Третий член Символа веры
9. Объяснение слов: «единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша» (Рим. 5:12)
О вменении греха Адама всем потомкам его
Под миром апостол разумеет не один род человеческий, а целый земной мир, потому что следствие греха человека, как владыки земли, простерлись на всех земных тварей (Рим. 8:20; Быт. 3:17).
Словом «вниде» означается, что грех не лежал на природе человека и в естественных условиях его жизни, но вошел совне.
«И тако смерть во вся человеки вниде». Смерть в человеке была следствием греха, «Яко Бог созда человека в неистление» (Прем. 2:23). Смерть разумеется физическая и духовная-нравственная. Физическая была свойственна растениям и животным: человек же до падение имел против нее сверхъестественное средство – плоды древа жизни. С падением он лишился этого средства и повредил самую природу свою, почему и сказано, что смерть вошла в человека и «во вся человеки».
«В нем же вси согрешиша». В первом человеке все согрешили, потому что все были в нем одном (Августин, Lib. I, de bарtiz. раrvul., сар. 10). Возможность совершение такого греха всеми людьми в одном человеке со стороны естественной объясняется происхождением всех людей и по телу и по душе от одной четы. По выражению Оригена, Адам, как бы в зародыше, в семени (in роtеntiа) носил в себе человечество; и как он, так и каждый из потомков его, «роди сына по виду своему и по образу своему» (Быт. 5:3). Со стороны юридической (права, справедливости) возможность передачи греха от одного человека всем его потомкам объясняется тем, что Адам был представитель всех людей, в лице которого Бог заключил Свой завет со всем родом человеческим. Учение о первородном грехе, находящееся в тесной связи с догматом об искуплении, с самых первых времен было исповедуемо церковию и яснейшим образом выражено в церковной жизни, в Крещении младенцев, но особенно оно было раскрыто и определено на поместном Карфагенском соборе, 418г., по случаю появление ереси Пелагия, прямо отвергавшего это учение109.
* * *
Патриархи восточные в своем послании (Посл. чл. 6), говорят: «веруем, что первый человек, сотворенный Богом, пал в раю, когда преслушал заповедь Божию, последовал коварному совету змия; и отсюду распространился прародительский грех преемственно на все потомство так, что нет ни одного из рожденных по плоти, кто был бы свободен от того бремени и не ощущал следствий падения в настоящей жизни. А бременем и следствием падения мы называем не грех... но удобопреклонность ко греху и те бедствия, которыми Божественное правосудие наказало человека за его преслушание, как то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле странствования и, наконец, телесная смерть».