Источник

Библиография

I. Творения Отцов Церкви

Августин, блаженный

Беседы на Псалмы: Enarrationes is Psalmos. PL 36–37. Исповедь: Confessionum libri XIII. PL 32, 659–868; CSEL 33/1.

О согласии евангелистов: De consensu evangelistarum. PL. 34, 1041–1230. Русский перевод: Августин, блж. О согласии евангелистов // Творения. Ч. 10. Киев, 1906.

О граде Божием: De civitate Dei, lib. I–XXII. PL 41, 13–801. Против прелюбодеев: De conjugiis adulterinis. PL 40, 451–486.

О посещении больных: De visitatione infirmorum. PL 40, 1147–1158. Проповеди: Sermones. PL 38–39; CCL 41.

Толкование на Евангелие от Иоанна: In Ioannis Evangelium tractatus CXXIV. PL 35; CCL 36. 1954.

Русский перевод:

Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. Киев, 1912. Т. 1–11.

Аврелий АвгустИн.Исповедь / Пер. М. Е. Сергеенко. М., 1991.

Амвросий Медиоланский

О Каине и Авеле: De Cain et Abel. PL 14, 315–361. О покаянии: De poenitentia. PL 16, 465–485.

Апостольские постановления

Апостольские постановления: Didascalia apostolorum. SC 320, 329, 336.

Афанасий Александрийский

Житие Антония Великого Vita S. Antonii. PG 26, 835–976. Русский перевод: Афанасий, свт. Житие прп. Отца нашего Антония // Творения. Ч. 3. С. 178–250.

Послание к Эпиктету: Epistula ad Epictetum. PG. 26, 1049–1070.

Афинагор Афинский

Прошение о христианах: Legatio pro christianis. PG 6, 889–972.

Василий Великий

Беседа 1, о посте: De jejunio, oratio prima. PG 31, 163–184.

Беседы о сотворении человека и об образе Божием: De creatione hominis homiliae II. SC 160.

Беседа 4, о благодарении: Homilia 4, De gratiarum actione. PG 31, 217–237.

Беседа 8, говоренная во время голода и засухи: Homilia 8, dicta tempore famis et siccitatis. PG 31, 304–328.

Беседа 9, о том, что Бог не виновник зла: Homilia 9: Quod Deus non est auctor malorum. PG 31, 329–354.

Беседа 11, о зависти: Homilia 11, de invidia. PG 31, 372–385.

Беседа 15, о вере: Homilia 15, de fide. PG 31, 429–464.

Беседы на Шестоднев: Homiliae in Hexameron, 1–9. PG 29, 3–208.

К юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями: Homilia 22, ad adolescentes, sermo de legendis libris Gentilium. PG 31, 563–590.

О Крещении: De baptismo, libri 1–2. PG 31, 1513–1628. О Святом Духе: Liber de Spiritu Sancto. PG 32, 67–218.

Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия: Adversus Eunomium libri quinque. PG 29, 497–774.

Письма: Epistolae. PG 32, 219–1112.

Правила пространные: Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae fusius tractatae). PG 31, 889–1052.

Русский перевод: Творения. Ч. 1–7. М., 1845–1848.

Григорий Богослов

Послания: Epistulae. PG 37, 21–388. Слова: Orationes. PG 36.

Русский перевод: Творения. Т. 1–2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

Григорий Нисский

Большое огласительное слово: Oratio catechetica magna. PG 45, 9–105.

К Авлавию, о том, что не три Бога: Ad Ablabium quod non sint tres dii. PG 45, 115–136; GNO. T. 3. Pt. 1. P. 47–52.

О душе и воскресении: Dialogus de anima et resurrectione. PG 46, 11–161. Против Евномия: Contra Eunomium, libri I–XII. PG 45, 248–1122.

Русский перевод: Творения. Ч. 1–8. М., 1861–1872.

Епифаний Кипрский

Панарион: Panarion. PG 42.

Русский перевод: Епифаний Кипрский, свт. На 80 ересей Панарий, или Ковчег // Творения. M., 1863–1885. Ч. 1–5.

Ерм

Пастырь: Pastor. SC 53. Русский перевод: Ерм. Пастырь / Пер. прот. П. Преображенского // Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 198–285.

Ефрем Сирин

Гимны о вере: De Fide. CSCO 154.

Игнатий Богоносец

Послания: Epistulae. SC 10. Русский перевод: Игнатий Богоносец, свт. Послания

/ Пер. прот. П. Преображенского // Писания мужей апостольских. Рига, 1994.

Иоанн Дамаскин

Похвальное слово на Успение Богородицы и Приснодевы Марии, 1-е, 2-е, 3-е: In Dormitionem Beatae Virginis Mariae. PG 96, 721–754.

Слова защитительные против порицающих святые иконы: Pro sacris imaginibus orationes III. PG 94, 1227–1420.

Точное изложение Православной веры: Expositio fidei orthodoxae. PG 94, 781– 1228.

Русский перевод: Иоанн Дамаскин, прп. // Творения. М., 1997.

Иоанн Златоуст

Беседы на Деяния апостольские: Homiliae in Acta apostolorum. PG 60, 1–384.

Русский перевод: Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Деяния апостольские // Творения. Т. 9. Кн. 1. СПб., 1903. С. 5–478.

Беседы об апостоле Павле: De laudibus S. Pauli apostoli. PG 50, 473–514. Русский перевод: Иоанн Златоуст, свт. Беседы об ап. Павле // Творения. Т. 2. Кн. 2. СПб., 1896. С. 515–557.

Беседы на Послание к Евреям: Homiliae 34 in epistulam ad Hebraeos. PG 63, 9–236. Русский перевод: Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Евреям // Творения. Т. 12. Кн. 1. СПб., 1906. С. 5–281.

Беседы на Первое послание к Коринфянам: Homiliae in Epistolam primam ad Coryntheos. PG. 61, 11–382. Русский перевод: Иоанн Златоуст, свт. // Творения. Т. 10. Кн. 1. СПб., 1904. С. 8–458.

Беседы на Второe послание к Коринфянам: Homiliae in Epistolam secundam ad Coryntheos. PG. 61, 381–610. Русский перевод: Иоанн Златоуст, свт. // Творения. Т. 10. Кн. 1. СПб., 1904. С. . 459–728.

Беседы на Послание к Римлянам: Homiliae XXXII in Epistolam ad Romanos. PG.

60. Col. 391–682. Русский перевод: Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание к Римлянам // Творения. Т. 9. Кн. 2. СПб., 1903. С. 483–856.

Беседы на Второe послание к Тимофею: Homiliae X in Epistolam secundam ad Timotheum. PG 62, 599–662. Русский перевод: Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Второe послание к Тимофею // Творения. Т. 11. Кн. 2. С. 756–836.

Беседы о кресте и разбойнике: De cruce et latrone, I–II. PG 49, 399–418. Русский перевод: Иоанн Златоуст, свт. Беседы о Кресте и разбойнике, I–II // Творения: В 12 т. СПб., 1898–1906. Т. 2. Кн. 1. С. 443–465.

Против аномеев: Contra Anomaeos, 1–12. PG 48, 701–812. Русский перевод: Иоанн Златоуст, свт. Против аномеев: Беседы 1–12 // Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 493–615.

Против иудеев: Adversus Judaeos (orationes 1–8). PG 48, 843–942. Русский перевод: Иоанн Златоуст, свт. Против иудеев: Беседы 1–8 // Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 645–759.

Иоанн Кассиан Римлянин

Собеседования: Collationes. PL 49, 477–1328. Русский перевод: Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседования египетских подвижников // Писания. М., 1892, 1993. С. 167–634.

Иоанн Кронштадтский

Мысли о Церкви и православном богослужении. Т. 1. СПб., 1905.

Ириней Лионский

Против ересей: Adversus haereses. Libri I–V. SC 263–264; 293–294; 210–211; 100; 152–153. Русский перевод: Ириней Лионский, сщмч. Творения / Пер. прот. П. Преображенского. СПб., 1900. М., 1996.

Исидор Пелусиот

Письма: Epistolarum, lib. I–V. PG 78, 177–1646.

Иустин Философ

Диалог с Трифоном: Dialogus cum Triphone. – PG 6, 481–800. Русский перевод: Иустин Мученик, св. Разговор с Трифоном иудеем // Творения / Пер. прот. П. Преображенский. М., 1892, 1995. С. 132–362.

Первая апология: Apologia prima pro Christianis. PG 6, 328–440. Русский перевод: Иустин Мученик, св. Первая апология // Творения / Пер. прот. П. Преображенский. М., 1892, 1995р. С. 31–104.

Киприан Карфагенский

Книга о единстве Церкви: De unitate Ecclesiae. PL 4, 493–520. Книга о молитве Господней: De Dominica oratione. PL 4, 519–544. Послания: Epistolae. CSEL 3/2, 465–842.

Кирилл Иерусалимский

Поучения огласительные: Catecheses [illuminandorum]. PG 33, 331–1060.

Поучения тайноводственные: Catecheses [illuminandorum et] mystagogicae quinque. PG. 33, 1065–1128.

Русский перевод: Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991.

Климент Александрийский

Педагог: Paedagogus. PG 8, 247–684. Русский перевод: Климент Александрийский. Педагог. М., 1996.

Леонтий Византийский

Против Нестория и Евтихия. Contra Nestorium et Eutychium. PG 86.

Макарий Египетский

Духовные беседы. PG 34.

Русский перевод: Макарий Великий, преп. Духовные беседы, послания и слова. М., 2002.

Максим Исповедник

Мистагогия: Mystagogia. PG 91, 658–718. Русский перевод: Максим Исповедник, прп. Мистагогия // Творения. М., 1993. Кн. 1. С. 154–184.

Вопросы и недоумения: Quaestiones et dubia. PG 90, 1–78, 785–856. Русский перевод: Максим Исповедник, прп. Вопросы и затруднения. М., 2008.

Ориген

Гомилии на Бытие: In Genesim, homiliae 1–17. PG 12, 145–262. О молитве: De oratione libellus. PG 11, 415–562.

Симеон Новый Богослов

Слова нравственные: Syméon le Nouveau Théologien. Traités théologiques et éthiques. Ed. J. Darrouzès. T. I (Theol. 1–3; Eth. 1–3). SC 122. Paris, 1966; T. II (Eth. 4–15). SC 129. Paris, 1967.

Слова огласительные: Syméon le Nouveau Théologien. Catéchèses. Ed. B. Krivochéine, J. Paramelle. T. I (Cat. 1–5). SC 96. Paris, 1963; T. II (Cat. 6–22). SC 104. Paris, 1964; T. III (Cat. 23–34). SC 113. Paris, 1965.

Русский перевод: Слова преподобного Симеона Нового Богослова в переводе на русский язык с новогреческого еп. Феофана. Вып. I–II. М., 1890–1892.

Филарет Московский Православный катехизИс.М., 2004. Слова и речи: В 5 т. М., 1873–1885.

Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам / Под ред. архиеп. Саввы (Тихомирова). В 5 т. М., 1883–1888.

Письма к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию (Медведеву). 1831–1867 гг. Ч. 1–4. М., 1877.

II. Другие Источники

Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII вв. Новый Завет. Т. 1a. Евангелие от Матфея 1–13. Ред. М. Симонэтти, Ю. Р. ВарзонИн.Тверь, 2007.

Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII вв. Новый Завет. Т. 2.

Витрувий. Девять книг об архитектуре. М., 1936.

Георгий КедрИн.Синопсис: Historiarum compendium. PG 121, 23–1165.

Гоголь Н. В. Размышления о Божественной Литургии. СПб., 2006. Деяния Вселенских Соборов: В 4 т. СПб., 1996.

Дневники святого Николая Японского: В 5 т. / Под ред. Кэнноскэ Накамура. СПб.: Гиперион, 2004. Т. 5.

Евагрий Схоластик. Церковная история. СПб., 2006.

Евангелие Никодима // Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т. 1, I: Апокрифические сказания о жизни Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. М., 1860. С. 45–60.

Евсевий Кесарийский (Памфил). Церковная история. М., 1993.

Игнатий (Брянчанинов), еп. Слово в великий четверток на литургии // Собрание сочинений: В 6 т. М., 2004. Т. 3. С. 163–196.

Иларион (Троицкий), свщм. Творения. Т. 1–3. М., 2004.

Иоанн Кронштадский. Мысли о покаянии и причащении. М., 1997.

Иосиф Флавий. Иудейская война. М., 1993.

Константин Багрянородный. О церемониях византийского двора = De ceremoniis aulae byzantinae. PG 112, 73–1445.

Леонтий Византийский. Против Нестория и Евтихия = Contra nestorianos et eutychianos. PG 86, 1267–1396. Русский перевод: Церковь и время 2:15. 2001.

P. 231–244.

Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта / Пер. с греч. В. И. Оболенского и Ф. И. Терновского; предисл. О. М. Бодянского. М., 1884.

Ломакин Г. Я. Автобиографические записки, с примечаниями В. В. Стасова // Русская старина. № III, V, VI, VIII. 1886.

Макарий Коринфский, Никодим Святогорец. О непрестанном причащении = Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении святых Христовых тайн / Пер. иером. Симеона (Гагатика). Сумы, 2001.

Никифор Каллист Ксанфопул. Церковная история = Ecclesiasticae Historiae. PG 145, 557–1332, PG 146.

Оптат Милевийский. О расколе донатистов = De Schismate donatistorum, CSEL, Vol. 26.

Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву в середине XVII века. СПб., 1898.

Павел Силенциарий. Описание храма Святой Софии: Pauli Silentiarii Descriptio Ecclesiae Sanctae Sophiae. PG 86, 2119–2158.

Пасхальная хроника = Chronicon paschale. PG 92, 69–1028.

Пётр Диакон. О воплощении и благодати = De Incarnatione et Gratia Domine. PL 62, 83–92.

Платон. Тимей // Его же. Сочинения: В 3 т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С. 457–541.

Платон. Федон // Его же. Сочинения: В 3 т. М., 1971. Т. 2. С. 5–94.

Плиний Младший. Письма. М., 1982.

Порфирий. Жизнь Плотина: Vita Plotini. Ed. P. Henry, H.-R. Schwyzer // Plotini opera. Vol. 1. Leiden, 1951 (Museum Lessianum. Series philosophica 33). P. 1–41. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского: В 2 т. / Пер. с сербского. М., 2001.

Прокопий Кесарийский. О постройках Юстиниана // Его же. Война с готами. О постройках / Пер. С.П. Кондратьева. М., 1996. С. 138–301.

Пространный христианский катехизис = Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., 1909. Современное переиздание: Филарет, митр. Московский. Православный катехизИс.М., 2004.

Псалтирь следованная. М., 1651.

Резолюция митрополита Сергия о возможности поминовения умерших инославных в православных храмах. РГИА. Ф. 2565. Оп. 1. Ед. хр. № 19. Л. 8.

РуфИн.История египетских монахов = Rufinus. Historia monachorum. Hrsg. von

E. Schulz-Flügel. PTS 34. Berlin; New York, 1990.

РуфИн.Церковная история // Тюленев В. М. Рождение латинской христианской историографии. С приложением перевода «Церковной истории» Руфина Аквилейского. СПб. , 2005. С. 230–284.

Собрание древних литургий восточных и западных. М., 2007.

Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1996. Типикон, сиесть Устав. М., 2002.

Типикон, сиесть Устав. СПб., 1992.

Толстой Л. Н. Исповедь // Полное собрание сочинений: В 90 т. Т. 23. М., 1957. С. 1–59.

Феодор Вальсамон. Рассуждения, или Ответы: Theodori Balsamonis patriarchae Antiocheni Meditata sive Responsa. PG 138, 1013–1076.

Феодор Мопсуестийский. Беседы: Les Homélies catéchetiques de Théodore de Mopsuestie. Trans. R. Tonneau et R. Devresse. ST 145.

Феодорит. Церковная история = Феодорит, еп. Кирский. Церковная история / Пер. с греч. М., 1993.

Феодор-чтец. Церковная история: Excerpta ex ecclesiastica historia Theodori Lectores. PG 86/1, 165–225.

Феофан Затворник. Письма о разных предметах веры и жизни. Собрание писем. М., 2007.

Флоренский Павел, свящ. Сочинения. М., 1996.

Фома Аквинский. Сумма теологии = St. Thomas Aquinas. Summa theologiae. Latin text with English translation. London; New York, 1965.

Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви (III– XX вв.). СПб., 2002.

Хомяков А. Полное собрание сочинений. Т. 2. Изд. 5-е. М., 1907.

Христофор. Ключ знаменной / Публикация, перевод М. Бражникова и Г. Никишова. Предисловие, комментарии, исследование Г. Никишова. М., 1983.

Этерия. Паломничество к святым местам: Peregrinatio ad loca sacra. CSEL 39, 35–101; CCL 175, 29–103.

Ясперс К. Философская вера. В кн.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 420–508.

Codex Liturgicus Ecclesiae Universae in epitomen redactus // Curavit H.A.Daniel. Lipsiae, 1853. T. 4. P. 82–83.

Corpus Juris Civilis III. Berlin, 1899.

Богослужение // Православная энциклопедия V. М., 2002, 536–542.

III. Исследования

Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.

Алмазов А. Тайная исповедь в православной восточной Церкви. Т. 1–3. Одесса, 1894 (М., 1995р).

Амвросий (Погодин), архим. Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. М., 1994.

Антоний (Булатович), иеросхим. Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус. М., 1913.

Асмус Валентин, прот. Гимны Симеона Нового Богослова в богослужебных книгах Русской Церкви // Богословский вестник. М., 2004. №4. С. 209–219.

Асмус михаил, диак. «О всех и за вся» в анафоре: уточнение смысла // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы 2000 г. М., 2000. С. 65–73. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по уставу Православной

Церкви. СПб., 1995.

Афанасьев К. Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М., 1961.

Афанасьев Николай, протопресв. Церковь Духа Святого. Париж, 1971. Афанасьев Николай, протопресв. Служение мирян в Церкви. Париж, 1955. Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М., 2002. Бердяев Н. А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики. Париж, 1931. Бернацкий М. М.; Желтов Михаил, диак.; Ткаченко А. А. и др. Евхаристия // Православная энциклопедия XVII. М., 2008. С. 533–696.

Василий, архим., игум. Иверской обители на Афоне. Входное. Элементы литургического опта таинства единства в Православной Церкви. Богородице-Сергиева пустынь, 2007.

Василий (Кривошеин), архиеп. Некоторые богослужебные особенности у греков и русских и их значение // Messager de l’Exarchat du Patriarchat russe en Europe occidentale. № 89/90, 1975. С. 71–88.

Верховской С. Об имени Божием // Православная мысль VI. Париж, 1948. С. 37–55. Владышевская Т. Ф. Византийская музыкальная эстетика и ее влияние на певческую культуру Древней Руси // Византия и Русь / Отв. ред. Г. К. Вагнер. М., 1989. С. 145–159.

Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.

Воронин Н. Н. Архитектурный памятник как исторический источник (заметки к постановке вопроса) // Советская археология XIX. М., 1954. С. 41–76.

Всеобщая история архитектуры. Т. 4. М., 1966.

Габриэль (Бунге), иером. Скудельные сосуды. Практика личной молитвы по преданию святых отцов. Рига, 1999.

Гарднер И. А. Богослужебное пение Православной Церкви. Джорданвилль, 1977 (М., 2004р).

Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870.

Георгиевский А. О воскресении мертвых в связи с Евхаристией, в свете Священного Писания // БТ 16. М., 1976. С. 33–45;

Георгиевский А. Святейшая Евхаристия в связи с учением Церкви Православной // ЖМП. М., 1977. № 6. С. 74–75; № 7. С. 75–78.

Герцман Е. Тайны истории древней музыки. СПб., 2006.

Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 2006. Голубцов А. П. Соборные Чиновники и особенности службы по ним. М., 1907. Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. М., 1958.

Деснов Николай, прот. Еще несколько слов об известных расхождениях между русскими и греками в литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста // БТ 31. М., 1992. С. 86–96.

Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Казань, 1894.

Дмитриевский А. А. Митра. Историко-археологический очерк // Руководство для сельских пастырей № 11. Киев, 1903 (перепечатано в «Московских епархиальных ведомостях» № 4–5, 2003).

Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. T. 2: Εὐχολόγια. Киев, 1901.

Древности российского государства. Отд. I. М., 1849.

Евдокимов П. Искусство иконы. Богословие красоты. Клин, 2005.

Есипова М. Било // Православная энциклопедия V. М., 2002. С. 211–214.

Желтов М. С., Василик В. В. Агапа // Православная энциклопедия I. М., 2001. С. 214–219.

Желтов М. С., Попов И. О. Антиминс // Православная энциклопедия II. М., 2001. 489–493.

Желтов Михаил, диак. Вседневные антифоны // Православная энциклопедия

IX. М., 2005. С. 558–560.

Желтов Михаил, диак. Дикирий // Православная энциклопедия XIV. М., 2006. С. 693.

Желтов Михаил, свящ. Интронизация // Православная энциклопедия XXIII. М., 2010. С. 124–131.

Желтов Михаил, свящ. Литургия святителя Василия Великого // Православная энциклопедия XLI. М., 2016. С. 280–289.

Желтов Михаил, диак. Предисловие к кн: Успенский Н. Д. Т. ΙΙ: Византийская литургия. М., 2006. С. XXX–L.

Живов В. М. Из церковной истории времен Петра Великого. Исследования и материалы. М., 2000.

Зайцев А. Евхаристическое преложение // Церковь и время № 4 (29), 204. С. 208–226

Иларион (Алфеев), митр. Апостол Павел. Биография. М., 2017.

Иларион (Алфеев), митр. Жизнь и учение св. Григория Богослова. М., 2013.

Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос. Жизнь и учение. Кн. V: Агнец Божий. М., 2017.

Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос. Жизнь и учение. Кн. VI: Смерть и воскресение. М., 2017.

Иларион (Алфеев), митр. Православие. Изд. 5-е. Т. 1–2. М., 2016.

Иларион (Алфеев), митр. Христос – Победитель ада: Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2001.

История колокольного дела в России // Колокольные звоны Руси (компактдиск). М., 2007. С. 1–4.

История русской музыки: В 10 т. Т. 1: Древняя Русь (XI–XVII века). Автор тома – Ю. В. Келдыш. М., 1983.

Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Через творение к Творцу. М., 1998.

Карабинов И. Анафора. Евхаристическая молитва. Опыт историко-литургического анализа. В кн.: Собрание древних литургий восточных и западных. М., 2007. С. 817–1020.

Карабинов И. А. Святая Чаша на литургии Преждеосвященных Даров // Христианское чтение. СПб., 1915. № 6. С. 737–753; № 7–8. С. 953–964.

Кекелидзе К., прот. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908.

Келдыш Ю. В. Д. С. Бортнянский. В кн.: История русской музыки: В 10 т. Т. 3: XVIII век. Часть вторая. М., 1985. С. 161–193.

Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Изд. 2-е. М., 1999.

Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., 2005.

Комеч А. И. Архитектура // Культура Византии. IV – первая половина VII в. Москва, 1984. С. 586–595.

Лазарев В. Н. Византийская живопись. М., 1971.

Лидов А. М. Иерусалимский кувуклий. О происхождении луковичных глав. В кн.: Иконография архитектуры. М., 1990. С. 57–68.

Лингас А. Византийская империя. Церковное пение // ПЭ VIII. М., 2004. С. 350– 359.

Лукьянов Валерий, протопресв. Богослужебные заметки. Опыт разъяснения практической стороны богослужения Православной Церкви. Джорданвилль, 2001.

Луц У. Нагорная проповедь (Мф 5–7). Богословско-экзегетический комментарий. М., 2014.

Малахов В. Пресуществление Святых Даров в таинстве Евхаристии // Богословский вестник. Сергиев Посад. Июнь 1898. С. 298–320; Август 1898. С. 113–140. Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001.

Мейендорф Иоанн, прот. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск, 2001.

Металлов В. М., прот. Очерк истории православного церковного пения в России. М., 1893.

Миркович Г. O времени пресуществления Св. Даров. Спор, бывший в Москве, во второй половине ХVII века. Опыт исторического исследования. Вильна, 1886.

Михайлов П. Б. Василий Великий // Православная энциклопедия VII. М., 2004. С. 131–146.

Музыкальная эстетика Западноевропейского Средневековья и Возрождения. Составление текстов и общая вступительная статья В. П. Шестакова. М., 1966.

Муравьев А. В. Переписка Юлиана Отступника и св. Василия Великого (BHG,

№ 260) в связи с житийной традицией последнего // Вестник древней истории 2. 1997. С. 138–145.

Небольсин А. С. Иоанна Богослова Откровение // Православная энциклопедия XXIV. М., 2010. С. 705–714.

Неклюдов К. В., Ткаченко А. А. Вино // Православная энциклопедия VIII. М., 2004. С. 516–521.

Никитин С. И. Единородный Сыне // Православная энциклопедия XVIII. М., 2008. С. 51–54.

Ньюман Б., Стайн Ф. Комментарии к Евангелию от Матфея. РБО, 1998.

Пашков Д., свящ. О Евхаристическом пресуществлении // Богословский сборник. М., 2005. Вып. 13. С. 381–391.

Печатнов В. В. Божественная литургия в России и Греции. Сравнительное изучение современного чина. М., 2008.

Пономарев А. В. Апостольское предание // Православная энциклопедия III. М., 2001. С. 125–128.

Пономарев А. С. Антидор // Православная энциклопедия II. М., 2001. С. 485–487. Проскинитарий Арсения Суханова // Православный Палестинский сборник.

Вып. 21 (Т. VII, вып. III). СПб., 1889.

Прохоров В. Рипиды, находящиеся в Новгородском Софийском соборе // Христианские древности и археология. СПб., 1863. Кн. 3. С. 12–18.

Разумовский Д. В., прот. Церковное пение в России. М., 1867–1869.

Раппопорт П. А. Строительное производство Древней Руси (X–XIII вв.). СПб., 1994.

Рейлинг Дж., Свелленгребель Дж. Л. Комментарии к Евангелию от Луки. Пособие для переводчиков Священного Писания. Лондон; Нью-Йорк; Штутгарт; Москва, 2000.

Рыбаков Б. А. Математика древнерусских зодчих. В кн: Рыбаков Б. А. Из истории культуры древней Руси. М., 1984. С. 82–103.

Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971.

Сахаров П. Формулы сакраментальные // Католическая энциклопедия IV. М., 2011. С. 1819–1821.

Сергий (Троицкий), иером. Опыт изложения святоотеческого учения о святой Евхаристии // Святоотеческая христология и антропология. Сборник статей. М., 2003. С. 61–76.

Слуцкий А. Г. Заамвонная молитва // Православная энциклопедия XIX. М., 2008. С. 425–427.

Сношения России с Востоком по делам церковным. Ч. I–II. СПб., 1858.

Срезневский И. И. Древний византийский ковчежец – Христианские древности и археология. Кн. 8. СПб., 1863. С. 25–48.

Тафт Р. Византийский церковный обряд. СПб., 2005.

Ткаченко А. А. Вход Господень в Иерусалим // Православная энциклопедия X. М., 2005. С. 38–40.

Ткаченко А. А. «Дидахе» // Православная энциклопедия XIV. М., 2006. С. 666–675.

Ткаченко А. А. Лобзание мира // Православная энциклопедия XLI. М., 2016.. С. 329–332.

Турилов А. А. Барберини Евхологий // Православная энциклопедия IV. М., 2002.. С. 331–332.

Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1965.

Успенский Н. Д. Т. I. Православная вечерня: Историко-литургический очерк. Чин всенощного бдения на Православном Востоке и в Русской Церкви. М., 2004.

Успенский Н. Д. Т. II. Византийская литургия: историко-литургическое исследование. Анафора: опыт историко-литургического анализа. М., 2006.

Успенский Н. Д. Т. III. Православная литургия: Историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. М., 2007.

Флоренский Павел, свящ. Иконостас. 2005.

Фокин А. Р. Преложение Св. Даров в таинстве Евхаристии по учению Святого Иоанна Златоуста // Сб.: Патристика. Новые переводы, статьи. Издательство братства во имя св. князя Александра Невского // Н. Новгород, 2001. С. 342–359.

Хейз Р. Этика Нового Завета. М., 2005.

Хенгель М., Швемер А. М. Иисус и иудаизм. М., 2016.

ЧеремухИн.Константинопольский Собор 1157 г.

Шевелев И. Ш. О формообразовании в природе и искусстве. В кн.: Золотое сечение. М., 1990. С. 7–129.

Шмеман Александр, протопресв. Богослужение в секулярный век. М., 2009. Шмеман Александр, протопресв. Евхаристия – Таинство Царства. М., 2001. Шмеман Александр, протопресв. За жизнь мира. Нью-Йорк, 1983.

Шмеман Александр, протопресв. Литургия и жизнь. М., 2002.

Якобсон А. Л. Архитектура // Культура Византии. Вторая половина VII–XII в. Москва, 1989. С. 496–497.

Albright W. F., Mann C. S. Matthew: A New Translation with Introduction and Commentary. Yale, 1971.

Anderson P. N. The Christology of the Fourth Gospel. Its Unity and Disunity in the Light of John 6. Valley Forge, PA, 1996.

Baldovin John F., S. J. The Urban Character of Christian Worship. The Origins, Development, and Meaning of Stational Liturgy. OCA 228. Roma, 1987.

Barackman F. H. Practical Christian Theology. Examining the Great Doctrines of the Faith. 3rd edition. Grand Rapids, 1998.

Barker M. Hagia Sophia in Constantinople as the Temple (to be published).

Barker M. The Revelation of Jesus Christ. Edinburgh, 2000.

Barrett C. K. Paul: An Introduction to His Thought. Louisville, 1994.

Bauckham R. Jesus and the God of Israel. God Crucified and Other Studies on the New Testament’s Christology of Divine Identity. Grand Rapids; Cambridge, 2009.

Beare F. W. The Gospel According to Matthew: A Commentary. Oxford, 1981.

Bebis G. S. Introduction to the Liturgical Theology of St. Basil the Great // Greek Orthodox Theological Review 42:3–4. 1997. P. 273–285.

Berger K. Identity and Experience in the New Testament. Minneapolis, 2003.

Billings B. S. Do This in Remembrance of Me. The Disputed Words in the Lukan Institution Narrative (Luke 22.19b-20): An Historico-Exegetical, Theological and Sociological Analysis. London; New York, 2006.

Blomberg C. A. The Historical Reliability of John’s Gospel. Issues and Commentary. Illinois, 2001.

Bobrinskoy B. Liturgie et ecclésiologie trinitaire de Saint Basile / Eucharistie d’Orient et d’Occident (XIIIème Semaine liturgique de l’Institut Saint-Serge). Lex Orandi 47, 1970. P. 197–240.

La Tradition Apostolique de saint Hippolyte. Essai de reconstitution / Ed. B. Botte. (Liturgiewissenschaftliche Quellen und Forsehungen, Heft 39). Münster, 1963.

Bouyer L. Eucharist: Theology and Spirituality of the Eucharistic Prayer. Notre Dame, 1968.

Bovey E. H. L’Évangile de Jean. Lyon, 2011.

Bradshaw P. F. Eucharistic Origins. London, 2004.

Bradshaw P. F. In Search for the Origins of Christian Worship: Sources and Methods for the Study of Early Liturgy. Oxford, 2002.

Bradshaw P. F. Reconstructing Early Christian Worship. Collegeville, 2010.

Bradshaw P. F., Johnson M. E. The Eucharistic Liturgies: Their Evolution and Interpretation. Collegeville, 2012.

Brant J.-A. A. Dialogue and Drama. Elements of Greek Tragedy in the Fourth Gospel. Peabody, 2004.

Brant J.-A. A. John. Grand Rapids, 2011.

Brown R. E. An Introduction to the New Testament. New Haven, 1997.

Brown R. E. The Gospel according to John (XIII–XXI). Introduction, Translation and Notes. New York, 1970.

Bruce F. F. The Acts of the Apostles: The Greek Text with Introduction and Commentary. Grand Rapids, 1990.

Budde A. Die ägyptische Basilios-Anaphora: Text − Kommentar − Geschichte. Münster i W., 2004.

Bultmann R. The Gospel of John. A Commentary. Philadelphia, 1971.

Burreson K. J. The Anaphora of the Mystagogical Catechesis of Cyril of Jerusalem,

Essays on Early Eastern Eucharistic Prayers / Ed. P. F. Bradshaw. Collegeville, Minn, 1997.

Capelle B. Les liturgies ‘basiliennes’ et saint Basile / Doresse J., Lanne E. Un témoin archaïque de la liturgie copte de saint Basile (Bibliothèque du «Muséon 47). Leuven, 1960.

Caragounis C. C. Царство Божье. В ст.: Царство Небесное // Иисус и Евангелия. Словарь Нового Завета. Т. 1 / Под ред. Д. Грина, С. Макнайта, Г. Маршалла. М., 2010.

Casey M. Aramaic Sources of Mark’s Gospel. Cambridge University Press, 1999.

Childs B. S. Biblical Theology of the Old and New Testaments. Theological Reflection on the Christian Bible. Minneapolis, 1992.

Choisy A. L’art de bâtir chez les byzantins. Paris, 1883.

Clark-Soles J. Death and the Afterlife in the New Testament. New York, London, 2006.

Conzelmann H. 1Corinthians. Philadelphia, 1975.

Cullmann O. Early Christian Worship. London, 1953.

Cullmann О. The Christology of the New Testament. London, 1967.

Cuming G. J. Pseudonymity and Authenticity, with Particular Reference to the Liturgy of St John Chrysostom // Studia Patristica 15. 1984. P. 532–538.

Dalmais I.-H. Quelques grands thèmes théologiques des anaphores orientales / Eucharisties d’Orient et d’Occident, Paris, 1970. (Lex Orandi; 46–47). Vol. 2.

P. 179–195.

Dalman G. Die Worte Jesu. Band 1. Leipzig, 1930.

Davis C. J. The Name and the Way of the Lord. Sheffield, 1996.

Dix G. The Shape of the Liturgy. London, 1960.

Dodd C. H. The Interpretation of the Fourth Gospel. Cambridge, 1953 (reprint 1995).

Dunn J. D. G., Mackey J. P. New Testament Theology in Dialogue. Christology and Ministry. Philadelphia, 1987.

Dunn J. D. G. Messianic Ideas and Their Influence on the Jesus of History // The Messiah. Developments in Earliest Judaism and Christianity / Ed. J. Charlesworth. Minneapolis, 2010. P. 365–381.

Dunn J. D. G. The Acts of the Apostles. Grand Rapids, 2016.

Dunn J. D. G., Mackey J. P. New Testament theology in dialogue: Christology and ministry. Philadelphia, 1987.

St. Ephrem the Syrian. Hymns on Paradise / Transl. S. P. Brock. Crestwood, 1990.

Engberding H. Das eucharistische Hochgebet der Basileiosliturgie: Textgeschichtliche Untersuchungen und kritische Ausgabe. Münster, 1931 (Theologie der christlichen Ostens; 1).

Engberding H. Das anaphorische Fürbittgebet der Basiliusliturgie // Oriens Christianus. 1963. Bd. 47. S. 16–52; 1965. Bd. 49. S. 18–37.

Engberding H. Das anaphorische Fürbittgebet der syrischen Basiliusliturgie // Oriens Christianus. 1966. Bd. 50. S. 13–18.

Engberding H. Das anaphorische Fiirbittgehet der älteren armenischen Basiliusliturgie // Oriens Christianus. 1967. Bd. 51. S. 29–50.

Erlendsson Н. Multiple Personality Disorder – Demons and Angels or Archetypal aspects of the inner self. http://www.rcpsych.ac.uk/pdf/erlendsson_01_jun_03. pdf.

Evans C. A. Matthew. Cambridge, 2012.

Fayum. Misteriosi volti dall’Egitto. Leonardo Arte, 1997.

Fenwick J. R. K. The Anaphoras of St. Basil and St. James: An Investigation into their Common Origin. Roma, 1992.

Feuerbach L. Das Geheimnis des Opfers oder der Mensch ist was er isst // Ludwig Feuerbach Sämtliche Werke / Ed. W. Bolin, F. Jodl. Bd. 10. Stuttgart-Bad Cannstatt, 1960. S. 41–67.

Fiebig P. Das Vaterunser. Ursprung, Sinn und Bedeutung des christlichen Hauptgebetes. Gutersloh, 1927.

Furnish V. P. The Moral Teaching of Paul. Nashville, 1979.

Giraudo C. La struttura letteraria della preghiera eucaristica. Roma, 1989. Goar J. Euchologion sive Rituale Graecorum. Venezia, 1730 (Graz, 1960). Grabar A. L’âge d’or de Justinien. De la mort de Théodose à l’Islam. Paris, 1966.

Grumel V. L’auteur et la date de composition du tropaire Ὁ Μονογενής // Revue des études byzantines 132. 1923. P. 398–418

Herman E. Die häuftige und tägliche Kommunion in den byzantinischen Klöstern // Memorial L. Petit. Bucharest, 1948. P. 203–217.

Hill D. The Gospel of Matthew. London, 1972.

Hollemann A. W. J. Oxyrhynchus Papyrus 1786 and the Relationship between Ancient Greek and Early Christian Music // Vigiliae Christianae 26. No 1, 1972. P. 1–17.

Howard Marshall I. Last Supper and Lord’s Supper. Paternoster, 2005.

Humphreys C. The Mystery of the Last Supper. Cambridge, 2011.

Hurtado L. W. Lord Jesus Christ. Devotions to Jesus in Earliest Christianity. Grand Rapids; Cambridge, 2003.

Hurtado L. W. One God, One Lord: Early Christian Devotion and Ancient Jewish Monotheism. 2nd ed. Edinburgh, 1998.

Hutcheon C. R. “A Sacrifice of Praise”: A Theological Analysis of the Pre-Sanctus of the Byzantine Anaphora of St Basil // St. Vladimir’s Theological Quarterly 45:1. 2001. P. 3–23.

Jacob A. Histoire du formulaire grec de la Liturgie de Saint Jean Chrysostome. Louvain, 1994.

Jacob A. Le chandelier à trois branches de l’évêque Pantoléon: A propos de l’inscription de Georges de Gallipoli // Bolletino della Badia greca di Grottaferata, 1999. Vol. 53. P. 187–199.

Jaubert A. La date de la Cène. Calendrier biblique et liturgie chrétienne. Paris, 1975.

Jeremias J. Abba. Studien zur neutestamentlichen Theologie und Zeitgeschichte. Göttingen, 1966.

Jeremias J. The Eucharistic Words of Jesus. London, 1966.

Keener C. S. Acts: An Exegetical Commentary: Volume 3:15: 1–23:35. Grand Rapids, 2014.

Koehler L., Baumgartner W., Stamm J. J. Hebräisches und Aramäisches Lexikon zum Alten Testament. Bd. 1. Leiden, 1967; Bd. 2. Leiden, 1974; Bd. 3. Leiden, 1983; Bd.

4. Leiden, 1990.

Kucharek C. The Byzantine-Slav Liturgy of St. John Chrysostom: Its Origin and Evolution. Combermere, Ontario, 1971.

LaVerdiere E. The Eucharist in the New Testament and the Early Church. Collegeville, Minnesota, 1986.

Ledogar R. Acknowledgment: Praise-Verbs in the Early Greek Anaphora. Herder, 1968. Leonhard C. Die älteste Haggada. Übersetzung der Pesachhaggada nach dem palästinischen Ritus und Vorschläge zu ihrem Ursprung und ihrer Bedeutung für die Geschichte der christlichen Liturgie // Archiv für Liturgiewissentschaft 45:2.

2003. S. 201–231.

Leroy J. Proclus, ‘De Traditione Divinae Missae’: un faux pas de C. Paleocappa // Orientalia Christiana Periodica 28. 1962. P. 288–299.

Ligier L. Célébration divine et anamnèse dans la première partie de l’anaphore ou canon de la messe orientale // Gregorianum 48. 1967. P. 225–252.

Longenecker R. N. Acts (The Expositor’s Bible Commentary). Grand Rapids, 1996.

Louth A. Greek East and Latin West. The Church AD 681–1071. Crestwood, New York, 2007.

Lubatschiwskij M. J. Des heiligen Basilius liturgischer Kampf gegen den Arianismus: Ein Beitrag zur Textgeschichte der Basiliusliturgie // Zeitschrift für Katholische Theologie 66. 1942. S. 20–38.

Malina B. J. The Palestinian Manna Tradition. The Manna Tradition in the Palestinian Targums and Its Relationship to the New Testament Writings. Leiden, 1968.

Manson T. W. The Sayings of Jesus as Recorded in the Gospels According to St. Matthew and St. Luke Arranged with Introduction and Commentary. London, 1949.

Mateos J. Evolution historique de la liturgie de saint Jean Chrysostome // ProcheOrient Chrétien 15. 1965. P. 333–351. 16. 1966. P. 3–18.

Mateos J. La célébration de la parole dans la liturgie byzantine: étude historique. Roma, 1971.

Mathews Th. F. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. University Park, Pennsylvania; London, 1971.

Mazza E. The Origins of the Eucharistic Prayer. Collegeville, Minnesota, 1995.

McGowan A. B. Ancient Christian Worship: Early Church Practices in Social, Historical, and Theological Perspective. Grand Rapids, 2016.

McGowan A. B. Ascetic Eucharists: Food and Drink in Early Christian Ritual Meals. Oxford, 1999.

McGrath J. John’s Apologetic Christology. Legitimation and Development in Johannine Christology. Cambridge, 2001.

Meier J. P. Law and History in Matthew’s Gospel. Rome, 1976.

Mensbrugge A. van der. Prayer-Time in Egyptian Monasticism // Studia Patristica 2. TU 64. 1957. P. 435–454.

Metzger B. A Textual Commentary on the Greek New Testament. 2nd ed. Stuttgart, 1994.

Metzler N. The Lord’s Prayer. Second Thoughts on the First Petition // Authenticating the Words of Jesus / Ed. by B. Chilton and C. A. Evans. Boston; Leiden, 2002.

P. 187–202.

Meyendorff J. Imperial Unity and Christian Divisions. The Church 450–680 A.D. Crestwood, New York, 1989.

Moyise S. Jesus and Scripture. London, 2010.

Nielsen K. Old Testament Imagery in John // New Readings in John / Ed. By J. Nissen and S. Pedersen. Literary and Theological Perspectives. Essays from the Scandinavian Conference on the Fourth Gospel (Århus, 1997). London; New York, 1999. P. 66–82.

Nussbaum O. Die Handkommunion. Köln, 1969.

Paddison A. Scripture: A Very Theological Proposal. London; New York, 2009.

Parker P. Three Variant Readings in Luke–Acts // Journal of Biblical Literature 83 (1964). P. 165–170.

Pennington J. T. Heaven and Earth in the Gospel of Matthew. Grand Rapids, 2007.

Perrin N. Jesus and the Language of the Kingdom. London, 1976.

Pitre B. Jesus and the Last Supper. Grand Rapids, 2017.

Роdskаlsky G. Griесhisсhе Тhеоlоgiе in dеr Zeit der Тürkеnhеrrsсhаft (1453–1821). Diе Оrthоdохiе im Sраnnungsfеld dеr nасhrefоrmatoгisсhen Коnfеssiоnen des Wеstеns. Мünсhеn. 1988.

Probst F. Liturgie der vierten Jahrhunderten und deren Reform, Münster, 1893. Puyade J. Le Tropaire Ὁ Μονογενής // Revue de l’Orient Chrétien 17. 1912. P. 253–267. Raes A. L’authenticité de la liturgie byzantine de Saint Basile // Revue des Études

Byzantines 16. 1958. P. 158–161.

Reisinger E. C. The Law and the Gospel. Phillipsburg, NJ, 1997.

Salaville S. An Introduction to the Study of Ancient Liturgies. London, 1938.

Schilbach E. Byzantinische Metrologie. München, 1970.

Schnackenburg R. The Gospel according to St John. Vol. 1. Montreal, 1968; Vol. 2. New York, 1980; Vol. 3. New York, 1982.

Schuchard B. G. Scripture within Scripture. The Interpretation of Form and Function in the Explicit Old Testament Citations in the Gospel of John. Atlanta, 1992.

Schulz H.-J. The Byzantine Liturgy. New York, 1986.

Smets A., Van Esbroeck M. Introduction // SC 160, 13–126.

Stuckenbruck L. T. Satan and Demons // Jesus among Friends and Enemies. A Historical and Literary Introduction to Jesus in the Gospels / Ed. by C. Keith and

L. W. Hurtado. Grand Rapids, 2011. P. 173–197.

Stuckwisch, D. R. The Basilian Anaphoras // Essays on Early Eastern Eucharistic Prayer / Ed. P. Bradshawp. Collegeville, 1997. P. 109–130.

Swift E.H. Hagia Sophia. New York, 1940.

Tabory J. Towards a History of the Paschal Meal // Passover and Easter: Origin and History to Modern Times / Ed. P. Bradshaw, L. Hoffmann. Notre-Dame, Indiana, 1999.

Taft R. Byzantine Communion Spoons: A Review of the Evidence // DOP 50. 1996.

P. 209–238.

Taft R. F. Ho Monogenes // The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford; New York, 1991. Vol. 2. P. 1397.

Taft R. F. St. John Chrysostom and the Byzantine Anaphora that Bears his Name // Essays on Early Eastern Eucharist Prayers / Ed. P. F. Bradshaw. Collegeville, 1997.

P. 195–226.

Taft R. F. The Communion, Thanksgiving, and Concluding Rites. R., 2008 (A History of the Liturgy of St. John Chrysostom; Vol. 6). (Orientalia Christiana Periodica; 281)

Taft R. The Diptychs (A History of the Liturgy of St John Chrysostom. Vol. 4). OCA

238. Roma, 1991.

Taft R. F. The Great Entrance: A History of the Transfer of Gifts and Other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom. R., 19782 (A History of the Liturgy of St. John Chrysostom; Vol. 2). (Orientalia Christiana Periodica; 200)

Taft R. The Pontifical Liturgy of the Great Church According to a Twelfth-Century Diataxis in Codex British Museum Add. 34060. Part 2: Commentary // Orientalia Christiana Periodica. Roma 46:1. 1980. P. 89–124.

Taft R. F. The Precommunion Rites. R., 2000 (A History of the Liturgy of St. John Chrysostom; Vol. 5). (Orientalia Christiana Periodica; 261)

Taylor V. The Gospel according to St. Mark. London, 1952.

Vasiliev A. A. The iconoclastic Edict of Caliph Yasid II. AD 721 // Dumbarton Oaks Papers 9/10, 1955. P. 23f.

Veilleux A. La liturgie dans le cénobitisme pachomien au quatrième siècle. Studia Anselmiana 57. Roma, 1968.

Walter Ch. Art and Ritual of the Byzantine Church. Birmingham, 1982.

Ware Kallistos, Archimandrite. The Meaning of the Great Fast // The Lenten Triodion. London, 1977. P. 13–68.

Wellesz E. A History of Byzantine Music and Hymnography. 2nd edition. Oxford, 1961.

Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957.

Williams D. J. Acts. Peabody, 1990.

Winkler G. Die Basilius-Anaphora: Edition und Übersetzung der ersten und zweiten armenischen Rezension mit detailliertem Kommentar anhand aller Versionen im Vergleich mit anderen orientalischen Überlieferungen. Roma, 2005 (Anaphorae Orientales 1: Anaphorae Armeniacae; 2)

Winkler G. Preliminary Observations About the Relationship Between the Liturgies of St. Basil and St. James // Orientalia Christiana Periodica 78. 2010. P. 5–55.

Wybrew H. The Orthodox Liturgy: The Development of the Eucharistic Liturgy in the Byzantine Rite. London, 2013.


Источник: Литургия : Исторический и богословский комментарий к Литургиям Иоанна Златоуста и Василия Великого / Митрополит Иларион (Алфеев). – Москва : Изд. дом «Познание», 2019. – 768 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle