СМИРЕННОМУДРИЕ (См. также СМИРЕНИЕ)
Смиренномудрый даже не имеет языка сказать о ком-либо, что он нерадив или небрежет о спасении своем. Он не имеет очей, чтобы видеть недостатки других. Он не имеет ушей, чтобы слышать слова и разговоры душевредные. Он не заботится ни о чем временном: заботится единственно о грехах своих. Он сохраняет мир со всеми и ради заповеди Божией, а не по причине дружбы по началам человеческим. Тщетны труды того, кто, вне смирения, постится много и несет тяжкие подвиги (авва Исаия). VI, 136.
Кто понимает и исполняет слова Писания по своему разуму, настаивая упорно, что именно так должно понимать и исполнять их, – тот не ведает славы и богатства Божиих. Напротив того, кто и понимая говорит: не знаю с точностью слова Божия, потому что я ограниченный человек, тот воздает славу Богу. В нем будет обитать слава Божия, соответственно его преуспеянию и смиренномудрию (авва Исаия). VI, 184
Страх Божий возрастает и усиливается в сердце того человека, который отражает от себя славу человеческую смиренномудрием (авва Исаия). VI, 184.
Сокровище смиренномудрого внутри его, оно – Господь (Исаак Сирский). VI, 252.
Брат вопросил авву Крония: каким деланием достигает человек смиренномудрия? Старец отвечал: страхом Божиим. Брат снова спросил: каким деланием приходит человек в страх Божий? Старец отвечал: по мнению моему должно отрешиться от всего, возложить на себя телесные труды и всеусильно содержать в себе памятование о исходе души из тела (авва Кроний). VI, 305.
[Примечание святителя Игнатия:] При таком памятовании о смерти телесный подвиг получает значение деятельно выражаемого, а потому весьма действительного покаяния. Человек нуждается в смиренномудрии и страхе Божием всегда, как в дыхании, входящем и исходящем ноздрями его (Пимен Великий). VI, 335.
Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличить его (Пимен Великий). VI, 336.
Земля, на которой Господь заповедал исключительно приносить Ему жертвы, есть смиренномудрие (Пимен Великий). VI, 346.