О таинстве священства
1. Понятие о таинстве священства
Священство было и в Ветхом Завете и установлено Самим Богом для избранного народа Божия (Исх. 28:1, 41 и др.); христианская церковь, как общество верующих во Христа, не могло не иметь своего рода иерархического устройства, чтобы достигать тех великих целей, которые лежат в основании ее, и устройство это должна была иметь от Самого Иисуса Христа, как своей Главы, как своего Основателя, верховного своего Первосвященника, Учителя и Господа, и Господь действительно учредил в ней такую власть. Он сам избрал для сего из множества учеников Своих 12-ть (Лк. 6:13), и отделив их от прочих Своих последователей, предназначил им особенное служение в церкви (сн. Ин. 15:16, 20, 21). Для сего приготовлял их к будущему служению их Своими наставлениями и влиянием Своего примера, раскрывал им тайны Царствия Божия (Мф. 10:5, 13:11; Лк. 9:3–6, 10:2–20; Ин. гл. 14–16), удостоил их особенных обетований и духовных дарований (Мф. 10:19, 20; Лк. 21:15), наконец, облек их властию и правами учения, священнодействия и управления, как особенным их преимуществом в его церкви, обещав и действительно преподав им для сего благодать Св. Духа (Ин. 20:21, 22; Деян. 1:5, 2:1–4).
а) Так, преподавая им власть учения, он сказал: «шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари» (Мк. 16:15). «Шедше... научите вся языки... учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф. 28:19, 20);
б) преподавая власть совершать таинства и проч. священнодействия церковные, сказал о крещении: «шедше... научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19); о таинстве евхаристии: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19); о таинстве покаяния: «имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся» (Ин. 20:23). Тоже должно разуметь и о прочих таинствах; и потому-то апостол пишет: «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1Кор. 4:1).
в) Наконец, преподавая власть управлять церковию, сказал: «Слушаяй вас, мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается» (Лк. 10:16); «аще... церковь преслушает (брат твой), буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18:17).
Преподав апостолам сию троякую власть, Господь хотел, чтобы она переходила от них к их преемникам и сохранилась в христианской церкви до самого окончания мира; ибо Он повелел им научить и крестить все народы (Мф. 28:18–20); повелел совершать евхаристию до самого второго своего пришествия (1Кор. 11:23–26); обещал им послать Духа Утешителя, да будет с ними во век (Ин. 14:16, 17, 16:13); обещал и Сам пребывать с ними «во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20).
Отсюда апостолы и сами постоянно пользовались этою троякою властию (напр. Деян. 5:42, 6:1–5; 1Кор. 4:1, 5:4, 5, 9:16), и преподавали ее и своим преемникам, рукополагая для церкви пресвитеров и епископов (Деян. 14:23; 1Пет. 5:1–4; 1Тим. 4:14; 2Тим. 2:2, 4:2–5; Тит. 1:5–9), и везде производят сию власть от Бога и Христа и Св. Духа. «Он поставил в церкви, – пишет апостол, – одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, в дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11, 12). «Он дал нам служение примирения... мы – посланники от имени Христова» (2Кор. 5:18, 20). Никто сам собою не приемлет сей чести (т. е. священства), но только призванный Богом, как и Аарон (Евр. 5:2, сн. Рим. 10:15). И к пастырям ефесской церкви говорит: «Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Посвящения в разные степени священства с самых времен апостольских совершалось в церкви через рукоположение. Так совершалось посвящение в сан епископа (1Тим. 4:14; 2Тим. 1:5), и в сан пресвитера (1Тим. 5:22; Тит. 1:5), и в сан диакона (Деян. 6:6). И право рукоположения всегда принадлежало в церкви епископам («Апост. прав. 1 и 2; Антиох. 9; Всел. 1 го пр. 19»). Следуя той мысли апостола, что благодать рукоположения, раз сообщенная, обитает в душе рукоположенного (1Тим. 4:14; 2Тим. 1:6), церковь постоянно защищала ту мысль, что рукоположение не должно быть повторяемо.
Столь высокое звание священнослужения требовало от избираемого особенных качеств души. Чтобы он мог и сам совершать свое дело с разумением веры и других руководствовать к вере, ему нужно образование ума по началам веры: он должен знать Св. Писание (2Тим. 3:15), и должен быть учителем (1Тим. 3:2); еще более требуется, чтобы он был исполнен любви к Господу, так как он избирается в служители таин Его. Жизнь его должна быть непорочна (1Тим. 3:2, 6); но безженство священства еще на 1 всел. соб. названо игом неудобоносимым (Сокр. Церк. ист. 11 Созом. I, 23; Руф. 1:17); напротив, избираемый хорошо должен управлять своим домом и детей содержат в послушании со всею честностию (1Тим. 3:4, 5).
Главных степеней священства в Св. Писании указывается три: епископа, пресвитера и диакона. Разность между ними та, что диакон служит при таинствах, пресвитер совершает таинства в зависимости от епископа; епископ не только совершает таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать оные. Об этих трех степенях священства Игнатий Богоносец пишет: «Что вы ни делаете, ничего не должно делать без епископа. Будьте покорны и пресвитерам, как апостолам Иисуса Христа, надежды нашей; и диаконам, – сим служителям таин Иисуса Христа, – должно оказывать всякое угождение: ибо они не пития и яств служители, а служители церкви Божией» (Посл. к Трал. § 2. Посл. к Смирн. § 8. Магнез. § 6. Св. Полик. посл. к Филипп. § 5. Св. Иуст. ап. 1 § 65. Кипр. Epist. 65. Григ. Наз. Epist. 205. Ник. 1-го прав. 18).
Священство, как особенное Божественное учреждение, по его великому призванию и обязанностям, в деле служения спасению верующих, всегда составляло в церкви особенный чин, отделяемый от прочего общества верующих особенным избранием и посвящением через таинственное святительское рукоположение262. – (Извлеч. в сокращ. из кн. «Опыт библ. словаря собств. имен.» – прот. П. Солярского, т. IV, стр. 707 – 709).
* * *
Примеч. Незаконность священства у старообрядцев поповцев, принимающих былых священников. 1) Беспоповцы, совершенно не имеющие священноначалия, не имеют и необходимых для спасения таинств: они не имеют в себе Святого Духа, Который преподается христианину священником чрез помазание св. миром, освященным чрез епископа; не имеют таинства причащения, следовательно, не вселяется в них и Христос; они не очищаются от грехов исповедию; все они родятся вне законных благословенных браков. Вообще заблуждения беспоповцев очевидны для всякого, кто имеет истинное понятие о церкви, установленной Господом Иисусом Христом. 2) Старообрядцы поповцы не получают спасения чрез беглых священников; ибо что говорит 31 правило святых апостолов? „Если пресвитер, презрев собственного епископа, будет делать отдельные собрания или поставит другой жертвенник, не обличив по суду епископа ни в чем противном благочестию, да будет извержен, как властолюбивый, также извержены будут и прочие из клира, к нему приложившиеся; миряне же да будут отлучены от общения церковного после трех увещаний от епископа». Подобное говорится и в 15 правиле св. апостол, в 16 правиле первого вселенского собора, в 3-м правиле Антиохийского собора, в 14 правиле двукратного собора а других. По 33-му правилу св. апостолов пресвитеры и диаконы без воли епископов ничего да не совершают. По правилам церковным священник может перейти в другое место, но должен быть принят не иначе, как епископом того нового места и по отпустительной грамоте прежнего епископа его; а если епископ примет чужого клирика в свою паству без увольнительной грамоты от епископа того клирика, то подлежит извержению, равно и принятый им (по 13 правилу шестого вселенского собора). Тем более ни миряне старообрядцы, не имеющие епископов, ни их беглые священники не имеют никакого права принимать других беглых священников от православной церкви; ибо священники с мирянами, без епископа церкви не составляют. На них падает клятва, по шестому правилу Гангрского собора: „аще кто кроме церкви особо собрания составляет, и презирая церковь, церковная творити хощет, не имея с собою пресвитера по воле епископа, да будет под клятвою». (Из кн. „Беседы об основных истинах святой православной веры». Сергия, архиеп. владимирского, Москва, 1893 г., стр. 200 – 201).