Источник

Часть 7, Глава 65Часть 7, Глава 67

Первый член Символа веры

66. Чему поучает нас догмат о сотворении мира?

Весьма многому поучает нас догмат о сотворении мира Богом. Но первое чувство, каким должен исполняться каждый из нас, при воззрении на окружающую нас природу и при сознании собственного бытия нашего, есть чувство глубочайшей признательности к Создателю.

«Много я Тебе, Господи Боже, должен, – взывал святитель Тихон в задонской келлии, своей; не было меня – и се есмь и живу. Ты, Господи, благоволил мне быть и между делами рук Твоих считаться... Сотворил Ты меня не бездушною тварию, не скотом, не птицею, не иным каким животным бессловесным; сотворил разумным существом... Сотворенный от Тебя, быть и жить без Тебя и без благ Твоих не могу... Не могу я без света жить и обращаться: светила Твоя – солнце, луна и звезды светят мне. Не могу я без огня жить; огнь Твой согревает меня и варит пищу. Не могу я без воздуха цел и жив быть: воздух Твой оживляет меня и сохраняет жизнь мою. Не могу я без пищи и пития быть: щедрая Твоя, Господи, рука подает мне пищу. Благость Твоя произвела ради меня источники, реки, коими прохлаждаюся и омываюся... О, что воздам Тебе, Господи, о всех, яже даровал Ты мне?»

Все создания Божии совершенны, и совершенство их состоит в том, что каждое из них получило свое назначение и средства к достижению его. Памятуя сие, будем употреблять созданное для нас и даруемое нам для того именно, для чего даровано оно, например пищу не для пресыщения и чревоугодия, а для поддержания жизни; вино не для пьянства, а для подкрепления сил.

В создании вселенной Бог проявил Свое бесконечное Всемогущество, Величие и Премудрость; так что вообще мир есть зерцало Божественных совершенств. «Надобно быть Великому, Который столь великую машину из ничего сотворил, – любомудрствует святитель Тихон, – надобно быть Премудрому, Который все премудро сотворил. Надобно быть Доброму, Который все доброе сотворил. Кто подал свет солнцу, луне и звездам, Тот Сам в Себе непременно лучший свет есть. Кто дал разум человеку, Тот непременно лучший разум имеет... Как из книги разум сочинителя, из здания мудрость архитектора, в зеркале истый образ смотрящего в него: так из созданий и в совершенстве каждого из них Создатель познавается».

Посему будем сколь можно чаще и усерднее обращать внимание и на поразительную громадность вселенной, и на мудрое ее устройство в целом и в частях, и на изумительное разнообразие существ, ее населяющих, и свойств, которыми наделены они.

Все создания Божии прекрасны. Некоторые из них особым изяществом и красотою своею, как магнит, привлекают к себе сердце наше. Остережемся, чтобы не извлечься какою-либо видимою сотворенною красотою, с забвением о красоте незримой, Божией. Кто любит что-либо или кого-либо паче Бога, тот недостоин быть Божиим (См. кн.: «Излож. христ. уч. прав. кафолич. церкви». Спб. 1869 г., стр. 97–99).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle