Сентябрь
1 сентября 1874 г
Новый церковный год. Благослови, Господи, венец лета благости Твоея. Славлю Господа, яко и еще и еще не оставил меня, но, когда я искал Его сердцем моим, нашел Его, сокровище нетленное, бесценное, святейшее. Благодарю Господа за благодать умиления, простора и сердечной теплоты (после тесноты и хлада вследствие ядения мяса и рыбы трески), дарованную мне на воскресной всенощной в думской Церкви. Благодарю Господа, яко духовных чад моих Николая Григорьевича Сидорова и Филиппа Степанова примирил со мною, наипаче сегодня (приводил к присяге).
Благодарю и превозношу Господа, удостоившего меня совершить сегодня Божественную литургию в думской Успенской церкви и оживотвориться чудно Божественными Тайнами Пречистого Тела и Крови Христовой. Благодарю за дерзновение при совершении Таинства Крещения в двух домах – у Лаврова и Буранова.
Доброго настоящего нельзя рассматривать вне связи прошедшего: настоящему основанье положено прошедшим, как доброму, так и худому. Это надо помнить твердо при изучении истории церковной и гражданской. Надо благодарить Бога не только за настоящее [...], или за настоящих живущих людей, но и за прошедших, подготовивших нам доброе настоящее.
3 сентября
Сегодня в ночи бес нечистый осквернил меня, многострастного, скверным привидением, от того что я лег на левый бок и теплее обыкновенного оделся одеялом. О, сколько во плоти моей многострастной греховных наклонностей и как необходимо умерщвлять, порабощать тело свое, распиная плоть со страстьми и похотями [Гал. 5, 24]! Господи, помилуй и очисти меня, многогрешного.
4 сентября
Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного [Мф. 18, 10]. Это помни при обращении с детьми и искренно обращайся с ними, с теплой любовью.
6 сентября
Пятница. Благодарю многомилостивого и долготерпеливого ко мне Господа, яко и в нынешний день многократно явил во мне чудеса милосердия Своего, скоро услышав меня и избавив от тесноты, омрачения и срамоты озлобления моего в гимназии на невежливого Удальцова и дома на жену двукратно за ее грубость. О Боже мой, даруй мне любить их и молиться за них. Да будут добры и ласковы. Исправи и меня, Господи, да никогда ни на кого ни на мгновение не озлобляюсь, ибо ближние мои – члены Твои.
Из самих нищих (им делать также нечего) набрать органы Попечительства для сбора пожертвований по кружке, на которой должна быть надпись: Приходское попечительство. (Имена и фамилии сборщиков для предотвращения обмана со стороны мошенников объявить в «Вестнике».)
Сам я, обходя со крестом прихожан, должен вербовать деятелей Приходского попечительства, говоря: прихожу к вам как апостол с проповедью о покаянии и милостыни, о вечном правосудии Божии и о Страшном Суде; вспомните множество любви, благодеяний Божиих к вам и множество грехов своих; вспомните, что делал для вашего спасения Бог, а вы не сделали для спасения своего ничего; если хотите вечного помилования от Бога, милуйте бедных; час смертный, значит и суд Божий над нами, близки к нам. Грехи твоя милостынями искупи и неправды твоя щедротами убогих (Даниил [4, 24]). Вспомните вечную казнь грешникам нераскаянным, неисправленным! Только милостыня от вечной смерти избавляет и очищает всяк грех.
В воскресные и праздничные дни говорить проповеди с приглашением к пожертвованиям.
Сладкий чай крайне вреден для целомудрия, усиливая плотское сладострастие. Избегай сладкого чаю, особенно без пищи.
Да приидет Царствие Твое [Мф. 6, 10]. Господь должен быть царем в нашем сердце, а не диавол – правда, а не грех; каждый из нас должен быть царем над собою, над своими страстями, порочными наклонностями. Даруй мне, Господи, владеть собою, с помощью благодати Твоей, ибо без Тебя не могу ничего.
8 сентября
Мертв духом был я сегодня за ранней обедней, болезнен и безумен сердцем от бывшей на этой неделе ночной поллюции от скверного сновидения диавольского, а также от мясной пищи, которую вчера я ел в изобилии вместе с пирогом из рыбы. Только благодать Божия, усердною молитвою у Бога испрошенная, оживила меня и уврачевала лютые язвы сердца моего; растление было глубокое, немощь великая; я не мог от бесовского страхования выговорить слова: В первых помяни, Господи, Святейший Правительственный Синод и господина нашего Высокопреосвященнейшаго Исидора, митрополита Новгородскаго, Санкт-Петербургскаго и Финскаго, ихже даруй святым Твоим церквам в мире, целых, честных...
Свою целость потерял, не испросив целости другим.
На великом входе от прилога лукавого не имел силы выговорить императрицы Марии Александровны... и благоверного государя великого князя Николая Александровича. Но после причащения Святых Таин (слава силе Твоей, Господи) всё непреткновенно совершил – и заамвонную молитву прочитал, и молебен водосвятный; только на молитве водосвятной только на мгновение запнулся, смутившись от бесовского прилога, и пропустил несколько слов... Проповедь сказал с одушевлением, собрал на блюдо в пользу бедных 33 рубля 20 копеек. Слава Богу!
Дерзновения, дерзновения более даруй мне, Господи! Враг крадет у меня дерзновение, всевая страху боязни, мечтания.
Святые угодники суть рождение Божие, чистое, святое дыхание Духа Святого, – как не чтить их, другов Божиих, как не просить их ходатайства о нас грешных пред Богом!
Доколе я, как младенец, буду заниматься игрушками – пищею и питием, без удержи лакомиться пирогами, сладким чаем и подобными тому вещами? Доколе самопроизвольно повергать себя буду в смерть духовную, лишать себя благодати Божией, которая не может обитать в сердце, любящем земные наслаждения, телесные, грубые? Доколе делаю брашно гиблющее, то есть гоняюсь за пищей и питием, угождаю чреву, этому домашнему идолу, а не брашно нетленное, еже даст Сын Человеческий... хлеб Божий... сходяй с небесе и даяй живот миру [Ин. 6, 27, 33]? Вот что я думал и чувствовал, между прочим, сегодня, во время домашней всенощной у госпожи Броун, когда пришел к ней служить всенощную с сердцем, отягченным пищею пирожною, употребленною дома за обедом, хотя и ел только один пирог. Много было нужно мне чувства покаяния, умиления, сокрушения, чтобы возродиться снова чрез пламенную молитву в благодатную жизнь из плотяной и одолеть запинавшего меня смущением врага. О, как нужно священнику всегдашнее воздержание! Даруй мне, Господи, сие воздержание!
9 сентября
Благодарю Господа, здрава мя воздвигшего от сна и сохранившего от ночных грез.
Окаянен я человек: милуемый Господом, продолжаю согрешать и грехи к грехам прилагать, растление к растлению, хоть не блудное растление тела, но растление души; сподобляемый благодати животворящей, теряю благодать ради детского наслаждения пищею. Крутой характер сестры Анны К. проистекает от природы, от темперамента, от первоначального воспитания, как и у меня. А нет ничего труднее, как справиться с своим характером или идти напротив ему. Это всё равно, что идти напротив сильного течения реки. Сужу сам по себе, ибо и я не могу еще во многом удерживать себя, а уязвленный, – смущаюсь тотчас чем-либо мне противным. Как тяжело было мне вчера держаться против напора искушений от врага и от плоти после обедни за молебном Божией Матери. Плакать, плакать надо было, чтобы привлечь небесную помощь; [...]. О блудная плоть! Распинать тебя надо. Постоянно!
Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный [Лк. 5, 8]. Словами апостола Петра и я многогрешный возопил сегодня ко Господу, когда Он был у меня во Святых Своих Тайнах, ибо пререкание видел я в дому своем от жены своей, а в себе – раздражение. И правда – в доме нельзя держать постоянно Божественных Тайн, а только по нужде, на время, да не оскорбим Почивающего во святых, почивающего на престоле славы Своея, почивающего на разумных престолах небесных.
10 сентября
Сон. Новая лодочка, в которой я плыл по морю, быстро наполнялась водою (я наполняю чрево и сердце свое питьем) и наконец готова была потонуть, и только чудом я очутился у пристани; у меня был длинный шест, которым я измерял глубину: она быстро увеличивалась по мере отдаления от берега. Я могу потонуть от чревоугодия (затопить душу свою).
Другой сон – вскоре же после первого: я в каком-то судне; у меня в руках сосуд, до половины имеющий в себе каких-то хлебных сухарей, а ниже – водою (это пища и питье, мною в избытке употребляемые, а сосуд – мое сердце). Мне говорят: возьми и пусти голубя в этот сосуд; я подумал: как голубю быть в таком малом и тесном сосуде, притом с хлебом и водою. Он вылетит оттуда сейчас же! Я взял его руками и положил в сосуд, но он вскоре вылетел, потому что там ему было тесно и душно, и бывшие тут вскричали: ах, ах, вылетел! Дух Святой не может обитать в сердце, отягченном яствами и питьем, но вылетает. О, горе мое! Это мне нравоучение – доброе, простое, наглядное. Я вчера вечером много ел и пил. Жадный, безрассудный.
Благодарю Господа, сподобившего меня вчера совершить мирно, свободно, торжественным духом Таинство Крещения в доме Вальриндта и Елеосвящения в доме Сорокиной, над Королевой.
О, сколь тяжелы мне стали просфиры и масло скоромное – от неумеренного их употребления! На ночь (как вчера, и по утрам, как сегодня) никогда не есть просфиры, разве в голоде, и то немного.
Настоящее не может быть без прошедшего: настоящие люди, настоящий порядок вещей, строй Церкви, строй государства, нравы, обычаи – всё коренится в прошедшем, которое весьма богато примерами мудрости, добродетели, доблести, мужества, терпения, любви, силы, дерзновения, твердости, верности, постоянства. Потому весьма, весьма полезно знать и изучать прошедшее, повествование о прежде бывших лицах, отличившихся этими делами, о их доблестях и добродетелях, равно как и преткновениях, пороках, для подражания первым и избежания последних, – одним словом, весьма важно изучать историю. В этом отношении весьма важно особенно изучение истории Церкви и истории гражданских обществ, и в частности – истории отечественной Церкви и государства.
Благодарю Господа, сподобившего меня непреткновенно, со дерзновением, торжественным духом, совершить крещение у офицера Василия Семеновича Голубцова и сим священнодействием оживившего меня. Слава Тебе, Владыко животворяй!
12 сентября
Согрешил пред Богом, пред женою, младенцем Лизою, пред собою и слугами, браня жену за убегание с младенцем от свежего воздуха (дурой назвал, пожелал дурного – чтобы бояться им всегда всего с сестрою своею Анной)! О, нетерпение! О, самолюбие! О, недоброжелательство! Нелюбление ближнего, яко себе. Разорил я, окаянный, заповедь Господню. Но каюся, Господи, помилуй мя, исцели, очисти и спаси мя. И уже Ты помиловал, исцелил лютую язву греха моего, очистил, спас меня. Благодарю Тебя, премилосердого и благопослушливого и благопременительного Бога нашего. Аминь. Соблюди мя во предняя от всякого греха. Да не забываю, что жена моя – орудие великой мне милости Божией: чрез нее Господь даровал мне и честь священства, и всякое внешнее довольство. Да научусь снисходить, терпеть и долготерпеть к ней и к сестре ее, вдове, хотя своенравной и гордой. И терпеть-то не много надо.
Не поддавайся (о имени Господни) врагу бесплотному ни в едином слове, но каждое слово, которое он старается вырвать у тебя, смутив тебя и обессилив, – выговаривать твердо. Благодарю Господа, услышавшего пред молебствием на закладку дома молитву покаяния моего и исцелившего язву мою, отъявшего смятение мое и даровавшего мне мир. Сначала хорошо, спокойно служил, а потом – на малой ектении, поминая Пречистую Богородицу, усумнился, смутился и онемел, – а оттого крайне уязвился во всем существе, ядом наполнился диавольским. Господи! Какое наказание мне по грехам моим! А впрочем, это и из-за молока с черным хлебом!
Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее [Лк. 9, 24], разумеется плоть страстную, или ветхого человека, которые надо распинать и умерщвлять, как сказано: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями [Гал. 5, 24]; усмиряю и порабощаю тело мое [1Кор. 9, 27]; умертвите земные члены ваши [Кол. 3, 5].
Благодарю Господа, избавившего меня сегодня от великой тесноты при воззрении на святую икону Его в гимназии (в учительской и в пятом классе).
Правая вера есть та, которая дает самые верные средства ко спасению, оправданные бывшими и настоящими опытами. Такова святая Православная вера наша – истинная, Евангельская, Апостольская. Как она чудно спасает непрестанно искренних христиан! Как изменяет, обновляет, очищает, животворит, освящает, спасает, даруя нетление, мир, свободу. В других верах заметна во всех сословиях разнузданность в разуме, в сердце, в воле, в действиях, в словах, во всей жизни. Жизнь там языческая. Потому весьма, бесконечно важно исповедывать христианскую Православную веру, истинно Божию, Апостольскую, вселенскую.
Господь Своею смертью и погребением и сошествием во ад уровнял мне, очистил путь могильный, загробный, победил враждебные нам полки духов злобы и многих, многих святых воскресил. Нечего бояться мне смерти, когда я с Господом. Аще и пойду посреде секи смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною ecu [Пс. 22, 4].
Иди напротив своей плоти, грешной, мерзкой, злой, лукавой, богопротивной; если ты не пойдешь против ней, то она пойдет против тебя и против Бога.
Воздвизается Крест Господень. – Сколько воспоминаний печальных, страшных, великих и вместе радостных пробуждается при виде воздвизаемого креста или при одном виде креста!
Кто воздвижен был на кресте? Сам Царь славы, Сам Творец небесе и земли, Господь Иисус Христос. За кого? За нас – за меня с вами Царь правды, Бог всемогуший принял казнь человеческим естеством Своим за наши прегрешения. И какую казнь? Казнь самую поносную, самую мучительную! О, таинство ужасное! О, таинство, невольно извлекающее слезы умиления! Мы не так поражаемся, не приходим в умиление, когда видим, что правосудие казнит злодея, убийцу. Но как не умилиться при виде казни не преступника, а величайшего Праведника, кроткого, смиренного, незлобивого, милосердного, совершившего бесчисленные благодеяния человекам и ни единого зла не соделавшего? Не напрасно померкло солнце, тряслась земля; раздиралась завеса храма, распадались камни! Вся бесчувственная природа – дивное дело – сострадала Создателю всего!
А окаменившие сердца свои иудеи не сострадали! А народ зевал, ходя около креста и говорил насмешливо: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста [Мк. 15, 29 – 30].
Крест являет гармонию совершенств Божиих (согласие): вечной, неизменной правды Божией, любви и милосердия Божия, премудрости Божией. Святость и правда Божия не могла принять в общение с Собою грешника, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? [2Кор. 6, 14]. Надо было примирить грешника с правосудным Богом, надо было соразмерно преступлению наказать его (или, лучше – сообразно преступлениям всего человеческого рода); потом даровать человеку благодатные силы к деланию добра, заслуженные страданиями и смертью Богочеловека, Сына Божия; надо было установить чистительные токи для грешников в Церкви в Таинстве Крещения, Покаяния и Причащения, чистительную, освятительную благодать Духа Святого – и тогда уже принять его в общение с Собою навеки. То и сделал Господь с апостолами, иерархами, мучениками, преподобными и бессребренниками.
Чревоугодие и пресыщение – бич благодати, отпадение от Бога, ниспадение в страсти плотские, в тление, прилепление к миру.
Выпил я немного молока в пятницу Воздвиженскую – и что сделалось со мною в третьем классе гимназии! Как наводнил меня грех нелепый!.. Как омрачил, осквернил, смутил, связал постыдно! Благо, что я обратился еще сейчас к Богу, – а то беда была бы! Вот повод к чему подает чревоугодие!
От вчерашнего ядения вечером сегодня у меня гланда (железа) под левым ухом; а от вчерашнего чаю и кофе (без надобности) пред всенощною я не имел голоса, но какое-то было нервное дребезжание. Напрасно я вчера ел вечером поздно рыбу жареную потому только, что она осталась. О, ученый глупец! В таких ли маловажных вещах несмыслен?.. Из-за этого ли теряешь бесценную благодать? За это ли продаешь себя Велиару? Боже милосердный! Помилуй мя! Я оживляю многострастную плоть чревоугодием и пресыщением своим, которое есть смертный воистину грех, ибо душа умирает от него.
Крайне усилилась золотуха моя многоядения ради. То, что для других не много, для меня – много, ибо у меня малая потребность при хранении и не рассевании семени, в коих сила моя.
14 сентября
Благодарю Господа, сподобившего совершить раннюю литургию; при словах: В первых помяни, Господи... напал диавольских страх, и слова: Исидора, митрополита Новгородскаго, Санкт-Петербургскаго и Финскаго, ихже даруй святым Твоим церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право... не мог выговорить...
От употребления постного пирога в довольном количестве и водки рюмки большой после сна заболела голова...
Благодарю Господа за многократное, милостивое благопослушание меня, кающегося и стенящего во грехах, и избавление от тесноты греховной, наипаче во время всенощной, в начале. Благодарю Господа за дар умиления во время предстояния престолу животворящему и Евангелию во время лобызания его. Благодарю Господа, избавившего меня от скорби и тесноты, постигшей меня за огорчение и крик на мальчиков нищих, гнавшихся за мною в Думу, сегодня после всенощной. Непрестанно испытываю на себе величайшие милости Владыки и Бога моего. Слава Господу! Сколь благопослушлив Господь! Бесконечно великий Творец слушает тленного червяка, как я! О, снисхождение! О, благоутробие!
В мире чудес живу я – в Церкви Божией, чудес милосердия, всемогущества, премудрости Божией.
В театре люди, как маленькие дети, забавляются житейскою суетою, часто своими шалостями.
Грех произвел страшное средостение между Богом и человеком. Надо было разорить это средостение – и премилосердый Спаситель разорил его крестом, убив вражду на нем, и заслужил человекам благодать на благодать [Ин. 1, 16]: очищает, освящает, утверждает их посредством Таинств благодати, и человеки опять соединяются с Богом чрез освящение и обожение от Сына Божия и Духа Святого. Слава милосердию Божию, премудрости Божией, силе Божией!
Варенье крайне мало надо употреблять: оно расслабляет нервы.
16 сентября
Благодарю Господа, чудодействующего во мне чрез Святые Тайны: утром я был болезнен, немощен – во время литургии стал здоров, особенно по причащении Святых Таин совсем ожил, успокоился, ободрился, возвеселился. Слава Господу Многомилостивому! Немощен я был от вчерашнего многоядения у инженера-механика Федорова после крестин за ужином и от расстройства желудка. Спать крайне хотелось мне до обедни и во время обедни, но, прикоснувшись к престолу Господа, я воспрянул от уныния и немощи и ободрился. Чудна Божественная литургия! Чудны Святые Тайны! Обедню без преткновения совершил. Хорошо, что меня прослабило до обедни два раза – живот очистился.
Сообщить о разборе нищих, бывших 13-го и 16-го сентября, о количестве и качестве лиц, явившихся к разбору; о результате разбора, или что сделано для них.
Если мы, получив познание истины, произвольно грешим [слав.: волею согрешающым нам по приятии разума истины] , то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников [Евр. 10, 26 – 27]. Внимай, что говорится. Ты этот безумный, согрешающий волею по приятии разума истины и, что еще гораздо важнее, по толикократном причащении Божественных животворящих Таин Пречистого Тела и Крови Христовой. – Ты чревоугодник; ты имеющий блудное сердце; ты всякими грехами обремененный грешник.
Благодарю Господа, демонский страх отъявшего от сердца моего и даровавшего мне смело и твердо выговорить прощение во грехах пред народом в церкви на вечерни.
17 сентября
Благодарю Господа, оживотворившего меня Божественной литургиею и Божественным причащением пречистых и животворящих Тайн. Я был немощен крайне до обедни от расстройства желудка. Чудо чудес Божия литургия! Враг уязвлял после литургии, но я опять исцелился верою в пречистые Тайны и призыванием Господа. Славлю силу и милость Его аще и недостойный раб Его. Благоволи Господи и о мне, грешном. Голос был сильный, звонкий и оттого, что живот прочистило и грудь стала свободна.
18 сентября
Благодарю Тебя, всемилосердого Владыку за избавление меня от скорбей, теснот, малодушия и за дарование мира, свободы, дерзновения, здравия души и тела, очищения грехов, что все вместе и порознь есть величайшее благо человека на земле. Благодарю Господа за избавление от злоб моих. О чудный, близкий, всеведущий, всесвятый, всеблагий, всепреведный Господь, слава, слава, слава Тебе!
20 сентября
Благодарю и превозношу милосердие и силу Бога моего, избавившего меня от скорбей и теснот и во время утрени и литургии, и вечером. И при соборовании старушки в доме Януарского, когда чрез движение злости сердце мое смутилось и овладела мною теснота и скорбь, лишь только с живою верою я призвал Господа, вообразил Его в сердце – тотчас исцелился успокоился. Слава Господу.
Испытал я, что весьма благодетельно мало кушать днем и вечером: легко спится, легко молится, легко побеждаются страсти, да и слабые бывают прилоги страстей.
Хорошо сказано, что во истлении своем истлеют [2Пет. 2, 12].
Да приидет Царствие Твое [Мф. 6, 10]. Кто возлюбил Бога паче всего, всем сердцем, всею душою, всею мыслею, всею крепостию, для того пришло Царствие Божие, а кто еще предан миру, хотя и служит Богу, для того еще не пришло.
Благодарю Господа за чудные дела Его милосердия во мне грешном, ибо и ныне чудно оживил меня Господь Своими животворящими Тайнами, очистил, освятил, насытил, укрепил душу мою.
Благодарю Господа, препоясавшего меня силою свыше совершить Таинство Брака земляка моего, вимбергского приказчика Николая, и Татьяны. Добре венчал, только под конец на певчих Владимирской церкви огорчился за вялое и ленивое их пение и не вовремя начинание пения. Враг затеснил было, смутил, зажег, посрамил меня, и я едва кончил, не выговорив многих слов; но по окончании венчания и молебна, припавши к престолу с верою и упованием на Господа, я ощутил в душе удивительную спасительную и животворящую руку помощи Господа моего Иисуса Христа и умиротворился, распространился, оживился – за что и возблагодарил от всего сердца Господа моего, спасающего кающихся грешников вскоре. После брака был у Екатерины Степановны и назидательно говорил.
Вообще нынешнюю седмицу за службой и вне службы я спасался в бесчисленном множестве случаев благодатию Божиею; всегда многомилостивый Господь внимал мне, грешнику кающемуся, и спасал меня долготерпеливно. Благодарю Господа, располагавшего ко мне сердца прихожан наших. Благодарю Господа за успехи по гимназии и за успехи по приходскому Попечительству особенно сегодня, 20 сентября, в пятницу. Слава действующему вся во всех [1Кор. 12, 6]!
21 сентября 1874 г
Ночью было сатанинское блудное мечтание (да не помянется оно!). Благодарю Господа, очищающего все беззакония мои милосердием Своим к кающимся и неизреченною, всепресветлейшею святынею Своею. Благодарю Господа, явившего мне помощь в служении утрени. Отдание Воздвижения Креста.
21 сентября
Суббота. Благодарю Господа, сподобившего совершить непреткновенно Божественную литургию и причаститься всерадостных, премирных, Божественных, животворных Тайн. Искушению подвергся по причине плотского расслабления от бывшей прошлою ночью осквернения. Когда говорил вслух молитву: Верую, Господи, и исповедую... не выговорил слов: Пречистых Твоих Таинств... и: причащение Пречистых Твоих Таинств, Господи, но во оставление грехов и в жизнь вечную... пред причащением жены Кожевнина Анастасии... Нашел, что осквернение приключилась от сладкого чаю, который пил у Екатерины Степановны; потом крайнее расслабление души блудным, невольным движением случилось после обедни, при совершении Таинства Крещения в церкви: восприемницей была девица, дочь Хрисанфа Могилева, весьма благообразная. Согрешил ко Господу! Едва удержался от блудного движения – так плоть сильно возбесилась от представления лепоты девической, хотя я и славил Бога, Виновника всякой лепоты и красоты. О, сколь необходимо нам, растленным, особенно мне, растленному, к единому Богу взирать непрестанно!
За обедом довольно ел мяса, вследствие истощения от осквернения. Но больше никогда бы не есть!
22 сентября
Не дай Бог есть мяса за обедом и пить молоко на ночь и сладкий чай [...]! Утверди, Боже, не есть мяса и не пить сладкого чаю и молоко, кроме необходимых случаев, и то – мало.
От бесчисленных грехопадений и зол спасает меня Господь священством Его, возложенным на меня, особенно ежедневным служением литургии на очередной неделе: спасает от чревоугодия утреннего, от многих других греховных преткновений, очищает постоянно душу и тело от греха, освящает, умиряет, живит, укрепляет. Благодарю Господа! Священство спасает меня и от посещения театра, где взоры и слух мои могли бы встретиться с предметами соблазнительными и омрачить мой дух и сердце! Театр – храм бога мира сего, с его суетою, с его страстями и похотями. Это зеркало мира прелюбодейного и грешного, во зле лежащего. Правда, что в людях были и бывают благородные порывы, и они изображаются на сцене, – но все же это героизм мирской, бывалый и в языческие времена, но не героизм христиан, борющихся с грехом ради веры и любви к Богу и Христу Спасителю. Благодарю Господа, заградившего мне и сану моему вход в такие места.
23 сентября
Благодарю Господа, стершего вчера во время литургии и после ее главы духовных змиев во мне, смущавших и уязвлявших меня, особенно при отпусте на благодарственном молебне, который весь украл у меня враг, после чего мне было особенно нехорошо, – но воззвал всем сердцем ко Господу, сказал врагам моим: аще бо паки возможете, паки побеждени будете [Ис. 8, 9], вообразил в себе Господа сердечною верою, что Он во мне и может сокрушить всё коварство змия, и – о, блаженство, мир, свобода, дерзновение! Вся мгла бесовская гибельная исчезла! Молебен служил потом с величайшею свободою, брак венчал с величайшим дерзновением и свободою. Благодарю Господа!
25 сентября
Благодарю Господа за пренебесный дар литургии и животворящих Таин и за оживотворение ими, за сотрение неоднократное диавольских козней и греховных теснот, за бодренное служение молебна у Якова Андреева, за [благопомощное] служение литургии в думской церкви (конца Евангелия недочитал от вражиего смущения). (На дьячка не следовало огорчаться: он готов к услугам. На слуг Екатерину и Анну тоже не надо гневаться из-за пустых вещей, да и из-за важных: гнев человека не творит правды Божией [Иак. 1, 20].)
26
Прогневал я сегодня Господа злобою своею, когда нищие стали приставать ко мне и гнаться за мною; одного из них я толкнул и – о, дерзость! сказал ему: ступай к черту! Члена Христова, Самого Христа я так оскорбил! И когда я покаялся в этом, долготерпеливый и милостивый Господь приял меня, помиловал, умиротворил, освободил от уз адовых и даровал мирно совершить литургию. Славлю чудное милосердие! Я не лишен был и слез умиления во время совершения литургии, а слезы покаяния – пища моя. Ибо что остается мне, грешнику, какое врачевание, как не слезы? И за дар слез благодарю Господа.
Ты свободен – зачем сам попал в ад? Кто тебя сюда звал? Не предостерегли ли тебя? Не говорили ли тебе о вечных здесь мучениях? Ты не верил? Новая дерзость! Как ты осмелился, дерзнул не поверить Самой Истине?
Не раболепствуй, о иерей, ни единому человеку из сильных, знатных или богатых мирян и ни пред кем из них не смущайся. Бога единого бойся и Ему служи всем сердцем.
Приблизилось Царство Небесное [Мф. 4, 17], – не мы приблизились к Царству Небесному, а само Царство Небесное, Сам Христос, Царь Небесный, приблизился к нам, приклонивши небеса и сошедши, как написано: Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня [Ис. 65, 1]. О, снисхождение, о, благость, о, щедрость неизреченная! И как приблизился Христос Господь! Дал Себя в снедь и питие верным! И всегда преподается, когда восхощем! О, приближение Царствия Небесного, дивное, дивное и поразительное для умов Ангельских! А мы, окаянные, бежим от Царства Небесного к суете мира сего, в храм Божий редко ходим, крайне редко причащаемся Святых Таин!
О, как неизреченно возвышено естество человеческое в лице Богочеловека Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, как освящено, прославлено, обожено! О, какой чести и славы удостоились все освященные во Христе Иисусе, то есть все святые, угодившие Богу верою, надеждою, добродетельным и святым житием! Какой чести удостоены и мы с вами, братия, имеющие несравненное счастье именоваться и быть (дай Бог только чтобы быть, а не именоваться только) христианами православными, членами Церкви Христовой и Самого Христа Бога, чадами Божиими и чадами Матери Божией по усыновлению, рабами Господа и Пречистой Его Матери! Но эта честь, братия, требует дел, сообразных имени и званию христианскому. Очистим же себя от всякой скверны плоти и духа, творяще святыню в страхе Божием [2Кор. 7, 1]. Прославляем мы в Матери Божией наипаче святыню безмерную, смирение высочайшее, милосердие и сердоболие к нам, грешным, неисчетное. Будем же и сами ревновать всегда о святости жития, о смирении нелицемерном, которое искренно считает себя ничтожеством, а ближнего почитает, любит, снисходит, терпит и долготерпит ему, извиняет и прощает, если это безвредно для других; постараемся искренно, всесердечно и сами быть мягкосердыми и состарадательными к ближним, особенно нуждающимся в нашем сочувствии, да и сами удостоимся любвеобильного сострадания и милосердия Матери Царя Небесного.
Несчастны те протестантские общества, которые разорвали всякое общение с Церковью первородных, на небесех написанных [Евр. 12, 23], и не призывают никогда в молитвах своих Божией Матери. Это гордость несмысленная, горшая всякой гордости! Это безумство непонятное! Это дерзость гордого сатаны! Вот что значит святотатственно разорвать животворную связь с Церковию Вселенской, Апостольской, Православной, видимой! Порвавшие связь с видимой на земле Церковью, порвали тем самым и с Церковью небесною, и с Главою Церкви. Тому Бог не Отец, кому Церковь не мать, говорит один святой отец114.
29 сентября
Воскресенье. Ранняя обедня. Благодарю Господа, воскресившего меня от смерти греховной, которою я умер в течение седмицы от чревоугодия и пресыщения и других грехов. Я чувствовал, что внутри враг кругом облегает меня, облекши меня собою, как одеждою; я был немощен, несвободен, смущен, бессилен; на великом входе враг не дал мне говорить имени Марии Александровны императрицы, наследницы и великого князя Николая Александровича; пред самым причащением враг уязвил меня жестоко презрением и ненавидением к алтарному сторожу Ивану за его курносие, безобразие, хотя он прекрасный, добрый, простой, совестливый человек; враг одолел меня, лицеприятного, услаждающегося приятною наружностию человека и гнушающегося неблагообразной; впрочем, искренним покаянием Господь приял меня в милость Свою и дал мне животворно причаститься Святых Таин; не выговорил: В первых помяни, Господи... И сподоби нас, Владыко... Благодатию и щедротами и человеколюбием – до конца; молебен водосвятный служил с Божией помощью бодро; а пред молебном и во время молебна было крайнее искушение и только слезами покаяния получил я помощь свыше! Как я грешен, мерзок, немощен!
После обедни, пред венчанием свадьбы во втором часу огорчился на жениха и невесту; диавол вошел в сердце, овладел мною, и я, не могши освободиться от духа неприязни, смутно и в тесноте венчал ее, в крайнем бессилии душевном и посрамлении; потом крестил у лейтенанта Пелия с крайним трудом, но после обеда у них от вина, мяса, пирогов дьявол окончательно одолел меня, и я не мог говорить на крестинах у Суетина, особенно оттого, что с подобострастием воззрел на разряженную куму Латт, – беда, да и только: стал враг [поперек]; свадьбу в семь часов вечера также с крайним трудом венчал; говорить совсем не мог, многократно страшно враг противился; благожелания мужу и жене не сказал! Возвеличися женише... невесто – не сказал; молитвы о разрешении венцов не сказал; отпуста не сказал. Ужасно было трудно! Вот тебе обед без молитвы на крестинах, в курной комнате. Вот тебе чоканье бокалом и рюмками с людьми, коих жизни ты не знаешь. Но особенно за злобу наказал меня Господь, и когда – после причастия Святых Таин, – такова моя неблагодарность и дерзость! Поделом срамота покрыла лицо мое.
* * *
Священномученик Киприан Карфагенский: «Кто Церкви не слушает, тот не есть сын Церкви, а кому Церковь не мать, тому Бог не отец».