Возникновение Глинской пустыни и ее Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы
Днесь, благовернии людие,
осеняемии святым Богоматери образом,
во умилении глаголем:
Владычице, помози рабом Твоим
в напастех, скорбех и болезнех,
обременены бо грехми многими,
и избави ны от всякаго зла,
молящи Сына Твоего
Христа Бога нашего,
спасти души наша.
Тропарь Глинской
иконе Богородицы.
Глас 4-й
Глава I
Прежде чем раскрывать вопрос о возникновении Глинской Рождество-Богородицкой пустыни, следует дать о ней некоторые общие сведения. В большинстве литературных источников XIX – начала ХХ века о Глинской пустыни сообщается лаконично, что эта обитель находится в 160 верстах от губернского и епархиального города Курска, в 40 верстах от Путивля и Рыльска и в 12 верстах от города Глухова Черниговской губернии (ныне Сумской области Украины. – А. И.). Расположена пустынь75 на правом берегу реки Обесты, недалеко от впадения ее в реку Клевень, на красивой равнине.
Возникновение обители связано с явлением на этом месте Чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Обретение иконы относится к началу (первой половине) XVI века76. В тот период эта местность входила в состав Крупецкой волости и была покрыта дремучим лесом, где пчеловоды ставили на деревьях ульи (борти). Поэтому лес, в котором явилась икона, назывался «бортным ухожьем».
В это время наша страна была истерзана монголо-татарским владычеством, а также междоусобицами русских князей. Кроме того, постоянные войны, различного рода житейские невзгоды, неурожаи, повсеместные эпидемии болезней, часто возникавшие пожары побуждали многих людей к мысли о суетности мирской жизни. По этой причине они уходили в безлюдные места, глухие лесные массивы и там находили приют, успокоение в непрестанном богоугождении, в трудах. Здесь, в суровых условиях дикой природы, они, наедине с Богом, проводили большую часть времени в молитвенных подвигах, очищая свою душу и преодолевая свои греховные страсти и пороки, ради достижения вечного блаженства. Пища у них была самая простая. Они питались обычно ягодами, грибами, травой, кореньями, а также медом, который пчелы откладывали в дуплах многих деревьев77.
Но не могли эти светочи долго оставаться под спудом. Весть о их подвигах быстро распространялась и привлекала немало почитателей, многие из которых оставались с ними на жительство78. Так постепенно создавались монастыри, к которым русские люди относились с особым благоговением, считая их высшим идеалом на земле: «Свет инокам ангелы, – говорили обыкновенно, – свет же мирянам иноки»79.
С возрастанием числа общежительных монастырей уменьшалось и количество иноков-отшельников. Н. Сперанский, характеризуя виды подвижничества, пишет о том, что «стремление к уединенным подвигам овладевает благочестивыми русскими людьми с XIV в. и продолжается до XVI в., после чего оно быстро уменьшается…»80.
Возникновение Глинской Рождество-Богородицкой пустыни относится к началу XVI столетия, по времени явления Чудотворной иконы Рождества Божией Матери в «бортном ухожье»81.
Именно в этот период Царица Небесная явлением Своей Чудотворной иконы укрепила безмолвствовавших в тишине лесной отшельников-подвижников, а через них и весь народ, в истинах отечественной православной веры, и притом промыслительно было явление Глинской иконы Богоматери, так как эта местность находилась на границе двух княжеств – Московского и Литовского, между которыми нередко возникали конфликты82.
Явление Чудотворной иконы Богоматери – это свидетельство Ее любви к людям одной православной веры, но живших в двух княжествах; это Ее призыв к объединению народа, братской любви во Христе.
Обретение этого Чудотворного образа Богоматери происходило при следующих обстоятельствах. Однажды в дремучем лесу на одной из сосен пчеловоды днем увидели икону Рождества Пресвятой Богородицы, сияющую чудесным светом. Они в страхе Божием помолились перед ней и, возвратившись домой, рассказали жителям об этом чудесном явлении иконы, о ее необыкновенном сиянии. С тех пор многие стали притекать к новоявленной иконе и получали благодатную помощь Царицы Небесной. Из-под корня сосны, на которой была обретена икона Богоматери, истекал источник целебной воды83. Приведем здесь краткое описание Чудотворной иконы. Высота ее 4 ½ вершка (20 см)84, ширина 3 ¾ вершка (16,7 см). Она состоит из трех изображений, отделенных друг от друга особыми очертаниями: св. праведного Иоакима, св. праведной Анны (на одре в полусидячем положении) и Младенца – Пресвятой Девы на руках у жены85.
К месту явления иконы стали во множестве стекаться не только мирские люди, но и иноки, подвизавшиеся в посте и молитве. Все они изливали благодатные слезы перед образом Богоматери. А один пустынножитель, имя которого осталось неизвестным, поселился около новоявленной иконы Божией Матери. Он построил часовню, в сооружении которой, по-видимому, принимали участие иноки близлежащей Молченской Печерской (впоследствии Софрониевой) пустыни86, а также владельцы данной местности князья Глинские, отчего сама Чудотворная икона получила название «Пустынно-Глинская».
По окончании строительства часовни необходимо было перенести в нее святую икону, но эта святыня не сразу далась в руки людям. В «Записках игумена Филарета», содержание которых лаконично изложено в книге «Чудотворная икона Рождества Пресвятыя Богородицы Пустынно-Глинская» сообщается, что настоятель одного из близлежащих монастырей (по всей вероятности, это была Софрониева пустынь. – А. И.) повелел снять новоявленную икону Богоматери с вековой сосны, на которой она явилась, и поставить ее в церкви87. Повеление было исполнено, но Матери Божией неугодно было такое несвоевременное решение. И каково же было изумление настоятеля и всей присутствовавшей братии, когда на следующий день утром они увидели, что новоявленной иконы Богородицы в часовне не оказалось. В великом страхе и трепете были иноки, увидев, что эта икона снова находится на месте своего обретения. Настоятель, не уразумев чудесного промышления Божия, вторично повелел снять икону с сосны и поставить в
храме. На следующее утро эта святыня снова промыслительно появилась на сосне. Братия были потрясены таким неожиданным чудодействием. Вполне стало очевидным, что в третий раз не следовало бы настоятелю противиться воле Царицы Небесной, но нужно было ее оставить на сосне до определенного времени. Но настоятель и в третий раз не только приказал снять икону Богоматери с сосны и поставить ее в часовню, но и сосну, на которой произошло обретение иконы, повелел срубить. Трудно ответить на вопрос, чем было продиктовано такое решение. Одно совершенно ясно, что неугодно было Царице Небесной необдуманное решение настоятеля. Это проявилось в том, что когда по повелению игумена была срублена сосна, то одновременно иссяк и источник, вытекавший из-под ее корня, а настоятель был жестоко наказан за свой поступок. Он, будучи совершенно здоровым, писал игумен Филарет, в тот же день заболел и вскоре скончался88, ибо, по слову Псалмопевца Царя Давида, «смерть грешников люта» (Пс. 33, 22).
Матерь Божия, желавшая прославить это место, не оставила Своего покровительства и не лишила людей благодатной помощи. Промыслом Божиим целебный источник снова открылся в другом месте, в двух километрах на запад, и снова, как и прежде, толпы народа устремились к нему, где от воды этого живоносного источника получали исцеление. Этот источник существует доныне и привлекает к себе множество паломников. Многочисленные факты чудес от Чудотворной иконы и источника были собраны в Глинской пустыни в «дело архива № 255» и параграфе сороковом рукописного описания Глинской пустыни 1829 года89.
Когда о многих чудесах исцелений слух дошел до Путивльского Молченского монастыря, расположенного в сорока верстах от места явления иконы, то настоятель благословил некоторым монахам поселиться около этой святыни. Так, под осенением Чудотворного образа Богоматери собирались сюда монашествующие, положившие тем самым начало основания Глинской Рождество-Богородицкой пустыни в том же XVI столетии90. Иноков привлекала прежде всего великая святыня, а также месторасположение обители в уединенном лесном массиве, способствующее монашеским подвигам. В конце XVI столетия благочестивый житель Крупецкой волости Фома Милонов с товарищами своими построил здесь деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы91.
Относительно названия пустыни «Глинская» существуют два различных мнения. Одни исследователи считали, что горшечники добывали в этой местности глину, другие – что название монастыря происходит от фамилии князей Глинских.
Первая точка зрения впервые была высказана архимандритом Амвросием в «Истории Российской иерархии»92, а затем, без дополнительного исследования, лишь повторена Н. Самойловым93, автором «Очерка современного состояния обители»94 и автором монографии «Православные русские обители»95. Архимандрит Анатолий (Ключаров) также присоединяется к этому мнению, считая, что название «Глинская» соответствует «местной глинистой почве»96.
Однако трудно согласиться с тем, что в этой местности гончары добывали глину для своего ремесла. Это опровергают сохранившиеся документы Глинской пустыни. Настоятель обители игумен Филарет (Данилевский) писал в своем прошении императору Николаю I, что в Глинской пустыни «повсюду под лесом песчаник»97. Путивльские дворяне, обращаясь к министру духовных дел и народного просвещения князю А. Н. Голицыну, сообщали, что «земля, на которой лес в окружности Глинской пустыни произрастает, есть пещаная»98. Министр государственных имуществ в отношении к обер-прокурору Св. Синода писал: «Земля (принадлежащая Глинской пустыни. – А. И.) большей частью песчаная»99. То же подтверждает и автор данной работы, бывший насельником Глинской пустыни. Разумеется, это не исключает наличия здесь в какой-то степени и глинистой почвы. В межевом документе 1784 года, хранившемся до 1922 года в архиве Глинской пустыни, упоминается лог Глинище и меловой колодезь100. Однако эти частности не могли послужить поводом к названию местности Глинской пустынью.
Мы вполне согласны с доводами автора книги «Глинская Рождество-Богородицкая пустынь» (М., 1891) о том, что, если бы название Глинской пустыни произошло от существительного «глина», «получились бы названия: глиняный, глинный, глинковский, глинищный, что видим в следующих названиях: Неглинная часть Москвы, Глинковская церковь в Вологде и др., так что этим словом опровергается и ссылка на межевой документ, в котором упоминается лог Глинище»101.
Наиболее достоверным является предположение о том, что «название обители дано по фамилии известных князей Глинских, имевших поместья вблизи пустыни»102, владевших, вероятно, и этой местностью.
Впервые эта точка зрения была высказана в основанном на первоисточниках, документально подтвержденном описании Глинской пустыни, представленном в Курскую Духовную Консисторию в 1854 году протоиереем М. П. Архангельским103. Его мнение разделяли: неизвестный автор книги «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь» (М., 1891)104; И. Платонов, описывавший пребывание Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы в городе Глухове в 1879 году105; Е. Поселянин, который называет бояр Глинских «владетелями ближайшей к монастырю местности и усердными благотворителями Глинской обители»106.
Проведенное нами самостоятельное исследование позволяет также утверждать, что, вероятнее всего, свое название Глинская пустынь получила от фамилии князей Глинских – потомков татарского князя Мамая107. Говоря о влиятельности рода Глинских достаточно вспомнить, что Елена Глинская в 1533–1538 гг. была, по существу, правительницей (регентшей) Русского государства при малолетнем сыне царе Иване IV Грозном. В этот период, а также и ранее в Москву «не прекращался прилив ратных слуг из-за границы, из татарских орд, из Польши, особенно из Литвы… При Василии, отце Грозного, с князем Глинским выехала из Литвы толпа западноруссов, которые целым гнездом были им помещены в Муромском уезде и назывались «Глинского людьми» или просто «литвой». Точно так же в 1535 г., в правление Елены, выехало на службу государя московского 300 семейств «литвы» с женами и детьми…»108.
Явившись в Россию в начале XVI века, Глинские стали владельцами многих городов и сел. Так, «Михаил Глинский, дядя Елены, был одарен для приезда двумя поместными городами: Медынью и Ярославцем Малым, ныне в Глуховском уезде, Черниговской губернии, и в 35 верстах от Глинской обители находящимся»109.
Ценным для доказательства является и следующий исторический факт. «Когда Иоанн III, Великий князь Московский, вел войну с Литвою, то воевода его Захарьевич 6 августа 1500 года, овладев Путивлем, пленил князя Богдана Глинского с женою»110. Этот же исторический факт, но более подробно описан в другом источнике: «В 1500 году, при царе Иоанне III Васильевиче, воевода Яков Захарьевич овладел Путивлем, пленил князя Богдана Глинского и занял, без кровопролития, всю Литовскую Русь (от нынешних Калужской и Тульской губерний до губернии Киевской), подчинив ее русской державе…»111. Значит, в середине XVI века ставленником Литовского князя в Путивле был Богдан Глинский. Вполне вероятно, что ему могла принадлежать и местность, занимаемая пустынью. Тем более что неподалеку от этой местности Глинским принадлежало и село, названное их именем, – Глинское с церковью Николы Чудотворца112.
О князьях Глинских как одном из знатных родов Литовской Руси пишет и Я. Головацкий в своей книге «Монастыри юго-западной России вообще и Креховский монастырь», опубликованной в 1885 году113. Характеризуя монастыри Юго-Западной России, Я. Головацкий отмечает их особый расцвет в XV веке. Именно в этот период активно обновлялись и строились новые храмы и монастыри.
«Знатные роды Литовской Руси: князья Гольшанские, Слуцкие, Глинские (выделено мною. – А. И.), Путятичи, Радиловичи, Ленковичи и другие отличались замечательным благочестием. Они учреждали и наделяли фундушами (т. е. запасными имениями. – А. И.) многие обители, давали им разные льготы и угодья, позволяли монахам устраивать хутора и села, освобождали их от разных повинностей и всячески помогали развитию и процветанию монашеской жизни и благочестия народа»114. Богатые средства были вложены князьями Глинскими в создание монастырей. Известно, например, что ими был основан в г. Пскове Глинский монастырь115.
Некоторые из князей Глинских вступали в монашество, о чем свидетельствует вклад Ивана IV Грозного на поминовение князя Василия Глинского в Троицкий Стефанов Махрищский монастырь Александровского уезда Московской области (ныне Владимирской области. – А. И.). В подтверждение этого факта приведем выписку из вкладной книги монастыря: «Лета 1548-го Государь Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич прислал на поминовение по Князе Василии Михайловиче Глинском, во иноцех Прокопие, 60 рублей…»116.
Можно предполагать, что подобные вклады на поминовение инока Прокопия Глинского были сделаны царем Иваном IV и в другие святые обители.
В том же историческом описании Троицкого Стефанова Махрищского монастыря среди описи грамот обители встречаем грамоту № 22 следующего содержания: «Данная Ивана Михайловича Глинского на деревню Исааково в 1600 году, при игумене Порфирии»117.
Приведенная нами ранее характеристика Я. Головацкого знатных родов Литовской Руси, в том числе и князей Глинских, приводит к мысли о том, что, содействуя развитию и процветанию монашеской жизни, князья Глинские не могли не содействовать становлению пустыни Пресвятой Богородицы Глинской. Правда, активного влияния на последующее развитие Глинской пустыни они не оказали, поскольку «род Глинских в России угас в начале XVII века»118. Тем не менее название пустыни, по всей вероятности, произошло от рода князей Глинских, хотя о князьях Глинских «не сохранилось здесь даже предания, – пишет автор очерка о Глинской пустыни в 1904 году, – князей Глинских нет и в синодике обители в числе благодетелей»119.
Почему же нет имен князей Глинских в синодике обители? Объясняется это тем, что Глинская пустынь получила свою самостоятельность во второй половине XVIII века; архив ее содержал документы не ранее 1764 года, а к этому времени род Глинских в России уже угас. Однако это не исключает активного влияния самих князей Глинских на пустынь в период ее возникновения и становления.
В последующие века потомки Глинских оказывали большую материальную помощь обители: в 1820 году соборный храм покрыт был железом, пожертвованным купцом П. И. Глинским120, позднее, в 1828 году, на реке Обесте П. И. Глинским устроена для монастыря водяная мельница о 2-х поставах121. Все это наглядно свидетельствует о благочестивом отношении Глинских к монастырям.
Более серьезным представляется возражение о том, что о князьях Глинских «не сохранилось здесь даже предания».
Ответ на этот вопрос следовало искать в документальной исторической литературе. С этой целью мы обратились прежде всего к капитальным историческим трудам: «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина; «Русской истории» К. Бестужева-Рюмина и другим. Эти труды, основанные на документальных источниках, проливают свет на место князей Глинских в истории Российского государства, отношение к ним народа. Приведем несколько примеров – позитивных и негативных – из жизни Глинских.
Так, о Елене Глинской К. Бестужев-Рюмин пишет: «По смерти Василия Иоанновича остался малолетний царь, и правительницею государства мать его – Елена. Малолетний царь и правителем женщина и притом чужестранка из рода, противного московским боярам и нелюбимого народом! Что же можно было ожидать?.. Трудно было положение Елены: не любили ее бояре..., не любили ее братья покойного государя, у которых она отняла надежду на престолонаследие; не угодила она и дяде своему – князю Михаилу Васильевичу Глинскому, который надеялся управлять от ее имени и обманулся в своей надежде»122.
Другим видным деятелем своего времени был Михаил Львович Глинский (ум. в 1534 году). Это был «государственный деятель. Воспитывался при дворе германского императора Максимилиана, затем служил Альбрехту Саксонскому в Италии, принял католичество. Вернувшись в Литву к 90-м гг. XV в., оказывал большое влияние на великого князя Александра Казимировича. Глинский стремился образовать отдельное государство из русских, украинских и белорусских земель, входивших в состав Литвы, что вызвало недовольство крупных литовских феодалов»123. Он владел обширными землями и замками, почти половиною всего государства Литовского и приобретал многочисленных приверженцев, преимущественно из русских. Это возбудило сильную зависть в панах литовских124.
«Михаил Васильевич Глинский (ум. в 1559 г.), государственный деятель, сын Василия Львовича, дяди Ивана IV… В 1552–55 гг. воевода на Каме и в Казани, подавлял восстание «луговых черемис» (мари), в 1556 г. участвовал в Коломенском походе против крымских татар и в Ливонском походе. В 1556–1557 гг. новгородский наместник, заключил перемирие со Швецией…»125.
Близкое отношение князей Глинских к царскому дому позволяло им участвовать в решении важных государственных задач, принимать участие как военачальникам в войнах, междоусобицах, отстаивая интересы Российского государства. Но наряду с их достоинствами, в исторических документах много и негативного материала о князьях Глинских, заклеймивших себя своекорыстием, изменой Родине126. Находясь близ царского дома и пользуясь несметными богатствами, почестями, они равнодушно взирали на бедноту, непосильные тяготы, страдания народа. И народ взаимно с гневом и презрением относился к ним.
Н. М. Карамзин в своей «Истории государства Российского» пишет, что «никогда Россия не управлялась хуже, чем в годы государствования Иоанна IV. Глинские, подобно Шуйским, делали, что хотели именем юноши-государя; наслаждались почестями, богатством и равнодушно видели неверность частных властителей; требовали от них раболепства, а не справедливости. Кто кланялся пред Глинскими, тот мог смело давить пятою народ, и быть их слугою значило быть господином в России…». Вот почему народ ненавидел Глинских, «Глинские заслужили общую ненависть»127.
После приведенной характеристики рода Глинских вполне понятным становится объяснение, почему в народе не сохранилось даже предания о князьях Глинских. Имена Глинских предпочитают обойти молчанием и составители современных вспомогательных указателей к новому изданию труда Н. М. Карамзина. Для примера укажем на два издания одного и того же «Ключа к труду «История государства Российского"» Н. М. Карамзина. В отдельном издании «Ключа…» (1836 года), составленного Павлом Строевым, в именном указателе названо четырнадцать имен Глинских, а в новом издании (1988 года) того же «Ключа…» сняты все имена Глинских.
Таким образом, имена князей Глинских постепенно изглаживаются из литературных источников; исчезли они и из преданий народных, как о том было сказано выше. Но они увековечили свое имя в названии пустыни Глинской.
На протяжении всех столетий, начиная с XVI века, от Чудотворной иконы происходило множество исцелений. Весть о благодатной помощи Царицы Небесной быстро распространилась по всей России. Сюда стали стекаться массы паломников. Со всех концов страны и из-за рубежа непрерывным потоком к Чудотворному образу приезжали люди различных сословий и с самыми разнообразными недугами: одержимые злым духом и слепые, пораженные параличом и болезнями конечностей, страдающие от эпидемических заболеваний и т. д. Причем к духовному врачеванию, как часто встречается у мирян, люди нередко прибегали и прибегают лишь в тех случаях, когда земные врачи уже бессильны помочь. И тогда болящие люди, по молитвам Божией Матери, Заступницы перед Своим Сыном, исцелялись, ибо Един есть Господь «исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4, 23).
От Чудотворной иконы Божией Матери получали целительную помощь как иноки Глинской пустыни, так и паломники. Много исцелений было документально зарегистрировано в обители. Причем важно заметить, что люди нередко исцеления от своих недугов получали по мере своей веры. Так, например, в 1893 г. у рясофорного монаха Симеона Викторова (в мантии Смарагда), выполнявшего в обители послушание письмоводителя, на правой руке появился кожный нарост, который затруднял ему исполнять послушание. Различные лекарства не помогали. После молитвы перед Чудотворным образом и помазания руки маслом из лампады нарост исчез. Но больной по своему маловерию отчасти приписал исцеление лекарственным мазям, за что и был наказан тем, что на другой же день нарост возобновился. Осознав свое заблуждение, он вторично со слезами просил Царицу Небесную об исцелении и, помазав снова руку маслом с глубокой верой, получил полное исцеление128.
Нередкими были случаи, когда больные, получив исцеление, просили настоятеля зачислить их в число братии Глинской пустыни. Например, от тяжелой болезни получил исцеление один христианин. Врачи не могли установить диагноз его болезни. Больной же в течение года не мог повернуть головы, к тому же его беспокоило сильное сердцебиение и лихорадочное состояние.
Врачебная помощь оказалась бессильной, и ему было сказано, что он едва проживет еще одну неделю. Не видя помощи от земных врачей, больной с молитвой обратился к Господу за помощью. Для этой цели он решил посетить святые места, при этом дал себе обет: если он в каком монастыре получит исцеление, то там останется на постоянное жительство. С этой целью он посетил многие монастыри и ни в одном из них не получил исцеления. Затем он отправился в Глинскую пустынь, где после молебна приложился к Чудотворному образу Богоматери и сразу же почувствовал полное выздоровление. Благодаря Матерь Божию за исцеление и выполняя данное ранее обещание, он поступил в число братии Глинской пустыни, где нес различные послушания129.
Другое благодатное исцеление произошло с одним человеком, который решил идти из Севска на Афон, миновав Глинскую пустынь. Но по дороге он совершенно ослеп. И по этой причине он с товарищем вынужден был пойти в ближайший Глинский монастырь, где он был помазан маслом от лампады, висевшей перед явленно-чудотворной иконой Богородицы, и тотчас прозрел. В радости и глубочайшей благодарности Царице Небесной за исцеление он, по благословению игумена, посвятил свою жизнь монашескому подвигу в этой святой обители130.
Величайшее чудо совершилось также во время настоятельства иеромонаха Софрония во второй половине XVIII века, когда исцеление получила путивльская женщина. В Глинскую пустынь она приехала тогда, когда врачи не смогли ей помочь.
На пути в монастырь ее болезнь обострилась настолько, что она потеряла дар речи и только знаками убеждала ближних, чтобы везли ее непременно в Глинскую обитель. В монастыре, видя близкую кончину больной, духовник обители напутствовал ее таинствами Елеосвящения и причащения Святых Таин и даже прочитал молитву на исход души. Но после принятия Святых Таин и по богоугодным молитвам старцев монастыря она почувствовала облегчение. К больной вернулись силы настолько, что она изъявила желание пойти приложиться к святой иконе, после чего получила полное выздоровление131.
Игумен Филарет в своем описании Глинской пустыни, представленном в 1837 году в Курскую Духовную Консисторию, упоминает о многих исцелениях от явленно-чудотворной иконы Богородицы132, совершенных над людьми, одержимыми злыми духами. Более обстоятельно описано исцеление еще одной женщины, которая, будучи парализованной, попросила отвезти ее в Глинскую пустынь, где, приложившись к Чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, получила исцеление133.
И таких чудодейственных исцелений от иконы Пресвятой Богородицы было бесчисленно. Слепые становились зрячими, хромые и искалеченные делались жизнеспособными и т. д.134.
В одной главе невозможно описать все те чудесные исцеления, которые были совершены от иконы Рождества Божией Матери Пустынно-Глинской. Более подробно они раскрыты в книге «Чудотворная икона Рождества Пресвятыя Богородицы Пустынно-Глинская» (2-е изд. Одесса, 1907). Однако немало примеров исцелений от иконы было опубликовано в свое время и на страницах периодических изданий, например, в журнале «Курские епархиальные ведомости»135.
О многочисленных исцелениях еще свидетельствуют «привесы» к Чудотворной иконе, т. е. серебряные и золотые дощечки, кольца, браслеты, в знак благодарности, которые оставлялись людьми, получившими исцеление. О таких «привесах» к иконе известно как из литературных источников136, так и из архивных документов137.
Чудотворная икона Богоматери посредством своих благодатных действий побуждала иноков святой обители к ревностным подвигам на спасительном пути. Особенно трогательно было, когда во время соборного акафистного чтения в субботние дни эта святыня спускалась для поклонения перед царскими вратами на двух тесьмах, покрытых шелковым материалом, на котором золотым шитьем написаны слова из Богородичного или Благовещенского акафиста: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево»138.
Кроме того, зарегистрированы примеры помощи от Чудотворной Глинской иконы Богоматери во время эпидемий, стихийных бедствий как в самой обители, так и за ее пределами. Так, в январе 1892 года в Глинской обители произошел пожар. Много усилий прилагали иноки, чтобы потушить его, но все было напрасно. Но когда была обнесена Чудотворная икона, то огонь стал уменьшаться, а вскоре и совсем погас. Видя явное благодеяние своей скорой Помощницы, насельники святой обители сразу же после тушения пожара собрались в храм, где возблагодарили Царицу Небесную. Это чудо, совершившееся во время пожара, было документально подтверждено подписями настоятеля Исаии с
братией.
Значительным событием, прославившим в XIX веке Чудотворную икону Рождества Пресвятой Богородицы, а вместе с нею и Глинскую пустынь, было избавление города Глухова Черниговской губернии в 1848 году от эпидемии холеры139. Причиной этого страшного наказания был тот факт, что народ отступил от православной веры, от нравственных основ жизни христианина и удалился в сторону греха, безнравственного поведения. И Господь попустил это страшное бедствие. И притом в городе был высокий уровень смертности. Люди не обретали никакой помощи и от врачебного искусства. Оставалась лишь единственная надежда – возвратиться ко Господу, перестроить свою порочную жизнь. Жители города прежде всего обратили свои взоры и сердца к Глинской пустыни, где находилась Чудотворная икона Божией Матери. Они со слезами умоляли братию, чтобы те пришли к ним с Чудотворным образом в их город. Братия, по благословению настоятеля, взяли икону Богоматери и направились в ту местность, где свирепствовало страшное бедствие. Толпы народа, встретив братию, и сами усердно участвовали в молебном пении перед Чудотворной иконой Богородицы. И здесь происходит величайшее чудо. По молитвам Божией Матери страшная эпидемия сразу же прекратилась. С тех пор благодарные жители г. Глухова, увидев чудеса, происходящие от иконы Рождества Пресвятой Богородицы, обратились с ходатайством в Святейший Синод, чтобы им разрешили ежегодно совершать крестный ход с Чудотворной иконой из Глинской пустыни в их город. Желание их было удовлетворено. Последовало высочайшее утверждение, позволяющее совершать ежегодно крестный ход с Чудотворной иконой Богоматери из Глинской пустыни с 19 июля по 2 августа140.
Во время другого бедствия жителям того же города Матерь Божия явила Свою милость, избавив их дома от свирепствовавшего пожара. Неизбежность гибели города от огня, казалось, была уже очевидной. Отчаявшиеся в своем спасении люди обратились снова к братии Глинской пустыни, чтобы они поспешили с Чудотворным образом Рождества Пресвятой Богородицы к ним на помощь. Их просьба была выполнена. Монашествующая братия, подняв Чудотворный образ Богоматери, с молебным пением Пресвятой Богородице обошли вокруг пожара, и внезапно произошло необыкновенное чудо. Несмотря на то что сильный ветер не утихал, огонь перестал распространяться, пламя словно потеряло свою силу. Об этом чуде избавления города Глухова от пожара, по благосердию и заступлению Царицы Небесной, сообщалось в 1901 году в июльских номерах газет «Свет», «Биржевые ведомости» и других141.
Чудодейственная сила от иконы Рождества Пресвятой Богородицы проявлялась в многочисленных случаях во время таких стихийных бедствий, как засуха или, наоборот, многодождие. Так, весной 1894 года была сильная засуха; продолжительное время не было дождей; выгорела вся растительность, что грозило народу голодом. Видя это угрожающее бедствие, братия Глинской пустыни молитвенно обратились за помощью к Божией Матери. Они совершили крестный ход с Чудотворной иконой Царицы Небесной, и по Ее ходатайству перед Сыном Своим тотчас же, во время крестного хода, на небе появилась туча и пошел дождь. Это было явным доказательством того, что Господь услышал молитвы Глинских иноков и послал им Свою милость142.
Кроме того, благодатная помощь, источаемая от иконы Матери Божией Пустынно-Глинской, была известна далеко за ее пределами. Так, неоднократно она избавляла Глинскую пустынь, а также и окрестные села не только от сельскохозяйственных вредителей, но и от падежа скота, о чем свидетельствуют достоверные источники143.
Видя благодеяния, изливающиеся на православных христиан, прибегающих с верой к заступлению Царицы Небесной, через благодатную Ее икону Пустынно-Глинскую, жители села Шалыгино, по примеру глуховчан, еще в конце 1870-х гг. начали ходатайствовать перед Курским архиереем Сергием (Ляпидевским; 1861–1880) о ежегодном крестном ходе из Глинской пустыни с Чудотворной иконой в их село. И только в 1901 году последовал указ Курской Духовной Консистории за № 7730, подтверждающий, что с 1901 года устанавливается «ежегодный крестный ход 29 апреля в с. Шалыгино с Чудотворною иконою из Глинской пустыни»144.
Таким образом, на протяжении нескольких веков от Чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинской, а также по молитвам братии обители на православный народ России изливалось множество благодатных даров и исцелений.
По молитвам братии перед Чудотворной иконой Богоматери прекращались стихийные бедствия, ужасные эпидемии, уносившие множество человеческих жизней.
Приведенные выше примеры свидетельствуют и о том, что Матерь Божия никогда не оставляла без помощи, утешения и врачевания всех тех, кто с верою и любовию прибегал к Ее помощи и заступлению. По Ее молитвенному ходатайству перед Сыном Своим – Спасителем мира, человек, порой уже обреченный земными врачами на смертный исход, восставал с одра болезни здоровым и невредимым.
По справедливому утверждению святителя Игнатия Брянчанинова, «иконы Божией Матери чудодействуют по всей земле, проповедуют, свидетельствуют, запечатлевают знамениями истину учения Христова»145.
* * *
«Пустынь – прежде уединенный монастырь или келлия, теперь так называются иногда даже очень многолюдные монастыри, возникшие в безлюдных лесах или степях». (Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Т. XXVа (50). СПб, 1898. С. 810).
Богоматерь: Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон / Под ред. Е. Поселянина. «Русский паломник». 1909. Кн. III. Прилож. С. 572. Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы. / Изд. Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. М., 1904. С. 283. Памятная книжка Курской губернии на 1893 г. Курск, [Б. г.]. С. 32. Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 45. Златоверховников Н.И. Памятники старины и нового времени и другие достопримечательности Курской губернии. Курск, 1902. С. 76.
Курский край в религиозно-церковном отношении с древних времен // Курские епархиальные ведомости. 1887. № 18. С. 909–911.
Указ. соч. С. 909.
Указ. соч. С. 910.
Сперанский Н. Тесные врата. СПб., 1892. С. 49.
Древние документы об основании обители не сохранились, поскольку архив Глинской пустыни сгорел в 1769 году. В архиве Св. Синода достоверных сведений об основании Глинской пустыни также не содержалось (Обзор учреждения в России православных монастырей… / Сост. Н. Григорович… СПб., 1869. С. 101). Но в документах Глинской пустыни XIX-XX вв., в первом рукописном описании монастыря 1829 г. и в последующих изданиях самой обители сказано, что пустынь возникла в XVI веке (ГАСО, ф. 454, оп. I, д. I, л. I; Там же, д. 2, л. I; ГАКО, ф. 20, оп. 3л, д. 174, л. I; Чудотворная икона… С. 10; Глинская пустынь. Ч. I. С. 5; Жизнеописание игумена Филарета… С. 19). К XVI веку относит основание Глинской пустыни и большинство историков (Зыбковец В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России. М., 1975. С. 174; Православные русские обители… СПб., 1909. С. 268; Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи… М., 1908. С. 349; Златоверховников Н.И. Указ. соч. С. 76; Православные монастыри и архиерейские дома в России… М., 1889. С. 18; Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей… Киев, 1911. С. 1472; Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. I. С. 649). При этом с наибольшим основанием возникновение обители относят к началу XVI в., по времени явления Чудотворной иконы (Православные русские обители… С. 268). Как гласит предание, на месте явления иконы «с самого начала была построена часовня и при оной жил пустынник, в посте и молитве подвизавшийся» (Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 7). Великая святыня, привлекавшая своей благодатной помощью множество иноков и богомольцев, не могла оставаться в лесу без учрежденного при ней пустынножительства. Важно, что славившийся святостью жизни Глинский настоятель архимандрит Исаия (Гомолко) и известный краевед Н. И. Златоверховников тоже относят основание пустыни ко времени явления иконы (Русский паломник. 1906. № 10. С. 152; Златоверховников Н.И. Указ. соч. С. 76). В документах обители также сказано, что «Чудотворная икона явлением своим была началом водворения пустыни сея» (РГИА, ф. 797, оп. 2, д. 7829, л. 74).
Крупецкая волость в начале XVI века находилась на юго-западной окраине Московского государства. Путивль был пограничным с Литвой городом – центральным пунктом сторожевой линии юго-западной границы (Покровский Н. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Т. I. Казань, 1897. С. 17).
РГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 9 об.; Чудотворная икона… С. 10.
Вершок – русская мера длины 4,45 см (Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 215).
Чудотворная икона… С. 6.
Молченская Рождество-Богородицкая Печерская пустынь, по преданию, была основана еще в XIII веке в 20 верстах от Путивля иноками Киево-Печерского монастыря (Описание Путивльской Молченской Рождество-Богородицкой Софрониевой пустыни. СПб., 1846. С. 7). Молченская Печерская пустынь была ближайшим к Глинской пустыни монастырем и находилась в 25 верстах от нее. (Ювачев Ив. Глинская пустынь // Русский паломник. 1906. № 10. С. 151).
Достоверности ради следует подчеркнуть, что икона была перенесена не в церковь, а в часовню, потому что в то время церковь еще не существовала. Хотя в ряде литературных источников, о которых идет речь в этой главе, употребляется термин не «часовня», а «храм», «церковь».
Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 47.
Жизнеописание игумена Филарета… С. 137.
Прежде всего это были монахи из близлежащих Молченской (впоследствии Софрониевой) пустыни и Путивльского Молченского монастыря.
Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 7–8.
Амвросий, архим. История Российской иерархии. Ч. III. М., 1811. С. 696.
Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 8.
Глинская пустынь. Ч. I. С. 5.
Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. СПб., 1909. С. 268.
Курские епархиальные ведомости. 1886. № 10. С. 40.
РГИА, ф. 796, оп. 118, д. 1202, л. 5.
Там же, ф. 797, оп. 2, д. 7829, л. 65 об. В «Памятной книжке Курской губернии на 1860 год» (с. 10) в разделе описания почв сказано, что большую часть Курской губернии составляет чернозем, а в Путивльском уезде – песчаник.
РГИА, ф. 796, оп. 118, д. 1202, л. 16.
Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 9.
Там же.
Златоверховников Н.И. Памятники старины и нового времени и другие достопримечательности Курской губернии. Курск, 1902. С. 76.
Глинская пустынь. Ч. I. С. 6; Танков А. Об историческом описании Курской епархии // Курские епархиальные ведомости. 1900. № 39. С. 879–880.
Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 8.
Курские епархиальные ведомости. 1879. № 20. С. 982.
Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон / Под ред. Е. Поселянина. Приложение к журналу «Русский паломник» за 1909 год. Кн. III. С. 572.
Историк К. Бестужев-Рюмин в книге «Русская история» (Т. 2. Вып. I. СПб., 1885) сообщает, что князь Михаил Васильевич Глинский, потомок татарского князя, выехал из Орды при Витовте и крестился (С. 177).
Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. 2. Ч. 2. М., Мысль, 1988. С. 192.
Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 8–9.
Там же. С. 8.
Календарь и памятная книжка Курской губернии на 1892 год. Курск, 1891. С. 31.
Материалы для истории церквей Курской, Харьковской, Орловской, Черниговской и Воронежской губерний, городов и станиц Донской области по приходным окладным книгам жилых данных церквей патриаршего Казенного приказа, 1628–1746 гг. М., 1913. С. 30.
Головацкий Яков Федорович (1814–1888) – исследователь, поэт, филолог, библиограф. Архив Я. Ф. Головацкого хранится в ИЛ АН УССР, ЦНБ АН УССР, Львовской НБ АН УССР. (Гульчинский В.И. Архивы деятелей библиографии // Сов. библиогр. 1989. № 4. С. 59).
Монастыри юго-западной России вообще и Креховский монастырь / Я. Головацкий [СПб., 1885]. С. 7.
Ключ к «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Ч. 2. М., 1836. С. 103.
Историческое описание Махрищского монастыря. Сергиев Посад, 1906. С. 23.
Указ. соч. С. 29.
БСЭ. 3-е изд. Т. 6. С. 594, Родословная князей Глинских приведена в «Родословной книге с дополнительными статьями. Рукопись середины 18 века». (РГБ, ф. 178. № 734).
Глинская пустынь. Ч. I. С. 6.
Там же.
Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 9.
Бестужев-Рюмин К. Русская история. Т. 2. Вып. 1. СПб., 1885. С. 196–197.
БСЭ. 3-е изд. Т. 6. С. 594.
Соловьев С.М. Соч.: В 18 кн. Кн. III. Т. 5–6. М., 1989. С. 214.
БСЭ. Изд. 3-е. Т. 6. С. 594.
Михаил Глинский в войне с польско-литовскими панами тайно предложил Сигизмунду свои услуги, «…ночью сел на коня и бежал из Российского стана…» (Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 2. Т. VII, гл. II. М.; Книга, 1989. Ст. 42). Но Михаила Глинского и слуг его настигли, «схватили и представили в Дорогобуже Великому князю. Глинский не мог запираться: у него вынули из кармана Сигизмундовы письма… Государь приказал отвезти его скованного в Москву…» (Там же).
Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 2. Т. VIII, гл. III. М., Книга, 1989. Ст. 59. Понятно теперь, почему народ стремился отомстить Глинским за их произвол. Так, когда началось расследование причин пожара в Москве в 1547 г., то народ, собравшийся у Кремля, видел виновных в Глинских и громко кричал: «Глинские! Глинские! Мать их княгиня Анна…» (Там же. Ст. 62). Н. М. Карамзин далее продолжает: «Многие поджигали народ, и самые Бояре. Княгиня Анна, бабка Государева, с сыном Михайлом находилась тогда во Ржевском своем поместье. Другой сын ея, Князь Юрий, стоял на Кремлевской площади в кругу Бояр: изумленный нелепым обвинением и видя ярость черни, он искал безопасности в церкви Успения, куда вломился за ним и народ. Совершилось дотоле неслыханное в Москве злодейство: мятежники в святом храме убили родного дядю Государева…», извлекли его тело из Кремля и положили на лобном месте; разграбили имение Глинских, умертвили множество их слуг и детей боярских: «Много же Детей Боярских незнакомых побиша из Северы, называючи их Глинского людьми. Никто не унимал беззакония: Правительства как бы не было…» (Там же. Ст. 62). Сам царь Иоанн в грамоте к князю Андрею Курбскому пишет: «Множество народа, воскричав Иудейским обычаем, приидоша Соборныя церкви в предел Св. Великомученика Димитрия Селунского, и изымав Боярина Нашего К. Юрья Вас. Глинского, безчеловечне выволокли в Соборную церковь и убиша безвинно в церкви против Митрополича места и кровию его помост церковный окровивше». (Там же. Ст. 27, примеч. 174 к Т. VIII. Гл. III).
Чудотворная икона… С. 47–48.
Там же. С. 44–45.
Там же. С. 48–49.
Там же. С. 30–31.
Там же. С. 31.
Там же. С. 37–38.
Краткий очерк жизни архимандрита Иннокентия, настоятеля Глинской пустыни. Киев, 1906. С. 14.
Курские епархиальные ведомости. 1893. № 30. С. 673–675.
Чудотворная икона… С. 6; Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 47–48.
РГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 25–26 об; Документы из истории Глинской пустыни: Приложение № 3: Копия с копии // Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 171.
Чудотворная икона… С. 8.
Там же. С. 21–22. Глинская пустынь. Ч. II. С. 62–63.
Чудотворная икона… С. 22.
Там же. С. 23–24.
Там же. С. 26–27.
Там же. С. 27.
Там же. С. 28.
Свт. Игнатий Брянчанинов. О Божией Матери // Московский церковный вестник. 1989. № 10 (август). С. 2.