Источник

Смирение

Вся наша правда и добродетели, если не растворит Господь Своим милосердием, обрящутся пред Ним «аки рубище, в срамоте поверженное», посему нам необходимо всегда смирять себя, а не возноситься и идти по совету премудрого средним путем, не уклоняясь «ни на десно, ни на шуие», всегда нужно умерять себя, чтоб не быть ни слишком горящей, ни охладевающей, ибо и то и другое не полезно (15, с.255).

* * *

Отцы святые советуют для охранения себя от самомнения проходящему путь подвижничества, даже при богатстве рассуждения, покорять свою волю другому искусному, чтобы на себя не надеяться, а на молитвы другого и, сми­ряя себя, иметь сильное оружие против гордого врага. Если же не найдешь искусного и рассудительного руководителя, то покори себя хотя самому про­стому, незлобивому, но благоговейному, обращайся к нему за благословением на всякое предприятие. Благоговей перед ним и призывай его молитвы в по­мощь, они для тебя спасительны. Одно то, что ты не будешь на себя надеяться, а на молитвы другого, будет защитой от врага, так как в этом есть смирение. «Если же, – говорил он, – не окажется и простого старца благоговейного, тогда поищи благоговейного брата и поступай во всем так, как выше сказано о старце. Такой путь указывает преподобный Нил Сорский, он самый безопас­ный» (24, с.349).

* * *

Без смирения, основания всех добродетелей, никто не может наследовать Царствие Небесное, ибо «Господь взирает токмо на кроткого и смиренного и трепещущего словес Его» (Ис.66,2) (15, с.418).

* * *

Мы не можем поститься и подвизаться, как древние, будем есть, трудиться и смиряться, и Бог помилует нас (25, с.474).

Смирение – великая добродетель и берет начало от Христа.

Образец смирения – Христос.

Христос учит нас смирению.

Без смирения человек не может быть с Богом.

Кто СМИРЕНИЯ не имеет, тот с диаволом.

Смирение противоположно ГОРДОСТИ.

Первый признак смирения – сознание недостоинства.

Смирение рождается от сознания своего недостоинства.

ПОЗНАНИЕ своей греховности есть признак смирения.

Смирение истинное – осознать свою немощь.

САМОУКОРЕНИЕ есть признак смирения.

Смирение есть алфавит ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ.

Смирение в том, чтобы все дела Богу приписывать.

Признак смирения – непрестанное стремление к благодати и оправданию Божию.

Смирение за все благодарит Бога.

Смирение считает себя достойным всех наказаний.

Признак смирения – все ТЕРПЕТЬ без ропота.

Признак смирения – считать себя недостойным Божией милости.

Смирение убегает славы.

Смирение всем проявляет ПОСЛУШАНИЕ, а своим положением никогда не превозносится.

Если в сердце нет смирения, то и вообще никакого смирения нет.

Смирение должно быть не только внешнее, но более внутреннее.

Смерть и участь тела после кончины приводит к смирению.

Смирение есть плод действия БЛАГОДАТИ.

Пришествие к человеку Самого Царя Небесного приводит к смирению.

Смирение не боится падения, так как считает себя ниже всех.

Смирение приходит от САМОПОЗНАНИЯ.

Смирение от познания своей нищеты и немощи.

Смирение – познание бедности духовной.

Наша жизнь зависит от Бога.

По рождению, воспитанию и жизни ЧЕЛОВЕК – немощное существо, и нечем ему ГОРДИТЬСЯ.

Смирение рождается от страха наказания.

Смирение есть следствие СТРАХА БОЖИЯ.

Смирение от рассуждения о благости Божией.

Смирение рождается от познания величества Божия.

Смирением подражать Христу в служении ближним.

Должно ПОДРАЖАТЬ Христу в смирении.

Смирению научиться от Христа, родившегося в убожестве.

Смирению ХРИСТОС научает нас Своим примером (8, с.941–950).

* * *

Смирение никогда не падает (32).

* * *

Смирение нам необходимо и нужно в земной жизни, как воздух или вода для тела. Без смирения мы не сможем правильно шествовать по спаситель­ному Христову пути. Пусть в нашем сердце постоянно звучат слова Христа Спасителя: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обря­щете покой душам вашим». Если мы приобретем эту добродетель, то с ней и умирать будет не страшно (3, с.61).

Что необходимо делать, чтобы приобрести смирение

Смирение есть благодатный дар Божий и поэтому должен испрашиваться молитвой, смирение рождается от познания своих недостатков и самоукорения (6, с.102).

* * *

Если человек не имеет смирения, то он не должен оправдывать себя тем, что не может приобрести эту добродетель из-за определенной обстановки и окружающих его людей (Там же, с.103).

Когда человек не смиряет себя, тогда Сам Господь его смиряет

Когда человек не доходит до сознания необходимости смирения и не смиряет себя, тогда Господь Сам, «ими же весть судьбами», приводит его ко смирению (Там же).

* * *

Смирение может оградить душу от всех ухищрений диавольских (Там же, с.116).

Господь ублажает прежде всего смиренных

Какими бы добродетелями ни обладал христианин, он ничто в глазах Божиих, если в нем нет смирения, ибо Господь ублажает прежде всего нищих духом, ублажает смиренных сердцем, алчущих и жаждущих правды. Он обе­щает покой тем, кто вслед Его идет, подражая Ему не только в послушании, но и в кротости и в смирении (Там же, с.109).

Что такое смирение

Христианское смирение – это проявление силы человеческого духа, покоряющей и злобные гневные сердца, ломающей человеческую гордыню. Победить эту силу не могут никакие другие внутренние и внешние человече­ские условия. Кто носит в себе такое смирение, какое носили преподобный Сергий, преподобный Серафим и преподобный Амвросий Оптинский, каким обладали тысячи истинных рабов Божиих, – тот проявляет не слабость духа, а его величие и крепость (Там же, с.99).

Только смирением приобретается покой души

В деле нравственного совершенствования главное внимание необходимо сосредоточивать на воспитании у себя смирения, которым приобретается полное внутреннее удовлетворение и покой души при любых жизненных обстоятельствах (Там же).

Смирение – признак истинного христианина

Смирение является признаком истинного христианина, оно должно лежать в основе всех его действий и поступков. Только при этом условии человек сможет избежать зла и приобрести душевный покой (Там же).

Молитва без смирения не защищает от врага

Даже если христианин пребывает постоянно в молитве, но не имеет в душе смирения, то и тогда он не будет свободен от вражеских нападений (Там же, с.100).

* * *

Смирение является основанием всякой добродетели, и без него не может быть достигнута никакая добродетель. Само богоугождение также до­стигается только смирением (Там же, с.101).

* * *

Совершенство – глубина смирения (Там же).

Смирение вменяет нашу вину в наше оправдание

Добродетель смирения настолько велика, что Бог смиренному вменяет в оправдание даже вину его (Там же).

Когда рождается правильный образ мыслей

При искреннем смирении рождается правильный образ мыслей (Там же).

Ничтожество нашей праведности

Стремясь к приобретению великой добродетели смирения, иногда бывает, что человек допускает мысль, что он достиг некоторых успехов на этом пути. Чтобы ясно представить себе ничтожество нашей праведности и смирения, необходимо постичь всю широту и глубину заповедей Божиих (Там же, с.102).

Злобные духи побеждают тех, кто не имеет смирения

Злобные духи очень часто с сильной яростью нападают на ревностных служителей Божиих, желая их отклонить от богоизбранного пути. И они легко побеждают тех подвижников, которые не имеют в своей душе искреннего смирения.

Смирение – истинное начало, основание покаяния и всякой доброде­тели (32).

Чтобы приобрести смирение, как говорится в книге душеспасительных изречений, должно постоянно укорять, порицать и обвинять себя во всем, счи­тать себя не только грешнее всех, но даже хуже и всякой бессловесной твари; когда укоряют в чем-либо, то молчи, кротко объясняй истину; отвергнуть свою волю, терпеть поношения, оскорбления и уничижения – вот истинный путь к смирению (Маргарит. М, 1892, с.168) (5, с.79).

* * *

Приобретается эта великая добродетель путем целожизненного подвига, и если сердце пастыря день и ночь, по словам Аввы Дорофея, не ищет с болезнью Господа, то он не может преуспеть. Смирение есть дар Божий, и необходимо молить Господа о сокрушении и смирении своего сердца, всегда склонного к превозношению и гордости.

Смирение рождается от исполнения заповедей, но всуе будет трудиться тот, кто не стремится к чистоте духовной и телесной. «Подобает епископу быти целомудру» (1Тим.3,2).

Смирение является основой вообще всей духовной жизни христианина, а тем более молитвы (Там же).

Смирение – основание всякой добродетели

Основанием всякой добродетели является смирение, и без него не может быть достигнута никакая добродетель (7, с.440).

* * *

Смирение – единственно правильная основа христианской жизни. Смирение рождается сознанием своих недостатков и самоукорением (Там же, с.441).

* * *

Смиренный как цветок в оранжерее, ему ничего не страшно, никакая непогода (32).

* * *

Матерь Божия, Пресвятая Дева Мария, только лишь через глубочайшее смирение вознесена превыше Херувимов и славнее Серафимов. А гордость денницы низвергла его с небесной высоты «во юдоль плачевную». Смирение делает людей святыми, а гордость лишает их общения с Богом.

Мы видим это на примере жестоковыйного фараона, которого Господь за его гордость и надменность потопил в водах Чермного моря, а богоизбранный израильский народ возвысил пред всеми народами древнего мира. Этот пример ярко показывает нам, что всякий смирившийся пред Богом будет вознесен не только в очах Его, но и в очах всего мира. Другой подтверждающий эту истину пример мы видим в жизни Христа Спасителя, когда Он кротким и ласковым Своим словом оправдал величайшую грешницу в доме Симона фарисея, воз­высил ее за покаяние и смирение в очах гордого высшего иудейского общества, сказав ублажающие слова «Отпущаются тебе греси» (Лк.7,48).

Смирение – это одна из основных христианских добродетелей, на которой зиждутся все остальные добродетели. Смирение – это степень совершенства, через которую определяется наше восхождение к Богу. Смирение – это мост, возводящий от земли на небо, по которому восходили все подвижники благочестия. Они смиряли себя не только в очах Божиих, называя себя «нищими духом», но и перед лицом греховного мира, в котором являлись они светильни­ками веры и благочестия. Через смирение они низводили Божественную благо­дать Святого Духа, которая восполняла и вспомоществовала им в жизни.

Смирение оправдывает нас перед Богом. Через сознание своей греховно­сти, своего ничтожества мы получаем благодать Святого Духа. Святой Ма­карий Великий говорит: «Если кто не соблюдает великого смиренномудрия, тот предается сатане и обнажается от данной ему Божественной благодати» (Преп.Макарий Великий. «Духовные беседы, послания и слова». Изд. Свято- Троицкой Лавры. 1904, с.273).

Вот, отцы и братья, какое важное значение придает смирению великий подвижник. Душа без смирения никогда не может молиться чистым умом и прославлять величие Божие Душа, которая воплотила в себе Христово сми­рение, постоянно ощущает Бога, через это она имеет в себе великий покой (3, с.165–166).

* * *

Смиренный человек всегда пребывает в Боге, и Бог пребывает в нем. Но чтобы это пребывание Божией благодати было всегда с нами, нам необходимо подражать более всего Христову смирению. Мы должны идти по Его стопам, а путь этот – только через смирение. Он Своим смирением показал, как мы должны достигать вечного блаженства.

Будем же воспитывать в своей душе это небесное благоухание, т.е. смирение. Иначе мы не можем быть последователями Иисуса Христа и даже называться христианами. Мы должны помнить, что не к гордости, а к самоотверженной любви призваны Богом. А смирение утвердит нас в святой вере, сделает нас носителями благодати, исцеляющей и укрепляющей для святой жизни. Оно оправдает нас перед Богом и приведет в Царство Небесное (Там же, с.166– 167).

Что Бог явил для уничтожения гордости в мире

В искупительном подвиге Богочеловека было проявлено глубочайшее смирение. Если в падении ангелов и первого человека проявилась безмерная гордыня, низринувшая свою жертву в бездну греха и отчаяния, то для уни­чтожения гордости в мир явилось – в Лице Божественного Искупителя – воплощенное смирение (7, с.189).

Почему Спаситель смирил Себя

Спаситель смирил Себя «до смерти, смерти же крестныя» (Флп.2,8), чтобы, во-первых, низложить гордыню диавола и упразднить его власть над человеком, а во-вторых, преподать Своим последователям образец для под­ражания. Вот почему Иисус Христос, подготавливая Своих учеников к пере­несению всех скорбных обстоятельств, которые должны они были претерпеть за Его имя, неоднократно внушал им приобрести самые необходимые доброде­тели – кротость и смирение «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф.11,29), и паки: «Образ бо дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите» (Ин.13,15). Земная жизнь Спасителя ясно показывает, что Он подтверждал Своей жизнью то, чему учил словами (Там же, с.189).

* * *

Смирение есть начало и конец всех благ (7, с.321).

Как христианин должен приобретать смирение

Христианин должен постоянно представлять своему мысленному взору высочайший образ Христа, Его смирение, воплощение, страдание за грехи всего рода человеческого (1.148) и в этом источнике черпать силы для при­обретения смирения и для искоренения в самом существе безумной гордыни (2.172) (7, с.321).

Смирение – сильнейшее оружие «против гордого духа»

Сильнейшим оружием «против гордого духа» святитель Тихон Задонский считает смирение (3.444), без которого в деле спасения напрасен всякий другой подвиг. Как гордость бывает «гнусна и мерзка» Богу, так смирение «благоприятно и любимо». «Ни на что так Бог любовно не взирает, как на смиренное и умиленное сердце» (5.228). Человеку, плененному гордостью, следует искать избавления от этой страсти во всех ее видах и проявлениях только в познании самого себя, в сознании своего ничтожества и окаянства, в христианском смирении (7, с.321).

Состояние сердца смиренного

Сердце смиренного преизобилует покорностью, преданностью и любовью к Спасителю. Человек, склоняющий свое сердце к смирению, удаляет из него тьму гордости и воспринимает свет (5.228) (7, с.321).

Смиренный человек в испытаниях видит очистительное средство

Смиренный человек не только охотно принимает посланные от Бога испытания, но и видит в них очистительное средство, которым Бог приготовляет его к вечному блаженству Христианин скорбные обстоятельства принимает как милость Божию (5.114) (7, с.283).

Смирение есть плод покаянного обращения к Богу, сердечной скорби и печали о грехах

Искренняя и живая вера в Искупителя неразрывно связана со смирением, которое есть плод покаянного обращения к Богу, сердечной скорби и печали о содеянных грехах (7, с.226).

Смирение и молитва

Смирение и молитва соединяют с Богом, поражают врага

Кто упражняется в этих двух добродетелях, такому человеку бывает нетрудно возлететь, возвыситься и соединиться с Богом в любую минуту своей жизни. И даже тогда, когда нам кажется, что мы оставлены и людьми и Богом и что ад вот-вот готов поглотить нас, то и тогда эти две добродетели, подобно обоюдоострым мечам, невидимо для нашего взора, поразят и удалят от нашей души все сопротивные силы (3, с.13–14).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle