Источник

Часть 7, Глава 67Часть 7, Глава 69

Первый член Символа веры

68. Сотворение человека

Человек сотворен не так, как прочие твари. Те являлись тотчас по слову Господа: рече и бысть, повеле и создашася. Но человек сотворен не вдруг, а с некоторым приготовлением. Так как Бог имеет три лица, то сначала между лицами Божества было как бы совещание о том, как сотворить человека. «И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и... подобию» (Быт. 1:26), такого сотворим, который был бы Нам подобен, который владел бы рыбами в воде, птицами в воздухе, животными на суше, и всею землею, и всем, что на земле, который чувствовал бы цену всего и умел бы пользоваться всем. И вот, Бог берет несколько земли, и творит из нее тело человека: вышло прекрасное тело человеческое, но тело мертвое, бездушное, как статуя: глаза не видели, уши не слышали, уста не отверзались, ноги не ходили: словом, оно было без души, без жизни. И вот, Бог вдыхает в лицо человека душу, дыхание жизни. И человек стал тотчас настоящим человеком, стал и видеть, и слышать, и говорить, и чувствовать, и ходить, и действовать; этого мало: он начал все понимать, всем повелевать.

Сотворив человека из земли, Бог посему назвал его Адамом, т. е. земляным. Сотворив человека по образу Своему, Бог таким образом поставил его выше земли, владыкою земной твари; сотворив Адама владыкою земли, Бог тотчас ввел его в рай, т. е. в прекрасный сад, самое лучшее и красивое на земле место, заранее, еще до сотворения его, приготовленное. В раю были всякого рода растения и древа всякие с цветами и плодами; в средине его протекала река, разделявшаяся на четыре источника. Особенно замечательны были в раю два древа: древо жизни и древо познания добра и зла. Древо жизни – это было чудное древо: плоды его были таковы, что если бы человек стал ими всегда питаться, то никогда не подвергся бы болезням и смерти, стал бы вечно жить на земле. Древо познания добра и зла было, напротив, древо самое смертоносное: вкусить плод его, значило подвергнуть себя болезням и смерти. Когда Бог ввел Адама в этот прекрасный сад, то сказал ему: пользуйся всем, что только есть в раю, ешь плоды с каких угодно дерев, только вот с этого дерева (которое впоследствии названо познанием добра и зла), с одного этого не ешь, потому что умрешь непременно, как только съешь. Итак, живи здесь, обрабатывай этот сад, и смотри – береги его, не потеряй своим непослушанием. Адам восхищался красотами рая, как, по повелению Божию, явилось к нему бесчисленное множество птиц и зверей. Он с удивлением глядит на разнообразные творения Божии, со вниманием рассматривает каждое, и потом всякому дает свое приличное имя. Как назвал какое животное Адам, так оно и стало после всегда называться. Но вот, звери расходятся по своим местам, птицы разлетаются по своим гнездам; Адам остается один – в своем прекрасном саду. Не добро быти человеку единому, сказал Бог, сотворим ему помощника по нему. И наводит Бог на Адама крепкий сон, и во время сна берет из него ребро, и из этого ребра создает женщину. Адам просыпается и Бог указывает ему на жену: вот тебе жена, помощница. Адам смотрит на нее, видит, что она одинакового с ними происхождения, и говорит: «се, ныне кость от костей моих и плоть от плоти моей: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия» (Быт. 2:23). Жена сотворена из ребра Адамова, чтобы весь род человеческий, по своему происхождению, был одним телом, и чтобы потому все человеки по самой природе склонны были друг к другу и любили друг друга. Таким образом, Адам с своею женою, которую он после назвал Евою, т. е. материю всех живущих, начал жить в раю счастливо, весело. Да, покойно и весело было в раю Адаму, полным был он господином над всеми тварями; все ему было подвластно, все ему покорялось, все его слушалось. Грехов он не знал, потому что сотворен был чистым, безгрешным. Как самовластный волею, он мог согрешить: но, как безгрешный по естеству, он не имел склонности ко греху. Ни болезней, ни смерти он не боялся, потому что питался плодами древа жизни. Труды и занятия не изнуряли его; у него все было готово, все под руками: райские плоды доставляли ему вкусную и здоровую пищу, ключевая вода – приятное и полезное питие. Одежда ни ему, ни жене не была нужна, потому что и воздух был самый теплый, и сами они, как невинные, друг друга не стыдились. Имея чистые души, Адам и Ева радовались о Боге, наслаждаясь созерцанием Его, и Господь Сам их поучал всему, беседуя с ними, как отец с детьми.

И вместо такой-то блаженной жизни, первые человеки, за свое непослушание, за преступление заповеди Божией, за то, что послушались змия диавола и вкусили от запрещенного плода, желая быть равными Богу и знать добро и зло, вскоре лишились райского жилища, подверглись изнурительным трудам, бедности, болезням и смерти, словом, стали жить после тою жизнию, которою мы теперь живем!.. (Сост. по книг. «Полное собр. поуч.» прот. Р. Путятина, изд. 20, стр. 601–603).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle