Любовь к Богу и ближнему
Без любви к Богу и человеку невозможно достичь спасения (Там же, с.150).
* * *
Любовь Божественная, жертвенная «не завидует, не гордится, она всему веру имеет» (1Кор.13,4–8). Она любит Бога и человека только во Христе. Ради нее Бог Слово стал плотию, волею претерпел все страдания, Животворящий Крест, чтобы спасти человека. Ради этой любви апостолы обошли всю вселенную, чтобы спасти человека и даровать ему Царство Небесное. Эта любовь воодушевляла мучеников в их страданиях. Ради этой любви богоносные отцы и учителя вселенские усердно подвизались, оберегая наследие Божие от еретических учений и диавольских козней. Ради этой любви святые отцы усердно подвизались до крови против греха, вменяя ни во что настоящую жизнь, и претерпели различные виды смерти, чтобы жить в вечности со Христом. Эта любовь крепка, как смерть. Но мы должны и эту любовь понимать правильно. Эта любовь выражается не только в том, чтобы жалеть человека, и упускать из вида его пороки, и не обращать внимания на греховность его действий, но она должна, по апостолу Павлу, обличать, запрещать – то есть помочь человеку отстать от греха и служить Единому Богу. Как врач иногда дает успокоительные лекарства, а иногда берет в руки нож с целью исцелить больного, так и эта Божественная любовь применяет разные средства для духовного врачевания (Там же, с.149–150).
* * *
Реальная любовь, о которой говорит святой апостол Иоанн Богослов, заключается в том, чтобы мы носили немощи друг друга, прощали обиды, нанесенные нашему самолюбию. Любовь, по апостолу, есть пламень, сожигающий и попаляющий. Она делает человека самоотверженным и дает ему силу принести всего себя в жертву Богу и людям. Любовь сильнее смерти, потому что она является благодатной силой Божией, действующей в нас. Бог есть Любовь, и эта Любовь обьемлет и наполняет собою все. Она дает человеку живое ощущение небесного и Божественного, роднит человека с небом, дает ему вкусить пищи грядущего века (Евр.6, 5).
А без любви человек, если бы и обладал всеми земными познаниями и говорил бы всеми языками не только человеческими, но и ангельскими, пред Богом не имеет никакой цены. Такой человек, по образному выражению апостола Павла: «медь звенящая и кимвал звяцаяй» (1Кор.13,1).
Одно лишь теоретическое знание богословия не дает нам реального единения с Богом. Усвоение истин веры одним умом мертво, безжизненно, бесплодно. Истинное познание о Боге приобретается добрыми делами, одухотворенными любовью. Наших знаний и рассуждений о благости Божией, Его милосердии и долготерпении еще не достаточно для спасения. Нужно сделать сердце наше проводником добра и любви. Тогда мы не упустим ни одного случая сделать добро ближнему и, более того, будем готовы пожертвовать своей жизнью ради его спасения. Только тогда мы ощутим животворную силу и духовное богатство благости, милосердия, долготерпения и любви Христовой. По мере возрастания в душе этих качеств человек будет приближаться к Богу, освящаться и уподобляться Ему. Бог есть Любовь, в Нем жизнь и свет, мир и радость. Он – наш Создатель и Промыслитель, и мы должны любить Его, «яко Той первее возлюбил есть нас» (1Ин.4,19).
Помня и исполняя все это, мы тем самым засвидетельствуем нашу искреннюю любовь к Богу (Там же, с.152).
Любовь – основная добродетель
Подавая Своей жизнью пример и излагая истинное учение о нравственности, Искупитель мира с особой ясностью оттенил в Своем учении основную добродетель, возвышающуюся над прочими, – любовь к Богу и ближнему. И если все добродетели прекращаются со смертью человека, то любовь простирается в вечность. И поэтому Христос постоянно напоминал Своим последователям о необходимости приобретения этой добродетели, без которой невозможно спастись (7, с.188).
Любовь – плод духовный и дело Святого Духа
По своей сущности любовь неопределима словами, потому что она имеет Божественное происхождение. Это – плод духовный и дело Святого Духа, познать любовь могут только те, кто вкусил ее сладости. Но как солнце лучами своими являет себя миру, как огонь скрытый обнаруживается теплотой, а благовонный бальзам – приятным запахом, так и любовь, хотя и бывает скрыта в сердце, однако не может оставаться сокровенной и проявляется вовне своими плодами. И только благодаря этим плодам она в некоторой степени делается доступной познанию (Там же, с.230).
* * *
Любовь вводит христианина в общение и единение с Богом, потому что «Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» (1Ин.4, 16) (Там же, с.242).
Как стяжать любовь
Высока есть добродетель любви. Она есть дар Божий, но для воспринятая и усвоения этого дара человеку необходимо направить все свои усилия к очищению своей души от греховной скверны. Следовательно, чтобы стяжать любовь, необходимо очиститься от греховной порчи, перестать руководствоваться своим ограниченным умом, но во всем руководствоваться только светом слова Божия, отказаться от своей греховной воли и жить и действовать по воле Божией, всецело пленить себя в послушание Христово (см. 2Кор.10,5), другими словами, необходимо, чтобы все мысли, чувства, намерения и вся деятельность христианина соответствовали воле Божией (Там же, с.237).
Христианин должен молиться о стяжании любви
Поскольку любовь является благодатным даром свыше, то христианин должен постоянно молить Бога, Подателя всех благ, чтобы Он Сам возжег искру любви Своей в сердце и помог сохранить и умножить это драгоценное сокровище. Эта молитва уже сама по себе имеет свойство побуждать христианина к любви, милосердию и сострадательности. Молясь Богу о помиловании и спасении, верующий сознает необходимость также оказать со своей стороны милость своим ближним. Вот почему молящийся Богу и просящий у Него милости сам проявляет милость и любовь к своим ближним, ибо он знает: все, что он делает во имя Бога ближнему, делает и для самого себя (7, с.237).
Человек должен посвятить свою жизнь возгреванию дара любви
Любовь как союз совершенства непосредственно связана с благодатным устроением духовной жизни человека, со всеми добродетелями, которые, развиваясь и совершенствуясь, в свою очередь, заканчиваются любовью. И этому возгреванию дара любви верующий человек должен посвятить всю свою жизнь и только благодаря этому можно непременно соединиться с Источником любви и с Самой Любовью – Христом в благодатной вечности (Там же).
Любовь – наибольшая заповедь
Твердо став на путь добродетельной жизни, христианин должен все силы души направить на приобретение любви к Богу и ближнему. Сам Господь Иисус Христос назвал эту любовь наибольшей заповедью. «В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят» (Мф.22,40). Только любовь может привести христианина к нравственному совершенству и удостоить его единения с Богом. Именно ради этой цели был создан человек, ради этого пришел на землю и искупил род человеческий Господь Иисус Христос, к этому же направлены и все правила христианской жизни (Там же, с.227).
Любовь – основа христианской нравственности
Христианство ничего так часто и настойчиво не внушает верующему, как любовь к Богу и ближнему. И это по той причине, что она является основой и главным руководствующим началом христианской нравственности (Там же).
Без любви невозможна никакая христианская деятельность
Все другие христианские добродетели не только рождаются от любви, но и соединены с ней, как тело с душой, как сок с деревом или же теплота с огнем. Они вытекают из любви подобно тому, как ручьи проистекают от своего источника. Без благодатного одухотворения любви невозможна никакая христианская деятельность, и без нее христианин бывает подобен иссохшему, бесплодному дереву. Как каждый живой организм, если не будет в себе иметь движущей силы и естественной теплоты, не может существовать, но разлагается и обращается в тление, так и всякое доброе дело христианина, не имеющего в себе любви, вменяется ни во что (Там же, с.227–228).
Любовь – источник всех благ и матерь всех радостей
Одна любовь бывает способна преобразовать и изменить к лучшему все стороны человеческой жизни. Господь Иисус Христос и Его святые апостолы своим учением и жизнью засвидетельствовали эту любовь пред всем миром, внушая людям отлагать ветхого человека с его деяниями (см. Еф.4,22) и облекаться в нового, созданного по Богу в праведности и святости, то есть путем нравственного обновления достигать единения с Богом и того первозданного, блаженного состояния, какое он имел, будучи в раю. Вот почему любовь можно назвать не только корнем и источником всех благ и всего доброго, но и матерью всех радостей. Достойны похвалы семьи, города и даже государства, которые устрояют жизнь согласно закону любви (Там же, с.228).
Любовь определяет все стороны отношений человека к Богу и Бога к человеку
Любовь имеет такое свойство, что она «любителя соединяет с любимым». Так, с одной стороны, Бог ради Своей любви воспринял естество человеческое и стал во всем подобен человеку, кроме греха, чтобы привести его в лучшее состояние. Так и человек, с другой стороны, когда Бога любит, соединяется с Ним, преисполняется Духа Божия, Который одухотворяет его и направляет на путь спасения. Таким образом, любовь определяет и обуславливает все стороны отношений человека к Богу и Бога к человеку (Там же).