Источник

4. Учение церкви о таинстве брака

I. «Аще кто девствует, или воздерживается, удаляяся от брака, яко гнушающийся им, да будет под клятвою» («Книга правил» св. апостолов, вселенских и поместных соборов, стр. 163).

II. В 21-м правиле Гангрского собора значится, между прочим, следующее: «Мы и девство, со смирением соединенное, чтим, и воздержание, с честностию и благочестием соблюдаемое, приемлем, и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем, и брачное честное сожительство почитаем» (стр. 165 в «Книге правил»).

III. Св. Игнатий Богоносец пишет Поликарпу, между прочим, следующее: «Сестрам моим внушай, чтобы они любили Господа и были довольны своими сожителями по плоти и духу; равным образом, и братьям моим заповедуй именем Иисуса Христа, чтобы они любили сожительниц своих, как Господь – церковь. А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию» («Писания мужей апостольских», перев. прот. П. Преображенского, стр. 427).

IV. Св. Василий Великий: «Мужие, любите жены (Еф. 5:25), хотя вы чужды были друг другу, когда вступали в брачное общение! Сей узел естества, сие иго, возложенное с благословением, да будет единением для вас, бывших далекими!» (На шестодн. беседа VII, в Тв. св. отц. V, 123).

V. Св. Амвросий: «Если самый брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим, то как может быть брак там, где нет согласия веры?» (Epist. аd Vigil. XIX, аl. XXIII, n. 7).

VI. Св. Иоанн Златоуст, воcставая против срамных песней и празднований, бывающих обыкновенно при браках, говорит: «Зачем беcчестишь всенародно честное таинство брака? Все это надобно отвергнуть и учить стыдливости с самого начала, и позвать священников, и через молитвы и благословения заключить союз супружества, чтобы умножалась любовь жениха и сохранялось целомудрие невесты, а всего более, чтобы в дом тот вошли дела добродетели и изгнаны были из него все коварства диавола, и чтобы они (супруги), соединяемые благодатию Божиею, провождали жизнь приятную» (In Genes. homil. ХLVІІІ, n. 6).

VII. Блаж. Августин: «В нашем (христианском) браке более имеет силы святость таинства, нежели плодородие матери» (De bono сonjugal. с. 18, n. 21; сн. с. 24, n. 32). «В церкви предлагается не только союз брачный, но и таинство» (De Genes. аd litt. IX, с. 7; сн. «Православно-догматическое Богословие» Макария, 1853 г., т. V, стр. 14 – 17).

VIII. Касаясь брака, Григорий Богослов, в виду существовавших в его время недоумений относительно его чистоты и святости, вот что говорит своим слушатеяям: «Если ты еще не сопрягся плотию: не страшись совершения: ты чист и по вступлении в брак. Я на себя беру ответственность; я сочетатель, я невестоводитель... Я буду подражать Христу, чистому невестоводителю и жениху, Который чудодействует на браке и Своим присутствием доставляет честь супружеству» (Слово 40 на Св. Крещение. «Твор. св. отц.» III, 288).

IX. А что браки христианские должны были совершаться и на самом деле совершались через известное церковное священнодействие, это между прочим видно из следующего правила IV Карфагенского собора, читающегося так: «Жених и невеста, когда имеют быть благословляемы от священника, да приводятся родителями или споручниками, а приняв благословение, да пребывают в ту ночь, из уважения к сему благословению, в девстве»292 (Сарit 3. Вinii Соnсil. t. I, р. 728; сн, «Опыт. прав. догм. богосл.» еп. Сильвестра. Киев. 1884 г., т. IV, стр. 514 – 515, 522 – 523).

 

* * *

292

Примеч. Как смотрит на брачное сожитие православная церковь? Что известное явление в супружеской жизни само по себе не есть мерзкое, вопреки лжемдрствованию некоторых (напр. гр. Л. Толстого в его „Крейцеровой сонате“), это вполне согласно и с взглядом православной церкви. О чувственных органах и их отправлениях вот что говорит в своем каноническом послании к монаху Аммуну св. Афанасий Великий: „скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, напр., аще бы кто захотел поставити в исхождение мокрот из ноздрей и плюновение из уст?... Аше по божественному писанию веруем, яко человек есть дело рук Божиих, то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное? Аще род Божий есмы, по божественному писанию апостольских деяний, то не имеем в себе ничего нечистаго. Ибо тогда токмо мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. Но могут рещи: посему не будет грехом и самое употребление, когда орудия Творцом устроени. Таковых вопрошением заставим умолкнути, глаголя сие: о каком употребления глаголеши? о законном ли? о том ли, которое Бог позволил, глаголя; раститеся, множитеся и наполняйте землю? о том ли, которое апостол допустил глаголя: честна женитва и ложе нескверно? или о том, которое бывает между людьми, но происходит тайно и прелюбодейно?.. Таким образом, одно и то же, смотря по времени и в некоторых обстоятельствах, не позволительно, а в других обстоятельствах и благовременно, и допускается, и позволяется. Такожде рассуждати должно и о телесном совокуплении. Блажен, кто, в юности составя свободную чету, употреблял естество к деторождению“ (Кн. „правил св. апостол, св. соборов вселенских и поместных и св. отец“ С.-Петербург, 1839 г., стр. 330 – 2).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle