О таинстве священства
11. О почитании священников289
(Из творений св. Иоанна Златоуста)
«Будем, возлюбленные, оказывать всякое уважение, тем, коим дарована сила Святого Духа. Сан священнический имеет великую важность: «имже отпустите грехи, сказано, отпустятся» (Ин. 20:23), почему и Павел говорит: «Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся» (Евр. 13:17) и: «имейте их по преизлиха в любви» (1Сол. 5:13). Ты заботишься только о себе, и если хорошо устроишь свое благосостояние тебе нет никакой ответственности за других; а священник, хотя и хорошо устроил собственную жизнь, если не станет усердно заботиться о тебе и о всех ему вверенных, то вместе с злыми пойдет в геенну, и не за свои, а за ваши дела может погибнуть, если не исполнит как должно всего, к чему он обязан. Итак, зная, как велика им опасность, оказывайте им благорасположение.
Это имеет в виду и апостол Павел, когда говорит: «тии бо бдят о душах ваших», и притом не просто, но «яко слово воздати хотяще» (Евр. 13:17). Посему им следует пользоваться от вас великим уважением. Если же и вы, вместе с другими, будете нападать на них, то и ваши дела не будут иметь доброго успеха. Ибо, доколе кормчий в благом расположении духа, дотоле и находящиеся на корабле безопасны; но когда они раздражат его неприязненным и обидным обращением с ним, тогда он не может ни быть внимательным, ни исполнять как должно своего дела, и против воли подвергает их бесчисленным опасностям. Так и священники, если будут пользоваться от вас уважением, могут хорошо устроят ваше спасение; если же вы будете оскорблять их, то они опустят руки, и вы легко вместе с собою увлечете их теми же волнами, хотя бы они были и весьма добродетельны. Вспомни, что Иисус Христос сказал иудеям: «на Моисеове седалище седоша книжницы и фарисеи: вся убо, елика... рекут вам творити... творите" (Мф. 23:2, 3); а священники сидят уже не на Моисеевом, но на Христовом седалище: ибо они Христово приняли учение, как-то и Павел говорит: «По Христе... {посольствуем}, яко Богу молящу нами» (2Кор. 5:20).
Не видите ли, как все покоряются мирским начальникам, хотя часто бывают лучше их и родом, и жизнию, и умом? Но из уважения к тому, кто их поставил, ни о чем таком не думают и благоговеют перед волею царя, каков бы ни был получивший от него начальство. Вот какой показываем страх тогда, когда человек рукополагает! Когда же Бог рукополагает, – мы презираем рукоположенного, поносим, уязвляем бесчисленными ругательствами и изощряем язык на священников, тогда как нам запрещено осуждать и братий! Какого же стоит это извинения, когда в своем глазе не примечаем бревна, а в глазе другого тщательно замечаем сучец? Не знаешь ли, что, осуждая таким образом других, ты готовишь самому себе строжайший суд?..
Ведая все это, будем и Бога бояться, и священников Его почитать, воздавая им всякую честь, дабы и за собственные добрые дела и за почтение, оказываемое им, получить от Бога великое воздаяние» («В. Чт.»).
* * *
Примеч. Высота служения пастыря главным образом обнаруживается из совершения им божественной литургии. Во время литургии на престоле приносится беcкровная жертва: „Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися в датися в снедь верным“. Храм Божий тогда знаменует небо, а верующие изображают собой херувимов, всегда предстоящих на небе пред престолом Всевышнего. Вот тогда-то пастырь церкви, служащий в алтаре пред престолом, является выше самих ангелов небесных. Ангелы славословят Сына Божия, пастырь же приносит Его в жертву. Сами ангелы в это время служат с пастырем. Мы только не видим этого, потому что недостойны. Достойным же Господь иногда это открывает. Однажды преподобный Сергий Радонежский в своей лавре совершал божественную литургию вместе с братом своим Стефаном и племянником Феодором. В храме вместе с другими стоял преподобный Исаакий, давший на всю жизнь свою обет молчания. Вдруг он видит в алтаре еще четвертого мужа, в блистающих ризах, служившего вместе с тени тремя пастырями. Лицо его сияло, как солнце, так что Исаакий не мог даже взирать на него. Это чудное видение разрешило ему уста, и он обратился к стоящему подле него другому ученику преподобного Сергия, смиренному старцу Макарию и спросил его: «что это за чудное видение, отче? кто этот дивный муж?» – Макарий и сам был поражен чудом и отвечал: «не знаю, чадо, но и меня объемлет страх. Не пришел ли какой-нибудь священнослужитель с князем Владимиром?“ Князь же Владимир Андреевич гостил тогда в обители. В храме был его боярин. Иноки подошли к нему и спросили, нет ли священнослужителя с князем. Боярин отвечал, что никакого священнослужителя с князем не приезжало в лавру. Тогда блаженные ученики преподобного Сергия уразумели, что с их учителем служил ангел Божий. Литургия окончилась, и чудный тот муж стал невидим. Оба ученика, удостоенные видения, улучив удобную минуту, наедине спросили преподобного Сергия о таинственном служителе. Тот сначала уклонялся от объяснения, но потом, когда они усиленно просили его, отвечал им: „Дети мои любезные! Если уж сам Господь Бог открыл вам эту тайну, то могу ли я скрыть ее от вас? Тот, кого вы видели, есть ангел Божий; и не теперь только, а всегда при совершении божественной литургии он бывает здесь». – (Житие и подв. св. Сергия, стр. 168.)