О таинстве священства
10. Откуда священники получили право благословлять288, и какое имеет значение их благословение?
Христос Спаситель, дав пастырей, даровал им и право благословлять верующих. Видимый знак Своего благословения он показал на детях, когда, «возложь руце на них, благословляше их» (Мк. 10:16). Потом при вознесении окруженный верными Своими последователями, Господь «воздвиг руце Свои, [и] благослови их» (Лк. 24:50). Так стали благословлять апостолы и их преемники; только руковозложение вскоре заменилось знамением крестным. Этот образ благословения доныне сохранился по непосредственному преданию. Святой Василий Великий замечает: «Благословляем воду крещения и елей помазания, еще же и самого крещаемого – по преданию умалчиваемому и тайному» («О Св. Духе» гл. XXVII).
Пастырское благословение имеет свое духовное значение. Христос, благословляя апостолов, изрек им: «приимете силу, нашедшу Духу Святому на вы» (Деян. 1:8). Так и пастырь, благословляя именем Божиим, призывает на благословляемых силу Божию, освящающую, помогающую и утешающую.
Как действует сия сила, это зависит от веры приемлющего благословение. Но примечательно, что издревле народ неудержимо стремился к лицам священным, чтобы осениться крестным знамением от их рук. Цари и князи, свидетельствует святой Амвросий Медиоланский, удостаивали преклонить свои выи перед священниками и целовали их руки, в надежде оградить себя их молитвами» («О дост. свящ.» гл. II).
Кто подходить под благословение, тот очевидно делает это из уважения к сану. А почтение к священному сану неразрывно и с благоговением к Богу. В Писании сказано: «Всею душою твоею благоговей Господеви и иереи Его чти» (Сир. 7:31). Поясняя это, св. Златоуст говорит (на 2 Тим. беседа 2, отд. 2): «Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога; а кто стал презирать священника, тот мало-по-малу дойдет и до оскорбления Бога. Хотя бы священник был и не благочестив, но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже и недостойного чести, Сам воздаст тебе награду» – (Из слова высокопреосвященного Сергия митр. Московского).
* * *
Примеч. Именем И. Христа собственно (а не другого кого) благословляют священники, потому что Он только приобрел право благословений человечеству Своими крестными заслугами. Ему собственно принадлежит власть подавать людям всякого рода благодеяния. По силе имени Иисуса Христа и в силу благодати сана священническое благословение спасает благословляемых от несчастных случаев в обыденной жизни, наделяет их успехами в делах. Православные предки наши опытно убеждались в этой силе и пользе священнического рукоблагословения; поэтому дорожили им для себя. Так напр. Димитрий Донской перед войной с татарами просил благословения у преподобного Сергия, и – одержанную затем победу относил между прочим к этому благословению. Благословением священническим дорожили сами святые; например Антоний Великий, сам не имевший сана священнического, просил при встрече благословения у каждого священника («Чет.-Мин» под 17 января); Симеон Столпник, когда к нему пришел блаженный Феодорит после своего рукоположения, велел всем своим ученикам принять у нового иерея благословение (сам же он был саном архимандрит). („Чет.-Мин.“ под 1 сентября). Наконец, вселенская церковь положительно учит, что благословение (священническое) есть преподаяние освящения („VI всел.“ 26).