Источник

Часть 21, Глава 1Часть 21, Глава 3

О таинстве священства

2. Пастырство в церкви Христовой

I.Необходимость постоянной иерархии. – Со смертию апостолов священноначалие не должно было прекратиться в церкви Христовой.

а) «Если тело человеческое, управляемое необходимостию природы, имеет нужду в суде, который бы определял членам его род и меру деятельности и покоя, содержал общие и частные его требования в пределах справедливости и пользы, наблюдал за его здравием, и открывая болезни его, употреблял врачество или совсем отделял чуждое для жизни целого263, то тем более нуждается в управлении общество верующих во Христа. Власть служит необходимым условием общественного благоустройства264. Никакое общество не может быть благоустроено, и даже существовать не может без начальников или наставников».

б) «По слову Христову (Ин. 17:3) , живот вечный, или вечное блаженство заключается в том, чтобы знать единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа. По слову апостольскому, «веровати... подобает приходящему к Богу» (Евр. 11:6). Но Бог непостижим; и Христос есть «тайна сокровенная от веков и родов в Боге, ныне же явленная святыми Его» (Кол. 1:26), не в мерцании разума естественного, но в свете откровения благодатного. Отсюда необходимо происходит вопрос апостола: «Како... уверуют, егоже не услышаша? како же услышат без проповедующего?» (Рим. 10:14).

Надобен проповедник истины Божией, наставник в вере, строитель таин благодатных.

в) Вера, чтобы ей быть спасительною, требует жизни по вере. "Ибо... вера без дел мертва есть» (Иак. 2:26), и следственно, неспособна довести человека до жизни вечной. Чтобы жить по вере и творить добрые дела, для сего надобно знать заповеди Божии, соображать разумение и исполнение их с духом веры, верно применять оные к разнообразным обстоятельствам жизни. Только невнимательный к себе или самонадеянный может сказать, что для сего ему довольно самого себя и что он не имеет нужды в наставнике или советнике.

г) Мы непрестанно должны быть то в подвиге против греха, уже в нас более или менее живущего и действующего, то на страже против греха, готового нас искусить, прельстить, поработить и умертвить. Для сего нужно искать наставника, «имущего чувствия обучена долгим учением в рассуждение добра же и зла» (Евр. 5:14)265. Церковь потому и «всеобщая руководительница»266 во спасении, что в ней есть всеобщие руководители спасаемых, строители здания церкви.

«Впрочем, ни с одним родом правления мирского не сходствует иерархия или священноначалие, то есть такое чиноположение, по которому некоторые лица, сообразно с их способностями и служением, разделенные на разряды и степени, на основании слова Божия, при помощи преемствуемой благодати, действуют к освящению душ так, что старейший по власти духовной делается всем слугою по обязанностям»267.

II. Основа законного пастырства в церкви заключается в пастырстве Иисуса Христа, «Который называет Себя Единым Пастырем, потому что все прочие пастыри суть только Его пастырские орудия»268. Они видимо представляют Его невидимое пастырство и действуют вверенною от Него властию (1Пет. 2:25)269. «Якоже посла Отец Небесный Сына Своего Единородного, и, Единородный Сын Божий послал апостолов; и апостолы, или паче Дух Святой через апостолов, послал богоносных отцов наших, а сии паки других преемствовавших им». Через непрерывное посольство пастыри Христовой церкви «присоединяются к златой, чистой и Божественной цепи посланников Господних»270.

Таким образом пастыри церкви представляют на земле Самого Христа, Который, чтобы служебных пастырей cлушали как бы Самого Верховного, провозгласил, что слушать их и Его есть едино: «Слушаяй вас, Мене слушает» (Лк. 10:16)271. Такую власть ни от кого другого нельзя получить, как только от лиц, уже облеченных ею. «Бог церкви Своей «дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовеcтники, овы же пастыри и учители» (Еф. 4:11), а не отдал каждому на произвол поставлять себя в духовные наставники. О сем именно сказано, что «никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога» (Евр. 5:4), или непосредственно, как вначале апостолы, или преемственно, через званных от Бога прежде»272. «Если Тот, Кем "все тело церкви, составы и соузы подаемо и снемлемо, растит возращение Божие» (Кол. 2:19), не устроил кого оком или устами сего тела, то тот не должен присвоять себе особенных обязанностей сих членов»273. Спаситель наш для того, «чтобы узнавали данных от Него (пастырей), поставил признак: «входяй дверьми пастырь есть овцам» (Ин. 10:2), то есть вступающий в сие служение посредством благодатного избрания есть истинный пастырь»274. Пастыри, не входящие дверьми, по суду Пастыреначальника, "татие суть и разбойники» (Ин. 10:1); они, как «Богом через священноначалие не призванные, не прияли ни чести присвояемых им имен, ни благодатной силы и власти»275. Неприкосновенность иерархического служения испытал на себе царь иудейский Озия, который, «превознесшись своим величием, отважился стать с кадильницею перед алтарем фимиама», за что «на сем самом месте, когда хотел изъявить свой гнев на первосвященника Азарию и восемьдесят священников, обличавших его, поражен проказою»276.

III. Три степени иерархии. – «Постоянная и непременая иерархия церкви христианской издревле разделялась на три степени: епископа, пресвитера и диакона. Имя епископа знаменует надзирателя. Апостольское происхождение сего достоинства, отличного от звания пресвитеров, видеть можно из первого послания к Тимофею, где апостол Павел наставляет его употреблять вверенную ему власть поставлять пресвитеров и диаконов (1Тим. 3, 5:22), их наставлять (1Тим. 5:1, 2), ободрять (1Тим. 17) и судить (1Тим. 19:20); из послания к Титу, где сей также представляется оставленным в Крите с правом поставлять пресвитеров (Тит. 1:5) и управлять ими; из Апокалипсиса, где каждой из седьми азийских церквей приписывается один епископ под именем «ангела» (Апок. 2:1). Игнатий Богоносец в своих посланиях, говоря о клире, обыкновенно именует епископов, пресвитеров и диаконов. Как власть епископа заключает в себе и ту, которая принадлежит пресвитеру; то должности и наименования первых вначале не строго были отличаемы (Деян. 20:17, 28; Тит. 1:5–7); между тем как преимуществом епископства всегда было право рукополагать и руководствовать пресвитеров.

Наименование пресвитера значит старца и, вероятно, заимствовано христианами от иудеев, так как и поставлены первые пресвитеры, беэ сомнения, в Иерусалиме (Деян. 11:30). Должность пресвитеров всегда состояла в том, чтобы учить народ и совершать таинства в зависимости от епископов. Они были также советниками епископов.

Имя диаконов, то-есть «служителей,» общее служителям веры (1Кор. 3:5) , присвоено апостолами седьми «служителям трапез», постановленным в Иерусалиме (Деян. 6:2); а посему примеру и в других местах введена сия третия степень служителей церкви (1Тим. 3:8). Должность их сперва состояла в попечении о содержании бедных, а потом и в служении при совершении таинств. Пример Стефана и Филиппа показывает, что они могли и проповедовать»277.

II. Иерархическая власть. Пастыри церкви, как апостольские преемники, должны быть равны между собою278. Единый Пастырь, разделяя Свое собственное епископство душ (1Пет. 2:25)279, наделил каждого пастыря церкви одинаковою иерархическою властию. Эта власть ограничивается пределами отдельной церковной общины.

«Общее же вероисповедание и постановление вселенской церкви определяется из слова Божия общим согласием вселенской церкви через посредство ее учителей; – собранием пастырей и учителей христианской кафолической церкви, по возможности, со всей вселенной».

Соборная форма церковного правления утверждается на примере апостолов, которые держали собор в Иерусалиме (Деян. 15). Основанием сего служит также изречение Иисуса Христа, дающее определениям церкви такую важность, что преслушавший оные, становится лишенным благодати, как язычник (Мф. 18:17).

Способ же, которым вселенская церковь изрекает свои определения, есть вселенский собор280. При соборном управлении, церковь Христова, как во времена апостолов «представляла, так и до ныне представляет образ верховного единоначалия в Иисусе Христе, управляющем ею посредством Своего откровения и дарований Духа Святого»281.

Орудиями верховной власти Христа являются пастыри; через них Спаситель преподает людям откровенные истины и низводит благодать282. С этою целью они не только непрерывно посылаются от времен апостольских, но и каждый раз освящаются благодатию Св. Духа. Благодатный дар, который воскресший Господь влиял в апостолов Своим Божественным дуновением и который открылся в них сошествием Святого Духа, через рукоположение апостольское, и потом отеческое, непрерывным током течет до нынешнего святительства и священства, и тещи будет до скончания века283. «Как тогда, так и теперь в священноначалие и священство поставляет и в нем действует Дух Святый (Деян. 20:28), чтобы низводить благодать, размножать живые порождения Духа Божия и сосуды благодати»284. (См. кн. «Догматич. богосл. по сочин. Филарета, митр. Московского» А. Городков, стр. 237 – 242).

 

* * *

263

Слова, изд. 1873 г. I, 252.

264

Слова, изд. 1848 г. II, 181.

265

Слова, издан. 1861 г. III, 108.

266

Слов. изд. 1882 г. IV, 621.

267

Библ. Ист. 478 – 9; ср. „Чт. в О. И. и Д. Р.“ 1876 г. I, 42.

268

Слова, изд. 1848 г. I, 233.

269

Ibid. 220; ср. II, 340. 337; I, 217–221.

270

Слова, изд. 1848 г. II. 337; ср. III, 410.

271

Слова, изд. 1848 г, I, 220.

272

Слова, изд. 1848 г. II, 188.

273

Слова, изд. 1848 г. II, 18; ср. I, 230 – 2.

274

Слова, изд. 1848 г. I, 220: ср. Библ. Ист. 474 – 5.

275

Слова, изд. 1861 г. III, 184.

276

Библ. Истор. 263.

277

Библ. Истор. 481 – 3; ср. изд. 1848 г. 341; изд. 1861 г. 385 – 387.

278

Слова, изд. 1848 г. II, 98 – 9.

279

Слова, изд. 1848 г. II, 340.

280

Кат. 17; ср. Биб. Ист. 486 – 7; изд. 1861 г. III, 387 – 8.

281

Библ. Ист. 478.

282

Учительство церковное как будто не согласно с словами Иисуса Христа: вы же не нарицайтеся учители: един бо есть вам учитель, Христос, вси же вы братие есте (Мф. 23, 8). Этими словами Христос „не служение учительское отвергает», а „наше мудрование смиряет, превозношение низлагает, дерзость обуздывает, своеволие отсекает, осуждает и запрещает самопостановление и самоназванное учительетво. Не нарицайтеся учители: не восхищайте сего звании сами себе; не вызывайтесь учить, когда вы не призываетесь к сему. А если и будете к сему призваны, если Бог поставит, если священный закон наречет вас учителями; и тогда не возноситесь званием, которое только по дару и по причастию вам принадлежит, поскольку первоначально и существенно един есть ваш учитель Христос. Почитайте себя не более, как братиями тех, которые называют вас учителями: будьте слуги, а не властители учения и учеников: болий в вас да будет вам слуга (Мф. XXIII, 11)“. – (Слова, изд. 1848 г. I, 229).

283

Слова, изд. 1861 г. III, 183–4; ср. Библ. Ист. 475; изд. 1877 г.

284

Слова, изд. 1882 г. IV, 497; изд. 1848 г. II, 343; ср. 65.


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle