Источник

3. Учение слова Божия о таинстве брака

I. Учение Ветхого Завета. По словам св. Бытописателя, Бог, создав сперва мужа, а потом жену с тем, чтобы последняя была первому помощницею, и чтобы они, будучи двумя, составляли одну плоть (Быт. 2:18, 22–24), «благослови их, глаголя: раститеся, множитеся и наполните землю» (Быт. 1:28). Подобным же образом после всемирного потопа «Бог благослови Ноя и сыны его, и рече им: раститеся и множитеся и наполните землю» (Быт. 9:1).

Такое особеннейшее отношение Бога к установленному Им Самим браку ясно показывает не только то, что брак был Богу угоден, но что он имел занимать важное место в планах Божиих о судьбах мира, а потому и находится под особенным промыслительным блюдением Божиим. Вместе же с сим, что само собою понятно, это самое ясно предуказывало и на то, что брачущиеся лица, согласно с мыслию Божиею, всегда должны были смотреть на брак, как великое и священное дело, соединенное с высокими обязанностями не только в отношении друг к другу, но и к Богу, и вследствие сего, при вступлении в брак, естественно должны были исполняться благоговейными чувствами преданности Господу Богу и молениями к Нему о подаянии им Своего отеческого благословения и всесильной помощи на предстоящую им многознаменательную и многотрудную жизнь.

II. Учение Нового Завета. Христос же, пришедший не разорить, а исполнить, или, точнее сказать, восполнить закон, не только не ослабил, но, напротив, усилил и возвысил религиозно-нравственное значение брака Своим учением о его богоучрежденности и нерасторжимости, хотя при этом Он не для всех признавал его необходимым, почитая для некоторых лучшим оставаться в состоянии девства, если только способны они вполне сохранить и девственную чистоту тела и целомудренность своей души (Мф. 19:10–12, 5:27, 28). Так, на вопрос фарисеев: по всякой ли причине можно человеку разводиться с женою своею, Он отвечал следующим: «несте ли чли, яко сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть? И рече: сего ради оставит человек отца [своего] и матерь и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину, якоже ктому неста два, но плоть едина: еже убо Бог сочета, человек да не разлучает» (Мф. 19:4–6). Когда же фарисеи возразили: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с женою, Иисус Христос на это сказал: «Моисей по жестокосердию вашему повеле вам пустити жены вашя: изначала же не бысть тако: глаголю же вам, яко иже аще пустит жену свою, разве словесе прелюбодейна, и оженится иною, прелюбы творит: и женяйся пущеницею прелюбы деет» (Мф. 19:8, 9).

Смысл слов Спасителя таков: подобно тому, как с самого начала Бог, создавши мужа и жену, сочетал их с тем, чтобы они, будучи только двумя, а не более, составляли, и притом навсегда составляли, плоть едину; так точно и теперь Он сочетавает. А так как то, что Бог сочетавает, человек разлучать не вправе, то хотя по жестокосердию иудеев допущено было, чего сначала вовсе не было, чтобы по всякой причине давать им жене письмо разводное, но этого не только не должно быть, а если может быть когда либо допущено, то только в одном исключительном случае, а именно – в случае нарушения союза брачного.

Поставляя же сочетание брачное в такую близкую и прямую зависимость от Бога, сообщающую ему, поэтому, характер нерасторжимости, Христос, что само собою понятно и очевидно, брачные дела, начиная с заключения брачного союза до расторжения его в исключительных случаях посредством развода, относил не к тому, что подлежит кесареви или власти гражданской, а к тому, что было Божиим (Мф. 22:21) и имело подлежать ведению или суду основанной Им на земле и снабженной Его полномочиями церкви.

А это в свою очередь, особенно в связи с тем обстоятельством, что Иисус Христос Своим личным присутствием почтил, и конечно благословил брак в Кане Галилейской, прямо приводит нас к тому предположению, что Ему благоугодно было установить в Своей церкви для преподавания брачующимся необходимого благословения Божия и благодати особенное священнодействие. Предположение же это и на самом деле, как сейчас увидим, подтверждается и оправдывается дальнейшим учением апостольским, а также практикою апостольской церкви.

III. Брак есть таинство. В послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Жена привязана есть законом, в елико время живет муж ея: аще же умрет муж ея, свободна есть, за негоже хощет, посягнути, точию о Господе» (1Кор. 7:39). Последнее выражение: «точию о Господе», естественно приводит к той мысли, что брак, о котором здесь речь, должен был быть заключен во имя Господне или согласно с тем, как повелел Господь и Его апостолы, а следовательно с ведома и благословения церкви, которое, как можно думать, соединено было с тем освящением словом Божиим и молитвою, о котором апостол упомянул в послании к Тимофею (1Тим. 4:5).

Но особенного внимания заслуживает место в послании к Ефесянам, в котором апостол, изображая взаимные супружеские обязанности мужа и жены, говорит следующее: «Жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу, зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава церкве, и Той есть спаситель тела; но якоже церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем. Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби церковь, и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе: да представит ю Себе славну церковь, не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна. Тако должны суть мужие любити своя жены, яко своя телеса: любяй [бо] свою жену, себе самого любит. Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господь церковь: зане уди есмы тела Его, от плоти Его и от костей Его. Сего ради оставит человек отца своего и матер, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину. Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во церковь» (Еф. 5:22–32). Здесь, что не трудно видеть, речь о муже и жене христианах, внутренно близких и родственных церкви и Христу, в отношении к Которому они члены Его, плоть от плоти Его и кость от костей Его, а следовательно и о чисто христианском браке, отличном не только от не христианского, но и такого христианского, в котором бывает или муж неверующий, или жена неверующая, и который, в случае нежелания со стороны неверующей брачного сожительства, может быть и расторгнут (1Кор. 7:15).

Какая же, по апостолу, характеристическая особенность христианского брачного союза?

Она заключается в том, что этот союз представляет собою и отпечаток духовно-благодатного союза Христа с церковию; потому что глава жены – муж является в отношении к жене тем, чем есть в отношении церкви Христос, ее Глава и Спаситель ее тела, и подобно тому, как церковь повинуется Христу, так и жена должна повиноваться мужу, и как Христос возлюбил Свою церковь до того, что предал Себя за нее, ради ее святости и непорочности, так и муж должен любить свою жену, как собственное тело, – а потому он составляет не только тайну, но и великую тайну, как сам же выражается о сем апостол: «Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во церковь».

Если же христианский брачный союз составляет великую тайну, вследствие отображения в себе духовно-благодатного союза Христа с церковию, то спрашивается: что же другое могло сделать таким этот союз, если не полнота благодати, изливающейся на него от таинственно-благодатного союза Христа с церковию, как его первообраза? Что также другое могло дать находящимся в сем брачном союзе силу и возможность свято выполнить лежащие на них высокие обязанности, если не та же божественная благодать? А это в свою очередь не приводит ли нас к тому необходимому предположению, что в церкви должно было существовать и особое с тою целию установленное священнодействие, чтобы брачущимся сообщать нужную для освящения и воцерковления их союза божественную благодать? (Сост. по «Опыт. прав. догм. бог.» еп. Сильвестра, Киев. 1884 г., т. IV, стр. 493 – 494, 495 – 497, 499 – 501).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle