Источник

Часть 9, Глава 9Часть 9, Глава 11

Третий член Символа веры

10. Приготовление человеческого рода к принятию Спасителя

Необходимость постепенного приготовление рода человеческого к принятию Спасителя. Как полдню предшествует заря и утро, так ясному дню боговедение, воссиявшему для мира с явлением «Солнца правды» (Мал. 4:2), предшествовали времена приготовление человеческого рода к принятию Спасителя. Телесные очи омрачились бы и не вынесли блеска полуденного, не быв приготовлены к полному сиянию солнца мерцанием зари и рассветом утра; так омрачились бы очи ума человеческого при виде Мессии, не привыкнув заранее издалеча (Евр. 11:13) видеть день Его (Ин. 8:56). «Учение о воплощении Бога, – говорит св. Иоанн Златоуст, – было весьма неудобоприемлемо; это чрезмерное человеколюбие Его и великое снисхождение было страшно и требовало многих приготовлений, чтобы оно было принято»110, и по выражению св. Василия Великого: «Домостроитель нашего спасение, подобно глазу человека, выросшего во тьме, вводит нас в великий свет истины после постепенного к нему приобучение, потому что щадит нашу немощь. В глубине богатства Своей премудрости и в неиcследованных судах разумение предначертал Он для нас легкое и к нам применимое руководство, приучая сперва видеть тени предметов и в воде смотреть на солнце, чтобы, приступив вдруг к зрению чистого света, мы не омрачились. На таком основании измышлены закон, "имый сень грядущих благь» (Евр. 10:1), и предображение у пророков – эти гадание истины, для обучение очей сердечных, чтобы удобным для нас сделался переход от них к премудрости в тайне сокровенной» (Твор. св. отц., М. 1846 г. т. III, стр. 280, 281). «Милосердый Бог, – скажем словами отечественного богослова, – идет к человеку и после греха его, но грешник не готов в сретение Богу своему и убегает от Него. В твари свободной не достает готовности для принятие действие Божие, когда в ее воле не достает соответствие воле Божией; особенно трудно устроять сию готовность в твари падшей и разрушенной, которую нужно восстановлять и пересозидать. Таким образом слово Божие о Спасителе мира, как молния, блеснуло над человечеством в первые минуты греховного омрачения и неоднократно просиявало в последующих откровениях, но мрак греховный продолжал тяготеть, и веки и тысячелетие должны были пройти прежде, нежели действительно «Слово плоть бысть» (Ин. 1:14), и «Бог явися во плоти» (1Тим. 3:16).

Христов свет сиял для человеков в раю, не совсем скрылся от них на земле, не угашен язычеством, хотя им не усмотрен и не принят, знаменовал себя тенью – в законе Моисеевом, зарею – в пророках, доколе, наконец, как солнце и день, явилось воплощенное Слово, с полным светом истины, с животворящею и чудодействующею силою; и в Его жизни, проповеди, деяниях, даже в вольном страдании и смерти, наипаче же в воскресении – «видехом славу Его, славу яко единородного от Отца, исполнь благодати и истины» (Ин. 1:14)». – (Слова и речи Филарета, митр. Моск. М. 1848 г., ч. 2 стр. 18, 46, 179).

Господь, предвидя падение человека еще до создание мира «прежде сложение мира» (Еф. 1:4), приготовлял род человеческий к принятию Спасителя чрез установление ветхозаветных прообразований111, чрез обетования112 пророчества113 и некоторые другие средства.

Приготовление ко Христу языческого мира. Избрание народа еврейского не было оставлением прочих народов: «Или иудеев Бог токмо, а не... языков? Ей, и языков» (Рим. 3:29). Спасение для всех было впереди, в одном Спасителе, и Промысл Божий направлял весь древний мир к участию в благодати готовившегося совершиться искупление человека следующими средствами:

а) Без непосредственного откровения свыше язычники должны были больше и больше убеждаться в том, что собственными силами и средствами своими человек не в состоянии достигнуть ни такого ведение, которое освящало бы ему путь его жизни, ни такого блага, которое бы успокаивало его сердце. Много труда употреблено было лучшими из язычников для того, чтобы найти верный и надежный путь к истинному просвещению человека и благоустроению его жизни; но усилие их мало приносили существенной пользы человеку. Между древними народами греки, бесспорно, достигли высшей степени естественного развитие; однако ж, в самую цветущую пору просвещение Греции, величайшие и благоразумнейшие умы ее прямо сознавались в неведении истины и в бессилии помочь нравственному возвышению общества. А такое сознание можно назвать драгоценным плодом исторического воспитание человека, потому что оно способно было возбуждать в людях живое чувство нужды в небесной помощи, приготовляло их к самому принятию высшей помощи. Впоследствии времени чувство такой нужды должно было делать и делалось еще живее, по крайней мере, в тех людях, которые произвольно не заглушали в себе голоса совести.

б) Совне языческий мир постоянно стремился к образованию обширнейших и сильнейших царств на земле.

Такое стремление было свойственно язычеству, потому что, отчуждая людей от Бога, оно побуждало их сосредоточивать свои силы для осуществление врожденного человеку желание счастия. Отсюда – поочередное явление великих монархий в древнем мире. Но хотя это происходило по естественным причинам, тем не менее служило великой цели Провидение Божие приготовить мир языческий к христианству. Почти за шесть веков до Рождества Христова пророку Даниилу открыто было, какие царства одно за другим появятся преобладающими на земле, и чем разрешится судьба древнего мира (Дан. 2); при этом сказано, что «Вышний владеет царством человеческим, и емуже восхощет, даст е» (Дан. 4:14), то есть: все движение и перемены в области истории происходят не только не без воли верховного Мироправителя, но и прямо по Его намерениям. Высшая цель объединение древнего мира состояла в том, чтобы чрез внешнее сближение различных народов сгладить резкие особенности их, которые ослабляли в людях сознание единства человеческого рода и могли служить препятствием к обобщению великих и спасительных истин новозаветного откровение.

в) Среди языческого мира богоизбранный народ исполнял служение проповедника истинной веры. Теряя постепенно свою самостоятельность, он начал разливаться по всему миру и, вместе с тем, разносить повсюду свои верование и чаяние. Языческие государства показывали себя большею частию терпеливыми в отношении к иудейству: пользуясь этим, иудеи рассеяние везде заводили синагоги и, подобно палестинским братиям своим, каждую субботу читали и слушали в них закон Моисеев и пророков. Перевод Св. Писание с еврейского языка на греческий, сделанный раньше чем за 2 века до Р. X., еще больше способствовал ознакомлению язычников с откровением Божиим. Правда, у язычников было предубеждение против евреев, но тем не менее, при сравнении языческого суеверие с верою в истинного Бога, многие оставляли первое и обращались к последней. Прозелиты иудейства постоянно умножались, особенно в больших городах, так что это возбудило наконец опасение и жалобы в некоторых ревнителях чести Рима. Если не так многие решались подвергнуться обрезанию, чтобы совершенно вступить в иудейство; то весьма многие отрекались от идолопоклонства, чтобы быть в числе слушателей богооткровенного Писание, и обязывались чтить единого истинного Бога. Все это, очевидно, служило приготовительным средством для распространение в языческом мире того животворного света истины и жизни, который должен был принесть на землю обетованный Спаситель мира.

Итак, языческий мир, по-видимому, во всем предоставленный себе самому, на самом деле также руководим был Богом к принятию и усвоению дара спасение, как и Израиль, хотя средства приготовление того и другого к благодати Нового Завета были различны. Различие это зависело главным образом от того, что Израиль получил особое назначение – возрастить в себе благословенное поколение родоначальников Спасителя по плоти: "ихже отцы, – говорит апостол, – и от нихже Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки» (Рим. 9:5).

Так, приготовление человечества к благодати искупления, начавшееся еще в колыбели его и продолжавшееся непрерывно в течение целых тысячелетий, доведено было, наконец, до возможной полноты. «Прииде кончина лета (полнота времени), и посла Бог Сына Своего единородного, рождаемого от жены, бываема под законом, да подзаконные искупит, да всыновление восприимем» (Гал. 4:4, 5)114.

 

* * *

110

Беседы на разные места Св. Писания, перев. при Спб. Духовной Акад., Спб. 1862 г. Т. 2, стр. 140.

111

Примеч. Вот несколько примеров ветхозаветных прообразований: Многие ветхозаветные лица прообразовали собой Иисуса Христа, содействуя тем иудеям в понимании лица и характера Спасителя мира. Так, с особенно ясностью прообразовал Спасителя Исаак. Это был единственный сын Авраам и – Авраам решился принести его в жертву, когда потребовал того Бог. Так то и Отец небесный Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть И (Римл. VIII, 32). Исаак нес на себе дрова до места жертвоприношения: Христос нес на Голгофу крест. Исаак нимало не прекословил отцу, когда отец связал ему руки в ноги и поднял нож, чтоб заколоть его: Сын Божий предал Себя воле Бога Отца, что послушлив быв даже до смерти, смерти крестныя (Филип. 11, 8). На третий день после того, как Авраам совершил свое жертвоприношение (Исаак уже был заклан решимостью его), Сарра видит Исаака живым: на третий же день после распятия и смерти Христа Спасителя увидела Его воскресшим церковь (толк. св. Златоуст.). Далее, видим прообразователем Моисея. Моисей бежал из Египта от гнева фараона: Спаситель спасался бегством в Египте от гонения Ирода. Моисеем закон дан бысть: благодать же и истина Иисус Христом бысть (Иоан. 1, 17) Моисей, приготовляясь принять от Бога закон, постился сорок дней и сорок ночей: Иисус Христос столько же времени провел в посте пред всемиром своею проповедью. Вспомним и о Давиде. Каких бед не потерпел в своей жизни Давид? Кто, начиная от братий его (Пс. LХVІІІ, 9) до царей и целых иноплеменных народов, не теснил его? Так Иисус Христос непрерывно терпел гонения, начиная от назаретян, среди которых воспитался, до предателей – Пилата и Ирода (блажен. Август.). Словом сказать, Давид столько предызображал Иисуса Христа, что пророки Иеремия и Иезекииль, которые жили после него, именем то его называют будущего Мессию (Иерем. XXX, 9; Иезек. 13, 24; снес. Лк. 11, 32). Из святых пророков предзнаменовал Спасителя Иона: „тем триднев исшед», произносит церковь, применяя тридневное пребывание Ионы во чреве кита к тридневному воскресению Спасителя. Что же до прообразовательных событий в Ветхом Завете, то их известно еще более. Это напр. потоп. Потопом означалось христианское крещение (1Петр 3, 20 – 21): как при Ное земля омылаcь водой от беззаконий, так в новозаветном крещении омывается человек от всех грехов своих; ковчег Ноев был знамением церкви Христовой (толк. св. Златоуста, блажен. Август. и др.). Далее, прообразовательным событием была манна в пустыне. Она предызображала собой хлеб животный... сшедый с небесе (Иоан. VI, 48 – 51), т. е. тело и кровь Христа в причащении, которыми христиане, подобно евреям, питаются в венном своем странствовании, доколе не войдут в землю обетованную (и царство небесное). А что сказать об исцелениях в пустыне от медного змия? Змий, поднятый на дерево, очевидно, изображал Иисуса Христа, вознесенного на крест: отсюда только и могло происходить при взгляде на него минутное исцеление евреев после того, как кого-либо из них уязвляли ядовитые змеи (Иоан. III, 14 – 15). Наконец, обрезанием, как действием уже постоянно повторяющимся и Ветхом Завете, ясно предъизображалось крещение: о Нем же (т. е. о Иисус Христе) и обрезани бысте..., спогребшеся ему крещением (Колос. II, 11 – 12). Это значит: когда колосские христиане (к которым были сказаны настоящие слова крестились, тогда и были обрезаны, прямее сказать, сбросили с себя все греховные нечистоты, все греховное тело, а не часть его, как в еврейском обряде обрезания. Без обрезания нельзя было числиться в богоизбранном народе; так и ныне крещением человек отделяется от среды язычников и вообще неверующих (Римл. IV, 11). Из учреждений ветхозаветной церкви особенно ясным прообразом И. Христа были жертвы, которые прообразовали собою крестную смерть Спасителя. В жертву дано было человеку наглядное напоминание его грехов, которые по правосудие Божию должны быть заглаждены кровию жертвы (Евр. X, 3; Лев. XVII, 11). Все жертвы Ветхого Завета указывали собою на Голгофскую жертву – И. Христа, Который крестными страданиями Своими загладил грехи мира. На Него же указывал Пасхальный Агнец: как кровь его, которою помазывали двери у домов, была спасительна для евреев, ибо в эти домы не входил ангел, погубивший первенцов египетских; так и кровь Христа, вечного Агнца, есть и всегда будет спасительна для всего мира.

112

Примеч. Представим здесь несколько примеров ветхозаветных обетований, предметом коих быль И. Христос. Семя жены сотрет главу змия (Быт. III, 15). Потомок жены поразит в главу змия – искусителя, т. е. уничтожит власть диавола. Здесь обещанный Спаситель мира назван: „семенем жены“ потому, что Он имел родиться на земле от жены без мужа. Это обетование отцы церкви называют «первоевангелием». Аврааму Бог сказал: «благословятся в семени твоем (чрез твоего потомка) вси язы́цы земнии» (все народы земные) (Быт. XII, 3, XXII, 18). Здесь ясно говорится об Иисусе Христе. Он один мог низвести благословение на весь человеческий род. В тех же самых словах Господь повторил обетование о Спасителе Исааку, Иакову. Давиду сказал Господь: „восставлю семя твое по тебе (потомка после тебя), и управлю престол его до века (буду управлять престолом его вечно)“. Потомок, о котором говорит Господь Давиду, есть Иисус Христос, ибо ему приписывается вечность, – свойство, принадлежащее одному Богу.

113

Примеч. Приведем здесь некоторые главнейшие пророчестве об И. Христе. Некоторые пророческие стихи из 21 псалма: Ст. 2-й. Боже, Боже мой, вонми ми (внемли мне), Вскую (для чего) оставил Мя еси. Так точно говорил Иисус Христос, когда страдания Его достигли высшей степени (Мф. XXVII, 46; Марк. XV, 34). Ст. 8 и 9. Вси видящии Мя поругашимися (ругаются надо Мною) глаголаша устнами, покиваша главою (и говорят, кивая головою): упова на Господа, да избавит его, да спасет его, яко хощет его (Он уповал на Господа, пусть избавит его, пусть спасает его, если любит его). Так точно говорили враги Господа, окружая крест Его (Мф. XXVII, 39, 40, 41). Ст. 19. Разделиша ризы моя себе и о одежди моей меташа (бросают) жребий. Ясное предсказание того, что действительно произошло при крестных страданиях Иисуса Христа (Мф. XXVII, 35). Псвл. XV ст. 10. Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления. По учению апостола Петра, слова эти пророчески относятся к Иисусу Христу, ибо Давид умер и погребен, и следовательно, как замечает апостол (Деян. XIII, 35), увидел тление. Псал. 109,1. Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене. Апостолы свидетельствуют, что сей Господь, Которому речено сидеть одесную Господа, есть Иисус Христос, восшедший на небеса и седящий одесную Отца, дóндеже положены будут все враги Его под ноги Его (Деян. II, 34 – 35; 1Кор. XV, 25; Евр. 1:13, 10:13). «Се дева во чреве приимет, – говорит пророк Исаия, – и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (т. е. с нами Бог)». Здесь обещанный Спаситель мира называется Богом, имевшим родиться на земле по человечеству от Девы чистой, непорочной. Так действительно и родился Спаситель мира, на что не преминул остановить внимание и св. евангелист Матфей, указывая в сем исполнение пророчества Исаи (Ис. VII, 14, Мф. I, 22, 23). И ты, Вифлиеме, доме Ефрафов, говорит пророк Михей, еда нал еси в тысячах Иудиных (в ряду тысяч Иудиных), из тебе бо изыдет вождь, иже упасет люди моя Израиля. Исходи же его (происхождение его) из начала, от дней века (вечно). Здесь, под вождем, имевшим спасти народ Божий, т. е, верующих в истинного Бога, очевидно разумеется Сын Божий, Спаситель мира, ибо вождю этому приписывается вечность. На исполнение этого пророчества указывает евангелист Матфей (Мф. II, 6). Радуйся зело, дщи Сиона, говорит пророк Захария, проповедуй (торжествуй), дщи Иерусалимля: се царь твой грядет тебе праведен и спасаяй (праведек в спасающий), той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна (Зах.IX, 9). Предсказание торжественного входа Господня в Иерусалим исполнилось поразительно верно (Матф. XXI, 4 – 6). Возарят нан (на Него), Его же прободоша (Захар. XII, 10). На буквальное исполнение пророчества указывает евангелист Иоанн (Ин.XIX, 31 – 37). Се Аз посылаю Ангела моего, говорит пророк Малахия (Предтечу), и призрит на путь пред лицом Моим (и он приготовит путь предо Мною); и внезапу приидет в церковь Свою Господь, Его же вы ищете, и Ангел Завета, Его же вы хощете: се грядет, глаголет Господь Вседержитель (Мал. III, 1).

114

Примеч. Желающие глубже и обстоятельнее ознакомиться с вопросом о приготовлении рода человеческого к принятию христианства могут читать наше довольно обширное богословско-философское исследование этого вопроса в сочинении под названием: „О приготовлении рода человеческого к принятию христианства» (Москва, 1884 г. 524 стр.), которое печаталось в «Правосл. Обозр.» за 1884 год.


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle