СМИРЕНИЕ (См. также ГОРДОСТЬ, ДОБРОДЕТЕЛИ, НИЩЕТА ДУХОВНАЯ, ПОКАЯНИЕ, ПОСЛУШАНИЕ, ПУТЬ ТЕСНЫЙ, САМОПОЗНАНИЕ, САМОУКОРЕНИЕ, СЛАВА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ, СМИРЕННОМУДРИЕ, ТЕРПЕНИЕ, ТЩЕСЛАВИЕ)
Гордость и высокоумие низвергли диавола с неба в преисподнюю – смирение и кротость возносят человека с земли на небо (Антоний Великий). VI, 14.
Люби смирение: оно покроет тебя от грехов (Антоний Великий). VI, 22.
Будь готов отвечать на всякое слово, которое услышишь: прости меня, потому что смирение разрушает все козни врагов (Антоний Великий). VI, 22.
Прилежи делам, которые здесь предложу тебе, а именно: труду, нищете, странничеству, злостра- данию и молчанию, потому что они соделают тебя смиренным. Смирением же доставляется оставление всех грехов (Антоний Великий). VI, 22.
Сын мой! Прежде всего не вменяй себе ничего: из невменяемости рождается смирение (Антоний Великий). VI, 24.
Примечание святителя Игнатия:] Невменяемость... состоит в том, чтобы не признавать себя имеющим какую-либо добродетель и какое-либо достоинство. Признание за собой добродетелей и достоинств есть пагубное самообольщение, называемое... мнением. Мнение отчуждает человеков, зараженных им, от Искупителя. Не страшись бесчестий, наносимых человеками (Антоний Великий). VI, 24.
Не завидуй тому, кто преуспевает при посредстве неправд; но считай всех человеков высшими себя и Сам Бог будет с тобою. (Антоний Великий). VI, 24.
Обесчещенный, не возненавидь обесчестившего, скажи сам себе: я достоин того, чтобы все братия осыпали меня бесчестиями (Антоний Великий). VI, 25.
Находясь в обществе братии, сохраняй молчание. Если понадобится отнестись к ним о чем- либо, то скажи им об этом кратко и со смирением (Антоний Великий). VI, 25.
Сын мой! люби бесчестия более, нежели почести, люби телесные труды более, нежели успокоение тела; люби ущерб в стяжаниях мира более, нежели приобретение (Антоний Великий). VI, 26.
Во всем наблюдай смирение: в наружности своей, в одеждах твоих, в сидении, стоянии, хождении, лежании, в келии и в принадлежностях ее. Во всем жительстве своем усвой себе обычай нищеты; не тщеславься ни в речах своих, ни в славословии и песнопениях, приносимых Богу; когда случится тебе быть с ближним твоим, – слова твои да не будут растворены хитростью, коварством и обманом (Антоний Великий). VI, 28.
Будь мудр: молчанием загради уста клевещущих на тебя. Не оскорбись, если кто будет говорить худо о тебе: это – действие нечистейших духов, старающихся устраивать препятствия человеку к получению духовного разума (Антоний Великий). VI, 28.
Приучись, чтобы язык твой говорил при всех встречающихся случаях, всегда, во всякое время, всем братиям и Самому Всевышнему Богу: прости меня. Если будешь всегда говорить прости меня – стяжешь смирение (Антоний Великий). VI, 31.
Знай: смирение состоит в том, чтобы ты признавал всех человеков лучшими тебя и был удостоверен в душе твоей, что ты более всех обременен грехами. Главу твою держи опущенною, и язык твой да будет всегда готов сказать укоряющему тебя: владыко мой! прости меня. Предметом же постоянного размышления моего да будет смерть (Антоний Великий). VI, 32.
Смиренно и со слезами проси отца твоего, не стыдясь этого делать, чтобы он поучил тебя тому, чего ты не знаешь (Антоний Великий). VI, 32.
Уничижение себя состоит в том, чтобы признавать себя худшим скотов, которые не подлежат осуждению (авва Алоний). VI, 69.
Однажды старцы сидели за трапезою, а авва Алоний предстоял им и прислуживал. Старцы похвалили его за это. Он ничего не отвечал им. Один из них спросил его: почему ты не отвечал ничего старцам, когда они похвалили тебя? Авва Алоний сказал ему: если бы я им отвечал, то это значило бы, что я принял похвалу (авва Алоний). VI, 69.
Однажды диакон патриарха начал укорять его пред всем клиром. Блаженный поклонился ему, сказав: «Прости меня, господин мой и брат» (Александр, патриарх Антиохийский). VI, 72– 73.
Брат, живший с другими братиями, просил наставления у ав- вы Виссариона. Старец сказал: наблюдай молчание и не сравнивай себя с другими (авва Виссарион). VI, 79.
[Примечание святителя Игнатия:] Наставление существенно полезное. В общежитиях возникают смущения наиболее от сравнения себя с другими... Чтоб избежать самообольщения и душевного расстройства, производимых сравнением себя с другими, должно постоянно содержать себя в образе мыслей... доставляемом смирением... а для этого необходимо наблюдать молчание. Когда пребываешь в мире и не ощущаешь в себе брани, тогда особенно смиряйся, чтобы не похвалиться спокойным и радостным состоянием, принадлежащим не тебе, и за похваление не быть пре- дану брани. Часто Бог не попускает нам брани по немощи нашей, чтобы мы не погибли окончательно (авва Виссарион). VI, 80.
Если совершаешь молитву и подвиги со смиренномудрием, как недостойный, то они будут благоприятны Богу. Если же вспомнишь о другом, спящем, или нерадящем, и превознесешься сердцем, то тщетен труд твой (авва Исаия). VI, 135–136.
Оттого угнетают нас враги наши, что мы не познали с должною подробностию и точностью немощей и грехов наших, не стяжали плача в духовном разуме. Если б открылся в нас плач, то он соделал бы для нас явными грехи наши. Если б мы увидели грехи наши такими, каковы они на самом деле, то объял бы нас такой стыд, что мы не осмелились бы смотреть в лице братиям нашим, отдавая всем предпочтение пред собою. Мы сочли бы себя худшими блудниц! Они грешат в неведении Бога, а мы, знающие Бога, служим греху, наравне с блудницами, в сердцах наших (авва Исаия). VI, 146.
Уничижение себя есть то место, в котором обретается спокойствие (авва Исаия). VI, 151.
Если скажет брат: окажите любовь, научите меня этому делу, я не знаю его, то знающий не должен отговариваться незнанием. Такое смирение не благоугодно Богу (авва Исаия). VI, 178.
Главное, чего мы должны искать, состоит в том, чтобы мы смирялись пред братиею нашею (авва Исаия). VI, 179.
Если возникнет между вами вопрос о значении какого-либо из изречений Писания, то знающий значение этого изречения, да объяснит его смиренно, по силе своей, не настаивая на своем мнении, и да успокоит брата с любовию (авва Исаия). VI, 179.
Если ты оставил все, принадлежащее суетному миру, то блюдись от беса, наводящего печаль на основании избранной тобой великой нищеты и соединенного с нею скорбного положения, исполненного лишений. Если победишься печалью, то невозможешь достичь великих добродетелей. Эти великие добродетели заключаются в том, чтобы невменять себя, чтобы переносить благодушно укоризну и радоваться тому, что считают тебя не способным ни к какому делу и занятию суетного мира... (авва Исаия). VI, 194–195.
Кто считает себя за ничто, признает свое невежество, тот являет этим, что он ищет исполнять волю Божию, а не свои страстные пожелания (авва Исаия). VI, 200.
Не надейся на себя: все благое, совершающееся в тебе, есть следствие милости и силы Божией. Не превозносись верою твоею, но пребывай в страхе до последнего издыхания. Не высокомудрствуй о жительстве твоем, признавая его достойным одобрения, потому что враги твои стоят еще пред лицом твоим. Не возуповай на себя, доколе странствуешь в земной жизни, доколе ты не миновал темных властей воздушных (авва Исаия). VI, 200.
Не надейся на крепость твою, и помощь Божия будет всегда содействовать тебе (авва Исаия). VI, 203.
Возлюбленные братия! Во всяком действии вашем обращайте главное внимание на смирение, чтобы неупустительно исполнять требуемое им терпение бесчестий и отсечение воли падшего естества. Держащийся своей воли повреждает и погубляет этим все свои добродетели (авва Исаия). VI, 215.
Блаженны те очи, которых человек по причине смиренномудрия не дерзает возвести к Богу! Блаженны иноки, прилежащие врачеванию язв своих в духовном разуме, стяжавшие познание грехов своих, омывающие их слезами и просящие прощения у Бога (авва Исаия). VI, 223–224.
Уничижающего и умаляющего себя упремудрит Господь. Отпадает от премудрости Божией тот, кто признает себя мудрым (Исаак Сирский). VI, 253.
Немощь твою и невежество твое от искреннего сознания в них исповедуй Господу в молитве твоей в противодействие тонкому действию возношения, чтобы не быть тебе оставленным и не подвергнуться искушению сквернами. Блуд последует гордости, и возношению – прелесть (Исаак Сирский). VI, 276.
Врата Божии – смирение. Отцы наши из среды многих уничижений вошли, радуясь, в храм Божий (Иоанн Колов). VI, 287.
Если хочешь обрести покой в этом и в будущем веке, то при всяком случае говори себе: я – кто? и не осуждай никого (авва Иосиф). VI, 301.
Совершенство доставляется тем, когда не осуждаем никого ниже в чем малейшем, а осуждаем только себя, и когда претерпеваем досаждения (оскорбления) (Макарий Великий). VI, 309.
Пимен Великий говаривал братии своей: уверяю вас, куда ввергнут сатану, туда ввергнут и меня (Пимен Великий). VI, 329.
[Примечание святителя Игнатия:] Это изречение – плод духовного видения отверженных духов и того общения, в которое человек вступил с ними при посредстве своего падения. Открылось это видение преподобному от глубокого, правильного само- воззрения, в которое он был возведен словом Божиим, своим умным деланием и Божественною благодатью. Мы и братия – как две картины. Когда человек рассматривает, осуждает и укоряет себя, тогда возвышается пред ним достоинство брата его; когда же человек признал достоинства в себе, тогда брат его представляется ему недостаточным (Пимен Великий). VI, 334.
Брат сказал авве Сисою: усматриваю, что память Божия (умная молитва) постоянно пребывает во мне. Старец сказал: это не велико, что ум твой постоянно направлен к Богу, велико то, когда кто увидит себя худшим всякой твари (Сисой Великий). VI, 351.
[Примечание святителя Игнатия:] Старец сказал так по той причине, что истинное действие умной молитвы всегда основано на глубочайшем смирении и проистекает из него. Всякое иное действие умной молитвы неправильно, ведет к самообольщению и погибели. Возлюби смирение Христово и старайся соблюдать во внимании ум твой во время молитвы; где бы ты ни был, не выказывай себя остроумным и учительным, но будь смиренномудр и Бог дарует тебе умиление (авва Силуан). VI, 355.
Не будем любить похвалы и не будем порицать сами себя (авва Стратигий). VI, 356.
Если кто будет просить тебя помолиться о нем, отвечай ему: брат! Бог, ради молитв святых угодников Своих, да помилует и меня и тебя по воле Своей (Изречения безымянных старцев). VI, 376.
Если услышишь о ком-либо, что он укорял тебя, и он придет к тебе, – ты не обличи его, но возвеселись с ним, яви лице твое ему приятным, да обрящешь дерзновение в молитве твоей (Изречения безымянных старцев). VI, 376.
Если кто позовет тебя на трапезу любви и посадит на последнем месте: то не оскорбись на него в помышлении твоем. Скажи себе: я недостоин этого. Говорю тебе, что ни бесчестие, ни какая-либо скорбь не приходят человеку иначе, как по попущению Божию, на искушение и ко исправлению человека, или за грехи его. Кто не помышляет таким образом, тот не верует, что Бог – праведный Судия (Изречения безымянных старцев). VI, 376–377.
Если настоятельствуешь над братиею, то наблюдай за собой, чтобы владея ими и повелевая ими, не вознестись сердцем твоим над ними. Только по наружности показывай власть, а в душе считай себя рабом и худшим всех (Изречения безымянных старцев). VI, 377.
Многие удручили подвигами плоть свою, но, сделав это без рассуждения, отошли из здешней жизни без всякого плода, без всякого приобретения. Наши уста смердят от поста; все Писание мы знаем наизусть, песнопения Давида столько усвоили мы себе, что они сделались как бы нашим произведением; но не имеем того, чего Бог требует от нас – смирения (Изречения безымянных старцев). VI, 391.
Старец на вопрос, в чем заключается смирение, отвечал: в том, если простишь брату, согрешившему против тебя, прежде нежели он попросит у тебя прощения (Изречения безымянных старцев). VI, 397.
Некоторый брат спросил старца: что есть смирение? Старец отвечал: смирение состоит в том, чтобы делать добро тем, которые делают нам зло. Брат возразил: если человек не достиг той меры, чтобы мог исполнить это, – что ему делать? Старец сказал: да бегает людей, избрав в свой подвиг молчание (Изречения безымянных старцев). VI, 397.
Старец на вопрос, почему так беспокоят нас бесы, отвечал: потому что мы отвергли оружие наше, самоукорение, смирение, нищету и терпение (Изречения безымянных старцев). VI, 397.
Сказал старец: лучше люблю побеждение со смирением, нежели победу с гордостью (Изречения безымянных старцев). VI, 397.
Кто терпеливо переносит презрение, бесчестие и убыток, тот может спастись (Изречения безымянных старцев). VI, 398.
Сказал старец: если кто, смиряясь, скажет: прости меня, тот опаляет демонов искусителей (Изречения безымянных старцев). VI, 398.
Сказал старец: лучше желаю учиться, нежели учить. Также сказал: не начни учить преждевременно, иначе во все время жизни твоей пребудешь недостаточным по разуму (Изречения безымянных старцев). VI, 398.
Гордость, если б приблизилась к небу, то низводится даже до ада: так, напротив, смирение, если б низошло до ада, – оттуда возводится даже до неба (Изречения безымянных старцев). VI, 401.
Если понуждаешь себя к молчанию, то не думай, что совершаешь добродетели, но признавай себя недостойным говорить (Изречения безымянных старцев). VI, 403.
Истинное преуспеяние души состоит в том, чтобы ежедневно делаться покорнее Богу и говорить себе: каждый человек лучше меня. Без этой мысли, если кто и чудеса творит и мертвых воскрешает, – далече отстоит от Бога (Повести из жития старцев). VI, 443.
Когда Бог видит, что человек хвалится о слезах в сердце своем, тогда взимает от него плач, и бывает сердце его жестоко как камень: Бог оставляет его, чтобы он смирился и познал всю немощь... (Повести из жития старцев). VI, 444.
Если впадешь в болезнь, и попросишь у кого какой вещи, тебе нужной, а он не даст тебе просимого, то не опечалься на него в сердце твоем, напротив того скажи: если бы я был достоин получить, Бог вложил бы в сердце брату моему и он дал бы мне. (Повести из жития старцев). VI, 444–445.