А.Н. Акиньшин

Архиепископ Игнатий: путь от Петрозаводска до Воронежа

Источник

Александр Николаевич Акиньшин, кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории России Исторического факультета, Воронежский государственный университет (Воронеж, Российская федерация) Akinshin55@mail.ru

Статья посвящена архиепископу Игнатию (Семенову Матвею Афанасьевичу; 1790/91–1850), уроженцу Архангельской губернии. Раскрывается биография преосвященного, духовное служение которого происходило в Архангельске, Петербурге, Новгороде, Петрозаводске, Новочеркасске, Воронеже. После епископской хиротонии Игнатий последовательно возглавлял три епархии: вновь созданную Олонецкую, Донскую и Новочеркасскую, Воронежскую и Задонскую. Раскрывается характер его служебной деятельности в Петрозаводске и Воронеже. Идет речь о мерах по борьбе с холерой, которые Игнатий предпринимал в Карелии и Воронеже, о библиотеке преосвященного. Раскрывается содержание одной из последних книг архиепископа Игнатия, изданной в 1848 году.

Матвей Афанасьевич Семенов родился 5 августа 1791 года (сам он считал более верной дату 2 августа 1790 года) в погосте Покшеньга Пинегского уезда Архангельской губернии. Его отец, дьякон, в последствии священник, Афанасий Иванович Семенов, скончался 6 марта 1819 года в Каргопольском приходе, мать, Арина Яковлевна, умерла 14 сентября 1845 года в преклонном возрасте в родном селе. Матвей рано проявил склонность к знаниям. Богослужебные книги он разумел настолько, что отец считал его в состоянии занять причетническое место в соседнем погосте. В 1799 году Афанасий Семенов отправился с сыном в Архангельск с просьбой о месте к преосвященному Аполлосу (Байбакову). Епископ, человек проницательный, увидел в отроке задатки больших дарований, в определении к месту отказал и определил его в духовное училище. Матвей Семенов всегда находился в числе первых учеников. Особенные успехи он проявил в изучении греческого, латинского и французского языков, отличался он также в поэтических, риторических и философских сочинениях. Жажду Матвея Семенова к учению одобрял епископ Архангельский и Холмогорский Парфений (Петров), занявший кафедру в июне 1809 года.

В 1809 году Матвей Семенов перешел в богословский класс Архангельской духовной семинарии и одновременно стал учителем французского языка в низших ее классах. В 1811 году он окончил семинарию. 25 января 1812 по инициативе епископа Парфения Матвей Семенов определен учителем греческого языка и всеобщей истории Архангельского уездного духовного училища. Одновременно он исполнял обязанности иподьякона при архиерейских служениях. 26 сентября 1813 года в дополнение к учительской должности Семенов был определен инспектором Архангельских училищ. С ноября 1814 года ему было поручено также преподавать священную историю, географию и катехизис.

14 июля 1816 года Матвей Семенов перемещен на должность профессора греческого и французского языков Архангельской духовной семинарии. Находясь постоянно при владыке Парфении, он должен был произносить проповеди своего сочинения, в чем достиг совершенства. 24 сентября 1817 года на М. Семенова была возложена хлопотная и ответственная должность эконома семинарии, а 29 июня 1819 года он определен секретарем Библейского общества. Все должности будущий архипастырь исполнял «с неутомимою деятельностью, полною отчетливостию и с совершенным усердием».

25 июля 1820 года в Архангельском монастыре во имя Архангела Михаила ректором духовной семинарии архимандритом Павлом (Моревым) Матвей Семенов был пострижен в монашество и наречен Игнатием, в память священномученика Игнатия Богоносца. 1 августа инок Игнатий произведен в иеродиакона, 15 августа – во иеромонаха. Преосвященный Иосиф (Величковский) с благословения Св. Синода 3 февраля 1821 года возвел Игнатия в сан игумена и назначил настоятелем Николаевского третьеклассного монастыря1. Прекрасное знание Игнатием греческого языка стало известно в северной столице и первого марта 1821 года он был перемещен на должность бакалавра греческого языка Петербургской духовной академии, куда прибыл 11 апреля. 12 июля того же года Игнатий выдержал экзамен и вскоре был утвержден в степени магистра богословия, а 26 июля занял в академии кафедру богословских наук [4]. Одновременно он был назначен библиотекарем академии, где проводил все свободное время и привел книжное собрание в образцовый порядок2.

8 ноября 1822 года Игнатий возведен в сан архимандрита. В конце июля 1823 года он был назначен ректором Новгородской духовной семинарии и профессором богословия, а две недели спустя – настоятелем Новгородского Антониева второклассного монастыря и членом Новгородской духовной консистории. И на том, и на другом посту он сменил архимандрита Иннокентия (Платонова; 1773–1842). Всецело отдаваясь своему делу, Игнатий во всех отношениях превосходно поставил семинарию. Свои богословские предметы (богословие догматическое, нравственное, основное и пастырское, герменевтику) он преподавал не по давно устаревшим учебникам, а по собственным разработкам; он положил начало преподаванию в семинарии церковной археологии, подготовив курс лекций. В своем монастыре Игнатий завел строгое благочиние. 21 декабря 1826 года архимандрит Игнатий был награжден орденом св. Анны 2-й степени и в том же году – особой серебряной медалью за составление церемониала встречи тела скончавшегося 19 ноября 1825 года в Таганроге императора Александра I.

3 декабря 1827 года Высочайшим указом Игнатий был назначен епископом Старорусским, викарием при Новгородском и Петербургском митрополите Серафиме (Глаголевском). 26 февраля 1828 года в Казанском соборе Петербурга прошла его хиротония. Вскоре он возвратился в один из древнейших русских городов. Во все воскресные и праздничные дни епископ Игнатий «неопустительно» священнодействовал в Софийском соборе, очень часто заканчивая богослужения подходящими случаю проповедями. Служба Игнатия в Новгороде была недолгой: 22 мая 1828 года он был переведен во вновь открытую Олонецкую епархию. Это назначение показывало, что на преосвященного возлагаются большие надежды. В епархии с населением свыше 200 тысяч человек имелось всего 180 храмов, а свыше трети населения принадлежали к старообрядчеству в виде беспоповского раскола. В самом Петрозаводске существовал только один храм, а по всей епархии постоянно совершались языческие празднества.

В Петрозаводск епископ Игнатий прибыл 7 августа 1828 года. Его кафедра находилась в Петропавловском соборе, где 12 августа он отслужил первую литургию. В короткий срок он открыл духовную консисторию, приобрел и устроил архиерейский дом, добился причисления к епархии угодий упраздненного Клименецкого Свято-Троицкого мужского монастыря. От города епископ получил участок пригородной земли и превосходно организовал здесь хозяйство. Одновременно с хозяйственными заботами епископ Игнатий вел борьбу с языческими празднествами и обычаями. 29 июня 1829 года, по окончании литургии в День святых первоверховных апостолов Петра и Павла, он выступил с обличением языческого праздника Купалы, и слово его имело необыкновенный успех.

Чтобы подготовить достойных пастырей для служения в приходских храмах, епископ Игнатий добился открытия 27 октября 1829 года в Петрозаводске духовной семинарии, в которой завел особый класс карельского языка. Первым ректором был архимандрит Аполлинарий (Вигилянский). Сам архиерей приступил в это время к составлению «истории о расколах в церкви Российской». 1 января 1830 года он был удостоен ордена св. Анны 1-й степени.

Много времени и сил уходило у епископа Игнатия на обозрение епархии, из-за сложных климатических условий он мог часть приходов посещать летом, другую же часть – зимой. Его трудами в епархии было построено 40 новых храмов. Он посещал также селения раскольников и в беседах с ними добился перехода многих из них в православие. Апостольские подвиги епископа Игнатия в суеверном крае сделались известными императору, и 21 апреля 1835 года именным указом Николая I «в воздание ревностного служения и неусыпных попечений о распространении и утверждении благочестия во вверенной ему епархии» владыка был возведен в сан архиепископа. 11 апреля 1837 года Игнатий получил к ордену св. Анны 1-й степени императорскую корону.

В мае 1838 года архиепископ Игнатий посетил Соловецкий монастырь, где изучил хранящиеся там старинные документы, относящиеся к истории старообрядчества. При отъезде Игнатия из епархии, в 1842 году, здесь оставалось лишь пять тысяч раскольников, на много возросло и число храмов в епархии. 14 ноября 1842 года Игнатий был назначен архиепископом Донским и Новочеркасским; 23 декабря выехал из Петрозаводска на берега Дона, куда прибыл в январе 1843 года. Епархия была учреждена недавно, в 1829 году, и Игнатий сменил первого ее владыку, архиепископа Афанасия (Телятева; 1772–1847), из-за потери зрения уволенного на покой. В течении нескольких лет Игнатий объехал всю епархию, постоянно удивляясь богатству и великолепию станичных храмов. Он увидел, что многие хутора отстоят от своих приходских храмов на 60, а то и на 100 верст, а в станицах на один храм приходится 6–8, даже до 14 тысяч прихожан, и поэтому обратился в Синод за разрешением на умножение числа церквей. Св. Синод одобрил такое желание преосвященного Игнатия и изъявил ему в 1844 году особую признательность за пастырское попечение о епархии. Наглядно увеличение числа храмов увидели приемники архиепископа. 14 апреля 1846 года Игнатий был награжден орденом св. Владимира 2-й степени [4], [6:258].

13 января 1847 года Высочайшим указом Игнатий назначен архиепископом в Воронеж, из Новочеркасска он отбыл 11 февраля, прибыл в Воронеж 16 февраля 1847 года. Первым чести приветствовать его торжественным молебном и колокольным звоном удостоилась церковь Рождества Христова в пригородной слободе Придаче. Вечером того же дня в Митрофановском мужском монастыре его встречали викарный епископ Елпидифор (Бенедиктов), наместник монастыря Даниил и городское духовенство во главе с кафедральным протоиереем Михаилом Подзорским. Воронежская епархия была крупнее тех, коими прежде управлял Игнатий: в ней на тот момент было 658 храмов, где служил 1031 священник. Предместником Игнатия на Воронежской кафедре был архиепископ Антоний (Смирницкий; 1773–1846), трудами которого в 1832 году канонизирован святитель Митрофан Воронежский.

По благословению архиепископа Игнатия жители пригородной слободы Монастырщенки приступили к строительству каменной Успенской церкви, завершенной в 1848 году (ныне в черте Воронежа, рядом со зданием духовной семинарии) [8:7, 17]. Кафедра преосвященного размещалась в Троицком Смоленском соборе на Торговой площади. В порученном управлению Игнатия Митрофановском Благовещенском монастыре он стремился утвердить правила иноческого чина и расширить капитал обители (увеличился с 20 до 70 тыс. руб.). Приемные покои Игнатия располагались на втором этаже архиерейского дома, построенного в конце XVIII века по проекту знаменитого Кваренги. Они соединялись с домовой церковью во имя Рождества Христова, обустроенной его предшественником, архиепископом Антонием.

Прослужил архиепископ Игнатий в Воронеже один год и два месяца. 19 апреля 1848 года он был вызван для присутствия в Святейший Синод, выехал из Воронежа 4 мая. На протяжении полутора лет он жил вдали от вверенной его попечению епархии и занимался общегосударственными церковными делами. Воронежской епархией временно управлял викарный епископ Феогност (Лебедев; 1801–1869), постоянно информировавший Игнатия обо всех происшествиях и испрашивавший его благословения при решении наиболее важных дел. Олонецкий опыт диктовал владыке бдительное отношение к сектам: в мае 1848 года он направил предписание кафедральному протоиерею Воронежа Михаилу Подзорскому «под глубоким секретом, без малейшей огласки донести, нет ли в епархии раскольничьих селений, не приписанных ни к какой церкви, если есть, то прописать каковое селение, где находится, число жителей и проч.»3. Общий очерк краткого управления Игнатием Воронежской епархии дан архиепископом Сергием (Петровым) [7:434–438].

Тяжело заболев ревматизмом еще осенью 1849 года, в начале января 1850 года архиепископ Игнатий собственноручно написал духовное завещание, по которому передавал свою библиотеку Олонецкой Духовной семинарии. Скончался Игнатий на Митрофановском синодальном подворье в Петербурге 20 января 1850 года, погребен 23 января 1850 года в Федоровской церкви Александро-Невской лавры при участии митрополита Петербургского Никанора (Клементьевского), в свое время он участвовал в хиротонии Игнатия, архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова), архиепископа Нижегородского Якова (Вечеркого), епископов Ревельского Нафанаила (Савченко), Рижского Платона (Городецкого) и Винницкого Евсевия (Орлинского). В погребении также приняли участие протопресвитер Василий Баженов, обер – священник армии и флота Василий Кутневич, восемь архимандритов, 44 протоиерея, священников и монахов, два протодьякона, 18 дьяконов и множество причетников.

Надгробную речь произнес инспектор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Макарий (Булгаков), в будущем митрополит Московский4. Один из учеников Игнатия по Новгородской семинарии, сопутствовавший ему потом в Петрозаводске, Новочеркасске и Воронеже, архимандрит Ириней (Боголюбов;1804–1860) оставил восторженные воспоминания о владыке5. На могиле Игнатия в лаврской церкви установлена шлифованная плита из олонецкого порфира с текстом:

В надежде воскресения

Здесь в ввереной земле

Бренные останки

Преосвященного Игнатия,

Архиепископа Воронежского и Задонского,

Бывшего Первосвятителя

Олонецкой епархии,

Преставившегося 20 января 1850 года

На 60 году своей жизни, в 22 лето

Архипастырского служения своего Церкви Божией.

22 февраля 1850 года на место Игнатия на Воронежскую кафедру был переведен из Владимира архиепископ Парфений (Чертков; 1782–1853). Обширный некролог почившего владыки в 12 номерах опубликовали «Воронежские губернские ведомости»6. Он принадлежал перу преподавателя духовной семинарии Алексея Данского (ок. 1809–1865), женатого, кстати сказать, на внучатой племяннице митрополита Евгения (Болховитинова), Вере Стефановне7. После этого воронежские церковные историки надолго забыли об Игнатии. Первая публикация в церковном журнале появилась в 1993 году [5], затем последовали статьи в справочнике архиереев и в двух местных энциклопедиях [1], [2], [3].

Имя архиепископа Игнатия ошибочно указано на надгробной плите в Воронежском Алексеевском Акатовом монастыре в числе архиереев, чей прах перезахоронен здесь в 1993 году с городского Коминтерновского кладбища. Там останки преосвященных оказались в 1956 году, когда при строительстве главного корпуса Воронежского государственного университета были разрушены склепы Благовещенского собора Митрофановского монастыря.

Архиепископ Игнатий (Семенов) был выдающимся иерархом православной церкви, крупным ученым и проповедником. По отзывам современников, он отличался «пленительной кротостию нрава», любил часто совершать богослужения и не пропускал ни одного удобного случая без поучения. Им издано более двадцати книг, еще более десяти осталось в рукописи (среди них: «Записка об Олонецкой епархии» и «Сочинение в письмах о родине и детстве»). Игнатия можно считать первым, кто озаботился сохранением памяти о Петре Великом в Олонецком крае. В 1841 году в Прибавлениях к «Петрозаводским губернским ведомостям» он опубликовал большой очерк под названием «Воспоминания о высочайших пришествиях великого государя Петра Первого, коими осчастливлен край, составляющий ныне Олонецкую губернию». В том же году в губернской типографии вышло отдельное издание, в 1849 году в Петербурге вышло второе расширенное издание под более кратким заголовком «Воспоминание о пришествиях великого государя Петра Великого в Олонецк».

Две книги Игнатия касались событий в его последней епархии. Это «Слова во время губительной болезни, говоренные Игнатием, архиепископом Воронежским и Задонским» (Спб; 1848. IV, 186 с.) и «Поучение при святых мощах Святителя и Чудотворца Митрофана Воронежского. Изданы в пользу монастыря св. Митрофана» (Спб; 1848. VII, 271 с.). Один из экземпляров «Слов», ранее принадлежавший библиотеке Чухченемской Николаевской церкви в Пинежском уезде Архангельской губернии, о чем свидетельствует штемпель и владельческая надпись на первых страницах книги, был приобретен библиофилом Олегом Ласунским и подарен Воронежской областной универсальной библиотеке имени И. С. Никитина.

Проповеди, в большинстве своем, были произнесены Игнатием в 1831 году. В ту пору на города и веси накатилась первая волна холерной эпидемии. Простонародье доверчиво воспринимало нелепые слухи и толки о смертоносной язве и тем самым подвергало себя большей опасности. В этих условиях обращенное с амвона слово приобретало особую воистину целительную силу. В своих беседах Игнатий призывал паству следовать указаниям начальников. Они борются со всеобщим недугом и православная братия обязана выполнять предписания, которые служат к ее же пользе. Дело не в отраве, якобы положенной кем-то в пищу или питие, разъясняет владыка, а в том, что Господь прогневался на людей за их грехи, беззакония, развращения нравов. Надобно смириться перед Божьим Промыслом, покаяться, исправиться, начать жить по-христиански. Бог не останется равнодушным перед молитвами своих чад. Вместе с тем, наставляет Игнатий, нельзя угодить Господу, ничего не предпринимая для своего спасения. Не следует ожидать от Бога чудесных пособий и не употреблять тех средств, которые уже даны в обыкновенном порядке для исцеления от болезни. Надо искать и получать целебные вещества, созданные Всевышним для пользы людской в случае немощей. Игнатий призывает отказаться от чародейства и знахарства и почитать врачей за служителей Божественного промысла, помогать им и друг другу.

Спустя шестнадцать лет в новой епархии Игнатий вновь столкнулся с теми же закоренелыми человеческими предубеждениями и обывательской темнотой. Холера унесла тогда жизни около двух тысяч горожан (население Воронежа составляло около 12 тысяч человек). В августе 1847 года Игнатий дал указание церковному попечительству обеспечивать на период эпидемии сирот, вдов и хворых духовного звания по правилам, данным от гражданского начальства. Он предписал через консисторию епархиальному духовенству делать сыновьям прививки перед отправкой их в училище или семинарию8. Иной раз положение осложнялось до того, что рекомендовано было принять против холеры жесткие охранительные меры, в частности не вносить тела умерших для отпевания в храмы во время богослужения. К осени 1847 года эпидемия быстро пошла на спад, и уже 28 сентября архиепископ Игнатий произнес в Митрофановском Благовещенском монастыре при святых мощах чудотворца Митрофана речь с поучением о прекращении холеры в граде Воронеже. Архиепископ воздал Господу славу и благодарение за то, что город очистился, наконец, от тлетворного поветрия. Это любопытное поучение и завершает сборник речей Игнатия, изданный в 1848 году.

Сохранилась опись имущества, которым владел покойный воронежский владыка. Вещей было немного: иконы, четки, зрительная трубка, двойной лорнет, одежда, более полусотни образцов одесских мраморов. Основную часть описей составили книги – 862 названия9. Более ста книг было на древних и новых европейских, а также на восточных языках. Помимо богослужебной литературы, Игнатий подобрал для себя книги о прошлом Новгорода, Пскова, Русского Севера, путешествиях на Святую землю, труды по палеографии и библиографии, различные лексиконы и грамматики, сочинения по медицине и словесности. Была представлена и светская литература: несколько изданий басен Крылова, «Записки» Талейрана и адмирала Шишкова, «История государства Российского» Карамзина, переписка Екатерины II с Вольтером, труды французского историка Тьера...Вместе с владельцем в Воронеж прибыли редкие издания XVI–XVIII веков в кожаных переплетах и рукописи на пергаменте (среди них и раскольничьи). В архипастырской библиотеке находились: многотомное собрание сочинений Тихона Задонского, список с духовного завещания святителя Митрофана, один из словарей, составленных митрополитом Евгением (Болховитиновым), местным уроженцем. Жаль, что значительная часть библиотеки Игнатия оказалась утраченной при перевозке ее в Петрозаводск.

Список литературы

1. Акиньшин А.Н. Архиепископ Игнатий (Семенов). 1847–1850 // Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней. Историко-биографические очерки. Воронеж, 2003. С. 262–269.

2. Акиньшин А.Н. Игнатий (Семенов Матвей Афанасьевич) // Воронежская энциклопедия. Воронеж, 2008. Т. 1. С. 323.

3. Акиньшин А.Н. Игнатий (Семенов Матвей Афанасьевич) // Воронежская историко-культурная энциклопедия. Изд. 2-е. Воронеж, 2009. С. 210.

4. Акиньшин А.Н., Галкин А.К. Игнатий (Семенов), архиеп. // Православная энциклопедия. Т. 21. М; 2009. С. 128–131.

5. Акиньшин А., Ласунский О. О поучениях архиепископа Игнатия // Воронежский епархиальный вестник. 1993. №3. С. 5–7.

6. Артоболевский С.А. Игнатий, архиепископ Воронежский и его пастырско- миссионерская деятельность. Историко-биографическое исследование. Уфа, 1904. 484 с.

7. Сергий (Петров), архиеп. История Воронежской епархии от ее учреждения до 1960-х годов. Воронеж, 2011. 643 с.

8. Успенская церковь слободы Монастырщенки: Хроника полутора веков. Воронеж, 1998. 122 с.

* * *

1

Игнатий (Семенов), архиеп. // Русский биографический словарь: Ибаг-Кючарев. Спб; 1897. С. 49–51.

2

Чистович И.А. История С.-Петербургской духовной академии. Спб; 1857. С. 341, 351.

3

Государственный архив Воронежской области (далее ГАВО). Ф. И-211. Оп.1. Д.4. Л.117.

4

Макарий (Булгаков), архим. Слово при погребении присутствовавшего в Святейшем правительствующем Синоде преосвященнейшего Игнатия, архиепископа Воронежского и Задонского \\ Христианское чтение 1850. Ч. 1 С. 137–150.

5

Ириней (Боголюбов), архим. Воспоминания о высокопреосвященнейшем Игнатии, архиепископе Воронежском и Задонском. Спб., 1851. 192 с.

6

Данский А.А. Биография усопшего о Господе Высокопреосвященнейшего Игнатия,архиепископа Воронежского и Задонского, XXI в чреде епископов воронежских // Воронежские губернские ведомости. 1850. Часть неофиц. 18 февр. №7. С. 51–53; 25 февр. №8. С. 61–65; 4 марта. №9. С. 71; 11 марта. №10. С. 76–78; 18 марта. №11. С. 82–85; 25 марта. №12. С. 93–95; 1 апр. №13. С. 103–104; 8 апр. №14. С. 111–113; 15 апр. №15. С. 121–123; 22 апр. №16. С. 131–132; 29 апр. №17. С. 138–139; 6 мая. №18. С. 144–148; 15 мая №19. С. 153–155.

7

ГАВО. Ф. И-29. Оп. 127. Д. 13.

8

ГАВО. Ф. И-211. Оп. 1. Д. 4. Л. 87.

9

ГАВО. Ф. И-84. Оп. 1. Д. 1927. Л. 13–65 об.


Источник: Акиньшин А.Н. Архиепископ Игнатий: путь от Петрозаводска до Воронежа // Ученые записки Петрозаводского Государственного Университета. 2016. № 1 (154). С. 24-28.

Комментарии для сайта Cackle