Глава IX. Хранительница Святой Горы
Характерной чертой всех святых является особое почитание ими Пресвятой Богородицы. Любовь святых к Божией Матери – это или плод их любви к рожденному Ею Господу, или условие стяжания любви к Ее Сыну. Следовательно, любовь святых к Богородице тесно связана с любовью ко Христу. Мариология тесно связана с христологией.
Говоря о Матери Божией и о том, что ее по праву называют Богородицей, святой Иоанн Дамаскин пишет: «Ибо это имя составляет все таинство домостроительства»529. И это действительно так, потому что Бог Слово, Второе Лицо Пресвятой Троицы, воспринял человеческую природу от пречистых кровей Пресвятой Богородицы. Единение осуществилось в Ее лоне, и там воспринятая человеческая природа обожилась Божественной природой.
Как поется в Церкви: «Рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный Сад, от Негоже ядше, живи будем».
Честь, воздаваемая Ей, на самом деле возводится «на Того, Кто от Нее воплотился»530.
По учению святого Симеона Нового Богослова, святые суть сродники Богородицы по трем причинам.
Во-первых, благодаря человеческой природе, поскольку и они, и Она произошли от Адама. Пресвятая Дева была Божией Матерью, но в то же время Она была таким же человеком, как и мы.
Во-вторых, «они причащаются плоти, которую Христос приял от Нее». Когда мы причащаемся тела и крови Христовой, мы причащаемся обожествленной плоти Господа, которую Он воспринял от Пресвятой Девы. Поэтому, по словам святого Симеона, приобщаясь тела и крови Христовой, мы также приобщаемся плоти Богородицы.
В-третьих, святые суть сродники Богородицы, поскольку «каждый из них освящением и благодатию нисходящего на них Духа восприемлет и имеет в себе Бога всяческих, как и Пресвятая Богородица прияла и имела Его в Себе Самой». Ибо хотя Она родила Его телесно, но имеет Его и теперь всегда неотлучным от Нее.
Таким образом, с одной стороны, все святые суть рабы Божией Матери, а с другой, они ее сыны, «потому что причащаются пречистой плоти Сына Ее»531.
Святогорцы и Пресвятая Богородица
Афонские подвижники особо почитают Богородицу. Когда я первый раз посетил Святую Гору, я спрашивал у разных монахов, почему Афон закрыт для женщин. Почти все они связывали эту традицию с любовью к Богородице. Они говорили мне, что смысл запрещения заключается в оказании особой чести Пресвятой Богородице, чьим уделом является Гора Афон.
Возможно, некоторые женщины возмущены тем, что их не допускают на Святую Гору, однако нигде так не почитается женщина в лице Матери Божией, как на Афоне. Каждая икона Богородицы имеет свое название, потому что она связана с чудесным явлением или знамением.
Когда паломник попадает на Афон, он встречает множество таких икон и видит, с каким великим почтением монахи относятся к Богородице, явившейся завершением домостроительства Ветхого Завета и началом нового творения во Христе. Я назову лишь некоторые из икон: «Достойно есть», «Кукузелисса», «Экономисса», «Ктиторская (Алтарница)», «Отрада, или Утешение», «Закланная», «Елеоточивая», «Вратарница», «Троеручица», «Акафистная Зографская»532, «Мировлитиса» (Корень Иессеев), «Всемилостивая Заступница», «Геронтисса (Настоятельница)», «Услышательница», «Скоропослушница», «Одигитрия», «Провозвестительница».
Одни эти названия свидетельствуют о великой любви афонских монахов к Богородице, а также об особом покровительстве Матери Божией насельникам Святой Горы. Старые монахи рассказывают о частых явлениях Пресвятой Богородицы. Одни из них уверены, что именно Матерь Божия привела их на Афон; других Она утешила и защитила от различных опасностей, третьи верят, что Она спасет их на Страшном суде, если они пребудут в Ее уделе. Они отчетливо ощущают Ее присутствие и помощь.
Святой Силуан Афонский пишет так:
«Много чудес и милостей видел я от Господа и Божией Матери, но воздать за эту любовь ничем не могу.
Что воздам я Пресвятой Владычице533 за то, что Она не возгнушалась мною во грехе, но милостиво посетила меня и вразумила? Я не видал Ее, но Дух Святой дал мне познать Ее из слов Ее, исполненных благодати, и радуется дух мой, и влечется душа моя к Ней любовью, так что и одно призывание имени Ее сладко сердцу.
Когда я был молодым послушником, однажды молился я пред иконой Божией Матери, и молитва Иисусова вошла в сердце мое и сама стала там произноситься. А однажды в церкви я слушал чтение пророчеств Исаии и, при словах: „Измыйтеся, и чисти будете“534 – подумал: „Быть может, Божия Матерь согрешила когда-нибудь хотя бы мыслью». И, дивно, в моем сердце вместе с молитвою голос ясно проговорил: „Божия Матерь никогда не согрешила даже мыслью». Так Дух Святой в сердце моем свидетельствовал чистоту Ее»535.
Далее преподобный Силуан продолжает:
«О, когда бы мы знали, как любит Пресвятая всех, кто хранит заповеди Христовы, и как жалеет и скорбит о тех, которые не исправляются. Я испытал это на себе. Не лгу, говорю пред лицем Бога, Которого знает душа моя: духом я знаю Пречистую Деву. Я Ее не видал, но Дух Святой дал мне познать Ее и Ее любовь к нам. Если бы не Ее милосердие, то я давно бы погиб; но Она восхотела посетить меня и вразумить, чтобы я не грешил. Она мне сказала: „Нехорошо Мне смотреть на тебя, что ты делаешь». И слова Ее приятные, тихие, кроткие и действуют на душу. Прошло более сорока лет, но душа моя не может забыть этих сладких слов, и не знаю, что воздам я, грешный, за эту любовь ко мне, нечистому, и как буду благодарить благую, милующую Матерь Господню.
Воистину Она заступница наша пред Богом, и одно имя Ее радует душу. Но и все небо, и вся земля радуются о любви Ее.
Чудное и непостижимое дело. Она живет на небесах и непрестанно видит славу Божию, но не забывает и нас, убогих, и Своим милосердием покрывает всю землю и все народы.
И сию Пречистую Матерь Свою Господь даровал нам. Она наша радость и упование. Она наша Матерь по духу, и близка нам по природе как человек, и всякая душа христианская влечется к Ней любовью»536.
Божия Матерь заверила преподобного Петра, первого насельника Святой Горы, что Афон – Ее вертоград, место, всецело отданное Ей, и что Она с особой любовью и покровительством относится к подвизающимся на этом месте. Мы подробно писали об этом в главе «Первый насельник Святой Горы». Богородица сама сказала преподобному Петру, что эта земля будет посвящена Ей, будет называться святой и что Она Сама будет заступницей, врачевательницей и питательницей всех афонских подвижников537.
Афонские монахи сохранили сведения, дошедшие до них от первых старцев, что все императрицы, которые пытались пересечь пределы Святой Горы, были остановлены Пресвятой Богородицей. Таким образом, преграда, отделяющая Афон от мира, имеет особенность: она связана с личным участием Божией Матери, и монахи посвящают Ей душу и тело.
Именно в этом свете мы должны рассматривать учение святого Григория о Богородице. Как афонский святой он безгранично любил и почитал Божию Матерь. Святитель был сродником Богородице. Помимо трех уже указанных причин, изложенных в учении святого Симеона Нового Богослова, были еще две причины. Во-первых, Божия Матерь была крестной матерью святителя, и всю свою жизнь он находился под Ее особым покровительством, во-вторых, святой Григорий был святогорцем в полном смысле этого слова. Далее мы постараемся в силу наших возможностей показать особую любовь святого Григория к Божией Матери.
Любовь святого Григория к Божией Матери
Мы уже говорили о том, что все святые с особой любовью относятся к Пресвятой Богородице. Не может быть святости без любви к Божией Матери. Святые, вкусив Божественную любовь” причащаясь тела и крови Христовых и воспринимая дары воплощения Господа, испытывают потребность воздавать хвалу и Той, Которая явилась источником этой великой радости. Святые благодарят даже за малейшие дары, а тем более они благодарны за великий дар обожения человеческой природы, совершившегося во чреве Божией Матери. Она дала свою плоть Сыну Божиему для воплощения.
Святой Григорий особенно любил Богородицу еще и потому, что ему было даровано увидеть Ее при жизни. Вот как описывает эти события составитель жития святителя Константинопольский патриарх Филофей Коккин.
Во-первых, с самого раннего детства Константин Палама, отец святого Григория, поручил своего сына покровительству Богородицы. Незадолго до смерти Константина Паламы его жена обратилась к нему с просьбой отдать их детей под покровительство императора. Однако Константин Палама не только не согласился с женой, но и упрекнул ее, сказав: «Я не оставляю своих детей земным правителям, но оставляю их Владычице всех людей, Матери Царя Небесного». При этом он смотрел на икону Богородицы. И слова отца святого Григория сбылись, потому что Сама Богородица убедила императора позаботиться о сиротах, а впоследствии Она была их покровительницей, руководительницей и спасительницей их душ и тел538.
Второй случай, который показывает, что Богородица действительно особым образом покровительствовала святому Григорию, произошел в период учебы будущего святителя. Вначале Григорию с трудом давалась грамота. Тогда он положил себе за правило не подходить к книгам без молитвы и троекратного земного поклона перед иконой Богородицы. Когда он исполнял это правило, он с легкостью выучивал заданное, а если порой забывал исполнять его, то совершенно не мог рассказать урок. Святой Филофей пишет, что Матерь Божия убедила императора взять детей на его иждивение. Кроме того, император проявлял к ним особое внимание, он приглашал их во дворец и милостиво с ними беседовал539.
В-третьих, особая любовь Богородицы к святителю проявилась во время пребывания святого Григория на Святой Горе, где он с усердием предался аскетическим подвигам: посту, бдению, непрестанной молитве. Он день и ночь молился Богородице – наставнице, защитнице, ходатаице, всегда помня о Ее покровительстве. В первые два года святой постоянно молился Богу, а Богородица направляла его. Он непрестанно повторял слова молитвы: «Просвети тьму мою».
Однажды, когда мысль святого Григория была погружена в Боге, внезапно пред ним предстал Иоанн Богослов – не во сне, а видимым образом – и возвестил ему, что он послан Царицей Небесной узнать: почему он всякий раз повторяет: «Просвети тьму мою, просвети тьму мою»? Святой Григорий отвечал, что поскольку он человек страстный, то молится о просвещении Господом, чтобы следовать Его спасительной воле. Тогда говорит ему евангелист: «Не беспокойся и не сомневайся... Всецарица через нас передает тебе: „Я Сама буду твоей помощницей“». Святой Григорий снова спросил, когда Богородица будет ему заступницей и помощницей, в настоящем веке или в будущем, и Иоанн Богослов ответил: «И в прошлом, и в настоящем, и в будущем».
Об этом явлении апостола Иоанна Богослова, посланного Пресвятой Богородицей, рассказывал сам Григорий Палама годы спустя своему другу монаху Дорофею, впоследствии митрополиту Фессалоникийскому. Характерно, что Богородица услышала его молитву и уверила в том, что в прошлом, в настоящем и в будущем Она – его помощница и защитница и что, сверх того, Она исполнит его божественным даром540.
Четвертое знамение – это откровение самой Богородицы святому Григорию. Это произошло в то время, когда он вернулся в Лавру святого Афанасия и поселился вне монастыря541, в безмолвной келлии Святого Саввы. Однажды в келейной своей молитве пред Богоматерью святой Григорий ходатайствовал и просил Ее, чтобы в устранение от него и его собратий всякого развлечения и препятствий к безмолвию и совершенной иноческой жизни благословила Она принять на себя заботливость и промышления о всех житейских его потребностях. Тогда Царица Небесная Сама явилась видимым образом, «облаченная в скромную и простую одежду», как Она изображается на святых иконах, в сопутствии множества светоносных мужей. Она предстала святому Григорию и, в виду его обращаясь к тем светоносным мужам, произнесла: «Отныне и навсегда будьте попечителями о нуждах Григория и его братии». И Григорий Палама свидетельствует, что с тех пор, «где бы мы ни находились, мы всегда без забот имели все необходимое для наших телесных нужд».
Мы видим, что святой Григорий непосредственно общался с Богородицей, Которая оказывала ему покровительство. Все, что он пишет о Божией Матери и о чем мы будем говорить позднее, – не просто сухие умственные рассуждения, но результат опыта прямого общения с Богородицей. Это объясняет его величайшую любовь к Ней. Мы также видим все увеличивающееся-проявление любви и все большее откровение со стороны Богородицы. Сначала по молитве своего отца святой Григорий обрел Ее заступничество. Затем Богородица ясно показала, что он может положиться на Нее: Она поможет ему в учебе. Затем через апостола Иоанна Богослова Она заверила святого, что будет его заступницей и помощницей и, наконец, Она Сама явилась ему. На протяжении всей своей жизни святой был уверен в том, что Богородица защищает и помогает ему, и поэтому бесстрашно вел борьбу, отстаивая православное богословие Церкви и опровергая еретические учения своего времени.
Учение святого Григория о Богородице
В короткой главе нелегко будет представить учение святого Григория о Богородице. Тем не менее мы изложим самые основные моменты его богословской мысли так, как они представлены в его проповедях по случаю праздников Божией Матери. Мы обычно представляем святого Григория как учителя молитвы и как богослова Божественной благодати, поскольку всю свою жизнь он посвятил постижению учения Церкви о нетварной сущности и о нетварной энергии Бога, а также о причастии Божественной благодати. В этом ключе мы и будем рассматривать его главное учение о Богородице.
Рождество Пресвятой Богородицы
В своей проповеди на Рождество Пресвятой Богородицы святой Григорий Палама представляет учение Церкви о православном браке.
Объясняя значение праздника, он говорит, что это первый праздник возрождения и обновления человека, вот почему он является первым праздником церковного года, который начинается первого сентября542. Время года символизирует жизнь человека и всего мира, и это время также становится спасительным, когда оно соединяется с Божественным домостроительством. Рождество Богородицы – это начало спасения человека.
Богородица, родившаяся у благословенных праведников Иоакима и Анны, описывается множеством прекрасных эпитетов, которые раскрывают то величайшее дело, которое Она совершила, став Матерью Сына и Слова Божиего. Богородица – это «новый Мир, удивительный Рай, поразительная Книга, одушевленная Божия Скиния и Кивот, Истина, воссиявшая от земли, восхваляемый Жезл Иессеев»543.
Из православного Предания мы знаем, что Богородица родилась от благочестивых родителей, которые вели богоугодную жизнь и зачали Ее с молитвой, в воздержании и посте. Григорий Палама особенно подчеркивает этот момент. Он говорит, что целомудренный Иоаким удалился в пустыню, где поселяется и подвизается в посте, воссылая к Богу мольбу о том, чтобы стать отцом. И он не ослабел в молитве и не вернулся оттуда, прежде чем не воспринял исполнение своей просьбы. Соцеломудренная же Анна заключает себя в находящийся поблизости большой сад и здесь «с болезненным сердцем вопиет ко Господу». И услышал Господь, и благословил их, и даровал им Чадо, самое чудесное из всех когда-либо бывших, Самую Родительницу Творца всех, обожившую человеческий род, и онебесившую землю, и соделавшую Сына Божия Сыном Человеческим, а людей – чадами Божиими...»544 Богородица явилась плодом святых родителей, живших в посте и воздержании, которые зачали Ее в посте и молитве. Святой Григорий Палама говорит, что как прежде Нее и после Нее никто не обитал в Святая святых, «так подобно сему и в оных материнских ложеснах ни прежде, ни позднее не был чревоносим иной плод»545.
Каждый должен почитать праздник Рождества Пресвятой Богородицы: как монахи, так и миряне, богатые и бедные, и вообще все христиане. Все должны принести наиболее свойственный Деве дар – «освящение и непорочность тела, приобретенные воздержанием и молитвой». Целомудрие, пост и сокрушенная молитва явили Иоакима и Анну «родителями Сосуда Божия, Сосуда, настолько избранного, чтобы возмочь пронести не только Божественное имя, но и Его Самого, Кого и имя чудно546"547.
Введение Пресвятой Богородицы во храм
Как гласит церковное Предание, Богородица провела три года в храме, и только Она одна могла войти в Святая святых, что дозволялось делать один раз в год первосвященнику, и Она оставалась в храме до Своего обручения с Иосифом.
Святой Григорий посвятил две проповеди празднику Введения, в которых он описывает пребывание Божией Матери в храме и то, каким образом Она обрела обожение по благодати. Эти проповеди отличаются глубиной богословского анализа, особенно вторая из них, которая представляет собой основу исихастского образа жизни.
Значение этой проповеди заключается в следующем. Во-первых, она показывает все величие Богородицы, Которую ожидало все человечество. Во-вторых, в ней выражена великая любовь, которую питал Григорий Палама к Богородице. В-третьих, описывается опыт обожения, т. е. исихастский образ жизни. Таким образом, Божия Матерь является примером истинного исихазма. И в-четвертых, описывается жизнь истинного святогорца-исихаста, а также личный опыт святого Григория. Удивительно, что опыт Богородицы в стяжании обожения все еще сохраняется на Святой Горе истинными подвижниками. Следовательно, исихазм является истинной православной жизнью и сущностью православного Предания.
В начале своей проповеди святой Григорий объясняет цель ее составления. Он не мог не написать эту проповедь, поскольку ему необходимо было выразить свою любовь и благодарность Богородице за беспредельные милости к нему. Вот почему он так восхваляет Ее548. Святитель говорит, что дары, обретенные им от Господа, он получил через Божию Матерь.
Богородица жила в Святая святых как в раю. Она не только физически пребывала в благословенном месте, но и Ее истинная жизнь была лишена всякого принуждения. Ведь, конечно, недостаточно только лишь жить в исихастском месте, надо еще и стяжать внутреннюю исихастскую жизнь. Святой Григорий пишет: «Она жила, проводя образ жизни подвижнический, замкнутый, свободный от забот и скорби, непричастный низменным страстям, превосходящий наслаждение сего мира, которое не бывает свободно от скорби; живя только Богу, видимая только Богом, питаемая только Богом, хранимая только Богом... всецело же и Сама взирая только на Бога, в Боге имея наслаждение, Богу непрестанно внимая»549.
Любой человек, посетивший Святую Гору и видевший подвижников, которые живут в уединении и безмолвии, может легко понять, что, описывая жизнь Богородицы в храме, святой Григорий Палама, по существу, описывает свою жизнь. Более того, это вполне естественно, поскольку афонские монахи сами знают, что они следуют примеру Богородицы, стараясь жить подобно тому, как жила Она.
У святых одинаковое понимание того, как обрести обожение, единение с триединым Богом.
Согласно учению святого Григория, богомудрая Дева «постигла душевные способности: не обретутся ли среди них те, что способствуют стяжанию единения с Богом». Святой Григорий называет это единение священной и Божественной любовью (ἔρως). Богородица нашла, что единения с Богом нельзя достичь через так называемые неразумные (ἄλογες) силы души: чувственное восприятие (αἰσθήσεως), воображение (φαντασίας), мнение (δόξης) и мышление (διανοίας). Такое единение достигается только через ум (νοῦ). Если человек всецело обратится к Богу умом, он может достичь долгожданного единения550.
Когда ум отдаляется от Бога и блуждает среди чувственных образов, то он заболевает, и это вызывает болезнь человека. Сначала следует исцелить ум: освободить его от порабощения тварным вещам и от ощущений тварных вещей. Необходимо предать забвению дольние вещи, отложить все помыслы и обратить ум к горнему. Это называется безмолвием ума, «путем безмолвия» и «священным безмолвием». Обретая здоровье души благодаря священному безмолвию, человек сподобляется богозрения, посредством чего он «соделывается богом». Следуя таким путем, мы освобождаемся от дольних вещей и обращаем помыслы к истинному богомыслию551. По словам Григория Паламы, Богородица шла именно таким путем, и в Святая святых Она обрела обожение по благодати и соделалась границей между тварным и нетварным.
И естественно, это был не путь абстрактного восхождения, который можно найти в философии и буддизме, но путь, которым следуют все святые Ветхого и Нового Завета. Освободившись от всяких связывающих уз, отряхнув всякие связи и став выше сострадания к Своему собственному телу, Богородица «собрала ум Свой к сосредоточенности в самом себе, вниманию и непрестанной божественной молитве». И, предав сему ум, Она «видела славу Божию, и посвящается в Божественную благодать». Естественно, это случилось не только благодаря Ее личным усилиям, но и с помощью Божественной благодати. Поскольку без наличия в человеке Божественной благодати ум, хотя бы он и был духовно настроен, не возмог бы видеть Бога. Следовательно, мы имеем дело не с отвлеченными понятиями, не с домыслами и восточными медитациями, а с нормальным состоянием, поскольку здесь есть молитва, Божественная благодать и единение с Богочеловеком.
Рассмотрев праздник Введения Богородицы во храм, а также то, каким образом Она обрела обожение по благодати, мы видим, что это, по существу, православный путь спасения и в то же время путь афонских исихастов. И сегодня истинные святогорцы живут таким же образом, и, следовательно, они ощущают себя чадами Богородицы. И дело не в том, что они живут в особенном месте, отмеченном присутствием Богоматери, главное – что их образ жизни одинаков.
Благовещение Пресвятой Богородицы
Во Святая святых Богородица обрела обожение по благодати, Она стала вместилищем живого Бога. Имея такую благодать, преобразив Себя, Она стала достойной того, чтобы стать матерью Христа. В проповеди на Благовещение Пресвятой Богородицы святой Григорий Палама перечисляет несколько особенностей, характеризующих Пречистую Деву.
После грехопадения Адама и распространения последствий грехопадения на весь человеческий род, что православное Предание связывает с болезнью человеческой природы, Господь, по милосердию Своему, сошел с небес на землю «и восприял от Святой Девы наше естество, Он обновил его и возвратил, более того, возвел на божественную и небесную высоту»552.
Пресвятую Деву звали Мариам. Само слово «Мариам» означает «Госпожа». Следовательно, Богородица действительно была госпожой. Святой Григорий рассмотрел все значения этого именования Божией Матери. Ее зовут Госпожой – как Деву, поскольку девство Ее было несомненным, за Ее благочестивую жизнь, которая была безукоризненно чиста. Она была Девой, потому что девствённость было свойством не только Ее тела, но и души. Но еще и по другой причине Дева является Госпожой по достоинству, именно «как владычествующая над всеми, как в девстве зачавшая и божественно родившая по естеству Владыку всего мира». И еще Она является Госпожой как «источник и корень освобождения человеческого рода»553.
Архангел Гавриил называет Ее «благодатной» и в тоже время говорит Ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя"554. Он называет Ее благодатной, потому что Она в действительности была Святой. Она восприимет Святого Духа, Который устроит и предуготовит в Ней Божие действие. Сила Всевышнего осенит Ее, подкрепляя Ее и сама в Ней создавая человеческое естество, так чтобы Рождаемое было свято: «Сын Божий, Сила Вышнего, восприявшая форму человека»555.
В конце проповеди на Благовещение Пресвятой Богородицы святой Григорий восхваляет Ее благочестивым и подобающим образом. Он говорит, что «Дева Матерь является единственной как бы границей между тварным и несотворенным естеством». И все, ведающие Бога, познают и Ее – как Место Невместимого; «и все, восхваляющие Бога, воспоют и Ее после Бога». Богородица – Причина и бывших прежде Нее благословений и даров человеческому роду, Предстательница настоящих и Ходатаица вечных. Она – Основа пророков, Начало апостолов, Утверждение мучеников, Основание учителей. Она – Слава сущих на земле, Радость сущих на небе, Украшение всего создания. Она – Начало, и Источник, и Корень надежды, уготованной нам на небесах556.
Богородица и воскресение Христа
Святой Григорий в гомилии на Неделю жен-мироносиц, внимательно рассматривая Священное Писание, приходит к выводу, что Богородица прежде всех увидела воскресшего Христа и не только узрела Его очами, но и первая и единственная обняла Его ноги. Но давайте рассмотрим более внимательно эту гомилию.
Жены-мироносицы следовали за Христом с Матерью Божией и оставались с Ней и все приготовили для того, чтобы помазать тело Его благовониями. Святой евангелист Марк пишет, что Мария Магдалина и другая Мария сидели напротив гроба, следя за погребением Господа557. Изречение «и другая Мария» обозначало, конечно, Богородицу. Она также именуется Марией, матерью Иакова и Иосии558, которые родились от Иосифа Обручника от брака с другой женщиной559.
Григорий Палама говорит: «Первая из всех Богородица пришла на гроб Сына и Бога вместе с Марией Магдалиной»560. Другие жены-мироносицы пришли ко гробу после землетрясения и бегства стражи и нашли гроб отверстым и камень отваленным. Однако «Мать Дева предстояла, когда было землетрясение, и отвалился камень, и гроб отверзался, и стрегущие присутствовали». После землетрясения, придя в себя, стража немедленно устремилась в бегство, «Богородица же, не испытывая страха, обрадовалась, видя происходящее». Святой Григорий пишет, что ради Богородицы был открыт живоносный гроб и ради Нее Господь послал ангела, дабы он воссиял как молния, ибо ради Богородицы и через Нее Господь открыл людям все, что на небесах вверху и что на земле внизу561. По словам святого Григория, благовестником воскресения был тот же архангел Гавриил, который вначале сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога"562. Увидев Ее, пришедшую на гроб, он поспешнил вновь возвестить Приснодеве то же самое и благовестить воскресение Ее Сына.
Жены, бежавшие от гроба, были охвачены страхом и великой радостью. По мнению святого Григория, страх имели Мария Магдалина и прочие жены, потому что они не поняли слов ангела, а Богородица восприяла великую радость, «разумевая то, что было возвещено ангелом, и вся стала как свет, как весьма очищенная и божественно облагодатствованная, и во всем твердо познавшая истину, и поверившая архангелу, ибо и достойным большой веры он Ей явился по делам»563. Богородица была благодатной и непорочной и сподобилась обожения; Она также видела архангела Гавриила и поверила его словам, поэтому и сейчас Она удостоилась этого величайшего чуда.
Узнав о воскресении Христа от архангела Гавриила, Богородица, «присоединившись к другим женам», снова пошла на то место, откуда пришла. Тогда Иисус встретил их и сказал: «Радуйтесь!«564 Святой евангелист Матфей говорит: »И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему»565. По словам Григория Паламы, подобно тому как Богородица единственная поняла значение возвещенного ангелом благовестия, так и теперь, вместе с другими женами встретив Сына и Бога, Она первая среди всех «и увидела, и узнала Воскресшего, и, приступив, ухватилась за Его ноги, и стала Апостолом для апостолов»566.
Мария Магдалина не была с Божией Матерью в то время, когда, по возвращении от гроба, Ее встретил Господь. Это следует, во-первых, из того факта, что, встретив апостола Петра, Мария Магдалина говорит ему: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его"567; во-вторых, она плакала, думая, что тело Христа унесли, она не узнала Господа, и Он не позволил ей прикоснуться к Нему568. Таким образом, Пресвятая Богородица первая пришла ко гробу и первая приняла благовестие воскресения. Потом пришли остальные жены-мироносицы569.
Святой Григорий толкует повествование евангелистов об этом событии. И он добавляет, что Богородица прежде всех увидела Христа воскресшим, и насладилась Его божественной речью, и не только узрела Его очами и услышала Своими ушами, но и первая припала к Его ногам – «что было подобающим и справедливым». И действительно это является подобающим и справедливым. Поскольку, с одной стороны, мы не можем поверить в то, что все прочие жены, кроме Его Матери, пришли ко гробу, а с другой стороны, что Христос явил радость Своего воскресения сначала другим людям, а не Своей Матери. Следовательно, «было подобающим и справедливым», что Богородица первая прияла от Господа благовестие о воскресении570.
На вопрос о том, почему евангелисты не говорят об этом открыто, святой Григорий отвечает: «По причине нежелания приводить Богоматерь во свидетельство, чтобы не дать неверным повода к сомнению в воскресение Господне»571. Неверующие люди, услышав о том, что Мать Христа первая увидела Его, могли усомниться в Его воскресении. Затем святитель добавляет, что, поскольку ныне мы говорим слово к верным, можно ясно возвестить об этом572.
Успение Пресвятой Богородицы
После воскресения и вознесения Христа Богородица была утешением и помощью для всей Церкви. Святой Григорий говорит о трех видах служения Божией Матери.
Во-первых, слава, сошедшая на Нее благодаря рождению Сына и Слова Божия, соперничала в Ней с самым выдержанным и многовидным подвигом в добродетелях. Несмотря на великую благодать, дарованную Богородице, после вознесения Господа Она пребывала в строжайшем подвижничестве.
Во-вторых, Она молилась за весь мир и помогала в различных нуждах.
В-третьих, Богородица была поддержкой и утешением святым апостолам, которые проповедовали Евангелие всем народам. Эта помощь Богородицы очень важна, и о ней редко говорят. Очевидно, что безмолвие, избранное Богородицей в качестве своего участия в жизни Церкви, было поддержкой духовного делания и проповеди Евангелия. Святой Григорий пишет: «И советами, и поощрениями, даваемыми проповедникам Слова Божия во все концы земли, Она единая была подпорою и вместе утешением для всех, как для слышащих о Ней, так и для видящих Ее, и всеми способами способствовала евангельской проповеди»573.
Успение Пресвятой Богородицы хорошо известно всем. Ее успение было таким же славным, как и Ее жизнь, ибо кончина человека соответствует его земной жизни.
В начале проповеди на Успение Богородицы святой Григорий говорит, что если что долженствует и любимо ему, так это вместе с похвалою от Церкви поведать величие Приснодевы и Богоматери574. И затем он отмечает, что если честна смерть преподобных 575 и память праведника совершается с похвалами 576 , то не насколько ли более память Приснодевы и Богоматери – Святой святых, Той, благодаря Которой происходит всякое освящение святым, – подобает нам совершать с величайшими восхвалениями.
Но, говоря об успении Богородицы, святитель не только называет его славным, но также называет его преставлением. «…Празднуя сегодня Ее святое успение, или преставление...»577 Ее смерть была жизненосной, преставляющей в небесную и бессмертную жизнь578.
Это так называемое преставление является воскресением и телесным вознесением Богородицы. В соответствии с учением святого Григория, а также других святых, мы празднуем вознесение не только души Богородицы на небо, но и Ее тела. Святитель пишет, что Богоматерь взошла на небеса в «подобающее жилище» и предстала одесную всех Царя, облаченная в одежду позлащенную и преукрашенную579. «Одежда позлащенная» означает «богосиянное тело», а слово «преукрашенная» указывает на украшение «всеразличными добродетелями». Таким образом, Богородица вознеслась на небо телесно, и Она единственная с богопрославленным телом имеет там пребывание с Сыном. Ни земля, ни гроб, ни смерть не могли удержать Ее живоначальное и богоприемное тело и обиталище, более любимое Богу, чем небо и небо небес. Если душа, имевшая в себе обитавшую Божию благодать, разрешаясь от здешней жизни, восходит на небо, то как не только приявшая в себя Самого превечного и единородного Сына Божия, вечный Источник благодати, но и родившая Его тело, не будет взята от земли на небо?580
Таким образом, мы говорим о телесном воскресении и вознесении Богородицы. Святитель пишет: «Посему родившее тело справедливо сопрославляется богоподобной честью с Рожденным им; и совоскресает, согласно пророческой песни, с прежде воскресшим после трех дней Христом»581. Для Богородицы не было нужды, чтобы Она некоторое время – как была нужда для Ее Сына и Бога – задержалась на земле; «посему Она немедленно была взята от гроба в пренебесную область...»582
Таким образом, своим вознесением от гроба на небо Она соединила дольний мир с горним. И Богородица, Вместившая Все-Исполняющего и Сущего над всем, и Сама превзошла все и была выше всего Своими добродетелями. То, что Она превыше всего, выше святых и ангелов, следует из того, что Она была телесно вознесена на небо. Она стала бессмертной после смерти и единственная с телом пребывает на небе вместе с Сыном и Богом, и изливает оттуда на почитающих Ее изобильнейшую благодать...583
Это учение Григория Паламы о воскресении и успении Богородицы, которое произошло по благодати Ее Сына, является учением Церкви. Преподобный Никодим Святогорец собрал слова святых отцов – Космы Маиумского, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Марка Евгеника – из их богословских трудов и тропарей, а также тропарей, составленных другими авторами, в которых отражается учение Церкви о воскресении и вознесении на небо не только души Богородицы, но и Ее тела584.
Согласно словам Григория Паламы, только Богородица телесно пребывает на небесах со Христом. Тогда может возникнуть вопрос относительно пророка Илии, который, как мы знаем из Библии, также был восхищен на небо телесно. Но святой Григорий удивительно разъясняет это обстоятельство. Говоря о вознесении Христа и подчеркивая, что оно является единственным в своем роде, Григорий Палама напоминает, что имели место многие вознесения, например, пророка Иеремии, Аввакума, но особенно среди других выделяется восхищение на небо на колеснице огненной пророка Илии. Далее святитель поясняет: «Но и тот не перешел границу земли; и это было только неким перемещением, вознесением каждого из них, которое восхищало от земли и не выходило за границы земли. Также и оные воскресшие снова возвращались на землю, и все умирали»585. Посему только Богородица воскресла и была телесно вознесена на небо и сопрославлена со Своим Сыном как Его Матерь в Своем человеческом естестве.
Образные описания Богородицы
Учение святого Григория Паламы не исчерпывается вышеизложенным. Мы представили только основные положения Богородичных праздников. Далее хотелось бы привести некоторые выражения и красочные эпитеты, которыми обычно наделяют Богородицу и которые показывают нам все Ее величие, Ее славу и все Ее труды ради человеческого рода.
Мы уже говорили, что в Святая святых Богородица обрела обожение Божественной благодатью и стала вместилищем живого Бога. Таким образом, Она стяжала чистоту душевную и телесную. Святой Григорий пишет по этому поводу: «Скиния, содержащая в себе не изображения бесплотных или начатки материальных образцов, но несущая в Себе вышеестественные и неизреченные молнии духовной чистоты, богоподобную волю, богоприятное сияние девственности, достойное Бога великолепие совокупности всего прекрасного, и, чтобы мне выразить сжато: место, воистину, Бога, Который объединил все в одно»586. Божия Матерь имела внутри себя высокий и несказанный свет духовной чистоты, божественный разум, озарение, достойное Бога, великолепие девственности. Вместе с тем ее называют «девственное сокровище»587.
Достоинство Богородицы состоит в том, что Она стала Матерью Бога, дала свою плоть для воплощения Христа и спасения рода человеческого. Плод Ее чрева – это Ее главная сила и слава. Григорий Палама многократно упоминает об этом в своих гомилиях, таким образом выражая свою любовь к Богородице. «Явившись посредницей между Богом и всем человеческим родом, Она Бога соделала Сыном Человеческим, людей же сотворила сынами Божиими. Единственная же Она явилась Матерью по естеству Бога, Который превосходит всякое естество; в силу же Своего несказанного рождества Она стала Царицей всякого создания, как сущего в мире, так и премирного»588.
С тех пор как Божественное соединилось в Ее утробе с человеческим естеством, Она стала искуплением за весь человеческий род: «...общее всего человеческого рода Очистилище»589. Благодаря Богородице произошло обновление человечества, потому что именно через Нее открылись врата неба. «Ныне же, на основании Ее и благодаря Ей, явилось обновление мира, и благодаря Ей небо открыло нам врата, проливая не стремительный и страшный и несущий гибель всякому дыханию дождь590, но росу словес учения Духа, общее наслаждение наших душ, превышающий ум и великий и неприступный Свет591"592.
Богородица сделала дело величайшего общественного блага для человечества. Речь идет не о временном и поверхностном благодеянии, но о вечном спасении человечества, о том, что Она принесла жизнь в мир. «Поскольку Она произвела чудо из чудес на земле и общественное благо, более великое, чем когда-либо бывшее в человеческой истории...»593
Богородица придала смысл человеческой жизни. И все это благодаря тому, что Она дала суть, образ и форму человеку. Эти слова святого Григория Паламы характерны: «Ты явилась Божией Матерью, соединила ум с Богом, соединила Бога с плотью, Бога соделала Сыном Человеческим, а человека – сыном Божиим; Ты примирила мир с Творцом мира; делами показала нам, что созерцание истинно приходит людям не столько путем чувственных понятий или даже мышления (потому что этим они не намного были бы лучше бессловесных), но – гораздо больше путем очищения ума и причащения Божественной благодати, согласно которой мы наслаждаемся не помыслами, но невещественными прикосновениями к богоподобным прекрасностям»594. Таким образом, с одной стороны, Она объединила Бога с человеком, с другой стороны, Она сохранила тот путь, по которому мы должны идти, чтобы достичь единения с Богом.
Посвятив себя Господу и став Его Матерью, Она сделала землю небесами. По Своей молитве Она принесла не небеса на землю, но самого Царя небес, и, таким образом, Она родила Источник самой жизни. «Она всю землю сделала небом, призвав не облака, которые часто многим, по молитвам их, оказывали послушание, но призвав Того, Кто созывает облака от края земли; и не отраду вследствие временного дождя, но произвела Самое Сокровище для нас всех благ, вечный Источник, от отеческих недр неразлучно разверзающийся: сидящее выше небесных сводов Слово, Которое оттуда принесло нам живую воду и даровало нам пищу бессмертия, делающую причастников ее сынами Божиими...»595
Таким образом, тело Богородицы стало спасительным лекарством для всего человеческого рода. «Сие живоначальное и богоприемное тело, спасительное врачевство нашего рода, предмет торжества всей твари»596.
Все события Ветхого Завета предвосхищают появление Божией Матери. Она является «нерукотворенной Скинией597 Слова; одаренным разумом и одушевленным Кивотом, содержащим в себе манну598; Книгой жизни; присноцветущим Прозябением, от Которого произошел чистый Цвет599, даровавший нам нетление»600.
Во всех этих образах мы видим, что слава Богородицы неизмеримо выше славы серафимов и херувимов.
Архангел Гавриил называет Ее Благодатной601, что, по мнению святого Григория, означает «украшенной всеми благодатями Божественного Духа», и сосредоточием Божественных и человеческих дарований602. Христос сотворил Приснодеву Дворцом Его Самого, «возмогшую, по причине совершеннейшей чистоты, вместить телесно полноту Божества, и не только вместить, но и родить Его и сроднить с Божеством всех людей, бывших как прежде Нее, так и после Нее»603.
Святой Григорий описывает снисхождение благодати на Пресвятую Богородицу словом «избрание»: «Она, явившись причастницей и лучшего достоинства, и преимущественной силы, и избрания с небес, была поставлена быть Царицей высочайшей над высокими и блаженнейшей над блаженным родом...»604
Как мы уже говорили, Богородица вместила всю полноту благодати Святого Духа: «...потому что Ты и всех благодатей вместилище, и исполнение всей благородной красоты, и живое изображение добродетели и всякой прекрасности, как единая удостоившаяся всех вместе взятых духовных дарований, лучше же сказать – единая чудесным образом имевшая обитавшим во чреве Твоем Того, в Ком – сокровище всех...»605
Она была «совершенным божественным Хранилищем всех вместе и каждой в отдельности прекрасностей и добра, единой явившей Себя не уступающей ни в чем (в нравственной чистоте) ни одному человеку из всех от века сущих людей, но всех во всем превозшедшей полностью в такой мере, насколько небо отстоит от земли...»606 Вождя – ум – явив покорным Богу, Она таким образом «восприяла в Себе изобильную горнюю премудрость...»607 Таким образом, Богородица явилась «богоугодным Хранилищем высшего совершенства тайн Духа»608.
Божия Матерь – «Трапеза ангельского наслаждения, Нива присноцветущего, лучше же сказать – вечного Прозябения, общее всего человеческого рода Очистилище...»609 Она светлейшая света, более исполненная цветения, чем рай, более прекрасная, чем весь видимый и невидимый мир610.
Поскольку Она стала Матерью Христа, дав Свою плоть Второму Лицу Пресвятой Троицы, поэтому, с одной стороны, Она святая из всего святого, выше всех святых, а с другой стороны, Она одаривает святых.
Воистину Пресвятая Богородица – высочайшая вершина святых. «В отношении же высочайшей вершины всех святых... в отношении Ее, Сущей высшей и святых, сущих на небе...»611 В одной из гомилий святой Григорий Палама пишет: «Вошла во временная Святая святых – Вечная Святая святых»612. В другой гомилии святитель спрашивает: «Если же честна смерть и преподобных 613 , то не насколько ли более – Святой святых и благодаря Которой всякое освящение святым <...>, память Приснодевы и Богоматери подобает нам совершать с величайшими восхвалениями?»614
Она передает благодать святым. «Чтобы, отверзши источник освящения, неотъемлемо дать всем участие в даре освящения, никого не лишив его доли, ни даже в самых сокровенных от мира вещах, т. е. оных святейших частей храма»615. Это становится возможным потому, что Богородица не только свята, но Она «единая является посредницей между тварной и несотворенной природами, и никто не пришел бы к Богу, как только посредством Нее и от Нее Родившегося, и не один из Божиих даров не был бы ни для ангелов, ни для людей, если бы только не благодаря Ей». Святитель дает такое сравнение: как невозможно видеть свет фонаря или быть причастным испускаемому из него лучу, как только при посредстве этого фонаря, «так и неприступное для всех взирание на Бога и с Его стороны некое ответное движение ко всем не было бы возможным, если только не было бы Сего Богоносного и воистину светозарного Светильника – Приснодевы»616.
Богородица будет наделять святых духовными дарами не только в настоящем веке, но и в будущем.
Мы знаем, что святые в будущем веке будут совершенствоваться в святости, восходить от славы к славе и от силы к силе. Это будет происходить, по словам святого Григория, благодаря Божией Матери: «...так и в будущем непрестанном веке всякое божественное озарение, и всякое откровение божественных тайн, и всякий вид духовных даров, помимо Нее, не будет иметь места ни для кого; но Она первая, прияв полнейшее исполнение Исполняющего вселенную, устанавливает для всех меру полноты, распределяя каждому по силе его, согласно соответствию и мере чистоты каждого». Ибо Она есть и всегда будет «Хранительницей и Распорядительницей богатства Божества»617.
Как мы уже говорили, это происходит потому, что Богородица соединена с Богом, потому что Бог Слово, Приявший от Нее плоть, даровал Ей великую славу. Поэтому все, кто ведает славу Божию, и все причастники славы Божией будут также причастниками Ее славы и познают эту славу: «чрез Нее станут участниками те, которые будут причастниками Бога; и объявят Ее Местом Невместимого те, которые ведают Бога; и непосредственно после Бога Ее восхвалят те, которые восхваляют Бога»618.
Святой Григорий Палама из своего опыта знает, что даже память о Богородице является освящающей. Поминовение Ее имени дает великую благодать. Святитель пишет: «И самая память о Тебе освятила памятующих; и самое стремление к Тебе сотворило ум озаренным, сразу возвысив его к божественной высоте; чрез Тебя просвещается душевное око; чрез Тебя озаряется дух наитием Божественного Духа, потому что Ты стала Управительницей и Совокупностью благодатных дарований не в том смысле, чтобы сохранять это за Собой, но для того, чтобы всю вселенную исполнить благодатию; потому что заведующий неистощимыми сокровищами назначается ради распределения их; потому что для чего, конечно, хранил бы он запертым то богатство, которое не уменьшается? Посему щедро удели нам, о Владычице, и если бы мы не вместили, сделай нас способными вместить больше и таким образом отмерь, потому что Ты единая не в меру приявшая, потому что все дано в Твои руки»619.
Любовь святого Григория к Пресвятой Богородице была основана на его личном причастии Божественной благодати, поскольку он чувствовал благодарность по отношению к Явившей ему эту благодать а также на глубоком осознании того, что он жил в «Вертограде Пресвятой Богородицы» и был его насельником. Как святогорец он высоко чтил и любил Божию Матерь. Святитель считал Ее своей покровительницей и благодетельницей. От Нее он получал богатые дары, ибо Она – «Верх и Совершенство всего святого».
В заключение я хотел бы привести очень выразительные и характерные слова святого Григория о Пресвятой Богородице:
«Она – и Причина тех, которые были прежде Нее, и Предводительница тех, которые после Нее, и Снабдительница вечных; Она – Основа пророков, Начало апостолов, Утверждение мучеников, Основание учителей; Она – Слава сущих на земле, Радость сущих на небе, Красота всего творения; Она – Начало, и Источник, и Корень неизреченных благ; Она – Верх и Совершенство всего святого»620.
* * *
Прп. Иоанн Дамаскин.Точное изложение православной веры, III, 12. СПб.,1894. С. 151.
Прп. Иоанн Дамаскин.Точное изложение православной веры, IV, 16. СПб., 1894. С. 237.
Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 45, 9. – Творения. В 2 т. Τ. 1. СТСЛ, 1993. С. 399.
Букв.: Παναγία τῶν καιρετισμῶν – т. е. «Всесвятая, к Которой обра- щены призывы ,,Радуйся!“» – Примеч. ред.
Ср.: Пс.. 115, 3.
Софроний (Сахаров), архим. Прп. Силуан Афонский. СТСЛ, 2010. С. 414–415.
Софроний (Сахаров), архим. Прп. Силуан Афонский. СТСЛ, 2010. С. 415–416.
Свт. Григорий Палама. Жизнь прп. Петра Афонского, 2, 11. – РС 150, 1005В.
Свт. Филофей Коккин. Житие и подвиги свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского. СТСЛ, 2004. С. 23–24.
Свт. Филофей Коккин. Житие и подвиги свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского. СТСЛ, 2004. С. 27.
Свт. Филофей Коккин. Житие и подвиги свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского. СТСЛ, 2004. С. 43–45.
Там же. С. 45–46.
Свт. Григорий Палама. Беседа [42] на спасительное Рождество Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. – Беседы. В 3 ч. Ч. 3. М., 1994. С. 14.
Там же. С. 15.
Свт. Григорий Палама. Беседа [42] на спасительное Рождество Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. – Беседы. В 3 ч. Ч. 3. М., 1994. С. 16.
Там же. С. 16.
Свт. Григорий Палама. Беседа [42] на спасительное Рождество Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. – Беседы. В 3 ч. Ч. 3. М., 1994. С. 19.
Свт. Григорий Палама. Беседа 53, 1. – Беседы. В 3 ч. Ч. 3. М., 1994. С. 86.
Свт. Григорий Палама. Беседа 53, 31. – Беседы. Ч. 3. С. 113–114.
Свт. Григорий Палама. Беседа 53, 37. – Беседы. В 3 ч. Ч. 3. М., 1994. С. 132.
Свт. Григорий Палама. Беседа 53, 33. – Беседы. Ч. 3. С. 123, 128–129.
Свт. Григорий Палама. Беседа 14. – Беседы. В 3 ч. Ч. 1. М., 1994. С. 139.
Там же. С. 140–141.
Свт. Григорий Палама. Беседа 14. – Беседы. В 3 ч. Ч. 1. М., 1994. С. 143.
Там же. С. 144.
О «другой Марии» упоминает евангелист Матфей. См.: Мф. 27, 61; 28, 1. – Примеч. ред.
См.: Мф. 27, 56. Мк. 15, 40.
Свт. Григорий Палама. Беседа 18. – Беседы. В 3 ч. Ч. 1. М., 1994. С. 189.
Там же. С. 190.
Там же. С. 190–191.
Свт. Григорий Палама. Беседа 18. – Беседы. В 3 ч. Ч. 1. М., 1994. С. 191.
Свт. Григорий Палама. Беседа 18. – Беседы. В 3 ч. Ч. 1. М., 1994. С. 192.
Свт. Григорий Палама. Беседа 18. – Беседы. Ч. 1. С. 192.
Там же. С. 193.
Там же. С. 188.
Свт. Григорий Палама. Беседа 18. – Беседы. В 3 ч. Ч. 1. М., 1994. С. 188.
Там же.
Свт. Григорий Палама. Беседа 37. – Беседы. В 3 ч. Ч. 2. М., 1994. С. 113.
Там же. С. 111.
Ср.: Пс. 115, 6.
Ср.: Притч. 10, 7
Свт. Григорий Палама. Беседа 37. – Беседы. Ч. 2. С. 112.
Там же. С. 114.
Ср.: Пс. 44, 10 LХХ.
Свт. Григорий Палама. Беседа 37. – Беседы. В 3 ч. Ч. 2. М., 1994. С. 115.
Там же.
Там же. С. 116.
Свт. Григорий Палама. Беседа 37. – Беседы. В 3 ч. Ч. 2. М., 1994. С. 116–117.
Ἅ γ. Νικόδημος ὁ Ἁγιορείτης. Ἑορτοδρόμιον. Βενετία, 1836. Σ. 652.
Свт. Григорий Палама. Беседа 21. – Беседы. В 3 ч. Ч. 1. М., 1994. С. 216.
Свт. Григорий Палама. Беседа 53. – Беседы. В 3 ч. Ч. 3. М., 1994. С. 96.
Там же. С. 97.
Там же. С. 88–89.
Там же. С. 97.
Ср.: Быт. 7,11–12 (в ст. 11: «...окна небесные отворились»),
См.: 1Тим. 6, 16.
Свт. Григорий Палама. Беседа 53. – Беседы. В 3 ч. Ч. 3. М., 1994. С. 103–104.
Там же. С. 105.
Там же. С. 135–136.
Свт. Григорий Палама. Беседа 53. – Беседы. В 3 ч. Ч. 3. М., 1994. С. 136–137.
Свт. Григорий Палама. Беседа 37. – Беседы. Ч. 2. С. 114.
Ср.: Евр. 9, 11.
Ср.: Исх. 16, 32–34.
Свт. Григорий Палама. Беседа 53. – Беседы. Ч. 3. С. 111.
Свт. Григорий Палама. Беседа 14. – Беседы. В 3 ч. Ч. 1. М., 1994. С. 141.
Свт. Григорий Палама. Бёседа 53. – Беседы. Ч. 3. С. 88.
Там же. С. 91.
Там же. С. 92.
Свт. Григорий Палама. Беседа 53. – Беседы. В 3 ч. Ч. 3. М., 1994. С. 94.
Там же. С. 95.
Там же. С. 97.
Там же.
Там же. С. 106.
Там же. С. 86.
Свт. Григорий Палама. Беседа 53. – Беседы. В З-ч. Ч. 3. М., 1994. С. 110.
Ср.: Пс. 115, 6.
Свт. Григорий Палама. Беседа 37. – Беседы. Ч. 2. С. 111.
Свт. Григорий Палама. Беседа 53. – Беседы. Ч. 3. С. 104.
Там же. С. 108.
Свт. Григорий Палама. Беседа 53. – Беседы. В 3 ч. Ч. 3. М., 1994. С. 109.
Там же.
Свт. Григорий Палама. Беседа 53. – Беседы. В 3 ч. Ч. 3. М., 1994. С. 110.
Свт. Григорий Палама. Беседа 53. – Беседы. В 3 ч. Ч. 3. М., 1994. С. 109.