Источник

Слово 1. О ВНУТРЕННЕМ ДЕЛАНИИ

«Даждь ми, сыне, твое сердце» (Притч. 23, 26)

Зрелище небесное и прерадостное сегодня увидели очи наши. Дева, младая по возрасту, нежная по сложению, благоприобыкшая по воспитанию, отвратила лице свое от всех сует человеческих, отреклась всякого покоя тела своего и весь мир, яко умет1, презрела, да приобрящет Создателя своего. Видите ли ее? Почти обнаженна вошла она в сей святый храм – да чрез сие покажет, что совлеклась она всякого суетного мирского пожелания. Власы главы своей постригла во имя Господа Бога своего – да познаем, что из любви к Нему искоренила все душевредные похотения свои. Крепчайшими оружиями вооружилась против оного врага, который может наветовать2 намерению ее. Возложила одежду на тело свое – да избежит стрел его, яко голубица. Шлемом главу свою покрыла – да будет мудра, яко змия, и внимательна к ежедневным нападениям его. Препоясала чресла своя – да не возможет никак подвигнуть ее пожеланием плоти. Обула ноги свои в сандалии – да не возможет враг совратить ее с пути добродетели. Вся оделась в мантию – да покажет, как она всю себя умертвила, чтобы жить купно со Иисусом Христом. Взяла державное оружие Креста – да потребит всю силу врага и все искушения его. Как мудрая дева держит теперь она возженную свещу в руках своих, да видят их человеки и прославят Бога.

Честная дева! Блаженна твоя мысль, чудно твое предприятие! Возвеселила ты души наши ответами, даваемыми тобою, и обещаниями, Богу сделанными. Ты ищешь Христа, хочешь быть Его невестой: для того ты удалилась от сродников, отлучилась от дома родителей твоих, оставила весь мир и заключила себя в сей священной обители. Иисуса Христа ты ищешь, не трудно твое искание: одной вещи хочет Он от тебя, и ежели ты ее подаришь Ему, то Он готов обручить Себе тебя и обнять тебя. Вещь сия не трудная, которую Он требует от тебя, не нужны здесь поты и труды, Он требует сердца твоего: «даждь ми, сыне, твое сердце» (Притч. 23, 26). Но сердца не телесного; понеже Бог не земля, не персть, Он требует сердца души твоей, то есть ума твоего, ибо Бог есть Дух. «Даждь ми, сыне, твое сердце.» Ежели ты посвятишь Ему ум твой, Он придет тотчас и соединится с душою твоею. О сем хочу изложить тебе, ибо это цель иноческой жизни, которую ты решилась проходить.

Для чего иноки бегут от мира и удаляются от обществ? Для чего скрываются в пустыне и заключаются в монастырях? Ежедневно постятся, ежедневно бодрствуют, ежечасно преклоняют колена свои? Молитва – дело их, послушание – упражнение их, смирение – рачение3 их. Любовию украшаются, чтением питаются, слезами напояются. Удручение4 есть ежедневный их урок, но какой конец их? Какая цель их? Высокая цель и славная, чудный конец и превожделенный: вместе с апостолом Павлом хотят, да не живут более они, но да живет в них Христос. «Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Хотят всегда в соединении со Иисусом Христом благополучествовать. И сия есть цель их.

Но посмотрите, что многократно случается. Некоторые из монашествующих посвящают Богу все поты телесные и труды свои, ум же свой оставляют в суете и пристрастии к миру. Они думают, что живут монашеской жизнью, но обманываются, бедные. Христос в душу их не приходит. Бог есть Дух и хочет, чтобы духом Ему кланялись, кои хотят стяжать Его. «Дух есть Бог; и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися» (Ин. 4, 24). Кто не посвятит Ему ум свой, никак невозможно, чтобы с Ним соединился. Лишь возносящие дух свой к Богу приносят жертву истинную:«жертва Богу дух сокрушен» (Пс. 50, 19). Когда увидит Он таковую жертву, бывает тотчас Женихом души того, который Ему ее приносит. Приносит жертву Богу Авель, приносит жертву и Каин; дары Авелевы принял Бог, призрели очи Божии на Авеля: «и призре Бог на Авеля и на дары его» (Быт. 4, 4). Но никакого внимания не оказал Бог на жертву Каинову, отвратил лице Свое от суетного дыма жертвы его, не восхотел совсем видеть Каина: «на Каина же и на жертвы его не внят» (Быт. 4, 5). А почему? Они были братья, и оба с благоговением жертву свою приносили Богу. Каин приносил Богу плоды земные: «принесе Каин от плодов земли жертву Богу» (Быт. 4, 3). Авель приносил Ему первородных овец своих: «и Авель принесе и той от первородных овец своих» (Быт. 4, 4). Один Ему приносил вещи мертвые, плоды земные, другой приносил Ему живые вещи, первородных овец. Каин посвящал Ему вещи бездушные, Авель жертвоприносил Ему вещи одушевленные. Жертвою было и то и другое, но Авель, когда хотел принести жертву, избрал вещи лучшие из всех, какие имел. Каин же принес Богу худшее из всего, что у него было.

Итак, тот инок, который ничего не делает, как только бодрствует и постится, приносит Богу вещи мертвые, плоды земные и телесные. Посвящающий же ум свой Богу приносит Ему дары живые, жертву одушевленную и невещественную. Инок, который удручает только тело свое, приносит Богу дар бездушный и тленный. А тот, который очищает дух свой, жертвоприносит Богу всесожжение одушевленное, а не мертвое. Инок, который приносит Богу телесные только поты, не дает Богу лучшего, что имеет. Инок же, который приносит Богу освящение духовное, дароносит Ему уже избраннейшую вещь из того, что Бог благоизволил ему дать. Инок, который приносит Ему труды телесные с нечистым сердцем, приносит жертву, подобную жертве Каиновой. Потому совсем не внемлет Бог на таковую жертву, отвращает от него лице Свое. Инок же, который Ему дароносит чистоту духа, приносит жертву, подобную жертве Авелевой, – и Бог внемлет на нее, принимает ее, призирает на лице приносящего и входит в сердце его.

И древние израильтяне помыслили некогда, что Бог хочет жертв телесных, а не чистоты телесной. Потому возлагали на алтарь тельцов, приносили Богу семидал5 и фимиам, воздевали руки и просили Его, но сердце их не было посвящено Ему, исполненное злобы. И Бог призывает Исаию и говорит ему: «Пойди скажи людям, что все сие тщетно: Я никогда от них того не требовал. Я требую чистоты душевной, а не всесожжений и жертв». Пришел пророк и, став среди всего народа, возопил: «Услышите слово Господне! «Что Ми множество жертв ваших?.. Кто бо изыска сия из рук ваших?.. И аще принесете Ми семидал, всуе: кадило мерзость Ми есть... поста и праздности, и новомесячий ваших ненавидит душа Моя... Егда прострете руки (ваша) ко Мне, отвращу очи Мои от вас: и аще умножите моление, не услышу вас... Отымите лукавства от душ ваших» (Ис. 1, 11–16).

Итак, какую пользу имеет монашествующий, когда постится, а душа его исполнена злобы? Когда празднует, а дух его прилеплен к мирским попечениям? Какая польза бодрствовать, имея ум, обремененный лукавыми помышлениями? Какая польза молиться устами и позволять уму своему бродить туда и сюда? «Кто бо изыска сия из рук ваших?» Таковой лицемерный молитвенник воздевает руки свои к Богу, и Бог отвращает очи Свои от него. Он долго молится, и Бог его не слышит. «Отымите лукавства от душ ваших.» Изгони от души твоей, пустынниче, лукавые воспоминания, изжени превозношение из ума твоего, извергни из сердца твоего злую похоть: «отымите лукавства от душ ваших.» Приноси плоды духа твоего, каковы суть (как говорит божественный апостол): «любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23). Посвяти душу твою Богу, и тогда Он с тобою соединится.

То, что мы говорим, весьма ясно видим и в Священном Писании. Приходит некогда Богочеловек Иисус в Вифанию, и там две женщины принимают Его в доме своем, чтобы угостить. Одна (Марфа) суетится о многом, служит, приготовляет все нужное: «Марфа же молвяше о мнозе службе», другая (Мария), оставя всяко дело, сидит у ног Богочеловека и совершенно во всем посвящает ум свой на слушание слова Его: «седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его» (Лк. 10, 39–40). Марфа надеялась, что угодна будет Иисусу Христу добродетель, которую она оказывала, и что Он будет после благодарить за труд ее. Она мыслила, что Бог требует стола и службы телесной. Она думала, что сестра ее ничего не делает, но всуе время свое теряет. Желая, чтобы и сестра ее участвовала во мзде, пришла она и предстала пред Господом. «Господи, – говорит Ему, – ужели нимало не печешься, что сестра моя оставила меня одну Тебе служить?» («Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? рцы убо ей, да ми поможет»). И Господь, вместо того чтобы ее благодарить, обличает ее. Иисус ей говорит: «Что ты беспокоишься и смущаешься о скорейшем исправлении всех домашних ваших дел?» («Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу.») Одно дело нужно делать – которое делает Мария. Видишь ли ее? Она избрала добрую часть: она принесла Мне великую жертву, посвятила ум свой на то, чтоб слушать слово Мое, и Мне подарила душу свою. «Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея» (Лк. 10, 41–42)». Вот явный пример, в коем Бог нам показывает, что хочет Он, дабы Ему посвятили ум и сердце, и Он будет весь наш.

Невеста из Песни песней (которая есть душа добродетельная) и ночь и день в уме своем имела Жениха своего. Сие происходило от многой любви, которую она к Нему имела: «на ложи моем в нощех исках, Его же возлюби душа моя» (Песн. 3, 1). Никогда не выходил из памяти ее Тот, Коего имела заключенным во внутренних глубинах сердца своего. Сие происходило от великой любви, которою она была к Нему преисполнена: «Его же возлюби душа моя: удержах Его, и не оставих Его, дóндеже введох Его в дом матере моея и в чертог заченшия мя» (Песн. 3, 4). Итак, любовь возводит ум наш к Богу, и любовь же – Бога в нас низводит. «Любяй мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам» (Ин. 14, 21). Посему добрый подвижник, который пригвождает ум свой к Богу, бывает жилищем Божиим, сосудом Святого Духа, приятелищем Иисуса Христа. Бог повелевает ему, чтоб любил Его, изволяя прийти в душу его.

И сие вы сами многократным дознаете опытом. Случалось ли когда-нибудь вам поститься, бдеть, молиться без прилепления к Богу ума вашего? Тогда никакого удовольствия, никакой радости не приходило в душу вашу; тогда вы ничего не чувствовали, кроме труда и усталости. И знаете ли, почему? поскольку дело ваше не восходило на Небо, чтобы низвести благодать Божию в сердце ваше. Оно осталось мертвым и бездейственным, возвратилось внутрь вас без плода. Посмотрите опять, когда или молитесь, или поете, или читаете и ум ваш прилеплен к Богу, тогда радости и веселия исполняется душа ваша, какая-то сладость и восхищение небесное объемлют всех вас. Ибо как кадило благоприятное, пред Бога восходит дело ваше, нисходит благодать Духа Святого в сердце ваше, Бог внутрь вас проходит.

Душа моя пребедная, почто не отдаешь ума твоего Создателю, дабы сыскать добрый бисер, подобно доброму евангельскому делателю? Творче мой Господи, почто не посвящаю Тебе я ум свой, чтоб быть мне сосудом Твоим, чтобы сохранить в себе честное Миро благодати Твоей? Отдай Ему, сестра моя, ум твой, посвяти все помышления твои Иисусу Христу, Жениху твоему. Взирай на Него умственно, яко на малого Младенца, который в вертепе плачет, и вскоре умолкнут твои глупые младенческие мудрования плоти. Взирай на Него в устланной горнице, яко на худейшего раба, омывающего ноги учеников Своих, и тотчас усмиришь всякую гордую мысль души твоей. Взирай [на Него] в вертограде, яко на послушника Отцу Своему даже до смерти, смерти же крестной, – отсюда научишься повиноваться настоятельнице твоей. Когда ты вообразишь себе Его в пустыне, то будешь поститься. Буде ты увидишь Его на горе Елеонской, то станешь молиться. Если ты узришь Его на крыле церковном, то победишь врага. Если ты вспомнишь, что Он чудодействовал, то будешь человеколюбива. Увидишь ли Его умом своим, как над Ним в претории ругаются, заушают, бьют Его, плюют в лице, тело ранами исполняют, тернием увенчивают главу, то от примера сего научишься терпеть с радостью всякую скорбь и тесноту иноческого жития. А иногда простри умственный взор до Голгофы и увидишь, как висит Он, распят между двух разбойников, яко злодей, разбойник, будучи праведный Царь и Создатель всего.

«Христе мой распятый, – скажи Ему в уме своем, – Христе мой Царю, за грехи души моей сим тернием главу Твою уязвляют; за грехи плоти моей уязвлена плоть Твоя и совсем растерзана! Христе мой Царю, нечувствительно и жестоко сердце мое, за это жестокое копие прободает животворящее ребро Твое!» Сия говори в уме твоем и тогда увидишь, как наполнятся очи твои духовными жемчужинами, ибо как из источников изливаются воды, так потекут слезы из глаз твоих.

После слез сойди потом в гроб Его, увидишь Его там мертва и бездыханна: гроб Его дает Иосиф, миро приносят Ему мироносицы, слезы льет Матерь Его – ты же положи в сердце своем никогда Его не забывать. Увидишь некогда и то, как Он приидет судить мир. Вострубят трубы, сойдут Ангелы, восстанут мертвые, пойдут в сретение все человеки, сущие от века. Тысячи тысяч Ангелов, тьмы6 тем Архангелов окружат Его, и предыдет Крест. Книги разгнутся, дела обличатся, тайное откроется, святые возрадуются и грешники восплачут. Узришь тогда Жениха твоего, колико тих и сладок Он к праведным: поставит их одесную, сотворит их царями, да царствуют в бесконечном Его Царствии. Но к несчастным грешникам будет ужасен и неумолим, пошлет их в пламень мучиться вечно и непрестанно.

О сих Божественных делах всегда помышляй, представляй себе Иисуса Христа, Творца и Создателя твоего. Ходишь ли – Христос да будет в уме твоем; ешь ли, пьешь ли, говоришь ли, молчишь ли, в рукоделии ли упражняешься – Христос всегда да будет в уме твоем. В ночи и во дни, всякий час, всякую минуту Иисуса Христа имей в памяти твоей, изобрази его в уме твоем изображениями любви, поскольку тогда не найдет места лукавая мысль для пребывания в нем и осквернения души твоей. Запечатлей в сердце твоем печатьми благоговения и смирения, ибо тогда не может войти злое похотение и повредить волю твою. Иисус Христос да будет утешение в скорбях твоих, терпение в искушениях твоих, сила в делах твоих. Яко «да будет... всяческая во всех» (1Кор. 15, 28), как говорит божественный апостол. Христос да будет мысль твоя, упражнение твое, помышление твое, дыхание твое, ибо таким образом всегда пребудешь в любви Его и так Он пребудет в сердце твоем и, пребывая в сердце твоем, блаженною сотворит тебя на небеси.

Он поставит тогда тебя одесную Его, яко царицу, в ризе позлащенной (Пс. 44, 10) девства твоего, одеянную в православную веру твою, преиспещренную всеми красотами добродетелей твоих. Да радуешься со всеми от века святыми неизреченною радостию в Том же Христе, Господе нашем, «Ему же слава во веки веков. Аминь» (Гал. 1, 5).

* * *

1

Как сор.

2

Чинить козни.

3

Усердие, старание.

4

Смирение, порабощение себя.

5

Крупчатку (пшеничную муку лучшего помола).

6

Тьма – здесь в значении «неисчислимое множество».


Источник: Четыре слова, огласительные к монахине на день, в который она облекалась в ангельский образ, сочиненные и говоренные 1766 года иеромонахом Никифором Феотокием, бывшем после архиепископом Астраханским и Ставропольским. – Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. - Москва : В Унив. тип., 1848. – 38 с.

Комментарии для сайта Cackle