Источник

Часть 7, Глава 40Часть 7, Глава 42

Первый член Символа веры

41. Святоотеческие изречения о троичности лиц в Боге

Св. отцы и учители трех первых веков единогласно исповедали, в своих писаниях, догмат о троичности лиц в Боге при единстве существа, с меньшею или большею ясностию, Так –

Из отцов первого века, или мужей апостольских – св. Климент Римский говорит: «Не имеем ли мы единого Бога, и единого Христа, и единого Духа благодати, излиянного на нас?..» и в другом месте: «Жив Бог и Господь Иисус Христос, и Дух Святой» (Клим. Рим. Послан. к Коринф. 1, п. ХLVІ в Хр. чт. 1824, XIV, стр. 284), Ерма выражается: «Те, которые уверовали в Бога чрез Сына Его, облеклись во Св. Духа...» (Неrm. Раstоr. lib. III. simil. IX сар. 12 еt 13. in tom. 1 Biblioth. Раt. minor; Gаllandi); св. Игнатий Богоносец наставлял магнезиан: «Старайтесь утвердиться в догматах Господа и апостолов, дабы все, что вы ни делаете, обращать вам во благо плоти и духу, вере и любви, в Сыне и Отце, и Св. Духе...» (Epist. аd Маgnes. сар. 13, в Хр. чт. 1830, XXXVIII, стр. 3 и след.).

Св. Ириней Лионский особенно ясно говорит о троичности лиц в Боге. «Хотя церковь, – говорит св. Ириней Лионский, – рассеяна по всей вселенной до конец земли, но от апостолов и учеников их прияла веру во Единого Бога, Отца Вседержителя и во Единого Иисуса Христа, Сына Божия, воплотившегося ради нашего спасения, и в Духа Святого, чрез пророков провозвестившего домостроительство спасения. Прияв такую проповедь и такую веру, церковь, как мы сказали, хотя и раcсеяна по всему миру, тщательно сохраняет ее, как бы обитая в одном доме; одинаково верует сему, как бы имея одну душу и одно сердце, и согласно проповедует о сем, учит и передает, как бы имея единые уста. Хотя в мире бесчисленные наречия, но сила предания одна и та же» (Iren. соптга hаеrеs. lib. 1, сар. 10, § 1).

Климент Александрийский пишет: «Один Отец всего, едино и Слово всего, един и Св. Дух вездесущий», а в заключении того же сочинения: «Прославляя, возблагодарим Единого Отца и Сына... со Святым Духом, Единого по всему... во всем Благого, во всем Совершенного, во всем Мудрого, во всем Правосудного, Которому слава и ныне и во веки, аминь» (Раеdageg. lib. III, сар. 6 еt 12): у св. Мефодия Патарского читаем: «Едино царство Отца и Сына и Св. Духа, как и едино существо и едино господство; почему мы и покланяемся единым поклонением единому триипостасному Божеству, безначальному, не созданному, бесконечному и вечному» (Меthod, in Ramos Раlm п. 5); у св. Киприана: «Если он (крещенный от еретиков) соделался храмом Бога, – спрашиваю, какого Бога, Отца ли... или Сына... или Св. Духа, когда три едино суть» (Сурriаn. аd Judajan Epist. LХХIII). Блаженный Августин, делая общий вывод о святоотеческих свидетельствах о троичности лиц в Боге, говорит: «Все православные истолкователи таин Ветхого и Нового Завета, каких только я мог читать, писавшие прежде меня о Троице, Которая есть Бог, старались, согласно с писанием учить тому, что Отец, и Сын, и Св. Дух, по нераздельному равенству одного и того же существа (substantiae) составляют Божеское единство, и потому не суть три Бога, но един Бог» (De Тrinit. lib. 1, сар. 4, п. 7).

Нередко св. мученики пред смертию своею прославляли Пресвятую Троицу. Так, священномученик Поликарп (любимый ученик Иоанна Богослова) готовясь быть брошенным на пылающий костер, молился: «Отче возлюбленного Сына Твоего!.. За все... благословляю Тебя... вместе с вечным... Иисусом Христом... Твоим Сыном, с Которым Тебе и Св. Духу слава и ныне и в другие веки, аминь» (Чет.-Мин. 23 февр.).

Св. Иаков Персиянин, которому постепенно отсекали члены тела, начиная с перстов, с отсечением каждого члена прославлял Пресвятую Троицу: «Седмикратно восхваляю тебя, Отче и Сыне и Душе Святой! восхваляю Бога моего в животе моем (27 ноября, Иаков Персиян. жил в IV веке), Самое ясное и полное изложение о Св. Троице мы находим в символе св. Афанасия Александрийского. »Вера кафолическая есть: да единого Бога в Троице и Троицу во единице почитаем, ниже сливающе ипостаси46, ниже существо разделяюще. Ина бо есть ипостась Отча ина Сыновня, ина Св. Духа. Но Отчи, Сыновнее и Святого Духа едино есть Божество, равна слава, соприсносущно величество. Яков Отец, таков Сын, таков и Дух Святой... обаче не три бози, но един Бог... Отец ни от кого есть сотворен, ни создан, ниже рожден; Сын от Отца Самого есть ни сотворен, ни создан, но рожден; Дух Святой от Отца не сотворен, ни создан, ниже рожден, но исходящ. И в сей Святой Троице ничтоже первое или последнее, ничтоже более или менее: но целы три ипостаси, соприсносущны суть себе и равны» (Сн. «Догматич. Богосл.» Макария т. 1, стр. 252–256).

Наконец для полноты изложения приведем «Символ веры св. Григория Чудотворца», который заключает в себе точное учение о трех лицах Божества, их единосущии, их личных свойствах и действиях по отношению к человеку и который приводим был 6 вселенским собором, как «славнейший памятник церковного предания и кафолического исповедания Троицы» (пр. 2). «Един Бог, Отец Слова живого, Премудрости самосущей, силы и образа вечного, совершенный Родитель совершенного, Отец Сына единородного. Един Господь, единый от единого, Бог от Бога, образ и выражение Божества; Слово действенное; Мудрость, содержащая состав всего, и Сила, зиждущая всетворение; истинный Сын истинного Отца, невидимый невидимого, нетленный нетленного, бессмертный бессмертного, вечный вечного.

И един Дух Святой, от Бога (Отца) происходящий и чрез Сына явившийся (людям); жизнь, в которой причина живущих; святой источник, святыня, подающая освящение. Им является Бог Отец, Который над всем и во всем, и Бог Сын, Который чрез все. Троица совершенная, славою и вечностию и царством нераздельная и неразлучная. Посему нет в Троице ни сотворенного, ни служебного, ни привходящего, чего не было бы прежде и что вошло бы после: ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но Троица непреложная, неизменная и всегда одна и та же» (См. «Свято-отеч. христ.» Прот. Н. Благоразумова, стр. 114).

 

* * *

46

Примеч. „Греческое слово ὑπόστᾰσις, которому соответствует латинское substantia, означает неделимое или самостоятельное существо (лицо), в противоположность части, или качеству или действию неделимого, а сущность – οὐσία – essentia, означает внутренний состав вещи, то, почему вещь есть именно то, а не другое что-нибудь. Таким образом сущностию, по отношению к Троице, называется общее всем трем лицам Божества, т. е. само Божество их, а ипостасию – собственность, самостоятельность, или личное бытие каждого лица. Неточное понимание значения этих слов служило иногда причиною неточного выражения догмата о Троице: почему отцы церкви IV в., когда особенно необходимо было выразить этот догмат сколько можно точнее, разъяснили значение указанных слов и установили твердую терминологию для изложения учения о Пресвятой Троице» – (См. кн. «Очерки догматического православно-христианского учения», записки прот. Н. Фаворова. Изд. 4. Киев. 1878 г., стр. 43 – 44).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle