ДОБРОДЕТЕЛИ (См. также под отдельными названиями добродетелей)
Не допусти сердцу твоему сделаться непотребным, питая в нем помышления злые; постарайся сделать его благим: взыщи благости и мира, стремись совершать все святые добродетели (Антоний Великий). VI, 25.
Если изучишь какие-либо добродетели, не хвастай, не говори, то и то я сделал и исполнил. Такое хвастовство – признак величайшего неразумия (Антоний Великий). VI, 27.
Тому, кто начинает служение Богу, открывается лишь образ добродетелей – поверхностное понимание их. Если он не вступит в подвиг самым делом, то не возможет приблизиться к Богу посредством деятельного и существенного понимания добродетелей (авва Исаия). VI, 175.
Три добродетели, когда ум увидит их в себе, служат для него признаком, что он достиг бессмертия: рассуждение, различающее добро от зла во всех случаях, благовременное предусмотрение и добра и зла, свобода от внешнего влияния (авва Исаия). VI, 185.
Все добродетели наши в Боге – отнюдь не наша собственность. Бог спасает нас; Он ниспосылает нам силу храниться от зла; Он покрывает нас Промыслом Своим и подает нам возможность пребывать в нестяжании; Он дарует нам обращение к Нему, и когда обратимся к Нему, это бывает последствием действия Его на нас. Он внушает нам благодарить Его, и благодарим Его по дару Его; Он ниспосылает в нас благодать, действием которой возбуждается в нас благодарение Богу; Он защищает нас от врагов наших демонов, исторгает нас из рук и челюстей их (авва Исаия). VI, 217.