САМОПОЗНАНИЕ (См. также ПЛАЧ, ПОКАЯНИЕ, СМИРЕНИЕ)
Не передавай неразумным таинственного знания, которое тебе открылось, и безумным – стремление твоего благого произволения: познай самого себя и изучи то, что приносит вред душе твоей (авва Исаия). VI, 137.
Каждый должен заботиться о своих душевных недугах: каждый должен оплакивать грехи свои, не зазирая ближнего! Если бы мое греховное, несчастное состояние было постоянно пред взорами моими, я не обращал бы взимания на преткновения брата моего (авва Исаия). VI, 140.
Оттого угнетают нас враги наши, что мы не познали с должною подробностию и точностью немощей и грехов наших, не стяжали плача в духовном разуме. Если бы открылся в нас плач, то он соделал бы для нас явными грехи наши. Если б мы увидели грехи наши такими, каковы они на самом деле, то объял бы нас такой стыд, что мы не осмелились бы смотреть в лицо братиям нашим, отдавая всем предпочтение пред собою. Мы сочли бы себя худшими блудниц! Они грешат в неведении Бога, а мы, знающие Бога служим греху, наравне с блудницами, в сердцах наших (авва Исаия). VI, 146.
Служитель Божий должен иметь очи духовные, ими увидеть себя и познать, что последующий воле падшего естества есть враг Божий по произволению (авва Исаия). VI, 222.
Когда я был молод, то полагал, что делаю, может быть, что-либо доброе, теперь, состарившись, вижу, что не имею ни одного доброго дела (авва Матой). VI, 313.
Человек, чем более приближается к Богу, тем более видит себя грешным (авва Матой). VI, 313.
Пимен Великий говаривал братии своей: уверяю вас, куда ввергнут сатану, туда ввергнут и меня (Пимен Великий). VI, 329.
[Примечание святителя Игнатия:] Это изречение – плод духовного видения и отверженных духов и того общения, в которое человек вступил с ними при посредстве своего падения. Открылось это видение преподобному от глубокого, правильного само- воззрения, в которое он был возведен словом Божиим, своим умным деланием и Божественною благодатью. Авва Пимен сказал: если человек достигнет того состояния, о котором Апостол сказал: вся чиста чистым, то увидит себя худшим всей твари. Брат сказал ему: как мне признавать себя худшим убийц? Старец отвечал: если человек достигнет душевного устроения, указанного Апостолом, и увидит человека, сделавшего убийство, то скажет: он сделал этот грех однажды, а я убиваю ежедневно (себя и других грехами) (Пимен Великий). VI, 335.
Человек – тот, кто познал себя (Пимен Великий). VI, 344.
Нужно много трудиться каждому, чтобы увидеть себя: нерадение, неведение и расслабление ослепляют очи сердца (Изречения безымянных старцев). VI, 402.