Первый член Символа веры
67. Что значит по смыслу слова Божия слово «человек?»
«Если ты станешь размышлять об общем названия рода нашего, то и отсюда получишь величайший урок и увещание к добродетели, учит св. Златоуст. Ибо это название – человек – мы определяем не так, как внешние (язычники), но как повелевает Божественное Писание. Человек – не тот, кто имеет только руки и ноги человеческие, и не тот, кто имеет только разум, но кто с ревностию упражняется в благочестии и добродетели. Так послушай, что Писание говорит об Иове: сказав, что человек «бяще в стране Авситидийстей», оно не описывает его теми признаками, которыми описывают человека внешние, и не говорит, что он имеет две ноги и широкие ногти, но соединяя признаки его благочестия, говорит, «истинен, праведен, благочестив, удаляяйся от всякие лукавые вещи» (Иов. 1:1), выражая, что это и есть человек. Если же название – человек – заключает в себе такое увещание к добродетели, то тем более название верный. Верным ты называешься потому, что веруешь в Бога и сам от Него получаешь оправдание, освящение, чистоту души, усыновление, Царство Небесное; все это Он вверил и предоставил тебе; а ты с своей стороны вверяешь и представляешь Ему другое: милостыню, молитвы, целомудрие и все прочие добродетели. Но что я говорю о милостыне? Если ты подашь Ему даже чашу студены воды (Мф. 10:42), и это не погибнет для тебя, но это Он сохранит до того дня и воздаст с великим избытком; ибо и то удивительно, что Он не только сохраняет вверенное Ему, но и умножает это воздаяниями» («Бесед. Иоанна Златоуста на разные случаи», т. II, стр. 289, 290).