Богослужебная часть3
Глава 4. О пении первого часа и о молитвах
После утреннего славословия вам следует всем вместе совершать первый час, по обычаю, и после его окончания добавлять молитву: «Иже на всякое время», и остальное. После этой молитвы должны быть коленопреклонения: те, кто может, преклоняются низко, до земли, а немощные делают малые поклоны. Три коленопреклонения необходимо совершать медленно, потом нужно произносить про себя: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя», – при этом распростирая руки.
Когда преклоняем колена и главу до земли, надо говорить: «Согреших Ти, Господи, прости мя», – три раза; тогда остальные 12 поклонов нужно делать быстрее, так, чтобы каждый раз, преклоняя колена и вставая, мы произносили упомянутые слова молитвы. При этом поклоны надо совершать всем вместе, а не так, чтобы один спешил, а другой отставал, но все пусть как на вожатого смотрят на экклесиарха или на дневного служащего иерея, стоящего у святых врат и указывающего порядок.
Это соблюдаем, когда на утрени не поем «Бог Господь». Если же поем «Бог Господь», то нужно делать три земных поклона и говорить про себя вышесказанные молитвы.
После этих поклонов все должны, как положено, с воздетыми руками возгласить молитву: «Боже Вечный и Царю всякого создания». Сразу после молитвы должно следовать и малое оглашение, т.е. поучение из отеческих слов, читаемое игуменом, как приняли мы от предшествующих наставников, которое никогда не нужно оставлять, кроме случаев, когда не запрещает синаксарий.
При этом после чтения бывает и положенное «Трисвятое», к нему надо добавить и молитву «Посылали свет Свой и посещали....» Так бывает, если читается оглашение; а если не читается, то «Трисвятое» надо оставлять и к первой молитве добавлять вторую молитву. Все молитвы надо произносить с воздетыми руками, согласно словам: «Воздежите руки ваша во святая и благословите Господа» (Пс.133:2); и еще: «Воздеяние руку моею жертва вечерняя» (Пс.140:2). А также: «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы..., воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим.2:8).
А после указанной молитвы и после того, как иерей скажет обычную молитву, все падают ниц, слушая игумена, который должен просить нас с мольбой: «Молитесь за меня Господу, братия, да избавлюсь от страстей и соблазнов лукаваго!» А вы отвечаете: «Да спасет тебя Бог, честный отче!» И опять с умилением говорите: «Молись и ты за нас, честный отче, да избавимся от страстей и соблазнов лукаваго!» И опять игумен просит и говорит: «Молитвами Святых Отец наших Бог да спасет вас!»
И затем встаете и идете в свои кельи, оставив всякое собрание, и суетные ответы, и праздные слова, и распутный смех, от чего можно впасть и в срамной разговор, и в укоренив, и в осуждение. От этого ум расслаблен, и забудешь то, что благо. Возвратившись в свои кельи ленивыми и расслабленными, сразу утонете в мрачном сне и проведете почти целый день в праздности и без всякой пользы, как сказал и св. Василий Великий; «Душе, изливающейся в смехе, легко отпасть от своего гармонического состава, оставить попечение о благе и еще легче впасть в дурную беседу». Да не будет этого с моими отцами и братиями, но пусть каждый пойдет смело в свою келью, в то же время мудро и бодренно творя то, что приятно Богу. А если кто-нибудь окажется порабощенным этой страсти, будь он молодой или старый, состарившийся в монашестве или новоначальный, то пусть экклисиарх поучит его по закону любви, или пусть он будет связан епитимьей, если не исправится. На ленивых новичков не следует налагать епитимью, ибо и находящиеся в монашестве много лет пребывают ленивыми и сонными, как сказал Лествичник.
И идущие в кельи должны истово совершить всю службу после обычных молитв и коленопреклонений по вышеуказанным правилам, т.е. шестопсалмие, третий и шестой час, когда по обычаю било бьет три раза. Коленопреклонения в самой церкви надо творить, если поется «Бог Господь» – так, как мы написали выше. А в кельях всегда нужно творить коленопреклонения, когда молитесь. Поклоны же в кельях исполнять не надо, если будет бдение – труда ради бденного, а так же и в 12 дней от Рождества Христова, на Светлой седмице и в дни отдания в течение года.
Глава 5. О святой Литургии, и о причащении
Подобает сказать и о Божественной Литургии, которая обязательно должна совершаться в церкви. На Литургии, братия, надо твердо хранить себя, ибо совершающееся свято и страшно. Только на Литургии совершается страшное и превеликое Таинство нашей православной веры, т.е. Божественное и всечестное Таинство Пречистого Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Как сказано, вы должны тщательно хранить себя. Более того, надо отгонять от себя всякую сорную и нечистую мысль, недостойную страшной службы и всяким способом очищаться. Затем нужно причащаться Божественных Тайн, приняв прощение от игумена. Ибо никому не подобает причащаться когда-либо без страха и самоосуждения. Хотели бы мы, чтобы вы часто причащались Божественных Тайн, тем самым много раз причащаясь жизни, как сказал и Сам Христос: "Ядущий Тело Мое и пиющий Кровь Мою, во Мне пребывает и Я в нем» (Ин.6:56); и снова: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53). И божественный апостол сказал: «А соединяющийся с Господом есть одно тело и один дух"(1Кор.6:17). И наоборот: «Яко се удаляющии себе от Тебе погибнут» (Пс.72:27).
Хотели бы мы, чтобы было так, как сказано, но не заповедуем, ибо это тяжело – по причине человеческой немощи. Ибо «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор.11:27), – говорит божественный и духоречивый верховный между апостолами Павел. Страшное это слово, братия, и указывает на то, что надо трепетать Причащения не только грешникам, как я, но и тем, кто более обуздал себя. Ибо они должны причащаться три раза в неделю, если знают, что очистились от срамных мыслей и сосложения с ними, от гнева и ропота, печали и осуждения, лжи, и непристойного смеха, и лукавых помышлений, а также от ярости, срамных речей, и тому подобного.
А впадающие в эти страсти пусть поспешат через исповедь и покаяние отступить от них и пусть причащаются один раз в неделю, или же не причащаются – по решению игумена, ибо об этом должен заботиться игумен.
И не похвально, чтобы кто-то пребывал без Причастия без ведома игумена. Таковые будут осуждены как исполняющие свою волю. Желающие причаститься должны петь службу, установленную для Причащения и, преклоняя друг перед другом колена, просить прощение. Так с благодарностью надо причащаться Животворящим Святыням. Да будет у вас совершаться сие так, как указано.
Глава 6. О чине девятого часа, панихиде, полунощнице и об утрене
Девятый час, как и предыдущие часы, подобает петь после того, как стук била позовет вас по обычаю. А какой должна быть вечерняя служба, ясно представляет указание синаксария. Служим и панихиду по чину, и повечерие после ужина. На этих службах надо и колена преклонять по уставу, когда нет праздника. А праздником называем службу, когда на утрене поется «Бог Господь». На повечерии, после того, как священник скажет обычную молитву, все должны пасть на колени, как и в конце первого часа, и приклонив ухо, внимать игумену, говорящему: «Простите меня о Господе, ибо согрешил делом, словом и помышлением». Вы должны сказать ему: «Бог простит тя, отче». Но и вам должно испросить у него прощения, добавив: «Прости и ты нас, честный отче, ибо согрешили делом, словом и помышлением». А потом он должен помолиться за вас и сказать: «Бог молитвами Святых Отец да простит всем вам».
Затем, встав и, припадая, поклонившись ему, вы должны пойти в свои кельи и совершать вашу ночную службу по уставу. И так все с благодарением и в духовном веселии отходите ко сну. Затем параэкклесиарх, услышав, что часы пробили, и узнав, что уже настало время, идет к игумену и принимает от него благословение. Тихим и кротким голосом он говорит: «Благословите, святые», – и, по обычаю, бьет в бильце, поднимает вас на полуночную службу и раздает всем свечи. Он и сам поет ее, а также, как предписано, зажигает свечи в церкви.
Потом он бьет в большое бронзовое било и зовет всех вас на утреннее славословие, начало которого подобает творить так: после ударов в бронзовое било очередной священник благословляет Бога и в то же время движением кадила знаменует пред Святой Трапезой образ честного Креста и возносит хваление Богу. А вы говорите: «Аминь», – и ждете, чтобы пропеть «Трисвятое» после 19 и 20 псалма и после обычных тропарей и «Господи, помилуй». При этом постоянно соблюдайте, чтобы, пока это поется, сам иерей обошел весь божественный храм и все покадил.
Тогда, став перед святыми вратами, он кадилом знаменует образ честного Креста, и вместе с этим знамением возсылает славу Пресвятой Троице, говоря, чтобы услышали все: «Слава Святей Единосущней и Нераздельней и Животворящей Троице и ныне и присно». После ответного «аминь» экклесиарх сразу начинает шестопсалмие, медленно, и тихо, и внимательно, мало-помалу возвышая голос так, чтобы все смогли внимать словам псалмов непреткновенно и не обманываясь помыслами. По окончании шестопсалмия служим по порядку всю службу утрени, как указывает синаксарий.
Так как вам изложен устав дневной и ночной службы, то надо сказать и о душеспасительном исповедании, а слово о трапезе пусть пока подождет. Если игумен принимает исповедь духовных чад, то он должен также и поучать всю братию и каждого поодиночке, и управлять ко спасению. А если не принимает, то должно избрать живущего целомудренно, чтобы он был духовным отцом сначала игумену, а затем и всей братии. Заповедуем, чтобы ни один из вас не имел другого отца.
Если же не найдется никого подходящего среди вас, тогда вы должны выбрать отца из неких благоверно живущих монахов. Но все должны иметь одного духовного отца, и от него же поучаться. Пусть он выслушает желающих исповедоваться и каждому даст нужное исцеление. Заповедуем для этого определенное время: после начала утреннего славословия. В это время пусть исповедуются те, кто непрестанно пребывает в монастыре, и те, кто не заботится о других делах, а после повечерия – работающие вне монастыря.
Пусть также будет у вас вот что: если игумен занят, ибо умножилось братство, то пусть заповедает кому-то из иереев или из наиболее благочестивой братии принимать помыслы неразумных, т.е. мысли, которые смущают в течение дней и часов и которые надо изгнать и не оставлять, чтобы они не произвели серьезную смуту. Надо о Господе прощать им мысли. Имеющих нужду в лечении и попечении надо приводить к игумену для необходимого исцеления. А исповедующиеся пусть не скрывают ничего из страха, зная, что надо исправлять свои мысли, но пусть все чисто открывают тому, кто будет принимать откровение помыслов.
Также необходимо сказать и им: и вы, братия, видя игумена, стремящегося к этому доброму и спасительному пристанищу, спешно присоединитесь и чисто и неприкрыто откройте каждое движение вашего ума и душевную сердечную мысль, исповедуясь как перед Богом, а не перед человеком. Кто стремится солгать Богу, примет наказание.
Ибо псалмопевец говорит: «Погубиши вся глаголющие лжу...» (Пс.5:7).
Не смейте исповедоваться лукаво, но исповедуйтесь, уклоняя свои мысли от всякого препирания разума, всякой нечистоты, всякого беспокойства и печали. Радуйтесь и веселитесь, получив добрую надежду, что не потеряете надежду, не потеряете спасение. Исповедуйтесь, не обвиняя один другого, когда впадаете в некую малую злобу или другие распри, не показывайте себя чуждыми вины и не ищите осуждения другим, как будто находитесь не на исповеди, и не говорите о ваших телесных нуждах. Всему этому свое время, а сейчас – время исповеди и исцеления душевных страстей.
А если нужно сказать о каком-то гневе, то всю вину и причины греха, каков бы он ни был, поспешите приписать себе. Если же вы обнаружили и некие другие страсти, то и их чисто исповедуйте, чтобы и это принесло плод, чтобы почерпнуть двойную пользу: прийти в чистое душевное здравие и облечься в смирение, которое возводит ко спасению. Имея его, будем подобны Богу, Который говорит: «Научитеся от Мене, ибо кроток есм и смирен сердцем» (Мф.11:29).
Что еще может быть более ясным доказательством кроткого и смиренного сердца, как не то, чтобы мужественно переносить любое бедствие и укорять себя во всем. Истинное исповедание есть причина стольких благ; без него, думаю, никто не достигнет спасения.
Глава 7. Исповедь
По всему вышесказанному, заповедуем от Господа Бога Вседержителя: не исповедующийся да не причащается, пока не придет в себя и не исповедует все грешные и пагубные дела. Иначе нужно было бы такового и из монастыря удалить, как загноившийся член, убрать и отбросить, как тяжело залечиваемую или совсем не исцеленную рану. Но, так как неведомо – может, есть надежда на то, что когда-нибудь он придет в сознание, – то отказываемся от этого.
Непричащающегося необходимо ради его пользы как неразумного подвергать епитимье. Какая ему польза от пребывания здесь? И какая ему польза от неисповедания? Разве от этого нет вреда и пагубы? Разве от этого не происходит всегдашнее научение злу и все, ввергающее душу в пропасть? Это подобно тому, как если бы больной или раненый скрывался от врача. Как тяжело таковой приходит к выздоровлению, так – и намного тяжелее – не исповедующийся достигает здоровья души. И поэтому божественный Василий говорит так: «Покоряющийся, хотящий показать нужное преуспеяние и привыкающий жить по заповеди Господней не должен оставлять скрытым ни одно движение души, но должен открыто исповедовать своему игумену все сокровенное своего сердца». Поступал так, братия, мы не только освободимся от своих грехов, но и в дальнейшем будем твердыми. Ибо говорит прп.Иоанн Лествичник: «Исповедь, как некая узда, удерживает душу от греха». Настолько полезно исповедание своих грехов.
Ободряемые в дальнейшем все смело будем прибегать к нему. Игумену или тем, кого он сочтет подходящим для принятия помыслов, заповедуем, чтобы исповедание было ежедневным. А великое, первое исповедание постригающему власы должен провести только отец, и никто другой, или игумен, как мы писали выше, чтобы он знал все и каждому дал нужное лекарство. И сие должно быть так.
А службы святых постов точно изложит синаксарий, ибо там всегда это указано.
Глава 8. Как подобает совершать бдения
Бдения должны совершаться по уставу в воскресные дни, и в Господские праздники, и в дни памяти святых, которые приводит синаксарий.
Глава 11. Господские и Богородичные праздники
Все Божественные Господские праздники, как и праздники Пресвятой Владычицы Богородицы, Наставницы нашей, пусть празднуются с большим по сравнению с другими, торжеством во всем, что касается пения, убранства и вашей пищи. А праздник Святого Введения во Святая Святых, как мы его называем, пусть вами празднуется светло, светло и торжественно, т.к. он праздников праздник и торжество торжеств. В этот день пусть подается на трапезу еды сколько возможно, и на вратах подавайте хлеба и вина столько, сколько будет потребно.
Но достаточно об этом, ибо нужно упомянуть и о других вещах.
Глава 21. Указ о завесах, иконах и церковных книгах
Хотим мы, чтобы никто не брал ни приобретенные священные сосуды, ни иконы, ни завесы, и вообще ничего из церковного имущества. И чтобы не только не брал, но чтобы и не передвигал оттуда, – никогда и никто. А кто возьмет что-либо из этого грабительски, пусть будет осужден законным наказанием.
Нельзя указать другой оправданной причины, по которой можно мне или кому-либо другому благомысленному брать их и перемещать, кроме бедствия от пожара, если случится, что монастырь загорится, или если разрушится от землетрясения. Тогда надо делать то, что может помочь монастырю, если нет никакой другой помощи.
Тогда можно это перемещать, но да не делает этого сам игумен тайно, но по договору и решению всей старой братии.
Глава 35. Панихиды по ктиторам4
Однако достаточно дано заповедей о монастырских нуждах, сказано достаточно и то, что подобает.
А о поминовении умерших отцов наших и братии заповедуем следущее. Светло и со всенощным бдением подобает вам праздновать память святейшего и приснопоминаемого отца нашего и ктитора господина Симеона-монаха, которая бывает в феврале месяце в 13 день. Должно праздновать светло, с пением и свечами и с праздничной пищей и питием. При этом подайте хлеб и вино на врата тому, кто случайно окажется гостем в этот день. Надо также знать, что часто это поминовение случается во время Великого поста. Вы же пойте до поста, а вечером на панихиде надо раздавать всей братии по свече, чтобы пели, держа ее над гробом.
О панихиде по Анастасии. Таким же образом вы должны петь и в день поминовения блаженнопочившей Анастасии монахини, некогда бывшей супругой отца Симеона, месяца июня в 21 день.
Глава 36. Панихиды и поминания
По тем, кто будет после меня и сделает что-либо достойное, и узаконят это, пусть бывают годовые поминания, а также и по братии, чьи имена написаны в помянниках. И не только по ним, но и по новопреставленным, всегда, на каждом богослужении утрени, Литургии и вечерни пусть бывает поминание в прошениях – ектеньях, т.е. пусть поминаются до сорокового дня, а каждый день пусть за него приносится просфора. Пусть экклесиарх вписывает на поминании каждого из умерших, чтобы имели вы их незабвенно и совершали поминовение неопустительно. Но об этом надо сказать более подробно, ибо, поскольку умножилась умершая братия, часто случается, что на одной неделе набирается три или четыре поминания или больше. По этой причине в любом случае получится так, что желающие совершать поминание на панихидах по каждому из них, будут опускать определенные заповеди в отношении панихид, обязательных во все дни ради того, чтобы петь панихиду по новопреставленному. Чтобы этого не было, заповедуем: те из братии, которые хотели бы петь панихиду по новопреставленным, пусть идут и делают это, а другие пусть поют в параклисе5 предписанную панихиду.
Пусть это будет, и пусть совершается: это угодно нам, и, как нам кажется, Богу. Когда же по причине зимы, или вследствие греха, или по немощи, если не по лености, не будете делать этого, то, смотрите: разузнайте о поминаниях, накопившихся за одну неделю, сколько бы их ни было, и совершите сразу за всех одну панихиду, за исключением того, если случится поминание какому-то вашему игумену. Ему полагается отдельное поминовение, которое вы все должны петь.
И таким образом вы будете совершать должное поминовение братии на панихидах и на Литургиях и не будете отпадать от вашего канона. Хорошо, если бывают поминания всех вместе и за каждого приносится просфора. А узаконеный священник, ответственный за могилы, пусть делает, как ему угодно, т.е. как он может.
Заповедуем, чтобы то, что должно подаваться за некоторых у врат обители – а именно то, что кто-то достойно принес и оставил для поминания, договорившись в монастыре, – пусть неопустительно подается.
Заповедаем же самим о Господе иереям или диаконам на каждой Литургии поминать записанных в синодиках, чтобы самим не носить их грех из-за того, что опускали их поминовение.
* * *
Первоначальное монашество на Афоне было пустынническое, то есть индивидуальное, а потому ни о каком Типике оного говорить не приходится. Преп. Петр Афонский спасался в пещере, современники его и ученики, если и видели вокруг себя последователей, то не думали о составлении каких бы то ни было правил для них. Позднее, во времена импер. Иоанна Цимисхия и Константина Мономаха, афонские уставы не имели литургической части. В конце Х века на Афоне появляется крупная личность устроителя свято-горского общежительного монашества, св. Афанасий, насадитель правил и устава. Он принес с собою в виде краткого начертания устав Студийский, но с известными дополнениями и переработками. Потом проникает в афонские монастыри и устав Иерусалимский; в XI-XII вв. происходит борьба двух типиков. Иверский монастырь принимает иерусалимский устав. Св. Савва Сербский вводит в Хиландаре смешанный порядок, иерусалимско-афонский. За этим Ватопед, Кутлумуш и др. монастыри принимают иерусалимские обычаи. Характерным для афонского богослужения того времени было широкое развитие келейного правила и специальные “скитские” аскетические постановления.
Ктитор – создатель, вкладчик, попечитель храма или обители