденного при ней пустынножительства, а это невозможно в силу народного благоговения перед святыней. Но более всего опровергают мнение об основании Глинской пустыни в XVII веке Путивльским Молченским монастырем документы как Глинской обители, указанные в I главе (ни в одном из которых эта точка зрения не признается222), так и документы Путивльского Молченского монастыря, составленные на основании древних выписей и грамот.

Например, в описи Путивльского Молченского монастыря, составленной в 1764 году офицером Александром Рязанцевым (лицом беспристрастным), сказано, что, по данным выписи 1693 года, Глинская пустынь приписана к Путивльскому монастырю в 1648 году вместо малороссийского села Есмани, «а по какой Государевой грамоте построена Глинская пустынь, о том неизвестно»223, следовательно, в 1648 году во время присоединения к Путивльскому монастырю пустынь уже существовала.

Таким образом, утверждение об основании Глинской пустыни в XVII веке необоснованно. Вероятно, это мнение сформировалось благодаря приведенным выше словам игумена Моисея из его прошения 1729 года. Подтверждая свое право на владение Глинской пустынью, вместе с прошением он представил в Св. Синод подлинные крепости224 1685, 1692 и 1693 годов и подчеркивал, что от Молченского монастыря Глинская пустынь не была отрешена, а передана в ведение Киевского митрополита без указа.

Св. Синод определил Киевскому архиерею Варлааму Ванатовичу также прислать в Синод грамоты, на основании которых Глинская пустынь находилась в ведении его епархии. В конце марта 1730 года от архиепископа Варлаама Ванатовича поступили доношение и копии с пяти различных документов.

Первая копия – с письма братии Глинской пустыни Киевскому архиепископу в ответ на его запрос о грамотах, по которым обитель находилась в Киевской епархии225.

Вторая и третья копии – с выписей, данных Путивльскому Молченскому монастырю на владение Глинским ухожьем в 1685226 и 1693 годах227 соответственно.

Четвертая копия – с писания Киевского митрополита Варлаама Ясинского от 31 августа 1706 года. Митрополит писал, что 8 апреля 1706 года он получил царский указ, по которому церкви волостей, принадлежащих И. С. Мазепе (Крупецкой, Амоновской, Ивановской), переданы в ведение Киевской епархии и «поручены в досмотр» игумену Глуховского Петропавловского монастыря Мелетию Трофимовичу228.

Пятая копия – с универсала 1706 года гетмана Мазепы, в котором он повелевал всем священникам, диаконам и причетникам принадлежащих ему волостей, в том числе и Крупецкой, быть в повиновении у Киевского митрополита229.

Среди этих документов наибольший интерес представляет письмо иноков Глинской пустыни. В нем сказано, что все крепости и грамоты, которые были в обители и могли бы подтвердить подчиненность Глинской пустыни Киевской митрополии, в июле 1724 года самовольно взял из Глинской пустыни в свой монастырь игумен Путивльского Молченского монастыря Моисей. Он также забрал церковную утварь и привесы от Чудотворного образа Рождества Пресвятой Богородицы. Об этом ограблении старцы Глинской пустыни направили челобитную в Московскую Духовную Дискатерию (Консисторию. – А. И.), но их челобитная не была рассмотрена, а решение по этому вопросу не принято230. Возможно, такой поступок игумена Моисея был вызван указом Петра I от 5 февраля 1724 года о присоединении новопостроенных и малобратственных пустыней к большим монастырям231. Однако вопрос о присоединении должен был решаться Духовной Дискатерией и епархиальным епископом232. Игумен же Моисей поступил самовольно. И самое главное, Глинская пустынь не была тогда ни новопостроенной, ни малобратственной. Вывод о численности братии Глинской пустыни можно сделать на основании письма Глинских иноков к архиепископу Варлааму Ванатовичу. Они писали, что в 1730 году строитель Глинской пустыни иеромонах Пахомий находился в Москве «для прошения у Государыни Царицы Евдокии Феодоровны о необходимых монастырских нуждах»233 (сведения о результатах его поездки не сохранились). Поэтому ответ в Киевскую митрополию был составлен и подписан иноками монастыря: иеромонахом Серафимом, монахами Иаковом, Тихоном, Иелинахом, Антонием, Иоасафом, Гедеоном, Варлаамом, Леонидом, Авраамом, Моисеем, иеродиаконом Константином.

Таким образом, в 1730 г. только в числе старшей братии Глинской пустыни вместе с настоятелем было не менее 13 иноков. Кроме того, в монастыре, вероятно, были рядовые монахи, а также рясофорные монахи и послушники (бельцы). Значит, в 30-х годах XVIII века в Глинской пустыни было довольно много насельников, и ее никак нельзя было отнести к малобратственным обителям.

Ответ Глинской братии архиепископу Варлааму Ванатовичу документально подтверждает, что высокодуховная жизнь насельников пустыни привлекала многих благотворителей. Это письмо подписали ктиторы монастыря: священники сел Шалыгино, Стариково, Козино, Крупец, Локоть, деревни Воронок; кроме того, все жители села Крупец, 10 жителей села Шалыгино, 8 – села Стариков, 10 – села Козино, 9 – села Локоть и 8 – деревни Воронок234. Все они указывали, что Глинская пустынь состоит «в округе Севского уезда Крупецкой волости, а не Молченского монастыря дача»235, т. е. не является владением Молченского монастыря.

Наконец, на основании этого письма можно сделать важный вывод о том, что в 1724 году Чудотворная икона находилась уже не на сосне, а в храме Глинской пустыни, и получившие чудесные исцеления оставляли на ней привесы236, которые и забрал Путивльский игумен Моисей.

Св. Синод, рассмотрев доношение архиепископа Варлаама Ванатовича, отметил, что, кроме письма Глинских иноков, присланные архиепископом копии «ничьею рукою не скреплены»237, то есть никем не подписаны и неизвестно, где находятся оригиналы этих копий. На запрос Св. Синода из Духовной Дискатерии поступила справка о том, что никаких крепостей и указов об отделении Глинской пустыни от Путивльского Молченского монастыря и присоединении к Киевской епархии238, а также указа или грамоты о переводе Крупецкой волости в ведение Киевской митрополии в Духовной Дискатерии не имеется239. Не была найдена и челобитная братии Глинской пустыни о разорении их обители игуменом Моисеем в 1724 году240.

По указу императрицы Анны Иоанновны и по определению Св. Синода от 11 октября 1731 года велено было Глинскую пустынь от Киевской епархии отрешить и передать в ведение Путивльского Молченского монастыря241 в Синодальную область242. «Все имеющиеся в той пустыни строения и всю церковную утварь описать Рыльского Николаевского монастыря игумену Пафнутию и по тем Описным книгам… в… Путивльский монастырь игумену Моисею отдать с распискою"…243.

Автор книги «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь» писал, что после присоединения в 1731 году Глинской пустыни к Путивльскому монастырю «история пустыни сокрылась до распределения монастырей по штатам»244, то есть до 1764 года. Архимандрит Анатолий (Ключаров) также не нашел никаких сведений о Глинской пустыни периода 1731–1764 годов245. Однако такие сведения сохранились, и автору данной работы удалось их обнаружить. Они свидетельствуют о том, что официальное присоединение Глинской пустыни к Путивльскому Молченскому монастырю было лишь внешним, формальным.

Путивльский монастырь не мог подчинить столь большую по масштабам своей духовной и экономической деятельности обитель, которая, под покровом Чудотворной святыни, на протяжении двух предшествующих веков отличалась высотой духовной жизни своих насельников и особыми духовными традициями. Это подтверждают архивные документы, в которых и после 1731 года Глинская пустынь числится самостоятельной. Так, в «Реестре Синодальной области мужским и девичьим монастырям» за 1734 год246 и «Ведомости о монастырях, бывших в ведении Московских патриархов и отошедших к Синодальной области»247 за 1738 год наравне с другими обителями Путивльского уезда самостоятельной указана и Глинская пустынь.

В «Ведомости о монастырях и церквах России» за 1743 год Глинская пустынь числится уже в Севском уезде Ставропигиальной Киево-Межигородской Белоградской губернии248, а Путивльский Молченский монастырь отнесен к городу Путивлю.

В «Реестре монастырям 1751–1754 годов» указано, что Глинская пустынь относилась тогда одновременно к Севской и Московской епархии249, поскольку севские епископы, в ведении которых находилась Глинская пустынь, были в то время викариями московских архипастырей250.

Оставаясь, по существу, самостоятельной, Глинская пустынь продолжала владеть обширными угодьями. «Молченский монастырь в Путивле… Глинский монастырь в Путивльском уезде были в первой половине XVIII века крупнейшими землевладельцами»251.

В «Истории Российской иерархии» архимандрит Амвросий (Орнатский) писал, что до 1764 года настоятелями Глинской пустыни были не иеромонахи, а архимандриты и игумены252, что невозможно в обители, подчиненной другому монастырю.

Об экономической и духовной независимости пустыни свидетельствуют также сведения сохранившейся до наших дней описи Глинской пустыни 1764 года253. Это отмечает и архимандрит Анатолий (Ключаров)254, несмотря на то что в названии описи пустынь официально значится приписанной к Путивльскому Молченскому монастырю.

Опись Глинской пустыни 1764 года относится к числу известных «офицерских описей» 1763–1764 годов. В соответствии с указом Екатерины II от 8 января 1763 г. Коллегия экономии255 командировала офицеров для описи архиерейских монастырских церковных вотчин. Офицеры представили подробные ведомости о состоянии духовных имений, положенные впоследствии в основу секуляризации256.

Опись Глинской пустыни составил подпоручик Ростовского пехотного полка Александр Рязанцев и «за подписями настоятеля и первейшей братии пустыни» представил ее в Счетную экспедицию Коллегии экономии 17 июля 1764 года257.

Этот уникальный документ, содержащий подробные сведения о храмах, землях, насельниках обители, также не был ранее описан ни в одном опубликованном исследовании по истории Глинской пустыни, поэтому мы излагаем его здесь достаточно подробно.

Опись начинается с указания месторасположения пустыни, которая относилась тогда к Белоградской губернии Севской провинции Севского уезда258. О времени ее основания сказано, что «за давностью лет» грамот об этом «не отыскалось»259. Далее описаны храмы монастыря. В пустыни было тогда две деревянные церкви: соборная во имя Рождества Пресвятой Богородицы (на каменном фундаменте) и храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Крыты они были гонтом260, главы на соборном храме были обиты жестью и позолочены, кресты на главах храмов также позолочены. В обители возвышалась деревянная колокольня, с 5 колоколами разного веса261.

Все остальные строения монастыря также были деревянными, крыты гонтом или дранью262. В 1764 г. в Глинской пустыни были настоятельский корпус (19,2 м ×

8,5 м) и братский с 8 келлиями (42,7 м ×

5,3 м), около настоятельского корпуса располагалась трапезная, за ней кухня, хлебная с погребом и ледником, 6 амбаров, конюшня с чуланом и сараем для конской упряжи (в пустыни было тогда 6 лошадей), 2 больших сарая263. Уже в то время в обители была гостиница, что свидетельствовало о большом притоке паломников. Двор для приема богомольцев, огороженный плетнем, располагался за деревянной монастырской оградой. В нем – дом с двумя комнатами и сарай. За двором находился

монастырский огород.

В 1764 году в Глинской пустыни было 23 насельника: строитель монах Арсений, 2 иеромонаха, 5 монахов и 15 бельцов264. Обитель находилась «на собственном иждивении»265. В описи сказано: «Как денежного, так и хлебного жалования ниоткуда не производится, а пропитание иноки имеют от подданных малороссиян, живущих на монастырской земле», и от благотворителей266.

Глинская пустынь имела тогда дачу строительного и дровяного леса, подаренную князем А. Д. Меншиковым, длиной и шириной на 6 верст (4095,5 га. – А. И.)267. В ней была слободка Шутовка, насчитывавшая 30 дворов (111 душ) вольных малороссиян268.

Обители также принадлежала пашня длиной 3 и шириной 2 версты (682,75 га. – А. И.). Таким образом, в 1764 году землевладение Глинской пустыни было весьма обширным (всего около 4800 га, не считая неудобной земли и сенных покосов. – А. И.). В 1761 году с пашни Глинской пустыни было собрано 60 четвертей269 ржи, 20 четвертей гречихи, 50 четвертей овса и 10 четвертей пшеницы. В Коллегию экономии денег обитель не платила. Глинской пустыни принадлежали тогда также рыбные ловли в реках Клевени и Обесте. Мельницы обитель не имела.

Скотный двор пустыни находился в слободке Шутовке, в нем – две деревянные келлии, сенной амбар и два сарая. В 1764 году скота было немного: 8 коров и 4 подтелки. Рядом со скотным двором располагался небольшой огород (107 ×

64 м).

В самой пустыни была устроена пасека на 80 ульев270.

Опись 1764 года позволяет познакомиться и с внутренним видом храмов монастыря.

В церкви Рождества Пресвятой Богородицы и иконостас был резной, позолоченный, так же как и царские врата. Справа от царских врат располагалась икона Спасителя, на южных дверях – образ Архангела Гавриила, затем Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы в чеканной позолоченной серебряной ризе с привесами. Слева от царских врат – образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, на северных дверях – образ Архистратига Михаила, затем икона Святителя Николая Чудотворца. Перед всеми образами были медные лампады. Во втором ярусе иконостаса располагались иконы двунадесятых праздников, в третьем – апостолов, а в центре – образ Спасителя (перед каждым образом была медная лампада), в четвертом – иконы пророков. В церкви было медное паникадило, за правым клиросом стоял большой деревянный позолоченный крест271.

Описание церкви Святителя Николая Чудотворца особенно ценно, так как во время пожара 1769 года эта церковь сгорела и никаких других сведений о ней не сохранилось. Иконостас и царские врата этого храма были резные, позолоченные. Справа от царских врат были иконы Рождества Пресвятой Богородицы, Святителя Николая и Спасителя. Слева – образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, на северных дверях образ Архангела Михаила, затем икона Успения Пресвятой Богородицы. Перед всеми образами были небольшие медные лампады. Над царскими вратами располагалась резная позолоченная сень с образом Спаса Нерукотворенного. Иконостас был четырехъярусный. Во втором ярусе иконостаса – иконы двунадесятых праздников, в третьем – Спасителя и апостолов, в четвертом – пророков. Посредине церкви находилось медное паникадило. Клиросы были некрашеные. В храме имелось два нескладных аналоя, обшитых красным кумачом, и один складной, обтянутый сверху кожей. Престол в алтаре был покрыт голубой тафтой, на нем – покрытое алым бархатом Евангелие (изображения евангелистов были из серебра), напрестольный крест в серебряной оправе. За престолом в резном позолоченном киоте – образ Благовещения. На горнем месте – образ Пресвятой Богородицы. В алтаре были также деревянный жертвенник и большой запрестольный крест272.

В каждом храме был один потир, дискос, звездица и лжица. Из церковной утвари в пустыни были еще два серебряных и два оловянных блюдца, серебряная тарелка, кадила – одно серебряное и два медных, медная чаша для водоосвящения и оловянное блюдо273.

Ризница была достаточно богатая. В ней было 13 риз, 7 подризников, 6 стихарей, 5 епитрахилей, 6 пар поручей, 4 ораря, 6 поясов, 7 воздухов, 11 покровцев и пелена274.

Библиотека Глинской пустыни состояла тогда лишь из 30 книг (в основном богослужебных). Здесь были: Толковое Евангелие, Псалтири, Служебники, Апостол, Минеи месячные, Октоихи, Триоди, Ирмологии, Требники и Пролог275.

В описании трапезной сказано, что справа в ней стоял резной позолоченный киот с образом Рождества Пресвятой Богородицы, слева был образ Живоначальной Троицы (на полотне). Перед ними теплились лампады (медные) и стояли два жестяных больших подсвечника276.

Опись 1764 г. подписана строителем Глинской пустыни монахом Арсением и духовником – иеромонахом Иоанном.

Обширное землевладение, налаженное монастырское хозяйство позволяли пустыни в то время существовать безбедно и независимо от Молченского Путивльского монастыря. О процветании духовной жизни в обители и ее богатстве свидетельствует и тот факт, что в 1764 году при распределении монастырей по штатам Глинская обитель «ярко обширнейшая» официально была отделена от Путивльского монастыря, получила полную самостоятельность и оставлена за штатом в числе состоявших на своем содержании монастырей277, тогда как другие, менее обеспеченные монастыри Севской епархии были упразднены, например Борисоглебский монастырь, приписной к Путивльскому Молченскому278.

Главное же, в Глинской пустыни процветала духовная жизнь, о чем свидетельствовал умножающийся год от года приток богомольцев. Паломники посещали пустынь с целью укрепить свои духовные силы, получить благословение от старцев и с их благословением начинать новую духовную жизнь. Со всех концов России их влекло в эту обитель не что иное, как Божественная благодать, преизобильно обитавшая в сердцах Глинских старцев, о чем апостол Павел говорит: «Не аз же, но благодать Божия, яже со мною» (1Кор. 15, 10). Именно этим объясняется тот факт, что Глинская пустынь в этот период была, как и прежде, связующим звеном между Церковью и народом.

* * *

146

РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 2153, л. 10.

147

Острог – деревянное укрепление в пограничной полосе русских княжеств (Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 957).

148

Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. СПб., 1909. С. 272. Памятная книжка Курской губернии на 1893 год. Курск, 1893. С. 33.

149

Грамота царя Феодора Иоанновича 1593 г. марта 23 // Путивльский Молченский Печерский монастырь / Сост. П. Преображенский. Киев, 1877. С. 7.

150

Историко-статистическое описание Молченской… пустыни… С. 20.

151

РГАДА, ф. 281, оп. 34, д. 9581. Путивльский Молченский Печерский монастырь / Сост. П. Преображенский. Киев, 1877. С. 9. Деменков Д. Поездка в Путивль // Очерки России, издаваемые Вадимом Пассеком. Кн. 1. СПб., 1838. С. 127.

152

Описание Путивльской Молченской Рождество-Богородицкой общежительной Софрониевой пустыни. СПб., 1846. С. 11. Златоверховников Н.И. Цит. соч. С. 68. Во второй половине XVII века Молченская пустынь была возобновлена и стала называться Софрониевой по имени настоятеля Софрония (Батаврина), стараниями которого она получила самостоятельность и отделилась от Путивльского монастыря (Златоверховников Н.И. Цит. соч. С. 75). «Грамота Святейшего Патриарха Иоакима игумену Молченского монастыря Селиверсту с братиею о уступке ими своей монастырской земли в Путивльском уезде Молченской пустыне» // РГАДА, ф. 281, оп. 34, д. 9617.

153

Выпись – оформленный исходящий из учреждения акт. (ЧОИДР. Кн. 3. Отд. 1. 1912. С. 70).

154

Курские епархиальные ведомости. 1886. № 10. С. 29.

155

РГАДА, ф. 1255, оп. 4, д. 23.

156

Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 24.

157

Воевода – в Российском государстве – правитель, во главе полка, города (Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 236); градоначальник (Даль В. Толковый словарь живого великоросского языка. Т. I. М., 1955. С. 231).

158

Стольник – дворцовый чин, должность в Русском государстве XIII-XVII вв. Первоначально прислуживал царям во время торжественных трапез. Позднее стольники назначались на воеводские, посольские и другие должности (Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 1286).

159

Село Есмань в Новгородсеверской вотчине было пожаловано Путивльскому Молченскому монастырю царем Михаилом Федоровичем еще в 1615 г. при игумене Пафнутии (Труды Курского губернского статистического комитета. Курск, 1863. Вып. 1. С. 562–569). Однако в «Выписи из писцовых и дозорных книг Рождества Пречистыя Богородицы Молченского монастыря игумену Герасиму с братиею» от 5 февраля 1621 г., в которой перечислены все вотчины этого монастыря, село Есмань не упоминается (РГАДА, ф. 281, оп. 34, д. 9583, л. 1–8). Жалованная грамота, данная царем Михаилом Федоровичем игумену Путивльского монастыря Герасиму в 1621 г., разъясняет, что село Есмань в 1618 г. по Деулинскому миру «отошло к Литве» (Труды Курского губернского статистического комитета. Курск, 1863. Вып. 1. С. 562–569; РГАДА, ф. 281, оп. 34, д. 9614, л. 5). Но в 1633 г. «Новгородок у Литовских людей был взят» (РГАДА, ф. 281, оп. 34, д. 9589), а село Есмань возвращено Путивльскому монастырю по грамоте царя Михаила Феодоровича «на бортные ухожья, пахотную землю, рыбные ловли и бобровые гоны в селе Ясмани и в Печерской волости», данной 22 октября 1633 г. игумену Варлааму с братией (РГАДА, ф. 281, оп. 34, д. 9589, л. 3). Переписчики того времени иногда ошибались, называя одно и тоже село Есмань или Ясмань. Перечисленные сведения о селе Есмань приведены также в «Выписи из отказных книг игумену Молченского монастыря Селиверсту с братией на бортные ухожья, рыбные и звериные ловли в Путивльском уезде» от 28 июля 1677 года (РГАДА, ф. 281, оп. 34, д. 9614, л. 1–13).

160

Борть – колода для пчел, улей (Даль В. Толковый словарь живого великоросского языка. М., 1955. Т. 5. С. 118).

161

Ухожье – угодье (Материалы для словаря древне-русского языка по письменным памятникам. Труд И. И. Срезневского. Т. 3. Вып. 1. СПб., 1903. С. 1330); место для бортей; пустошь (Даль В. Указ. соч. С. 526–527). Бортное ухожье – угодье, где ставили борти на растущих деревьях.

162

Уколити – огородить кольями, окружить тыном (Словарь церковно-славянского языка, составленный академиком А. Х. Востоковым. Т. I. СПб., 1858. С. 250. Полный церковно-славянский словарь / Составил священник магистр Григорий Дьяченко. М., 1900. С. 1115. Словарь академии российской по азбучному порядку расположенный. Ч. 6. СПб., 1822. С. 935. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Труд И. И. Срезневского, Т. 3, вып. 1. СПб., 1903. С. 1180). Укол – надел, мера земли; укольный – к уколу относящийся (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955, Т. 5. С. 483, 481). Укольное – владение, имение, дача. (Там же. С. 483; Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 4. М., 1977. С. 178).

163

РГАДА, ф. 1255, оп. 4, д. 23, л. 1 об. – 2.

164

Что же представляла собой Крупецкая волость в период присоединения Глинской пустыни к Путивльскому монастырю? Краткие статистические сведения о ее населении содержат путивльские переписные книги 1646 года. В Крупецкой волости было тогда всего 5 сел и 3 деревни. В самом большом селе Крупец проживало 96 человек, а во всей волости – 242 человека (Составлено автором по сведениям кн.: Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 19).

165

РГАДА, ф. 281, оп. 34, д. 9589.

166

Курские епархиальные ведомости. 1886. № 10. С. 38.

167

РГАДА, ф. 1255, оп. 4, д. 23, л. 2.

168

Там же, л. 2 об.

169

РГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, д. 27–27 об.

170

Там же, л. 33.

171

В этой грамоте (1693 года) повторяется содержание выписи 1648 г. (РГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 28–33).

172

Разрядный приказ – центральное государственное учреждение в России XVI – нач. XVIII в. Ведал южными районами государства, служилыми людьми, военным управлением, жалованьем дворян. Именно эту выпись 1693 г. архим. Анатолий (Ключаров) считал самым древним сохранившимся документом, связанным с историей Глинской пустыни. Разряды – правительственные назначения; записи о назначениях (Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 1110).

173

РГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 54 об. Почему же в церкви Глинской пустыни какое-то время совершал богослужения «белый поп», а не иеромонах? По-видимому, это объясняется дивным смирением Глинских старцев, ни один из которых не считал себя достойным священного сана. В то время иногда даже настоятели монастырей не имели священного сана, как, например, не принял по смирению священства Софроний (Батаврин), известный настоятель Молченской (названной в честь его впоследствии Софрониевой) пустыни. (Историко-статистическое описание Молченской… пустыни… С. 36).

174

РГАДА, ф. 1255, оп. 4, д. 23, л. 1.

175

РГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 50.

176

Покровский И. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Т. 1. Казань, 1897. Таблица 1.

177

Там же. С. 173.

178

Там же. С. 361.

179

Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни. Ч. I. С. 10–11.

180

Софрониева и Глинская пустыни. С. 18.

181

РГАДА, ф. 135, отд. 1, рубр. IV. № 52.

182

РГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 79 об.

183

Там же, л. 23 об.

184

Игумен Мелетий Трофимович был преемником Св. Димитрия по управлению Глуховским Петропавловским монастырем, посвящен в 1699 г. (Списки иерархов и настоятелей… С. 524).

185

РГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 23 об.

186

Курские епархиальные ведомости. 1886. № 13. С. 58.

187

Ведомость об иеромонахах, иеродиаконах и простых монахах, находящихся в монастырях г. Москвы и его уезде (РГИА, ф. 796, оп. 12, приложение XI, л. 1087).

188

Там же.

189

Впоследствии Крупецкая волость по указу императрицы Анны Иоанновны была пожалована действительному адмиралу, сенатору и кавалеру графу Н. Ф. Головину, от него досталось в наследство супруге генерал-лейтенанта князя Ивана Сергеевича Барятинского – княгине Екатерине Петровне Барятинской (Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 11).

190

Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 9.

191

Там же.

192

РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 154. л. 4–5. В описи Глинской пустыни 1764 г. количество земли указано в верстах. Пересчет в гектары сделан автором данной работы.

193

РГИА, ф. 796, оп. 118, д. 1202, л. 4–4 об.

194

Чудотворная икона… С. 14.

195

РГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 23 об.

196

Списки иерархов и настоятелей… С. 7; Православная Богословская энциклопедия. Т. 3. Пг., 1902. С. 147.

197

РГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 3.

198

Там же. Комендантами назывались помощники губернатора (Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Т. IXа. СПб., 1893. С. 840).

199

Киевская епархия делилась на округа, а последние на протопопии (Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Т. XIX. СПб., 1896. С. 470).

200

Курские епархиальные ведомости. 1886. № 15. С. 75.

201

РГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 3.

202

Строитель – настоятель, иеромонах (Даль В. Толковый словарь живого великоросского языка. Т. 1. М., 1955. С. 342).

203

РГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 3.

204

Там же.

205

Там же.

206

Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 86.

207

Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 12–13.

208

РГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 1.

209

Там же, л. 25 об.

210

Там же, л. 23, л. 84 об.

211

Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 39–40.

212

РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 154.

213

РГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448.

214

Там же, л. 1.

215

Курские епархиальные ведомости. 1886. С. 48. По-видимому, основываясь на мнении архим. Анатолия, авторы некоторых справочных изданий также относили возникновение Глинской пустыни к XVII в. (Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи… СПб., 1890. С. 116; Россия: Полное географическое описание нашего Отечества. СПб., 1899. Ч. II. С. 612), а иногда непосредственно к 1648 г. (Богоматерь: Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. Кн. III. С. 572). Автор книги «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь» (М., 1891), который в части описания древних документов обители обычно во всем вторит архим. Анатолию, в данном случае занимает двойственную позицию. С одной стороны, вслед за Ключаровым он пишет, что до 1648 г., т. е. до середины XVII века, в Глинском ухожье не могло существовать «обители или даже церкви приходской» (с. 16), с другой – справедливо утверждает, что «Глинская пустынь… в конце XVI столетия имела уже церковь и устройство, свойственное пустынножительству» (С. 17.) Вероятно, эта двойственность объясняется как преклонением автора перед авторитетом архим. Анатолия, так и его стремлением к исторической правде.

216

Курские епархиальные ведомости. 1886. № 10. С. 34.

217

Выпись 1692 г. была дана стольником и воеводой Путивля князем Никитой Гагариным игумену Путивльского Молченского монастыря Гавриилу с братией в подтверждение их права на владение Глинской пустынью (РГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 47 об. – 49 об.).

218

Курские епархиальные ведомости. 1886. № 10. С. 34.

219

РГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 49 об.

220

Там же, д. 47.

221

Там же, д. 28, л. 31 об.

222

РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 154, л. 2.

223

Там же, д. 481, л. 6 об.

224

Крепость – в дореволюционной России акт, документ, подтверждающий право на владение какой-либо собственностью (Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 659).

225

РГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 25–26.

226

Там же, л. 27–27 об.

227

Там же, л. 28–33.

228

Там же, л. 33 об. – 34.

229

Там же, л. 34 об.

230

Там же, л. 25–25 об., 78.

231

Там же, л. 78.

232

Верховский П.В. Населенные недвижимые имения Св. Синода, архиерейских домов и монастырей при ближайших преемниках Петра Великого. Коллегия экономии и Канцелярия Синодального экономического правления. СПб., 1909. С. 7, 10.

233

РГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 25 об. В книге «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь» (М., 1891) на с. 86–87 сказано, что иеромонах Пахомий ездил в Киев разведывать, «по яким крепостям оная пустынь до Кафедры Киевской приписана». Но это лишь было ему велено в указе от архиепископа Варлаама, а поскольку строителя Пахомия во время получения указа не было в Глинской пустыни, то отвечала за него братия во главе с иеромонахом Серафимом.

234

РГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 25 об. – 26 об.

235

Там же. Дача – земельный участок, полученный от государства (Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 4. М., 1977. С. 178).

236

Золотые или серебряные пластинки с изображением страждущих членов тела (Чудотворная икона… С. 8).

237

РГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 78 об.

238

Там же.

239

Там же, л. 71, 73.

240

Там же, л. 36 об.

241

Там же, л. 95–95 об. В книге «Глинская Рождество-Богородицкая пустынь» (М., 1891) на с. 25 ошибочно указано, что этот указ был от 11 ноября 1731 г. В «Материалах для статистики Российской империи» (Ч. 1. СПб., 1841. С. 190) и труде Зверинского В.В. «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи…» (СПб., 1890, С. 116) сказано, что Глинская пустынь была возвращена Путивльскому Молченскому монастырю в 1736 г., однако это утверждение опровергает сохранившийся указ.

242

С учреждением Св. Синода 25 января 1721 г. бывшая Патриаршая область, иначе епархия Московского Патриарха, как епископа, перешла в ведение Св. Синода с наименованием Синодальной области (Верховский П.В. Населенные недвижимые имения… С. 156).

243

РГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 95–95 об.

244

Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 26.

245

Курские епархиальные ведомости. 1886. № 15. С. 76.

246

РГИА, ф. 796, оп. 15, д. 305, л. 49.

247

Там же, оп. 19, д. 401.

248

РГАДА, ф. 18, оп. 1, д. 105, л. 10 об. РГИА. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Правительствующего Синода (ф. 796, оп. 24). С. 756.

249

РГИА. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Правительствующего Синода (ф. 796, оп. 35). С. 727.

250

Чудотворная икона… С. 15. Московская епархия была образована 1 сентября 1742 г. (Верховский П.В. Населенные недвижимые имения… С. 156), 18 марта 1743 г. все монастыри Синодальной области были «отданы в ведомство Московскому архиерею» (РГАДА, ф. 18, оп. 1, д. 105, л. 17).

251

Нефедовский Е.Г. Путивль: Историко-краеведческий очерк. Харьков, 1966. С. 29.

252

Амвросий, архим. История Российской иерархии. Ч. III. М., 1811. С. 696.

253

Опись, учиненная имеющейся в Севском уезде Крупецкой волости приписной к Путивльскому Молченскому монастырю Рождества Пресвятыя Богородицы Глинской пустыни // РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 154, л. 2.

254

Курские епархиальные ведомости. 1886. № 15. С. 77–78. Архимандрит Анатолий пишет, что в этой описи «строитель Глинской пустыни Арсений ни одним словом не упоминает о зависимости Глинской пустыни от Путивльского Молченского монастыря».

255

Коллегия экономии была учреждена в 1726 г. для управления духовными имениями, в 1744 г. она была упразднена, а в 1762 г. возобновлена Екатериной II. Все церковные вотчины из духовного ведомства были переданы в Коллегию экономии (Иванов П. Описание государственного архива старых дел… М., 1850. С. 45–46; Верховский П.В. Населенные недвижимые имения… С. 345).

256

Иванов П. Указ. соч. С. 49.

257

РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 154, л. 1.

258

Там же; Материалы для статистики Российской империи. СПб., 1839. Т. 1. С. 51. В 1719 г. при разделении России на 11 губерний, Севская провинция была отнесена к Киевской губернии, а с 1732 г. относилась к Белоградской (Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нем известий вкратце собранное Сергеем Ларионовым, того наместничества и Верхней Расправы прокурором. М., 1786. С. 33).

259

РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 154, л. 1.

260

Гонт (пол. gont), кровельный материал – клиновидные дощечки с продольным пазом в толстой кромке (торце). При устройстве кровли узкая кромка одной дощечки вставляется в паз другой (Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 326).

261

РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 154, л. 1.

262

Дрань (дранка) – тонкие деревянные планки (дощечки) для обивки стен или для устройства кровли. (Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 415).

263

Все размеры в описи даны в саженях. Сажень ­­ 2,1336 м (Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 1170). Пересчет в метры сделан автором.

264

РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 154, л. 3 об. Для сравнения: по аналогичной описи на 23 марта 1764 г. в Путивльском Молченском монастыре был настоятель – игумен, а также 5 иеромонахов, 1 иеродиакон и 6 монахов, всего 54 насельника (Там же, д. 481, л. 4–4 об). В Белогородском Николаевском монастыре в 1763 году числилось 17 монашествующих, в Курском Знаменском (вместе с приписными пустынями, в том числе Коренной) – 46. (Лебедев А. Вотчинный быт монастырей Курского Знаменского и Белогородского Николаевского (по архивным документам). Харьков, 1892. С. 29, 36). В Обоянском Знаменском монастыре в 1762 г. было 9 монашествующих и послушники (Курские епархиальные ведомости. 1882. № 6. С. 358).

265

РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 154, л. 3 об.

266

Там же.

267

Верста ­­ 1,0667 км (Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 213).

268

РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 154, л. 4, 12.

269

Четверть – русская мера объема сыпучих тел ­­ 209,91 л. (Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 1503).

270

РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 154, л. 4–5.

271

Там же, л. 6–6 об.

272

Там же, л. 7–7 об.

273

Там же.

274

РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 154, л. 7 об – 10.

275

Там же, л. 10 об.

276

Там же, ф. 280, оп. 3, д. 154, л. 7 об.

277

РГИА, ф. 797, оп. 2, д. 7829, л. 63.

278

РГИА, ф. 1355, оп. 1, д. 633, л. 634.


Источник: Глинская пустынь : История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX вв. / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : Изд. отдел Московского патриархата, 1994. - 605, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle