Источник

132. Познанное добро ищут

Видим, что люди, когда познают добро, ищут его. Так, если познают, что добро для них – богатство, ищут его; познают, что хлеб – добро для них, и ищут его; познают, что одеяние – добро для них, и ищут его; познают, что дом – добро для них, и ищут его; познают, что свет – добро, и ищут его; познают, что искусство, художество, разум и мудрость – добро для них, и ищут их, и прочее, чем большее добро познают, тем усерднее и ищут его. А непознанное добро не ищут никогда: как искать того, чего не знаем? Посему надо прежде познать добро, и тогда его искать.

Так Бога – высочайшее, естественное и вечное познанное Добро – ищут; и чем более человек познает Его, тем усерднее и прилежнее ищет Его, и ничего ни на земле, ни на небе, кроме Него, не желает и не ищет, поя с пророком в сердце своем: Что мне на небе и без Тебя чего желать мне на земле (Пс. 72:25–26), и прочее, – но, все оставив позади себя, жаждущих духом спешит к Нему. Как лань желает к источникам вод, так желает душа моя к Тебе, Боже! Возжаждала душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда приду и явлюсь лицу Божию (Пс. 41:2–3).

Христианин! Если хотим Бога искать – а мы непременно должны, – то надобно прежде Его познать, и тогда искать; и чем более Его будем познавать, тем усерднее Его будем искать. Великое и драгоценное добро с великим старанием и усердием ищется. Серебро теми, кто любит его, с великим усердием ищется; золото – с еще большим усердием; камень драгоценный – с усердием, намного превосходящим это. Бог Добро, несравнимо лучшее и превосходнейшее всех созданий, ибо Он – Создатель всех. Все создания хороши, и хороши очень; но несравнимо лучше и превосходнее Сам Тот, от Которого создания хорошими сделались. Светел воздух, но намного светлее солнце, от которого воздух просвещается. Сладка вода, медом растворенная; но слаще сам мед, который воду услаждает. Так и Бог несравненно лучший свет имеет, нежели солнце, которому свет даровал; и несравненно лучшую доброту и сладость имеет нежели все создания, которых добрыми, сделал.

Насадил Бог любовь и милосердие в сердцах человеческих; но Сам несравненно большую любовь и милосердие имеет. Как величество Его, так любовь и милосердие Его. И не только Он имеет любовь и милосердие, но и есть самая Любовь и Милосердие; не только Благ, но и есть сама Благость; не только сладок, но и есть самая Сладость; не только Премудр, но и есть самая Премудрость; не только красив, но и есть самая Красота, которая красивее всех красот, и прочее. Но написано: Вкусите, и увидите, как благ Господь (Пс. 33:9). Мед от вкуса, и благоухающий цветок от запаха познается; так благость и доброта Божия от вкушения и ощущения познается.

Есть две книги, из которых Бог познается:

1) книга естества, то есть мир, небо и земля с исполнением их. Тому, кто смотрит на небо и землю и прочие создания Божия и об этом прилежно рассуждает, нельзя не прийти в познание Создателя и Бога. Посему и сами язычники от рассуждения этого приходили в познание Бога и того, как велик Бог, Который такой великий мир создал. Небеса проповедуют славу Божию, – поет пророк (Пс. 18:2). Ибо должен быть Великим Тот, Который такое великое и громадное из ничего сотворил. Должен быть Премудрым Тот, Который премудро все сотворил: Все Ты сотворил премудро (Пс. 103:24).

Должен быть Добрым и Лучшим Тот, Который все добро и хорошо сотворил. Тот, Кто подал свет солнцу, луне и звездам, Сам по Себе – несравненно лучший Свет: Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы. Он одевается светом, как ризою (1Ин. 1:5; Пс. 103:2). Тот, Кто сделал все вещи добрыми, Сам по Себе несравнимо лучше. Тот, Кто подал разум человеку, Сам несравнимо лучший разум имеет. Тот, Кто подал уши и очи животным, Сам несравнимо лучшее зрение и слух имеет: Насадивший ухо не слышит ли? Или Создавший глаз не видит ли? (Пс. 93:9). Тот, Кто подал питательную силу хлебу, Сам несравнимо лучшую имеет: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4:4). Он может без хлеба и пищи питать нас намного лучше, чем хлеб питает. Тот, Кто подал силу целительную зеленой траве, Сам несравненно лучшую имеет, ибо Он всех словом исцеляет.

Прохлаждает и оживляет вода нас, жаждущих, но Сам Он несравнимо лучше прохлаждает и оживляет нас. Иисус сказал ей в ответ: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13–14). Согревает нас огонь Его; но Сам Он намного лучше согревает нас. Он согрел сердце Клеопы и товарища его, когда с ними, как путник, шествовал и говорил им на пути; посему и сами они признались: Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? (Лк. 24:32). Услаждает мед нас, но несравненно лучше Сам Он услаждает нас, когда благости и любви Его сладость чувствуем в сердцах наших; и прочее. Хорошо, и весьма хорошо создание Божие; но Сам Создатель несравненно лучше (Быт. 1:31; 1Тим. 4:4). Как по книге познается разум сочинителя, и по зданию – мудрость архитектора, и по теплоте – огонь, так по созданию познается Создатель.

2) Лучший и совершеннейший способ, которым Бог познается, есть книга Священного Писания. Эта книга представляет нам и изображает Бога с Божественными Его свойствами. В ней показано нам, что Один и Тот же – Бог, Который весь мир создал и в созданном мире преславные дела сотворил и творит.

Но истинно Бога без Бога познать не можем. То, что Бог Благ, Всемогущ, Праведен, Истинен, Вездесущ и прочее, надо человеку в сердце почувствовать, и вкусить, и видеть, как Благ Господь; тогда Бог несколько познается. Посему говорит Господь: И никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. 11:27). И пророк святой молится: Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118:18).

Чтобы очи наши видели созданные вещи, нужен естественный свет. Чтобы и разум наш мог познать и видеть Бога, нужно, чтобы блеснул вышеестественный свет. Бог – сокровенный, и во свете живет неприступном (1Тим. 6, 17), но открывает и показывает Себя тем, которые любят Его, и смиренны, и просты, как младенцы, а от премудрых и совопросников века сего скрывается. Поэтому говорит Господь: Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф. 11:25).

Христианин! Познаем Бога, и непременно, все оставив, Его единого будем искать с любовью и прилежанием, и ничего ни на земле, ни на небе, кроме Него, не будем желать и искать. Он один и здесь, и в будущем веке совершенное наше будет блаженство.


Источник: Собрание сочинений святителя Тихона Задонского : [В 5 т.] – Изд. Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, - Москва : Профиздат, 2003. (Святоотеческое наследие) / Т. 2. – 952 с.

Комментарии для сайта Cackle