СМИРЕНИЕ
На молитве необходимо намеренное, обдуманное, крайнее смирение. Надо помнить, кто говорит и что говорит, особенно это нужно во время чтения молитвы Господней «Отче наш». Смирение разрушает все козни вражии. Ах, как много в нас тайной гордости. Это, говорим, я знаю, в этом не нуждаюсь, это не для меня, это лишнее, в том я не грешен. Сколько своего мудрования (1)!
* * *
Смотрите, как восхваляет Владычица боголюбезное смирение: «призрел, – говорит Господь, – на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:48), и как осуждает гордость, из-за которой случилось падение такого множества ангелов с Престолами, Начальствами, Силами, Властями. »Явил, говорит Богородица, силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их» (Лк. 1:51). Кто эти гордецы в мыслях сердечных? Денница падший и ангелы его, целое царство бесовское. О, как много еще должно быть жертв страдания и смерти, жертв людских, чтобы заполнить число отпадших, и как много число это пополняется! Сколько жертв смерти, особенно в эти годы безначалия, безнаказанности и террора! Сколько невинных младенцев, умирающих каждый день! Сколько убитых за веру, царя и отечество (4)!
* * *
Чудная, премудрая пророческая песнь Божией Матери: «величит душа Моя Господа... что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды...» (Лк. 1:46–48). Прежде всего Она славит Бога за то, что Он дал Ей смирение и призрел на это смирение. Пресвятая Дева глубоким смирением исправила поползновение Евы к гордости и к желанию сравняться с Богом. Сын Ее и Бог «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам» (Флп. 2:8, 7). За смирение же вознес Деву Марию, сделав Ее Матерью Своею, – сотворил величие Ей невообразимо великое (4).
* * *
Быть смиренным значит считать себя достойным за грехи всякого унижения, оскорбления, гонения, побоев, а быть кротким значит в незлобии сердца переносить неправды относительно нас, ругательства и прочее и молиться за врагов своих (7).
* * *
Если ты хочешь быть смиренным, считай себя достойным всякой злобы и ненависти других и всякого злословия и не раздражайся и не питай злобы на тех, которые злобятся на тебя и злословят, или ложно порицают тебя. Говори: да будет, Отче Святый, воля Твоя! Поминай слово, еже Господь рече: «раб не больше господина своего... Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Ин. 13:16, 15:18). Если Праведнейшего, Всеблагого мир возненавидел, то что удивительного, если тебя, грешника и злого, ненавидят другие (7)?
* * *
Если ты подлинно хочешь быть смиренным, то жаждай всяких обид и притеснений себе, как голодный алчет пищи, ибо по правде Божией ты этого достоин (7).
* * *
Если ты хочешь быть истинно смиренным, то считай себя ниже всех, попранием всех, ибо ты ежедневно, ежечасно попираешь закон Господа и, значит, Самого Господа (7).
* * *
Не возноситься должны мы перед другими, а смиряться. И сколько побуждений к смирению для каждого из нас! Человек ничего своего не имеет: все у него Божие – и душа, и тело, и все, что у него есть, кроме греха. Всякое доброе дело также от Бога. Чем же он может похвалиться? «Что ты имеешь, человек, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор. 4:7). Если же он хвалится своими добродетелями, то он святотатно присвояет себе славу, принадлежащую единому Богу. Далее, всякий человек находится более или менее в состоянии греховного расслабления, и, по крайней мере, весьма многие – в состоянии греховной нечувствительности. Как нестерпима в них эта болезненная, ложная уверенность, что они совершенно здоровы и не имеют надобности во враче! Какое побуждение и в этом к тому, чтобы не ценить высоко своих добрых дел, которые, может быть, суть не что иное, как бред нашей души! Небесный Всеведущий Судия Сам на Себя принял и оценить наши дела, и воздать за них каждому в свое время. Как же поэтому необходимо каждое доброе дело наше совершать в очах Божиих и предоставлять суд о нем Ему одному, не дерзая касаться до него собственным погрешительным судом. Но надобно заметить, что добрых дел у нас весьма мало, несравненно больше худых. Новое и сильнейшее побуждение к смирению. Я грешен, а Бог правосуден: как не иметь в мыслях своих Суда Божия, который, может быть, готов совершиться над нами в нынешний же день, и не забыть, может быть, самых ничтожных добрых дел, которые в сравнении со множеством грехов не значат ничего, потому что мы непременно грешим каждый день, каждый час и словом, и делом, и мыслью, и чувствами. О, дай нам, Боже, постоянно иметь перед глазами нашу всецелую зависимость от Тебя, нашу немощь, нашу греховность, чтобы постоянно смиряться перед Тобою и перед нашими ближними (8).
* * *
Кто желает Царствия Божия, тот должен приобресть драгоценнейшую из всех добродетелей – смирение – и тщательно охранять, воспитывать и возращать ее в себе. Вспомним Честнейшую Херумимов и Славнейшую без сравнения Серафимов, истинную нашу Владычицу Богородицу: что вознесло Ее на такую высоту? Смирение. Она Сама изрекла, что Господь призрел на Ее смирение и сотворил Ей величие (см. Лк. 1:48) (8).
* * *
Останавливайся чаще мыслями на двух рубежах твоего бытия, рождении и смерти, для того чтобы тебе глубоко смиряться и благоговеть перед Безсмертным и Безначальным Виновником твоего бытия (10).
* * *
Ради смирения своего говори чаще сам себе: я – земля и пепел, я, Господи, едва заметный ручеек жизни, который очень недавно стал течь, а Ты – океан и несравненно больше, потому что от Тебя проистекла и проистекает всякая жизнь. Я – мгновенное блистание молнии по причине скоротечности моей, а Ты – незаходящее, вечное Солнце. Моя жизнь в моем лице недавно возгорелась и скоро погаснет здесь, а Твоя жизнь не имеет ни начала, ни конца, вечно светит и никогда не погаснет. Люди и все твари всех веков и всех мест жили Тобою и живут Тобою, потому что Ты – Источник живота: без Тебя нет жизни (10).
* * *
При помыслах неверия прежде всего поверь, что ты великий грешник (а этому последнему нельзя не верить, потому что ежедневный опыт твердит об этом всякому и голос совести вопиет о том непрестанно); тогда поверишь и тому, во что не веруешь. Признавая себя грешником, ты будешь смирен до земли; а при смирении не может быть неверия; только гордость смеет не верить (10).