О таинстве брака
5. Видимая сторона таинства брака и невидимые действия
I. К видимой стороне таинства брака относятся два существенные действия. Это, во-первых, торжественное свидетельство жениха и невесты пред лицом церкви о том, что они вступают в брачный союз по добровольному взаимному согласию и сохранят супружескую верность до конца жизни; а во-вторых, торжественное благословение их брачного союза священником, когда он, возлагая венец на главу жениха, возглашает: «Венчается раб Божий... рабе Божией... во имя Отца и Сына и Св. Духа», потом, возлагая венец на главу невесты, повторяет: «Венчается раба Божия... рабу Божию... во имя Отца и Сына и Св. Духа», и наконец, произнося краткую молитву к Богу: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я», троекратно благословляет их обоих вместе.
II. Невидимые действия благодати сообщаемой через таинство брака брачующимся, состоят вообще в том, что она соделывает, по выражению апостола, самый союз их тайною великою, поколику соделывает его образом таинственного союза Христа с церковию: «Тайна сия велика есть, – говорит апостол, – аз же глаголю во Христа и во церковь» (Еф. 5:32). И следовательно – в том, что благодать сия в частности:
1) Освящает и, так сказать, одухотворяет брачный союз двух лиц: ибо свят и духовен союз Христа с церковию. Посему апостол и говорит о христианском браке: «Честна женитва... и ложе нескверно» (Евр. 13:4), и заповедует христианским супругам: «Сия... есть воля Божия, святость ваша, храните себе сами от блуда, [и] ведети комуждо от вас свой сосуд стяжавати во святыни и чести» (1Сол. 4:3, 4).
2) Скрепляем брачный союз двух лиц узами нерасторжимыми: ибо нерасторжим и вечен союз Христа с церковию (Мф. 28:20).
3) Наконец, содействуют христианским супругам в продолжение всей жизни свято исполнять взаимные обязанности друг к другу, по высокому образцу святейшего союза Христа с церковью. При этом только становятся понятными и удобоисполнимыми Заповеди свят. апостола, чтобы «мужи любили своя жены, якоже и Христос возлюби церковь, и Себе предаде за ню» (Еф. 5:25), а «жены повиновались своим мужем во всем, якоже церковь повинуется Христу» (Еф. 5:24). Подражать такому высокому образцу было бы не по силам человеку, если бы они не подкреплялись особою благодатию Божиею. Содействуя же в исполнении взаимных обязанностей христианским супругам, в продолжение всей их жизни, эта благодать тем самым уже содействует им и к достижению всех целей брачного союза, т. е.:
к благословенному рождению детей – будущих чад церкви, к взаимному воспомоществованию во всем добром и к предохранению себя от связей незаконных или неблагословенных. – (Сост. по кн. «Правосл.-догмат. Богосл.», Макария, 1853, V, стр. 17 – 19).