О таинстве священства
3. Что есть диакон?
Диакон (διάκονος) буквально значит слуга, служитель. Этими двумя значениями это слово и выражено в нашем славянском переводе св. Евангелий и Посланий апостольских. Так Иисус Христос говорит Своим ученикам: «иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга» (диакон) (Мф. 20:26; смотр. подобные места Мф. 23:11; Мк. 9:35, и т. д.). Св. ап. Павел называет ап. Тимофея служителем (диаконом) Иисуса Христа: «добр будеши служитель Иисусу Христу» (1Тим. 4:6); равно и себя он называет слугою (диаконом) Божиим: «во всем представляюще себе яко Божия слуги» (2Кор. 6:4); а в другом месте он называл слугами (диаконами) Христовыми и себя и других апостолов: «Тако нас да непщует человек, яко слуги Христовы» (1Кор. 4:1).
Но кроме сего обыкновенного употребления в греческом языке имени диакон, диаконами в Новом Завете называются особенного рода слуги – служители св. церкви, именно: лица, составляющие в иерархии Христовой церкви низшую степень. Что таковая степень в иерархии Христовой церкви действительно установлена по повелению Божию, или по распоряжению Всесвятого Духа, и составляет степень особую от степени епископа и пресвитера, это неоспоримо. Ибо:
а) Св. ап. Павел в своем послании к Филиппийцам, желая благодати и мира всем святым (т. е. истинноверным), находивщимся в городе Филиппах, явно различает в них епископов и диаконов, как особенные звания. Он говорит: «Павел и Тимофей, раби Иисус Христовы, всем святым о Христе Иисусе сущим в Филиппех, с епископы и диаконы: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Флп. 1:1, 2). Если бы эти епископы и диаконы не составляли между верующими в Филиппах какого-либо особенного звания, то св. апостол не отличал бы их ни от верующих вообще, ни друг от друга. А если бы они существовали в Христовой церкви не по установлению Божию, то он отнюдь не упомянул бы ни о каких других званиях, которые в Филиппах, конечно, были.
б) Еще св. апостол в послании к Тимофею отделяет диаконов и от пресвитеров, которых он там называет епископами, и от верующих вообще. Именно, показав Тимофею, каковы должны быть епископы (пресвитеры) (1Тим. 3:1–7), он далее показывает, каковы должны быть диаконы (1Тим. 3:8, 9, 12). Для чего он это делает, если не для того, что звание диаконов было отличное от пресвитерского, и что Тимофею должно было в Ефесе избирать из верующих и поставлять в пресвитеров и диаконов мужей достойных сего звания, как заповедал он Титу поставлять пресвитеров в Крите: «Сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши и устроиши во всех градех пресвитеры» (Тит. 1:5)? И как могло быть такое звание, ежели оно не было Божественного установления?
в) Особенность степени диакона от степени епископа и пресвитера, равно Божественность установления диаконской степени в иерархии Христовой церкви, ясно подтверждают учители первенствующей церкви.
Св. священномученик Игнатий, упоминая в послании к Филадельфийцам о епископах, пресвитерах и диаконах, о всех их говорит, что они установлены по воле Бога Отца посредством Иисуса Христа. Именно: «Кровь Иисуса Христа есть радость вечная и твердая, наипаче тем, иже едино суть со епископом и со пресвитеры и со диаконы, вчиненными волею Бога Отца чрез Господа Иисуса Христа» (Посл. к Филадельф.).
Св. священномученик Киприан твердо говорит, что «диаконов, по вознесении Господа, избрали в служителей своего епископства и церкви апостолы» (Киприан в 60 посл. к Рогатиану).
Что степень диакона в церковной иерархии составляет степень третью, низшую пресвитерской, это ясно видим из 18 правила св. первого вселенского собора. Этот св. собор сильно запрещает диаконам некоторые, замеченные за ними, противозаконные поступки, именно: а) проскомисание просфор, т. е. совершение проскомидии, конечно потому, что это дело собственно пресвитерское; б) причащение Св. Тайнам прежде пресвитеров, и преподавание Св. Таин пресвитерам, конечно потому, что этими поступками диаконы становили себя выше пресвитеров, и в) сидение между пресвитерами. Означенное 18 правило первого вселенского собора в славянском переводе читается так: «Диакони в своих мерилах да пребывают, да ни просфор просконисают, ни причащения пресвитером да не дают, ни прежде их к святыни да не прикасаются, и посреде пресвитер да не седают: чрез правило бо есть, и безчинно, аще что таково будет» (Кормч. лист 39 на обор.).
Блаж. Симеон Фессалоникийский называет должность диакона только служебною иерею и архиерею, и поставляет его при священнослужениик совершенную зависимость от них. Он говорит: «Диакони суть служительное достоинство имуще токмо. Не мощно тым в священную одеватися одежду (надевать стихаря) без благословения архиерея или иерея, ниже начинати кую священную службу без пресвитера или благословения пресвитерова» (Симеон Фессалоникийский, глава ХСVІ, слич. и главу СLVІ). – (Сост. по кн. «Истиннодревняя и истинно-православная Христова церковь», Григория, митроп. Новгородского и С.-петербург. Москва, 1888 г., стр. 95 – 99).